Ключевые слова: кадровый потенциал, производительность труда, строительная отрасль, повышение квалификации, производственное обучение.
В настоящее время в строительной отрасли РФ занято более 5,7 млн. человек, что составляет 8,3% от всех работающих граждан, при этом производительность труда в 4-5 раз ниже американских и европейских показателей.
В наши дни в строительной отрасли имеется ряд важных проблем, одна из которых- подготовка рабочих кадров. Не хватает, как рабочих, так и высококвалифицированных инженеров. Всё это произошло под влиянием факторов, среди которых несовместимость системы подготовки с реальной работой, плохая адаптированность системы образования, как высших, так и средне специальных учреждений к требованиям рынка, недостаток развития обучения внутри производства.
Кроме того, можно выделить основные нюансы системы образования: отсутствие связи между теорией и практикой, тенденция получения не высшего образования, а всего лишь «корочки» об окончании того или иного учебного заведения. Все это делает процесс обучения формальным. Кроме того, на сегодняшний день на предприятиях нет целостной кадровой политики в сфере подготовки строительства.
Можно отметить тот факт, что за последнее время заметно снизился престиж начального и среднего профессионального образования. Это приводит к недостатку мастеров производственного обучения и разобщенности в сфере подготовки строительных кадров.
Высшие учебные заведения и предприятия не в состоянии решить данный список проблем, который должен решаться на государственном уровне. Следует поднять престиж в отрасли строительства, а также обучить определенное количество людей, обучение которых будет считаться с потребностями страны на дальнейшую перспективу, а специальности должны быть популярны и хорошо оплачиваемы. Нужно пересмотреть содержание учебных процессов в целом, ввести больше практики и максимально приблизить теорию обучение к процессу практической работы. Кроме того, необходима подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и обучающихся.
Процесс образования должен соответствовать требованиям современности, так как производство ставит высокие «планки» перед молодыми специалистами.
Основными направлениями развития карового потенциала в строительстве являются:
1. Рост конкурентоспособности компании как работодателей на рынке труда на основе развития бренда и корпоративной культуры;
2. Взаимодействие норм и методик управления, ориентированных на результат;
3. Сбалансированная возрастная структура и качественный состав работников строительной организации;
3. Применение инновационного потенциала персонала на основе действенной системы постоянных улучшений;
4. Выработанная корпоративная система непрерывного обучения работников строительной организации на основе планирования индивидуального развития и контроля знаний;
5. Увеличение производительности деятельности персонала строительной организации за счет оптимизации системы целеполагания и мотивации персонала;
6. Применение единой корпоративной системы мобильности и ротации персонала за счет развития базы вакансии и многоуровневого кадрового резерва;
7. Соответствие деятельности предприятия международным стандартам менеджмента качества по управлению персоналом;
8. Внедрение прогрессивных информационных и управленческих технологии на уровне ведущих строительных компании мира.
Предложенные направления развития кадрового потенциала в строительной отрасли будут содействовать социальной стабильности в обществе, росту общественного благосостояния работников строительных организации, улучшению качества их жизни и профессиональному развитию.
Список использованных источников
1. http://infoption.ru/ Экономика России, цифры и факты. Часть 1 Строительство.
2. Кудрявцева Е.И. Управление персоналом. Учебная тетрадь/ Е.И.Кудрявцева – СПб: Межотраслевой институт повышения квалификации,2008г.
3. Источник: «Российская газета» — Экономика «Девелопмент и строительство» №4970 (146) от 7 августа 2009 г.)