Ключевые слова: управление, инновации, информационные технологии, инновационные проекты, информационные единицы.

Инновация может быть рассмотрена как сложная система [1]. В этом случае можно говорить о структуре и элементах такой системы. Инновация может быть рассмотрена как информационная конструкция [2].В этом случае  можно  говорить о структуре и элементах такой информационной конструкции. В обоих случаях мы приходим к информационным единицам которые являются элементами в информационных конструкциях и элементами сложных систем, построенных на основе информационных моделей. Инновация может быть рассмотрена как информационный ресурс [3]. Информационный ресурс [4] также в качестве составляющих имеет информационные единицы. Особенно большое значение информационные единицы имеют при каталогизации информационных ресурсов [5]

Применение информационных единиц

Информационные единицы широко применяются в разных научных и технологических направлениях в совокупности они служат средством описания картины мира [6]. Они служат инструментом описания и инструментом формирования информационных моделей: процессов, объектов, ситуаций [7].

Информационные единицы (ИЕ) создают разные информационные конструкции моделей и систем. Систематика информационных единиц [8] дает возможность выделить их разные группы, применительно к функциям и технологиям. Эти группы следующие: логические информационные единицы [9], управленческие информационные единицы [10], коммуникационные информационные единицы [11], графические информационные единицы [8, 12], лингвистические информационные единицы [13], паралингвистические информационные единицы [14], информационные единицы поиска информации [15], образовательные информационные единицы [16] и другие.

Разнообразие групп информационных единиц обусловлено разнообразием информационных технологий, которые специализируются на: передаче, обработке, хранении и представлении информации. В управлении информационные единицы наиболее близко соотносятся с операционным управлением и с управлением, основанным на стандарте ITIL.

Использование информационных единиц в анализе

Анализ с использованием ИЕ основан на построении статической и динамической информационной модели объекта анализа. Для анализа инновационного проекта [17] необходимо классифицировать его с определенным типом инновации [18]. В соответствии с руководством OECD инновации по аспекту результата подразделяют на четыре типа: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные [18].

Эффективность инновационного проекта – категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников [17]. В информационном поле [19] это означает наличие информационного соответствия между целями и функциональными возможностями проекта.

Концептуальная модель [17] оценки эффективности инновационных проектов включает три аспекта: экономический, системный, информационный. Главным является экономический аспект. Системный и информационный позволяют расширять анализ, и, если необходимо, проводить моделирование для оценки эффективности.

Экономическая эффективность инновационного проекта включает в себя: общественную (социально-экономическую) эффективность проекта и коммерческую эффективность проекта. Коммерческая эффективность определяется на основе расчетов, общественная чаще всего на основе экспертных оценок [20]. В социальной сфере большинство инновационных проектов имеют общественную эффективность, которая оценивается экспертными методами и часто самими разработчиками. Если отрасль выполняет социальные функции, то необходимо принимать во внимание социально-экономическую эффективность проектов.

Системный подход в своей основе рассматривает инновацию как сложную систему [1]. Это дает основание моделировать инновацию как сложную систему и переносить опыт применения и продвижения одних инноваций при создании и реализации других.

Информационный подход основан на построении информационных единиц и информационных моделей ситуации, связанной с проектами и средой в которой эти проекты внедряются.

Состояние инновационного проекта как инструмента достижения неких целей зависит от множества операций. Это возможность рассматривать простые операции как информационные единицы процессов. Это возможность применять операционный анализ к инновационному проекту и его развитию. Сложная операция как информационная модель строится из информационных единиц.

Важным понятием в операционном анализе является ресурс. Оно имеет разнообразное толкование, поскольку ресурсы в операционном анализе могут быть качественно разными объектами. Такими ресурсами в операционном анализе инноваций являются: информация, время, деньги, материалы, оборудования, интеллектуальная собственность, географические факторы, пространственная распределенность, операции, знания, и т.д.

Операционное анализ позволяет детализировать совокупность приемов  достижения  целей в виде связанных информационных единиц. В случае согласованности таких информационных единиц они образуют информационную конструкцию [2]. Таким образом, можно выделить три типа операции:

  • простая операция – информационная единица (ОИЕ);
  • сложная операция – информационная модель, или совокупность информационных единиц (ОИМ);
  • совокупность операций – информационная конструкция, или совокупность согласованных между собой информационных моделей (ОИК). Для формализованного описания  динамики инновационного проекта целесообразно использовать определенные правила. Эти правила включают: ограничения, наличие ресурса, реализацию, результат, собственный ресурс операции как информационной единицы.

Операции ОИЕ реализуются с учетом внешних факторов и ограничений. Из них важнейшими является группа факторов, называемых «правилами обработки событий». На основе таких правил модуль операции регулирует действия над ресурсами.

Для реализации любой операции ОИЕ (ОИМ) требуется ресурс. При этом ресурс может использоваться одновременно несколькими операциями.

Реализация операции ОИЕ (ОИМ) – это преобразование ресурсов в другие виды ресурсов. Такое преобразование всегда связано с частичным или полным расходом внешнего и/или внутреннего ресурса. Привлеченный ресурс может высвобождаться по завершении операции и передаваться другим операциям.

Результатом операции ОИЕ (ОИМ) является ресурс, образующийся при исполнении операции как результат преобразования ресурсов (ОИК). Новый ресурс может использоваться в других операциях (ОИК).

Собственный ресурс операции образуется в процессе преобразования внешнего и внутреннего ресурса.

Любые действия с инновационным проектом или его взаимодействие с внешней средой могут быть описаны с помощью моделей операций. Обоснование или определение свойств операций осуществляется с использованием ИЕ. Операционное управление обеспечивает экономическую мобильность и повышает экономическую массу (капитализацию) организации. Значительная экономическая масса дает возможность противостоять ударам динамичной и неопределенной внешней среды, неуклонно следовать стратегическому курсу. Экономическая мобильность создает условия для эффективного маневрирования в изменяющейся обстановке и последовательного продвижения к своей цели. Таким образом, ИЕ повышает качество операционного операционного анализа и управления инновациями.

Применение информационных единиц при когнитивном анализе инноваций

Суть когнитивного моделирования – состоит в том, чтобы сложнейшие проблемы и тенденции развития инновации отразить в упрощенном виде в модели, исследовать возможные сценарии возникновения кризисных ситуаций, найти пути и условия их разрешения в информационной ситуации. Объективная особенность диффузии инновационных проектов состоит в определенной степени в непредсказуемости ситуаций. Другими словами информация может быть слабо структурированной, что снижает возможность применения детерминированных оценок.

Когнитивный анализ состоит  из  нескольких этапов, на каждом из которых реализуется определенная задача. Последовательное решение этих задач приводит к достижению главной цели когнитивного анализа инноваций.

Для того чтобы понять и проанализировать поведение инновации во внешней среде, строят структурную схему причинно-следственных связей на основе информационных единиц. Анализ этих связей необходим для реализации различных управлений процессами в системе.

Когнитивная модель – это вид математической модели, представленной в виде графа и позволяющей описывать субъективное восприятие человеком или группой людей какого-либо сложного объекта, проблемы или функционирования системы [21]. Она предназначена для выявления структуры причинных связей между элементами системы, сложного объекта, составляющими проблемы и т. п. и оценки последствий, происходящих под влиянием воздействия на эти элементы или изменения характера связей.

Секвенциальное (причинно-следственное) описание позволяет достаточно полно преобразовать задание на языке человека в машинную форму [22]. Взаимодействие факторов отображается с помощью когнитивных карт, которые являются информационной моделью исследуемой системы в виде графических информационных единиц.

В когнитивную модель [21] входят ориентированный граф и веса дуг графа, которые часто означают оценка влияния факторов. При определении весов дуг ориентированный граф превращается в функциональный.

Для интерпретации и анализа инновации, строят структурную схему причинно-следственных связей информационных единиц инновации (факторов ситуации). Два элемента (информационные единицы) инновации А и В, изображаются на схеме в виде отдельных точек (вершин), соединенных ориентированной дугой, если элемент А связан с элементом В причинно-следственной связью: А → В, где: А – причина, В – следствие.

Факторы могут влиять друг на друга, причем такое влияние, как уже указывалось, может быть положительным, когда увеличение (уменьшение) одного фактора приводит к увеличению (уменьшению) другого фактора, и отрицательным, когда увеличение (уменьшение) одного фактора приводит к уменьшению (увеличению) другого фактора. Причем, влияние может иметь и переменный знак в зависимости от возможных дополнительных условий.

Когнитивная модель отображает лишь факт наличия влияний факторов друг на друга.  В  ней не отражается ни детальный характер этих влияний, ни динамика изменения влияний в зависимости от изменения ситуации, ни временные изменения самих факторов. Учет всех этих обстоятельств требует перехода на следующий уровень структуризации информации,  то  есть  к когнитивной модели информационной ситуации.

На этом уровне каждая связь между факторами когнитивной модели раскрывается соответствующими зависимостями, каждая из которых может содержать как количественные (измеряемые) переменные, так и качественные (не измеряемые) переменные. При этом количественные переменные представляются естественным образом в виде их численных значений. Каждой же качественной переменной ставится в соответствие совокупность лингвистических переменных, отображающих различные состояния этой качественной переменной (например, покупательский    спрос    может    быть «слабым», «умеренным»,  «ажиотажным»  и  т.п.),  а  каждой лингвистической переменной соответствует определенный числовой эквивалент в шкале. По мере накопления знаний о процессах, происходящих в исследуемой ситуации, становится возможным более детально раскрывать характер связей между факторами.

