Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль университета в экономическом развитии региона»

Аннотация. Одна из главных целей экономического развития России сегодня состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни граждан страны. В связи с этим вектор экономического развития должен быть направлен на поддержку инноваций, повышение процветания бизнеса и производства, и обеспечение в российских регионах рабочих мест рабочими и инженерами высшей квалификации. Инновации будет стимулировать рост Российской промышленности путем внедрения новых идей, технологий и процессов, которые приведут к улучшению оснащенности рабочих мест на предприятиях и повышению заработной платы — и, как следствие, наиболее высокому уровню жизни населения страны. При этом инновации будет служить наиболееважным элементом в обеспечении устойчивого экономического роста.

Ключевые слова: университет, региональное развитие, промышленность России.

Реальность экономического развития России сегодня заключается в том, что мы живем и работаем в глобальной системе мировой экономики. Во всем мире коммерции это означает, что российские компании должны работать и сотрудничать со странами по всему миру. Следовательно, необходимо и на региональном уровне постараться избежать изоляции и построить достойный фундамент для интенсивного экономического роста.

Развитые страны сегодня переходят к экономике знаний, когда ключевым фактором конкурентоспособности государства становится распространение в национальных инновационных системах новых знаний, идей и технологий, что делает актуальным рассмотрение новых концепций успешного взаимодействия институтов национальной инновационной системы [1]. В этой связи университеты могут стать мощной силой эффективного служения потребностям регионального экономического развития. Они создают рабочую силу, оснащенную опытом в области новых технологий и новые рабочие места для новаторов исследователей внутри страны. Кроме того, они служат платформой для нового типа предпринимательства — еще одного неотъемлемого компонента инноваций – «предпринимательского университета». Преподаватели, студенты, аспиранты в таких условиях могут стать учредителями и руководителями малых инновационных предприятий при ВУЗах. Университеты в данном случае функционируют как двигатель инновационных исследований для государства, предвидя разработки новых технологий. Прорывы в университетских исследованиях приводят к возникновению новых отраслей и рынков, что влечет к повышению экономического роста и созданию рабочих мест.

В настоящее время Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области развития регионов все чаще декламирует сближение инноваций и региональной политики. Инновационная политика становится все более всеобъемлющей [2]. Это предъявляет новые требования к университетам. Все больше внимания обращено к вопросам образования и профессиональной  подготовки кадров, трудоустройства граждан, качества и квалификации рабочей силы на протяжении всей жизни человека. Люди и трудовые ресурсы выступают в центре внимания. Следует обратить внимание, что, при стимулировании инноваций и конкурентоспособности, необходимо учитывать различие городских и региональных структур в уровне безработицы, бедности и социальной изоляции и в политкультурном социуме. Наиболее эффективной формой стимулирования экономического развития, интеграции науки и производства в развитых странах являются структуры технопаркового типа, бизнес-инкубаторы. Так появились всемирно известные региональные специализированные технопарки, затем различные «кремниевые долины», а позже – и особые экономические зоны, которые стали основой для копирования инновационного бизнеса во всем мире [3].

Сегодня университеты России активно стремятся к созданию и поддержанию творческого и предприимчивого места, где люди и компании могут сконцентрировать усилия ученых и производителей с целью ускоренной коммерциализации научных разработок. Это стимулирует российские университеты к развитию нового «креативного класса» слушателей-студентов и глобальной конкуренции за таланты, которая приводит к росту инвестиций, к выраженному маркетингу и брендингу городов, как «хорошего место, чтобы жить». Этот акцент на региональном уровне выступает как регенерация, может способствовать строительству новых университетских городков.

Таким образом, одной из задач политики властей в регионах, в настоящее время пересмотренной и суженой до некоторой технологической направленности, является привлечение инвестиций для внедрения перспективных научных разработок и новых технологий. Для реализации успешной инвестиционной политики в регионе власти должны создавать условия, способствующие максимальному привлечению внешних инвестиций как для успешного функционирования малого и среднего бизнеса так и для реформирования крупномасштабного производства. Современной инвестиционной политике региона необходимо избегать узкой направленности и оптимизировать отраслевою структуру экономики путем модернизации производственно-технологической базы с максимальным вовлечением перспективных инновационных разработок отечественной и зарубежной науки [4]. Направления инвестиционной политики должны выходить за рамки технологических инноваций в сфере научных исследований и разработок (поскольку не все регионы располагают необходимыми для этого человеческими и институциональными ресурсами) и учитывать инновации в социальной, экологической и других сферах [5].

Такое расширение региональной политики оказывает существенное влияние на университеты в городах и регионах. В условиях нашего времени университеты должны принимать участие в государственных и частных партнерствах и вносить свой вклад в сбалансированное развитие региона. Если ранее их внимание было сосредоточено на высокотехнологичных и наукоемких отраслях, то в настоящее время влияние университетов рассматривается в более широкой перспективе, охватывающей всю социальную сферу, частью которой они являются. В современных условиях акцент на социальные инновации, туризм, творческую индустрию и благосостояния в территориальном развитии расширил академическую область науки.

Таким образом, для структур, ответственных за развитие региона в целом, университеты это:

  • крупные предприятия, генерирующие налоговые и другие доходы;
  • глобальные шлюзы с точки зрения маркетинга и привлечения иностранных инвестиций в частном секторе;
  • генераторы новых предприятий и источников консультаций существующих предприятий;
  • место концентрации и развития местного человеческого капитала путем удержания выпускников и профессионального обновления существующей рабочей силы;
  • поставщики контента и аудитории для местной культурных и социальных мероприятий.

Университеты, будучи в состоянии объединить на одной территории людей различных национальных интересов в области науки и техники, промышленной деятельности, образования и навыков, здравоохранения, социальной и культурной среды, также могут стать ключевыми местными исполнительными органами. Таким образом, университет, являясь наукоемкой отраслью современной экономики, прямо и косвенно оказывает влияние на развитие региона, укрепление регионального человеческого капитала ставится на один уровень с преподаванием и обучением. Выпускники университетов обеспечивают приток молодых креативных кадров как в высокотехнологичные отрасли промышленности и, тем самым, обеспечивают большинство квалифицированных рабочих мест региона, но и принимаются на работу в финансовых, юридических и иных структурах профессиональных услуг. Региональные университеты способны подготовить кадры востребованные на национальном и международном уровнях и использовать навыки выпускников для разработки новых «продуктов», предоставляющих региональные высокотехнологичные производства. Этим предприятиям, в свою очередь, потребуются выпускники, владеющие экономическими, финансовыми, юридическими знаниями для оказания помощи в таких мероприятиях, как маркетинг, менеджмент. Другим важным направлением деятельности университета может стать помощь в трудоустройстве выпускников индустрии культуры и туризма, которые помогут привлечь и удержать творческих людей внутри региона, в том числе работающих в высокотехнологичных фирмах и у себя в университете. Вдобавок ко всему сказанному, университеты это творцы и обители для культурной и общественной деятельности.

Региональные университеты также вносят значительный вклад в оказание общественных услуг, в частности, здравоохранения и образования. Эти услуги играют далеко не последнюю роль в развитии экономики в районах с выраженным социальным неравенством населения, мало привлекательных для передовых инвесторов в глобальной экономике знаний. И, конечно, университеты могут сыграть ключевую роль в обеспечении содействия в деле построения экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нынешнего и последующих поколений. Проблема экологической устойчивости в политической повестке дня становится все более очевидной и является предпосылкой для устойчивого и необратимого социально-экономического развития и искоренения бедности. Университеты могут внести существенный вклад в создание устойчивых сообществ путем проведения научных исследований, обучения и просвещения общественности. Все эти роли подчеркивают ответственность университетов не только за изучение и продвижение науки, но и за благополучие и процветание территорий своей локализации.

Современный университет – это интегратор, позволяющий сочетать интересы различных экономический секторов функциональной структуры региональной экономики, обеспечивающий эффективное взаимодействие практически всех элементов данной структуры, формирующий устойчивые связи функционально-организованных подразделений региональной экономики: экономики власти, экономики корпораций, экономики малого бизнеса, экономики знаний.

Таким образом, с точки зрения имеющихся экономических факторов для повышения роли университета в развитии инвестиционной активности региона, учебным заведениям сегодня необходимо: поддержка местных властей в их глобальных стремлениях в области науки и исследований и набора студентов; увеличение числа студентов из местного населения; дополнительный доход от услуг, предоставляемых местным предприятиям посредством консультаций и профессиональной подготовки; и последнее, но не в последнюю очередь, косвенные выгоды от местной среды, привлекательной для студентов и сотрудников. На более высоком уровне взаимодействие город — регион является видимым знаком роли высшего образования с помощью которого университет может продемонстрировать свой вклад в построение гражданского общества. С помощью таких начинаний университеты способны обеспечить конкретные доказательства того, что вложения в образование и научно исследовательскую деятельность оправдают государственные инвестиции в этой сфере.

Список использованных источников

1. Челнокова О.Ю., Фирсова А.А. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 1-1. С. 26-32.
2. Goddard J. (2008) The Role of the University in the Development of its City and Region URL: www.ncl.ac.uk (дата обращения 21.03.2016).
3. Мехренцев А.В., Добрачев А.А. Технопарки при университетах: нереализованные возможности // «Дискуссия» Политематический журнал научных публикаций. Рубрика: экономические науки. 2013. №1 (31). С. 61-70.
4. Луговнина С.М. Формирование и оценка инвестиционной политики в регионе // Российское предпринимательство. 2008. № 3. Вып. 1 (107). С. 157-160.
5. Перфильева О.В. Университеты и региональное развитие: теоретический анализ и методология исследования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014.Т.14. Вып. 3. С. 479-487.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2108

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке