Ключевые слова: университет, региональное развитие, промышленность России.
Реальность экономического развития России сегодня заключается в том, что мы живем и работаем в глобальной системе мировой экономики. Во всем мире коммерции это означает, что российские компании должны работать и сотрудничать со странами по всему миру. Следовательно, необходимо и на региональном уровне постараться избежать изоляции и построить достойный фундамент для интенсивного экономического роста.
Развитые страны сегодня переходят к экономике знаний, когда ключевым фактором конкурентоспособности государства становится распространение в национальных инновационных системах новых знаний, идей и технологий, что делает актуальным рассмотрение новых концепций успешного взаимодействия институтов национальной инновационной системы [1]. В этой связи университеты могут стать мощной силой эффективного служения потребностям регионального экономического развития. Они создают рабочую силу, оснащенную опытом в области новых технологий и новые рабочие места для новаторов исследователей внутри страны. Кроме того, они служат платформой для нового типа предпринимательства — еще одного неотъемлемого компонента инноваций – «предпринимательского университета». Преподаватели, студенты, аспиранты в таких условиях могут стать учредителями и руководителями малых инновационных предприятий при ВУЗах. Университеты в данном случае функционируют как двигатель инновационных исследований для государства, предвидя разработки новых технологий. Прорывы в университетских исследованиях приводят к возникновению новых отраслей и рынков, что влечет к повышению экономического роста и созданию рабочих мест.
В настоящее время Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области развития регионов все чаще декламирует сближение инноваций и региональной политики. Инновационная политика становится все более всеобъемлющей [2]. Это предъявляет новые требования к университетам. Все больше внимания обращено к вопросам образования и профессиональной подготовки кадров, трудоустройства граждан, качества и квалификации рабочей силы на протяжении всей жизни человека. Люди и трудовые ресурсы выступают в центре внимания. Следует обратить внимание, что, при стимулировании инноваций и конкурентоспособности, необходимо учитывать различие городских и региональных структур в уровне безработицы, бедности и социальной изоляции и в политкультурном социуме. Наиболее эффективной формой стимулирования экономического развития, интеграции науки и производства в развитых странах являются структуры технопаркового типа, бизнес-инкубаторы. Так появились всемирно известные региональные специализированные технопарки, затем различные «кремниевые долины», а позже – и особые экономические зоны, которые стали основой для копирования инновационного бизнеса во всем мире [3].
Сегодня университеты России активно стремятся к созданию и поддержанию творческого и предприимчивого места, где люди и компании могут сконцентрировать усилия ученых и производителей с целью ускоренной коммерциализации научных разработок. Это стимулирует российские университеты к развитию нового «креативного класса» слушателей-студентов и глобальной конкуренции за таланты, которая приводит к росту инвестиций, к выраженному маркетингу и брендингу городов, как «хорошего место, чтобы жить». Этот акцент на региональном уровне выступает как регенерация, может способствовать строительству новых университетских городков.
Таким образом, одной из задач политики властей в регионах, в настоящее время пересмотренной и суженой до некоторой технологической направленности, является привлечение инвестиций для внедрения перспективных научных разработок и новых технологий. Для реализации успешной инвестиционной политики в регионе власти должны создавать условия, способствующие максимальному привлечению внешних инвестиций как для успешного функционирования малого и среднего бизнеса так и для реформирования крупномасштабного производства. Современной инвестиционной политике региона необходимо избегать узкой направленности и оптимизировать отраслевою структуру экономики путем модернизации производственно-технологической базы с максимальным вовлечением перспективных инновационных разработок отечественной и зарубежной науки [4]. Направления инвестиционной политики должны выходить за рамки технологических инноваций в сфере научных исследований и разработок (поскольку не все регионы располагают необходимыми для этого человеческими и институциональными ресурсами) и учитывать инновации в социальной, экологической и других сферах [5].
Такое расширение региональной политики оказывает существенное влияние на университеты в городах и регионах. В условиях нашего времени университеты должны принимать участие в государственных и частных партнерствах и вносить свой вклад в сбалансированное развитие региона. Если ранее их внимание было сосредоточено на высокотехнологичных и наукоемких отраслях, то в настоящее время влияние университетов рассматривается в более широкой перспективе, охватывающей всю социальную сферу, частью которой они являются. В современных условиях акцент на социальные инновации, туризм, творческую индустрию и благосостояния в территориальном развитии расширил академическую область науки.
Таким образом, для структур, ответственных за развитие региона в целом, университеты это:
- крупные предприятия, генерирующие налоговые и другие доходы;
- глобальные шлюзы с точки зрения маркетинга и привлечения иностранных инвестиций в частном секторе;
- генераторы новых предприятий и источников консультаций существующих предприятий;
- место концентрации и развития местного человеческого капитала путем удержания выпускников и профессионального обновления существующей рабочей силы;
- поставщики контента и аудитории для местной культурных и социальных мероприятий.
Университеты, будучи в состоянии объединить на одной территории людей различных национальных интересов в области науки и техники, промышленной деятельности, образования и навыков, здравоохранения, социальной и культурной среды, также могут стать ключевыми местными исполнительными органами. Таким образом, университет, являясь наукоемкой отраслью современной экономики, прямо и косвенно оказывает влияние на развитие региона, укрепление регионального человеческого капитала ставится на один уровень с преподаванием и обучением. Выпускники университетов обеспечивают приток молодых креативных кадров как в высокотехнологичные отрасли промышленности и, тем самым, обеспечивают большинство квалифицированных рабочих мест региона, но и принимаются на работу в финансовых, юридических и иных структурах профессиональных услуг. Региональные университеты способны подготовить кадры востребованные на национальном и международном уровнях и использовать навыки выпускников для разработки новых «продуктов», предоставляющих региональные высокотехнологичные производства. Этим предприятиям, в свою очередь, потребуются выпускники, владеющие экономическими, финансовыми, юридическими знаниями для оказания помощи в таких мероприятиях, как маркетинг, менеджмент. Другим важным направлением деятельности университета может стать помощь в трудоустройстве выпускников индустрии культуры и туризма, которые помогут привлечь и удержать творческих людей внутри региона, в том числе работающих в высокотехнологичных фирмах и у себя в университете. Вдобавок ко всему сказанному, университеты это творцы и обители для культурной и общественной деятельности.
Региональные университеты также вносят значительный вклад в оказание общественных услуг, в частности, здравоохранения и образования. Эти услуги играют далеко не последнюю роль в развитии экономики в районах с выраженным социальным неравенством населения, мало привлекательных для передовых инвесторов в глобальной экономике знаний. И, конечно, университеты могут сыграть ключевую роль в обеспечении содействия в деле построения экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нынешнего и последующих поколений. Проблема экологической устойчивости в политической повестке дня становится все более очевидной и является предпосылкой для устойчивого и необратимого социально-экономического развития и искоренения бедности. Университеты могут внести существенный вклад в создание устойчивых сообществ путем проведения научных исследований, обучения и просвещения общественности. Все эти роли подчеркивают ответственность университетов не только за изучение и продвижение науки, но и за благополучие и процветание территорий своей локализации.
Современный университет – это интегратор, позволяющий сочетать интересы различных экономический секторов функциональной структуры региональной экономики, обеспечивающий эффективное взаимодействие практически всех элементов данной структуры, формирующий устойчивые связи функционально-организованных подразделений региональной экономики: экономики власти, экономики корпораций, экономики малого бизнеса, экономики знаний.
Таким образом, с точки зрения имеющихся экономических факторов для повышения роли университета в развитии инвестиционной активности региона, учебным заведениям сегодня необходимо: поддержка местных властей в их глобальных стремлениях в области науки и исследований и набора студентов; увеличение числа студентов из местного населения; дополнительный доход от услуг, предоставляемых местным предприятиям посредством консультаций и профессиональной подготовки; и последнее, но не в последнюю очередь, косвенные выгоды от местной среды, привлекательной для студентов и сотрудников. На более высоком уровне взаимодействие город — регион является видимым знаком роли высшего образования с помощью которого университет может продемонстрировать свой вклад в построение гражданского общества. С помощью таких начинаний университеты способны обеспечить конкретные доказательства того, что вложения в образование и научно исследовательскую деятельность оправдают государственные инвестиции в этой сфере.
Список использованных источников
1. Челнокова О.Ю., Фирсова А.А. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 1-1. С. 26-32.
2. Goddard J. (2008) The Role of the University in the Development of its City and Region URL: www.ncl.ac.uk (дата обращения 21.03.2016).
3. Мехренцев А.В., Добрачев А.А. Технопарки при университетах: нереализованные возможности // «Дискуссия» Политематический журнал научных публикаций. Рубрика: экономические науки. 2013. №1 (31). С. 61-70.
4. Луговнина С.М. Формирование и оценка инвестиционной политики в регионе // Российское предпринимательство. 2008. № 3. Вып. 1 (107). С. 157-160.
5. Перфильева О.В. Университеты и региональное развитие: теоретический анализ и методология исследования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014.Т.14. Вып. 3. С. 479-487.