Ключевые слова: инновации, образование, кадровый потенциал, управление, методы руководства.

Инновационное развитие — необходимое условие обеспечения конкурентоспособности России в XXI веке. Движение по этому пути требует формирования у личности таких качеств как инициативность; способность генерировать новые идеи; творчески мыслить; находить нестандартные решения, используя современные технологии; готовность обучаться в течение всей жизни, что, в свою очередь, предполагает обновление сложившейся модели общего образования [1]. Подобная модификация неминуемо влечет за собой и адекватное изменение применяемых в настоящее время форм организации образовательного процесса.

Выполнить такие требования может только динамично развивающаяся образовательная система, максимально приспособленная к реалиям общественной жизни, в которой ведущую роль при осуществлении образовательного процесса играют инновации. Предназначение инновационных процессов — достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности образовательного учреждения [2]. При этом возникает необходимость как в формировании педагогического коллектива, способного осуществлять инновационную деятельность, так и в применении эффективных способов регулирования процесса разработки и внедрения инноваций в образовании.

Реформирование системы образования ставит своей целью сокращение неэффективных с экономической точки зрения учебных учреждений и поддержку учреждений-лидеров [3]. Но современная образовательная политика должна ориентироваться не на сокращение образовательной сети, а на ее инновационное развитие, поскольку образовательная система является необходимой составляющей обеспечения целостности государства. Очевидно, что перевод учреждений на инновационный тип развития невозможно осуществить, не имея высококвалифицированного кадрового потенциала. Поэтому необходим комплекс мер по привлечению в систему образования молодых специалистов и стимулирование инновационной деятельности педагогов.

Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители образовательных учреждений, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.

Управление инновационными процессами в образовании многовариантно, на него оказывают различные факторы внешней и внутренней среды. Оно предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. Поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; разработка новых инновационных идей; повышение инновационного потенциала образовательных учреждений как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Главными направлениями и задачами в этой деятельности, на наш взгляд, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение педагогов; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Развитие системы образования на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии — одна из важнейших проблем управления нововведениями. При этом чем более мощным стратегическим и системным ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия в управлении. Ведь инновационный процесс — это процесс вероятностный, а поэтому характеризующийся повышенной неопределенностью и рисками, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Данные свойства важно учитывать в управлении.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста работников образовательных учреждений; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения качества создаваемой инновационной системы образования можно рекомендовать субъектам управления:

— увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в реальном секторе экономики, что позволит сохранить существующие и привлечь молодые кадры, готовые к инновационной деятельности;
— введение стимулирующих надбавок работникам с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных инновационных технологий в образовании;
— предоставление на конкурсной основе поддержки общеобразовательным учреждениям, создающим и реализующим программы инновационного развития;
— разработку стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент», в которой следует предусмотреть тренинги по развитию стиля управления инновационными процессами общеобразовательного учреждения и проведение аттестации всех руководителей образовательных организаций по завершению ее прохождения.

Список использованных источников

1. Инновационное развитие России в XXI веке (мир инноваций: проблемы и решения) : монография / В.К. Кондрашова и др. ; Моск.гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. – М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2013. – 210 с.
2. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11–14 ноября 2013 г. / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.М. Дорожкин; д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. Том I. 274 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // Российская газета. 2012. 31 декабря.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1810

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке