Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Быть человеком: напутствие молодежи и тема для уроков трезвости»

Аннотация. В статье даны ответы на вопросы, волнующие трезвую молодёжь: «Какой быть молодёжи в 21 веке?» и «Что даёт Трезвость молодому человеку?». Представленный материал можно использовать для уроков Трезвости.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: трезвость, Человек, различение, добро и зло, уроки Трезвости.

В последнее время среди трезвой молодёжи в нашей организации (Южноуральская городская общественная организация утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Южноуральск») возникают такого рода вопросы: «Какой быть молодёжи в 21 веке, в чём смысл жизни трезвого человека? Что даёт Трезвость человеку, прежде всего молодому?»

Разбирая их, мы пришли к определённым выводам, которыми хотелось бы поделиться. Начнём с ответа на вопрос: «Какой быть молодёжи в 21 веке, в чём смысл жизни?» Смысл и цель жизни молодёжи и в 21, и в 22, и в 19, и других веках один и тот же – быть Человеком.

Великий русский педагог В.А. Сухомлинский, обращаясь к своему сыну, писал: «Ты родился человеком, но Человеком ещё нужно стать».

«Имей смелость быть Человеком», – это тоже напутствие сыну [1].

М. Горький в романтической поэме «Человек» так обозначил свое заветное желание: «…хочу, чтоб каждый из людей был Человеком».

Зверев А.А.: «Звание Человек вместе с рождением не даётся и в течение жизни к тому же может быть утрачено» [2, с. 87].

Молодость – прекрасная пора, именно молодость даёт возможность человеку стать Человеком.

Н.В. Гоголь, рассказывая о герое поэмы «Мёртвые души» Плюшкине, в лирическом отступлении оставил своё духовное завещание молодёжи: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется:

«Здесь погребен человек!» – но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости».

Что значит – быть Человеком? Чем отличается Человек от человека? На всех уроках Трезвости, начиная с младших классов, я говорю о Человеке, о том, что отличает Человека от человека. Рисуя

«домик добра» (в младших классах), он же «домик Трезвости», или созидательное здание жизни Человека (в старших классах), мы говорим о том, что фундаментом этого здания (домика) является Трезвость. Крыша здания – Добро (младшие классы) или нравственность: способность к различению Добра и зла, правды и лжи (старшие классы). А далее разбираем, кто такой Человек нравственный, и выясняем, что это Человек, способный к различению. А Человек высоконравственный

– Человек, обладающий высокой степенью различения.

Человек начинается с Трезвости. Трезвость – естественное состояние, данное каждому от рождения природой, и Человек обязан Трезвость сохранить.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В.А. Сухомлинский писал: «Алкоголь затуманивает сознание и дает волю инстинкту, низводя человека к скотскому состоянию» и добавлял: «Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости» [3].

А начинаем мы этот важный разговор с песни, в которой есть такие слова: «Вот так меня собака сделала человеком». И ищем ответ на вопрос: как так получилось, что собака из человека сделала Человека? Человек прекратил отравляться табаком из любви к своей собаке («собака не выносит дыма»), вернулся в своё естественное состояние – Трезвость – и стал Человеком.

Можно с уверенностью сказать, отвечая параллельно на вопрос, что даёт Трезвость: Трезвость даёт возможность человеку стать Человеком. Именно возможность. Потому что, как писал русский учитель, трезвенник С.А. Рачинский, «трезвость ещё не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственного преуспеяния» [4]. После уроков Трезвости в старших классах практически все ученики, отвечая на вопрос анкеты: «Почему вы решили жить в

Трезвости?», – среди прочего написали: «Чтобы быть Человеком».

Итак, Трезвость сохраняет способность к различению Добра и зла, правды и лжи, без Трезвости нет различения. Без различения нет жизни. Без Трезвости нет Человека. Трезвость даёт возможность человеку стать Человеком. В различении Человек также обязан совершенствоваться, не умозрительно, а практически – делать Добро. Об этом писал Л.Н. Толстой: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».

Важно понимать, что в основе делания Добра лежит любовь к людям, любовь как созидательное действие.

А вообще реально ли делать Добро? И что для этого нужно? Нужно быть Человеком, брать за образец тех людей, которые служили Добру всю свою жизнь, и следовать им по мере сил и возможностей.

Наберусь смелости и перефразирую известную стихотворную строчку В. Маяковского из поэмы «Хорошо!»: «Юноше, обдумывающему житьё, решающему, начать жизнь с кого, скажу, не задумываясь – делай её»… с Альберта Швейцера.

Альберт Эйнштейн так сказал о своём друге Швейцере: «Наконец- то в это трагическое столетие появился великий человек» [5]. Вся жизнь А. Швейцера – яркий пример того, как человек сделал из себя Человека.

Альберт Швейцер, немецко-французский философ, теолог, музыкант, врач, лауреат Нобелевской премии, трезвенник (1875 – 1965). Человек, проживший долгую и прекрасную жизнь, оставил всем нам своеобразное завещание: «Я не знаю, какой будет ваша судьба, но одно я знаю наверняка: лишь те из вас будут поистине счастливы, кто искал и нашёл способ служения людям» [5].

Ему 21 год. Он учится в Страсбургском университете сразу на двух факультетах: теологическом и философском, посещает лекции по теории музыки. Он совершенно счастлив, здоров, трудолюбив, у него любящие родители, сёстры, его любят друзья и родные, у него прекрасные преподаватели и наставники, которые тоже его любят, ему удаётся всё, чего он хочет. Но в нём растёт и поднимается из глубин счастья ощущение, что он не может считать, что жизнь его принадлежит только ему. Он понимает, что «человек принадлежит человеку», что «человек имеет право на человека».

А. Швейцер писал в своей автобиографии: «Всякий, кто избавлен от боли, должен ощущать себя должным помочь утолению чужой боли. Все мы должны нести свою долю горя, выпавшего нашему миру» [6].

Именно в 21 год он принимает решение: до 30 лет изучать науку, музыку, а в 30 лет встать на путь «непосредственного служения своим близким как человек человеку». Обстоятельства жизни подсказали ему этот путь. Он решает отправиться в Африку в качестве врача, чтобы лечить негров, которым, как он говорил, европейцы обязаны служить за все те страдания, которые им причинили.

К тому времени Швейцер уже известный философ, теолог, проповедник, преподаватель университета, музыкант, специалист по органостроению, писатель. Он приобретает ещё одну профессию – профессию врача, получает степень доктора медицины и уезжает в Африку в провинцию Габон, являвшуюся французской колонией, и в деревне Ламбарене в практически невыносимых для европейца условиях работает многие годы, на свои деньги строит больницу.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В Европе он бывает лишь наездами, даёт концерты, читает лекции и все деньги тратит на строительство новой больницы. В 1952 г. становится обладателем Нобелевской премии мира, которую тратит на строительство при больнице лепрозория. В конце жизненного пути выступает со специальным «Обращением к человечеству», призывая прекратить испытания ядерного оружия.

О нём можно прочитать книги, статьи. Примечательно ещё одно высказывание Швейцера: «Делайте то, что в ваших силах. Недостаточно сказать: «Я зарабатываю, чтобы поддерживать семью. Я хорошо выполняю работу. Я хороший отец. Я хороший муж. Я добрый прихожанин». Все это хорошо, но вы должны делать и еще нечто. Всегда ищите возможность делать доброе дело. Каждый человек должен собственным путем искать возможность стать еще благороднее и реализовывать свое истинное человеческое достоинство. Вы должны некоторое время уделять и своим собратьям. Пусть это немного, но сделайте хоть что-нибудь для тех, кто нуждается в человеческой помощи, нечто такое, за что вы не получите никакой другой платы, кроме самой привилегии выполнять этот труд» [6].

Собственной жизнью и собственным примером подтвердил А. Швейцер каждое своё слово. И имел полное право сказать: «Личный пример не только лучший способ убеждения, но единственный. Моя жизнь – мой аргумент» [6].

На уроках Трезвости, говоря о Добре и зле, я привожу определение, данное именно Швейцером: «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» [7].

На одном из уроков, начиная разговор о различении, я спросила:

«А нужно ли различение? Нужно ли уметь различать Добро и зло?» И услышала, как некоторые ученики ответили: «Нет, не нужно». И только, когда я прочитала определение Швейцера, мнение стало единодушным: «Конечно, нужно и даже жизненно необходимо».

«Спешите делать добро!» – эту заповедь оставил нам Г.А. Шичко. С.А. Рачинский писал: «… По крайнему моему разумению, всякий из нас, спасший от гибельного порока хоть одного из своих ближних, недаром прожил на свете» [4].

В дореволюционном учебнике Трезвости «Школа трезвости» С. Успенского читаем: «Каждый разумный человек, любящий свою Родину и желающий ей добра, должен принимать посильное участие в устроении Трезвой жизни своих сограждан» [8].

Подводя итог, можно сказать: для трезвого молодого Человека, являющегося к тому же членом трезвеннической организации, нет более высокой цели, более высокого смысла жизни, более благородного служения Добру, чем бескорыстно и преданно работать на дело утверждения и сохранения Трезвости по мере сил, возможностей и способностей. «Если не я, то кто же?»

Список использованных источников

1. Сухомлинский В.А. Письма к сыну / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1979. – 17 с.
2. Зверев А.А. Трезво о политике / А.А. Зверев. – Москва: Концептуал, 2016. – 668 с.
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский; сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
4. Рачинский С.А. Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости : издание для студентов Казанской Духовной Академии / С.А. Рачинский. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898.
5. Носик Б. Альберт Швейцер. Серия «Жизнь замечательных людей». Выпуск 11(499) / Б. Носик. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 416 с.
6. Абрамов А. Человек Альберт Швейцер / А. Абрамов. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2010. – 217 с.
7. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер; ред. В.А. Карпушин; пер. Н.А. Захарченко, Г.В. Колшанский. – М.: Прогресс, 1973.
8. Успенский С.Е. Школа трезвости : популярный учебник трезвости для начальных училищ / С.Е. Успенский. – М., 1914. – 128 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

813

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке