Ключевые слова: выставочный сервис, проблемы выставочного сервиса, пути решения проблем выставочного сервиса.
В настоящее время, в условиях рыночных отношений, порождающих жесткую конкуренцию между субъектами экономической деятельности, особую роль играет выставочный сервис, под которым понимается предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества. Данный вид деятельности является на сегодняшний день важнейшим инструментом торговой, финансовой, промышленной политики, не только отдельных предприятий, но и целых государств, поскольку он способствует решению национальных задач в сфере модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировой арене. В связи с этим сегодня данному виду деятельности уделяется повышенное внимание на всех уровнях, поскольку она выгодна абсолютно всем его участникам: посетителям выставочных мероприятий, участникам выставок, а также государству.
Первые приобретают возможность получить информацию о новой продукции, сферах ее применения и возможностях приобретения.
Вторые – заключить торговые сделки и соглашения, найти дистрибьютеров, развить отношения с потенциальными клиентами и упрочить с уже существующими, собрать сведения о конкурентах, улучшить имидж компании и т.д.
Государству же выставочный сервис обеспечивает мобильность рынка, создает необходимое информационное поле, формирует значительные финансовые потоки, а также приносит дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Он является связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствует расширению и диверсификации промышленного и высокотехнологичного экспорта, привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций. Также, выставочный сервис является эффективным инструментом повышения деловой активности в регионах, развития региональных экономик, рыночного позиционирования территорий, создания новых рабочих мест и постоянной занятости населения в инфраструктуре региона.
Однако, не смотря на то, что выставочный сервис выгоден всем его участникам, на сегодняшний день ему уделяется недостаточное внимание. В связи с этим, в его развитии существует целый ряд проблем, основными из которых являются:
1) отсутствие эффективной системы координации и государственной поддержки выставочного сервиса, что приводит к дублированию функций и избыточности организаций выставочного профиля, а также несогласованности проведения мероприятий, ведущих к одновременному проведению выставок с близкой тематикой;
2) несовершенство действующей нормативно-правовой базы.
3) отсутствие официальной статистики по выставочной деятельности;
4) недостаточная развитость материально-технической базы выставочного сервиса и во многом не соответствие ее международным требованиям;
5) диспропорциональное размещение выставочных площадей по стране;
6) отсутствие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в сфере выставочной деятельности и другие;
7) систематический и неуклонный рост стоимости аренды выставочной пощади, препятствующий организации в наиболее престижных периодических выставках малых предприятий и начинающих предпринимателей;
8) недостаточно активная реклама в СМИ предстоящего проведения выставки, несвоевременная или ограниченная рассылка специальных приглашений наиболее важным посетителям выставки, неэффективная система распространения каталогов, проспектов, буклетов, брошюр и других рекламно-информационных материалов, посвященных будущей выставке;
9) неэффективное управление потоком посетителей выставки, отсутствие специальных помещений для приема особо важных гостей;
10) присутствие на выставке большого количества случайных посетителей, не заинтересованных в налаживании деловых контактов и длительном сотрудничестве с участниками и организаторами экспозиций;
Для того, чтобы их решить, необходим целый комплекс мер на всех уровнях:
1) создание современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, обеспечивающей интенсификацию социально- экономического развития Российской Федерации и отвечающей требованиям международных стандартов по техническому уровню и качеству выставочных услуг;
2) формирование новых принципов государственной политики выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России и за рубежом с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
3) обеспечение развития современной выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры в Российской Федерации в соответствии с потребностями экономики;
4) содействие инновационному развитию территорий за счет эффективного включения выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов и сопутствующей инфраструктуры в деятельность территориальных, отраслевых и межотраслевых инновационных кластеров;
5) разработка основных форм государственной поддержки и стимулирования участия российских производителей в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом — как одного из направлений содействия российскому экспорту;
6) совершенствования нормативной правовой базы в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
7) разделение компетенций в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ;
8) порядок и формы осуществления государственной поддержки участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
9) регламентация взаимодействия органов государственной власти с профессиональными объединениями предпринимателей в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
10) координация проведения выставок, ярмарок и конгрессов как на национальном, так и на международном уровне;
11) гарантии при инвестировании в строительство выставочно-ярмарочных и конгрессных объектов;
12) государственная координация и поддержка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности на принципах государственно-частного партнерства;
13) координация выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности со стороны государства;
14) организация системы профессиональной подготовки кадров и стимулирование развития научно-технических исследований в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
15) информационное обеспечение выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
16) совершенствование персонала (повышение их образовательного уровня)
Таким образом, проблемы развития выставочно-ярмарочной деятельности не могут быть решены одноразовыми действиями. Необходима последовательная государственная политика, направленная на устранение основных проблем, которые тормозят развитие выставочной отрасли.
Список использованных источников
1. Акилова, А. Выставочная деятельность [Текст] / А. Акилова. – М.:Дело, 2006. – 247с.
2. Беев, А. Выставочная индустрия России будет развиваться по-новому [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tribuna.ru/other_sections/nanotechnology/vystavochnaya_industriya_rossii_budet_razvivatsya_po_novomu.
3. Белянина Н. Выставка – это важно [Электронный ресурс]. – http://www.moff.ru/articles/html/article126.html
4. Организация выставок: как оптимизировать процесс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adv2adv.ru/projects/exhibition/optimizirovat_process.
5. Узкие места и проблемы выставочно-ярмарочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expomap.ru/article_info.php/articles_id/22/article/rossiya-ozakonodatelnom-obespechenii-vystavochno-yarmarochnoi deyatelnosti.