Существуют следующие проблемы построения когнитивной модели: трудности вызывает выявление факторов; выделение существенных и второстепенных факторов; ранжирование факторов; выявление степени взаимовлияния факторов. Все это решается в когнитивной области эксперта. После чего задача переходит в информационную область и решается с использованием информационных единиц.

Заключение

Конкурентоспособность любой организации связана с ее инновационностью. Инновационность это более широкое понятие, чем инновация. Информационные единицы позволяют  не только проводить анализ инноваций, но позволяют давать оценку инновационности организации. Анализ инноваций с применением информационных единиц дает возможность не только повышать качество управления, но и осуществлять междисциплинарный перенос знаний. Примененная методика с применением информационных единиц дает возможность проводить сравнительный анализ разных методов и технологий управления. С формальной стороны информационные единицы дают возможность использовать аппарат структурного программирования для анализа, что повышает качество анализа и управления инновациями.

Список использованных источников

1. Цветков В.Я., Омельченко А.С. Инновация и инновационный процесс как сложная система // Качество, инновации, образование. 2006. № 2. С.11-14.
2. Tsvetkov V.Ya. Information Constructions // European Journal of Technology and Design. 2014. Vol.(5). № 3. pp. 147-152.
3. Матчин В.Т. Информационные ресурсы как инструмент научного исследования и развития // Вестник МГТУ МИРЭА. 2014. № 2 (3). С. 235-256.
4. Соловьёв И.В. Информационные ресурсы: монография. М.: МГТУ МИРЭА. 2014. 86 с.
5. Соловьёв И.В. Каталогизация и индексирование информационных ресурсов // Перспективы науки и образования. 2014. № 4. С. 25-31.
6. Цветков В.Я. Информационные единицы как средство построения картины мира // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. (Часть 4). № 8. С. 36-40.
7. Цветков В.Я. Информационные модели объектов, процессов и ситуаций // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 5. С.4-11.
8. Ozhereleva T.А. Systematics for information units // European Researcher, 2014, Vol.(86), № 11/1, pp. 1894-1900.
9. Tsvetkov V. Ya. Logic units of information systems // European Journal of Natural History. 2009. № 2. pp. 99-100.
10. Романов И.А. Применение информационных единиц в управлении // Перспективы науки и образования. 2014. № 3. С.20-25.
11. Цветков В.Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. 2007. № 12. С.123-124.
12. Болбаков Р.Г, Маркелов В.М., Цветков В.Я. Топологическое моделирование на геоданных // Перспективы науки и образования. 2014. № 2. С. 34-39.
13. Мухин А.М. Понятие нейтрализации и функциональные лингвистические единицы // Вопросы языкознания. 1962. №. 5. С. 53-61.
14. Цветков В.Я. Паралингвистические информационные единицы в образовании // Перспективы науки и образования. 2013. № 4. С. 30-38.
15. Li, X., Phang, T.H., Hu, M., & Liu, B. Using micro information units for internet search // Proceedings of the eleventh international conference on Information and knowledge management. ACM. 2002, November. pp. 566-573.
16. Цветков В.Я. Передача знаний с помощью информационных образовательных единиц / Августовские педагогические чтения – 2014. Сборник материалов международного научного Е-симпозиума. Россия, г. Москва, 28-30 августа 2014 г. / под ред. проф. И.В. Вагнер. Киров: МЦНИП, 2014. С.162-174.
17. Романов И.А. Принципы оценки эффективности инновационных проектов в сфере транспорта // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 135-136.
18. Tsvetkov V. Ya. Conceptual Model of the Innovative Projects Efficiency Estimation // European Journal of Economic Studies, 2012, Vol.(1), №1. P. 45-50.
48 ISSN 2307-2447

Perspectives of Science and Education. 2015. 1 (13)

19. Tsvetkov V.Ya. Information field. Life Science Journal. 2014. 11(5). рр. 551-554.
20. Романов И.А. Применение теории предпочтений при анализе инновационных проектов // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 210-214.
21. Кулинич А.А. Компьютерные системы моделирования когнитивных карт: подходы и методы // Проблемы управления. 2010. № 3. С.2-15.
22. Поляков А.А., Цветков В.Я. Прикладная информатика: Учебно-методическое пособие: В 2-х частях: Часть.1
/Под общ.ред. А.Н. Тихонова. М.: МАКС Пресс, 2008. 788 с.