Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы использования портала государственных услуг Российской Федерации пожилым населением»

Аннотация: в статье рассматривается проблемы использования портала государственных услуг отдельной категорией граждан: пенсионерами. Автором подчеркивается необходимость адаптации данных лиц к работе с порталом, консультирование по отдельным, наиболее сложным вопросам.

Ключевые слова: государственные услуги, удобство использования, веб-браузер для пожилого населения, информатизация населения.

Получение государственных услуг посредством сети Интернет стало хорошим решением для проблем с очередями и качеством оказываемых услуг. К тому же это позволяет значительно сэкономить время на получение различных справок, оформление документов и тому подобного. Но, к сожалению, портал «Госуслуги» стал доступен не для всех граждан. В основном это стало проблемой для лиц пожилого возраста. Использование компьютера и интернета кажется простым делом для молодого поколения, которое чуть ли не с рождения умеет пользоваться ноутбуком, телефоном и прочей вычислительной техникой, но для более старшего поколения это может оказаться проблемой. Цель данной статьи — выяснить, как можно улучшить портал «Госуслуги» и сделать его более удобным для пожилого населения. Данная тема актуальна в связи с постоянной модернизацией данного Интернет-ресурса, а также ростом числа интернет-пользователей среди лиц пенсионного возраста.

На сайте Федеральной Службы Государственной Статистики в разделе «Старшее поколение» и подразделе «Использование населением информационных технологий и информационно телекоммуникационных сетей» есть таблица, которая называется «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, по типам поселения и половозрастным группам», где показано, что в 2014 году доля лиц старше 50–54 лет, которая использует интернет для получения государственных услуг равна 5,2% от общего числа населения этого возраста[5]. В 2015 году это число растёт до 9,7% и в 2016 году становится равно 15,2%. Таким образом можно увидеть рост числа населения, которое использует интернет с этой целью. Для этой категории граждан преимущества использования того же портала «Госуслуги» хорошо видны. Кому-то может быть сложно добраться в какую-либо инстанцию. Для кого-то большим препятствием будет именно стояние в очередях. Для других может быть трудно прийти именно в определенный промежуток времени. У каждого может быть своя проблема. В этих случаях и выручает вышеназванный интернет-портал.

Для улучшения качества знаний и умений использования компьютера пожилыми людьми время от времени проводятся, как платные, так и бесплатные обучающие программы и курсы, на которых представители старшего поколения могут обрести необходимые навыки для работы в сети Интернет, о чём рассказано, например, на портале органов государственной власти Ярославской области[1]. Это достаточно хороший способ для повышения уровня знаний населения и способом повышения информатизации населения, однако удобство использования Интернет-ресурсов пожилыми лицами можно улучшить, если обратить внимание на особенности восприятия информации в компьютере этой категории граждан.

На сайтах Объединения Компаний Индустрии Услуг Старшему Поколению и на pokolenie-x.com, которое позиционирует себя как интернет-журнал для людей старше 50-ти лет, размещены статьи о некоторых особенностях восприятия пожилых людей и об их страхах в работе за компьютером[2;4]. На основе этой информации можно увидеть одну возможность для модернизации портала «Госуслуги» – отсутствие отвлекающих внимание деталей. Это может быть, к примеру, размещение на страницах сайта небольшого количества кнопок и различных переключателей или длинных фраз.

У лиц пожилого возраста часто встречаются проблемы со зрением и здесь тоже можно увидеть возможность для улучшения сайта портала. Это, например, контрастный крупный шрифт. Можно привести следующий пример: на сайте «Госуслуги» по состоянию на 5 мая 2017 года на главной странице можно увидеть список наиболее используемых услуг, выполненный шрифтом синего цвета, на фоне которого размещена картинка цветка, что делает текст не удобным для чтения, так как местами текст практически сливается с фоном.

Хорошей идеей, возможно, могло бы стать создание экранная клавиатуры на данном портале, которая бы появлялась при нажатии на поле ввода на сайте. Эту клавиатуру следует сделать минималистичной, чтобы лишние знаки не отвлекали внимание пользователя. Это решение положительно сказалось бы ещё и на безопасности пользователей т. к. у лиц пожилого возраста, как правило, не высокая техническая грамотность в данной сфере, то решение с экранной клавиатурой могло бы защитить их от кражи личных данных троянскими про граммами и кейлогерами, т. е. перехватчиками ввода с клавиатуры, которые могут присутствовать на компьютерах пользователей.

Немного облегчить навигацию может сокращение адреса самого сайта до 2-3 символов, как, например, сделали такие крупные социальные сети, как ВКонтакте и Одноклассники, заменив их прежние адреса на vk.com и ok.ru соответственно. В данном случае адрес можно поменять, к примеру, на gu.ru или gus.ru. В последнем случае запоминанию адреса помогла бы возникающая ассоциация с птицей.

Идеей для ещё одной регистрации может стать этап регистрации на портале. Чтобы создать на нём аккаунт пользователю необходимо ввести номер мобильного телефона или электронной почты. У многих пенсионеров может не быть ни первого, ни второго. Если отсутствие наличия мобильного телефона вряд ли можно как-то изменить на массовом уровне, то проблема электронной почты решается проще. Например, можно создать электронную почту на самом портале госуслуг, чтобы при регистрации пользователь при желании мог создать свою электронную почту, которая удовлетворяла бы требованиям данной категории граждан относительно дизайна и навигации.

Возможно, данные изменения могут показаться незначительными, но уделяя внимание даже таким мелким деталям, можно получить гораздо более ориентированный на пользователя продукт, который бы удовлетворял его потребностям и тем самым помог бы старшему поколению лучше ориентироваться и освоиться в новом для них мире интернет-пространства.

Список использованных источников

1. Департамент информатизации и связи // 29 сентября, накануне Дня пожилых людей, прошла встреча граждан старшего поколения — слушателей курсов по обучению основам ИКТ [Электронный ресурс]. URL: http://www.yarregion.ru/depts/dis/tmpPages/news.aspx?newsID=1566 (дата обращения: 05.05.2017).
2. Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению// О дизайнерах-вредителях: каково пожилому человеку с компьютером [Электронный ресурс]. URL:http://industry60plus.ru/articles/detail.php id=1403 (дата обращения: 05.05.2017).
3. Портал государственных услуг «Госуслуги» [Электронный ресурс]. URL:https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения 05.05.2017).
4. Современный интернет-журнал для людей 50+ лет с активной жизненной позицией // О страхах пожилых людей перед Компьютером и Интернетом. Развенчанные мифы. [Электронный ресурс]. URL: http://pokolenie-x.com/?p=4136 (дата обращения: 05.05.2017).
5. Федеральная служба государственной статистики России // Старшее поколение [Электронный ресурс]. URL: http:www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation (дата обращения: 05.05.2017).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1626

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке