Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Учение о праве и государстве Б.Н. Чичерина»

Аннотация: В статье анализируется деятельность Б.Н. Чичерина, обосновывается его вклад в развитие общественно-политической мысли России. Показано формирование новой общественной и политической жизни отраженное в учении Чичерина. В статье рассматриваются подходы Б.Н. Чичерина к определению понятий «государство» и «право», анализируется роль личности в становлении государства и политической системы общества.

Ключевые слова: Б.Н. Чичерин, государственно-правовая школа, либерализм, государство, власть, функции государства, личность.

Б.Н. Чичерин является одним из выдающихся ученных и мыслителей XIX- начала XX века. В настоящее время бесспорно, что Б.Н. Чичерин являлся выдающимся представителем общественно- политической мысли того времени. Вклад ученного в развитие общественно-политического движения велик. Как правильно отмечает Л.М. Искра, Б.Н. Чичерин превосходил «большинство российских общественных деятелей своею дальновидностью, пониманием государственных потребностей, умением трезво оценивать обстоятельства и действовать в соответствии с ними» [1, с. 5].

Особое значение для понимания его творчества, имеет разработанный им диалектический метод исследования. Чичерин сформулировал четырехзвенную формулу диалектического развития, отказавшись от гегелевской триады [2, с. 25].

В своей магистерской диссертации «История областных учреждений Московского государства XVIII века» он обосновывал решающую роль государства в русской истории, в то же время Чичерин являлся сторонником либерализации общественной жизни в России, а именно: он выступал за отмену крепостного права, хотел расширить гражданские свободы сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х — начала 1880-х годов. Как утверждал Б.Н. Чичерин: «Власть, закон, свобода и общее благо присущи любому человеческому союзу. Этим элементам соответствуют четыре союза: семья, гражданское общество, церковь и государство» [3, c. 35]. Государство, по мнению Б.Н. Чичерина это «союз народа, связанного в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага» [4, с. 21].

Следует заметить, что Б.Н. Чичерин считал верховную власть независимой. Однако независимость верховной власти основывалась у него опять же на собственной силе. В обосновании этого довода, он говорит в своей работе «Курс государственной науки» о то, что власть «не верховная, если не преобладает над всеми. Поэтому власть, которая не в силах установить в государстве порядок и заставить исполнять свои распоряжения, будучи юридически правомочной, фиктивна, и подчиняться ей никто не обязан. Фактическая же власть, не имеющая законного титула, не обладающая силой, вынуждает к повиновению» [5].

Исходя из всего этого, можно отметить, что Чичерин допускает разделение властей на три ветви: законодательную, правительственную и судебную. Законодательную он видел в двухступенчатом парламенте. Правительственная, на его взгляд, представляла собой государственный аппарат и местное самоуправление, а судебная власть была независима.

Б.Н. Чичерин утверждал, что на разных этапах развития государства могут появляться новые задачи, которые будут расширяться в связи с потребностью общества. Как верно обращается внимание в специальной литературе, «Б.Н. Чичерин делает вывод, что государственная цель определяется как совокупность всех человеческих целей, насколько они касаются союза, как единого целого» [6, с. 75].

Ученые различных отраслей науки видят в Чичерине «своего»: для философов он русский неогегельянец, «величайший представитель идеалистической философии права», для юристов – «правозвестник и блестящий защитник идеи естественного права», для историков – один из основателей «государственной школы» в отечественной историографии [7, c. 29].

Б.Н. Чичерин не предлагал целостного учения о праве, что может свидетельствовать о том, что закон никогда не был основным предметом его изучения. В своих лекциях по общему государственному праву, Чичерин определяет закон как существенный признак государства, без которого оно не может существовать [8, с. 33].

В правовой концепции Б.Н. Чичерина только «положительный» закон может получить одобрение и развитие в государстве и обществе. Для того чтобы закон стал «положительным» следует обращаться к истокам естественного права.

Согласно концепции Чичерина сам закон не обязателен, обязательным его делает верховная власть, утверждая в качестве положительного закона. Исходя из этого, только верховная власть может выступать законным толкователем естественных законов, при этом закон должен быть один, а толкования могут различаться. Иными словами, только верховная власть является источником положительного закона, она его изменяет и отменяет по своему усмотрению [9, с. 14].

Оценивая личность в правовой системе, Чичерин наделял ее личными и политическими правами. Личности составляют в совокупности народ, который является неотъемлемой частью государства.

Б.Н. Чичерин выделял личные и политические права. По мнению Б.Н. Чичерина, все личные права имеют чисто формальный характер. Право гражданина состоит в том, что ему разрешено действовать по своему усмотрению, до той поры, «пока он не нарушает чужого права или общих постановлений, то есть пока не выступает из положенных ему границ».

Содержание политических прав, как их понимал Чичерин, созвучно с современным их пониманием. Под политическими правами он понимал возможности гражданина в государственной и общественно-политической жизни, которые обеспечивали бы его политическую свободу, и возможность участия в жизни общества и управления государством.

Подводя итоги, отметим, что разносторонность взглядов Чичерина дает нам право и основания считать Бориса Николаевича одновременно и патриархом русской общественной мысли — российского либерализма, и пророком.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Б.Н. Чичерин является видным русским юристом, историком и философом, основоположником «государственной школы» в историографии. Учения Б.Н. Чичерина о государстве и праве оказало влияние не только на формирование юридической науки, но также государственности в целом. Его идеи на сегодняшний день являются актуальными, они дают ответы на многие вопросы современности.

Список использованных источников

1. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995. – 214 с.
2. Величко А.М. Учение Б.Н. Чичерина о праве и государстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Величко Алексей Михайлович. – СПб., 1995. – 25 с.
3. Дьячкова О.Н. Концептуальные положения Б. Н. Чичерина о гражданском обществе // Сумма философии. Вып. 2. 2005. С. 35-43.
4. Чичерин Б.Н. Философия права. – М.: Либроком, 2011. – 337 с.
5. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Том 1. М.: Типография товарищества И.Н. Кушнерева и К., 1894 / Издание размещено в ИПП «Гарант Ру». URL: www.garant.ru (дата обращения 06.09.2016)
6. Захаров А.В. Государственно-правовые воззрения Б.Н.Чичерина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004. – 205 с.
7. Выдрин И.В. Набросок к портрету Б.Н. Чичерина: политико-правовые взгляды // Вопросы управления. 2014. №4(29). С. 185-192.
8. Чичерин Б.Н. Общее государственное право. М.: Зерцало, 2006. – 505 с.
9. Лукьянова Е.Г. Понятие закона в правовом учении Б.Н.Чичерина // История государства и права. 2013. №7. С.12-17.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2008

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке