Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Ростовской области»

Аннотация. Статья определяет основные причины появления проблем малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, а так же рассматривает грядущие перспективы для популяризации и развития малого бизнеса в рамках экономики Российской Федерации, на примере Ростовской области.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, государственная поддержка малого бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство играет большую роль в развитии национальной экономики. В условиях быстро меняющихся факторов воздействия на бизнес-сообщество со стороны внутренней политики государства под влиянием внешних условий, именно малый и средний бизнес во многом должен обеспечить адаптивность и стабильное развитие российской экономики. В масштабах страны роль малого бизнеса нельзя недооценивать, так как малое и среднее предпринимательство являются важным фактором структурной модернизации экономики России.

Введение и пролонгация экономических санкций в отношении России со стороны мирового сообщества, привело к росту цен на оборудование, удорожанию кредитов и общему спаду покупательской способности. В связи с этим основной упор государственной поддержки идет на начинающих предпринимателей. Вместо того чтобы помочь сохранить крупные, работающие производства, государство вкладывает деньги в появление новых предприятий. Это видно по примеру многих регионов, где суммы на субсидии по всем направлениям упали в несколько раз, оставив на прежнем уровне лишь субсидии начинающим предпринимателям.

Во многом это объясняется разным уровнем финансовой помощи, которое необходимо для поддержки малого и крупного бизнеса. Большому производству на 250 рабочих мест необходима финансовая помощь в размере нескольких десятков миллионов. В то же время для развития 50 малых предприятий, где трудится всего 5 человек, необходимо около 15 миллионов рублей. Общее количество рабочих мест равносильно крупному производству, а затраты меньше. Понятно, что и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней от малых предприятий тоже меньше, но в кризис государство ставит перед собой целью снижение уровня безработицы, а не наполнение бюджета.

Помощь развитию малого бизнеса в Ростовской области является ключевым пунктом в стратегическом экономическом развитии в Ростовской области на период с 2014 по 2020 год.

На сегодняшний день малый бизнес все больше увеличивает обороты и все прочнее занимает позицию, но, тем не менее, следует отметить, что малый бизнес довольно часто сталкивается с различными проблемами, замедляющими развитие данной сферы бизнеса в Ростовской области. На современном этапе все возникающие проблемы перед малым бизнесом решаются на уровне властей, и заключается в разработке различных законодательных и нормативных документов, которые имеют направленность на правовое и финансовое влияние на стабилизацию положения малого бизнеса. Но, проведенных мер, не всегда достаточно.

Собственное дело является очень привлекательным для большинства российских граждан, тем не менее, данная задача является довольно трудно исполнимой, в связи с тем, что для хорошего начала бизнеса необходим достаточный стартовый капитал, который при правильной своей направленности, может послужить хорошим и быстрым рычагом для успешного закрепления бизнеса на рынке. Таким образом, при открытии свое дела, большинство сталкивается с отсутствием, либо нехваткой начального оборотного капитала, в результате чего возникает необходимость в заемных средствах. Исходя из данной проблемы, существует необходимость привлечения инвестиций в собственный бизнес, а для этого необходимо посещение финансового учреждения. Ростовская область занимает лидирующие позиции по объему выданных кредитов для предприятий малого бизнеса. Тем не менее, данный процесс является достаточно долгим, ведь необходимо сравнить условия, которые предлагают банки и выбрать для себя оптимальный вариант. К тому же, в России очень редко могут профинансировать бизнес, без какого-либо залогового капитала, что накладывает определенные ограничения в выборе источника стартового капитала. Отдельной причиной ограниченности финансов для развития малого и среднего бизнеса являются процентные ставки по выданным кредитам. Несмотря на то, что банки проводят политику снижения процентных ставок на открытие и развитие бизнеса, тем не менее, они остаются на уровне одних из самых высоких в Европе.

Причиной довольно высоких процентных ставок по кредитам является неуверенное положение, занимаемое компаниями малого бизнеса и довольно высоких процент не выплаты кредита полностью. Но данная проблема решается в Ростовской области с помощью предоставления на конкурсной основе субсидий начинающим предпринимателям, субсидии для погашения процентной ставки кредита и другие виды субсидий.

Финансовую поддержку в виде краткосрочных финансовых ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Ростовской области оказывают [2]:

  • 5 фондов местного развития в городах Гуково, Зверево, а также в Тацинском, Красносулинском и Белокалитвинском районах;
  • 8 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в городах Азов, Донецк, Таганрог, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Шахты, а также в Октябрьском и Боковском районах.

Указанные организации осуществляют микрофинансовую деятельность в форме предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, в размере 1 млн рублей сроком на 12 месяцев по процентной ставке в среднем 10 % годовых.

В рамках популяризации малого и среднего бизнеса правительство Ростовской области реализует в настоящий момент проект по пропаганде предпринимательской деятельности в местных СМИ, в методических ресурсах, в проведении рейтинговых конкурсов, различных конференций и форумов, все данные ресурсы направлены на информационное воспитание знаний о деятельности и создании малого и среднего бизнеса.

Государственная поддержка может стать тем камнем, который утянет бизнес на дно. Чтобы этого не произошло, необходимо четко понимать, что представляет собой взаимодействие с государством.

1. Для получения государственной поддержки необходим большой перечень документов. Ошибка в любом из них может привести к отказу в получении субсидии. Некоторые нечистые на руку чиновники берут деньги за то, чтобы пакет документов прошел согласование, даже, несмотря на ошибки.

2. Помощь осуществляется на конкурсной основе. Если даже у предпринимателя в порядке все документы, и он удовлетворяет условиям программы, не факт, что его поддержат.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

3. После получения средств предприниматель в течение года не имеет права уменьшать количество рабочих мест, ликвидировать организацию, уменьшать заработную плату. В противном случае его заставят вернуть всю сумму.

4. Даже если конкурс проходил в начале года, финансовые средства предприниматель получит только в декабре. Что происходит с выделенными средствами в течение года – нетрудно догадаться, они вращаются в других проектах, зарабатывая проценты для тех, кто имеет доступ к перечислению средств.

В Ростовской области владелец малого бизнеса при своей информационной обеспеченности может претендовать на различные субсидии [1]:

  • Субсидии ИП на создание дошкольных образовательных центров (сумма до 10 000 000)
  • Субсидии на развитие центров времяпрепровождения детей (сумма до 1 000 000)
  • Субсидии на создание центров времяпрепровождения детей (сумма до 1 000 000)
  • Субсидии начинающим предпринимателям (сумма до 300 000)
  • Субсидии СМСП в целях возмещения стоимости присоединения и/или подключения к сетям: электрическим, газораспределительным, водопровода и канализации (сумма до 350 000)
  • Субсидирование затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов (сумма до 150 000)
  • Субсидирование затрат на реализацию программ энергосбережения (сумма до 150 000)
  • Субсидирование затрат по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны импортера (сумма до 250 000)
  • Субсидирование затрат по уплате лизинговых платежей (сумма до 20 000 000)
  • Субсидирование затрат по уплате первого взноса по договору лизинга (сумма до 1 000 000)
  • Субсидирование затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях (сумма до 500 000)
  • Субсидию на возмещение части затрат, связанных с производством инновационной продукции (сумма до 500 000)

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие малого и среднего бизнеса Ростовской области во многом зависит от политики областного правительства в данной сфере. На сегодняшний день, в области реализуется ряд программ по поддержке предпринимательства, созданы и функционируют центры обучения и развития молодого бизнес-сообщества, созданы финансовые институты, помогающие сформировать предпринимателям стартовый капитал. В условиях развития в России политики импортозамещения, именно поддержка малого и среднего бизнеса является наиболее эффективным инструментом по еѐ реализации.

Список использованных источников

1. Владимирова А.В., Вильдяева Н.И., Куделя Е.А., Лосевская С.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. учебное пособие / ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет». Новочеркасск, 2015. (2-е издание, исправленное и дополненное)
2. Фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития
// Официальный портал Правительства Ростовской области URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=76681 (дата обращения: 28.11.2015)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2075

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке