Ключевые слова: Налоговая система, налоговая политика, бюджет, налогообложение.
Налоги и налоговая система является важным экономическим регулятором финансовой политики государства, а также главным инструментом перераспределения доходов, поступающих в бюджет любой страны. Любое государство использует в своих целях различные налоговые инструменты и налоги, формируя бюджеты различных уровней. Механизм налогообложения организаций и физических лиц постоянно меняется и обновляется. Проблемы теории и практики налогообложения в России исследовались в многочисленных научных работах [1-5].
Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.За последние несколько десятков лет, налоговая система России претерпела множественные изменения и реформы.
Важными предпосылками в формировании современной налоговой системы явились серьезные изменения в отношении частной собственности. Все эти изменения потребовали от государства внедрения специальной трехуровневой системы налогообложения.
Таким образом, налоговая система страны стала очень похожа на финансовую, а это очень хорошо отразилось в дальнейшем на реформирование налоговой системы. Однако есть и отрицательная сторона – предприятиям теперь довольно сложно структурировать экономические отношения в сфере налогообложения [6,7].
Кроме того, последние достижения в области информационных отношений поставили взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками на совершенно новый уровень: появление специальных программных продуктов, которые могут обеспечить дополнительные условия для совершенствования налоговых отношений.
Налоговая политика является успешной, когда достигается соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика должна постоянно изменяться, подстраиваться под экономические и политические реалии настоящего времени, она не может оставаться неизменной в течение длительного периода времени. Это можно объяснить тем, что постоянно происходят изменения на уровне экономики страны, а так же и на мировой политической арене, и это приводит к со-ответствующим изменениям в налоговой политике. И для того, чтобы достичь эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к современным условиям экономики [8,9].
Макроэкономические параметры, принятые за основу подготовки федерального бюджета на 2015 г. и на плановый период 2016–2017 гг., во многом повторяют принятые в прошлом 2014 г. направления социально-экономического развития страны.
Можно говорить о том, что в ближайшие три года прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,4% ВВП в 2014 г. до 18,4% ВВП к 2017 г. При этом объем нефтегазовых доходов снижается с 10,0% ВВП в 2014 г. до 9,1% ВВП в 2017 г. За этот же период нефтегазовый дефицит будет сокращен до 9,7% ВВП в 2017 г. (на 0,2% ВВП относительно 2014 г.).
Данные тенденции современной бюджетной политики в большей части являются отражением тех вариантов поиска Россией своего места в сложившейся глобальной экономической ситуации, которая обусловлена развитием «украинского кризиса» и существенными изменениями в мировой экономической конъюнктуре. При данных обстоятельствах актуальным является реализация «налогового маневра», который ориентирован на базовые направления повышения конкурентоспособности отечественных энергоносителей на мировом рынке.
Также он одновременно стимулирует рост инвестиционных вложений в «импортозамещающие» отрасли российской экономики.
Проведенное исследование налоговой системы Российской Федерации, теоретических основ по-строения налоговых систем и анализ соответствия структуры налоговой системы России основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:
— российская налоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые, впрочем, неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;
— налоговая система, устанавливаемая Налоговым кодексом России, стала «качественнее», более упорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы,
— налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
— налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление;
— проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины;
России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны.
Список использованных источников
1. Артемьев А.А., Бобинкин С.А. Модернизация социально-экономической сферы в совре-менной России: проблемы и суждения. Монография. – Тверь, 2016. – 188 с.
2. Федотова Г.А., Андреева О.В., Воронкова О.Н., Гульпенко К.В. Состояние и перспективы развития экономики (мировой, национальной, региональной). Монография. В двух книгах / Одесса, 2015. Том Книга 1
3. Майорова А.Н. От налога на имущество юридических лиц к налогу на недвижимость // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 195-198.
4. Комиссарова И.П. Оценка внеоборотных активов по справедливой стоимости: методы определения и отражения в отчетности / В книге: научная сессия НИЯУ МИФИ-2015 Аннотации докладов: в 3-х томах. отв. ред. О.Н. Голотюк. Москва, 2015. С. 218a.
5. Ларионова А. А. Использование подходов к оценке рыночной стоимости гостиничного бизнеса // Сервис plus. 2014. №2. С. 85-91.
6. Майорова А.Н. Финансовый механизм налогообложения недвижимости // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире. Уфа. : Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2015. С. 118-120.
7. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении эффективности деятельности предприятия // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 540-542.
8. Майорова А.Н. Оценка имущества и справедливая стоимость // Вестник научных конференций. 2016. № 1-5 (5). С. 118-119.
9. Mayorova A.N., Mayorova E.A. The influence of property taxation on the financial mechanism of the organization // Journal of International scientific publications: Economy & Business. 2013. № 7. p. 364-374.