Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы современного российского выставочного сервиса»

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем современного российского выставочного сервиса. Рассматривается польза выставочной деятельности для всех ее участников: посетителям выставочных мероприятий, участников выставок и государству. Представлены рекомендации по совершенствованию ярмарочно-выставочной деятельности на всех уровнях.


Ключевые слова: выставочный сервис, проблемы выставочного сервиса, пути решения проблем выставочного сервиса.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, порождающих жесткую конкуренцию между субъектами экономической деятельности, особую роль играет выставочный сервис, под которым понимается предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества. Данный вид деятельности является на сегодняшний день важнейшим инструментом торговой, финансовой, промышленной политики, не только отдельных предприятий, но и целых государств, поскольку он способствует решению национальных задач в сфере модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировой арене. В связи с этим сегодня данному виду деятельности уделяется повышенное внимание на всех уровнях, поскольку она выгодна абсолютно всем его участникам: посетителям выставочных мероприятий, участникам выставок, а также государству.

Первые приобретают возможность получить информацию о новой продукции, сферах ее применения и возможностях приобретения.

Вторые – заключить торговые сделки и соглашения, найти дистрибьютеров, развить отношения с потенциальными клиентами и упрочить с уже существующими, собрать сведения о конкурентах, улучшить имидж компании и т.д.

Государству же выставочный сервис обеспечивает мобильность рынка, создает необходимое информационное поле, формирует значительные финансовые потоки, а также приносит дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Он является связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствует расширению и диверсификации промышленного и высокотехнологичного экспорта, привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций. Также, выставочный сервис является эффективным инструментом повышения деловой активности в регионах, развития региональных экономик, рыночного позиционирования территорий, создания новых рабочих мест и постоянной занятости населения в инфраструктуре региона.

Однако, не смотря на то, что выставочный сервис выгоден всем его участникам, на сегодняшний день ему уделяется недостаточное внимание. В связи с этим, в его развитии существует целый ряд проблем, основными из которых являются:

1) отсутствие эффективной системы координации и государственной поддержки выставочного сервиса, что приводит к дублированию функций и избыточности организаций выставочного профиля, а также несогласованности проведения мероприятий, ведущих к одновременному проведению выставок с близкой тематикой;
2) несовершенство действующей нормативно-правовой базы.
3) отсутствие официальной статистики по выставочной деятельности;
4) недостаточная развитость материально-технической базы выставочного сервиса и во многом не соответствие ее международным требованиям;
5) диспропорциональное размещение выставочных площадей по стране;
6) отсутствие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в сфере выставочной деятельности и другие;
7) систематический и неуклонный рост стоимости аренды выставочной пощади, препятствующий организации в наиболее престижных периодических выставках малых предприятий и начинающих предпринимателей;
8) недостаточно активная реклама в СМИ предстоящего проведения выставки, несвоевременная или ограниченная рассылка специальных приглашений наиболее важным посетителям выставки, неэффективная система распространения каталогов, проспектов, буклетов, брошюр и других рекламно-информационных материалов, посвященных будущей выставке;
9) неэффективное управление потоком посетителей выставки, отсутствие специальных помещений для приема особо важных гостей;
10) присутствие на выставке большого количества случайных посетителей, не заинтересованных в налаживании деловых контактов и длительном сотрудничестве с участниками и организаторами экспозиций;

Для того, чтобы их решить, необходим целый комплекс мер на всех уровнях:

1) создание современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, обеспечивающей интенсификацию социально- экономического развития Российской Федерации и отвечающей требованиям международных стандартов по техническому уровню и качеству выставочных услуг;
2) формирование новых принципов государственной политики выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России и за рубежом с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
3) обеспечение развития современной выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры в Российской Федерации в соответствии с потребностями экономики;
4) содействие инновационному развитию территорий за счет эффективного включения выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов и сопутствующей инфраструктуры в деятельность территориальных, отраслевых и межотраслевых инновационных кластеров;
5) разработка основных форм государственной поддержки и стимулирования участия российских производителей в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом — как одного из направлений содействия российскому экспорту;
6) совершенствования нормативной правовой базы в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
7) разделение компетенций в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ;
8) порядок и формы осуществления государственной поддержки участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
9) регламентация взаимодействия органов государственной власти с профессиональными объединениями предпринимателей в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
10) координация проведения выставок, ярмарок и конгрессов как на национальном, так и на международном уровне;
11) гарантии при инвестировании в строительство выставочно-ярмарочных и конгрессных объектов;
12) государственная координация и поддержка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности на принципах государственно-частного партнерства;
13) координация выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности со стороны государства;
14) организация системы профессиональной подготовки кадров и стимулирование развития научно-технических исследований в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
15) информационное обеспечение выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
16) совершенствование персонала (повышение их образовательного уровня)

Таким образом, проблемы развития выставочно-ярмарочной деятельности не могут быть решены одноразовыми действиями. Необходима последовательная государственная политика, направленная на устранение основных проблем, которые тормозят развитие выставочной отрасли.

Список использованных источников

1. Акилова, А. Выставочная деятельность [Текст] / А. Акилова. – М.:Дело, 2006. – 247с.
2. Беев, А. Выставочная индустрия России будет развиваться по-новому [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tribuna.ru/other_sections/nanotechnology/vystavochnaya_industriya_rossii_budet_razvivatsya_po_novomu.
3. Белянина Н. Выставка – это важно [Электронный ресурс]. – http://www.moff.ru/articles/html/article126.html
4. Организация выставок: как оптимизировать процесс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adv2adv.ru/projects/exhibition/optimizirovat_process.
5. Узкие места и проблемы выставочно-ярмарочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expomap.ru/article_info.php/articles_id/22/article/rossiya-ozakonodatelnom-obespechenii-vystavochno-yarmarochnoi deyatelnosti.