Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Свободные экономические зоны в России и проблемы их функционирования»

Аннотация. Любое хозяйство нуждается в инвестициях, как внутренних, так и внешних. Для того что бы привлечь инвестиции, новейшие технологии и управленческий персонал, страны организовывают свободные экономические
зоны, которые будут интересны зарубежным инвесторам.

Ключевые слова: экономические зоны, капитал, проблемы функционирования.

Свободные экономические зоны – ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот.

Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Свободные экономические зоны успешно действуют во всех странах мира. Они функционируют как в промышленно развитых странах, так и в развивающихся.

СЭЗ имеют множество названий, но в мировой практике общепризнанным является термин «свободные экономические зоны». В российском же законодательстве закреплено понятие «особых экономических зон».

Опыт создания СЭЗ в России можно считать достаточно неоднозначным. Он начался в СССР с создания свободных зон без четкого представления об их предназначении. Процесс создания был бессмысленным и хаотичным, не было хорошей законодательной базы, центр и регионы постоянно боролись за льготы для своих СЭЗ и за право управления.

Ситуация изменилась, когда 22 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В 2006 году для реализации законопроекта было создано ОАО «Особые экономические зоны», 100% акций которого принадлежат государству. [1] Но важно отметить, что инфраструктурные условия и налоговые льготы в России имеют гораздо меньшую привлекательность, по сравнению с зарубежными аналогами.

Развитие ОЭЗ в России происходит крайне непоследовательно. Например, туристические зоны в Калининградской области и Краснодарском крае были закрыты из-за отсутствия резидентов. При этом желающие стать резидентами были, но местные власти и бизнес не смогли договориться. Тяжело идет развитие транспортных ОЭЗ в России: аэропортовая зона «Ульяновск- Восточный» смогла найти нескольких резидентов только после полутора лет переговоров. В портово-логистических зонах в Хабаровском крае и Мурманске резидентов по-прежнему нет. Первую из них даже собирались закрыть, однако в итоге правительство приняло решение расширить зону, включив в нее и порт Ванино. Оказалось, что проект в Мурманске изначально имел слабое экономическое обоснование: Байкало-Амурская магистраль, заканчивающаяся в ОЭЗ «Советская Гавань», не могла пропустить столько грузов, сколько закладывалось в концепции. [2]

Большинство российских ОЭЗ себя не оправдали: они просто стали очередным очагом неэффективного расходования бюджетных средств. А промышленные зоны, в которых производится в основном сборка зарубежной техники, быстро окупаются, и, скорее всего, они бы заработали и без всяких льгот. Что же касается других типов ОЭЗ, то они оказались неуспешными по причине отсутствия серьезной проработки проектов. Именно так обстоят дела с портовыми ОЭЗ, многие туристические зоны, которые широко анонсировались, в реальности появились лишь в нескольких регионах. [2]

Проблемы функционирования и невысокая эффективность особых экономических зон в России вызваны многими причинами.

Во-первых, в РФ определена слишком жесткая типизация ОЭЗ, что сильно ограничивает возможности формирования эффективных кластеров. Например,инновационная экономика подразумевает тесную связь научно-технических разработок и производства, но эти виды деятельности предлагается осуществлять в различных ОЭЗ (технико-внедренческой и промышленно-производственной соответственно). Существует негласное правило, согласно которому региону нежелательно предоставлять более одной особой экономической зоны. [3]

Во-вторых, по мировым меркам российские ОЭЗ обладают относительно малыми налоговыми льготами, поэтому не очень привлекательны для глобальных инвесторов. Фактически государство снижает только региональные и местные налоги, что делает этот инструмент менее интересным для субъектов Федерации. В то время как резиденты зарубежных ОЭЗ имеют и другие виды поддержки. Им оказывается консультационная помощь, обеспечивается централизованный маркетинг и связи с общественностью, предоставляется льготное кредитование. В некоторых случаях могут вводиться даже специальные тарифы на ресурсное обеспечение. [3]

В-третьих, проблемы создают слишком большие размеры территорий ОЭЗ. Зонами внушительных масштабов крайне тяжело эффективно управлять и обеспечить им необходимый контроль, к тому же для их инфраструктурного обустройства требуются солидные капиталовложения, которые государство не всегда в состоянии обеспечить. [3]

Существуют несколько необходимых условий привлечения резидентов на ОЭЗ. Во-первых, нужно обозначить сегменты промышленности, также типы производств, которые окажутся наиболее предпочтительными. Этим типам должны подходить географическое положение, инфраструктура, особенности менеджмента и деловые связи. Во-вторых, важно определить вероятные типы производств, в случае возникновения близких к основным типам предложений.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Так, регионы, привлекая к себе инвесторов, должны отдавать себе отчет в том, что необходимо четко обозначить систему налоговых льгот и механизмов их получения, чтобы обеспечить инвестора благоприятными условиями его активности. Стоит отметить, что нужно направить работу налоговых органов на содействие инвесторам, получившим льготы от руководства региона, включая федеральные. Даже несмотря на престиж бренда и необходимые условия функционирования, инвестор может изменить направление своей деятельности в сторону другого региона в случае, если посчитает отношение к его работе со стороны региона неуважительным или обнаружит иные препятствия.

Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в особых экономических зонах создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.

Список использованных источников

1. [Электронный ресурс] – URL: http://www.russez.ru/faq/
2. Михеев Л. Экономические зоны для неэкономных чиновников. [Электронный ресурс] – URL: http://rusplt.ru/sub/economy
3. Катырин С. Регионы выходят из депрессии // Российская газета — Спецвыпуск – 2015 г. – №6791. [Электронный ресурс] URL: http://rg.ru/2015/10/01/mnenie.html

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2742

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке