Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Идейно-художественные особенности американского трансцендентализма в произведении Амина Рейхани»

В созданных на основе национальных традиций англоязычных произведениях Амина Рейхани преобладают идейно-художественные моменты, созвучные с произведениями видных представителей американского трансцендентализма. С этой точки зрения особое внимание обращает на себя произведение «The Book of Khalid» («Книга Халида»), в котором отразились идеи американского трансцендентализма: социальная активность и идеализм.

Помощь в написании статьи

Это произведение был ярчайшим образцом западно-восточных суждений Рейхани. Как писал Натан Функ, изданным в 1911 году произведением «Книга Халида» Амин Рейхани засвидетельствовал свой образ жизни и мировоззрение, «постижение» им литературных и философских взглядов обоих миров [11, c. 6-7]. Автор отметил, в то время когда для писателей Европы и Америки Восток был объектом великодушия, или же романтическим образом, Амин Рейхани воспел его как неделимое существо. С другой же стороны, взгляды его сильно отличались от эмигрантов, воспринявших Запад как источник прибыли [11, c. 6]. С этих позиций, на полном основании, Шериф Алмуса произведения Рейхани расценил как мост, связующий Восток и Запад [9, c. 3].

В 30-е ХХ века, недалекий от города Вашингтон в США, город Конкорд превратился в культурный центр Новой Англии. Сущность «нового английского возрождения» определялась главными идеями романтизма, принятых интерпретацией трансценденталистов — натуралистов в США. Предводителем течения «Течение мысли, названное «американский, или новоанглийский трансцендентализм», возглавлялось известным писателем и философом Ральфом Уолдо Эмерсоном…» [5, c. 5]. Известное произведение Р.У. Эмерсона «Природа» (1836) был основным источником, отражающим идейную направленность трансцендентализма.

Трансцендентализм выступил, как последующий этап американского романтизма. «Однородные события и действительность породили романтизм и трансцендентализм, но в новых исторических условиях, когда критика с позиции романтизма утратила силу и перестала удовлетворять передовую общественность, появился и стал доминировать трансцендентализм» [2, c. 8].

Насколько американский трансцендентализм был близок к философским течениям и романтизму Европы, настолько же имел национальный характер. Сквозь призмы отношений к общественным проблемам и социальному институту, возникший на арене национализм для трансценденталистов имел весьма своеобразный характер. Трансценденталисти Америки, будучи сложной и концептуальной литературной и философской системой находились на решительных позициях эксперта гуманистических идей в самых резких социальных ограничениях. «Свое мировоззрение они считали принципиально «открытым» для любых философских аргументов в пользу гуманизма, подразумевавшего доминирование духовной сущности человека над материальными условиями жизни» [5, c. 44].

Придавая значение национальному историческому развитию, трансценденталисти высоко ценили гуманистические и демократические традиции американского просветительства. Т.Л. Морозова писала, что трансценденталисти, выдвинув идею «Вера в себя», как основной принцип концептуальной личности, также уделяли внимание просветительским взглядам [3]. Однако, трансцендентализм Америки, будучи сферой сознания, предпочитал духовные проблемы, усмотревшие в основе идеализма, не воспринимал материалистические тенденции просветительства. Свою мысль мы можем подтвердить суждениями Е.Ф. Осиповой о том, что «трансцендентализм стал частью движения романтического протеста против рационализма Просвещения, охватившего Европу и Америку в конце XVIII — первой половине XIX века» [4, c. 7]. Идеализм у трансценденталистов проявился и в философском анализе личности человека и больше всего в очерченных штрихах формулы реальной действительности американского уклада жизни. И с этой точки зрения Н.Е. Покровский отметил, что эклектическая функция трансцендентализма не мешает усмотрению ее главной направленности: «Идеализм» — так назвал свое учение Ральф Эмерсон» [5, c. 47].

Обсудив духовные и материальные аспекты четырехугольника Человек — Общество — Природа — Бог и изучив различные вопросы, пришел к такому убеждению, что все это — главные моменты, сближающие арабского писателя с трансценденталистами. Для того, чтобы показать интерес, проявленный Аминам Рейхани к творчеству Р.У. Эмерсона и Г. Торо не было случайным явлением, а также сильное влияние трансценденталистов на арабского писателя, У.Е. Даневет III сравнил ряд общих идей и тем: «Прежде интуиция, энтузиазм, своеобразие попытки изменить общество, активная деятельность, способствующая духовному развитию, единство мистики и опыта, природа, вера в религию, противоречащая убеждениям, игнорирование общественных законов, духовная эволюция личности» [10, c. 56]. Вышеназванные темы более всего философские социальные проблемы, в действительности же, включение в сферу вышеуказанного четырехугольника творческую деятельность, мышление, поэт, любовь и другие темы в рамки одного произведения для Амина Рейхани служит гарантом комплексного отношения к миру.

Первейшим показателем идеализма в творчестве трансценденталистов, а также Г. Торо и Р.У. Эмерсона это — проявление моментов отношения к человеку, жизни, как к его духовным ценностям, так и материальной стороне, приоритет духовных проблем, душа человека, идея единства бога.

Касаясь необходимости в материальной жизни: Еды, Крови, Одежды и Тепла [7, c. 17] Г. Торо во время собственного эксперимента пришел к убеждению ограничения жизненных условий: «Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил» [7, c. 108]. Следует отметить и то что Г. Торо в процессе подготовки в 1849 году известного произведения «Уолден, или жизнь в лесу», в 1845-1847 годы покинул общество и поселился на побережье озера Уолден в сооруженной самим хижине, где проводил свои собственные опыты «правильной жизни». Также поступил Халид, герой произведения Амина Рейхани «Книга Халида», как герой Г. Торо на год удалился в лес, где размышлял над суждениями Г. Торо, посчитав его «своим американским братом» [12, c. 191]. Такое отношение к действительности, прежде всего, порождает условия к сближению духовного мира человека, освоению тайн реальной действительности, противопоставлению бессильного раболепства перед материальным миром.

Природа в творчестве трансценденталистов Америки выступает как местонахождение, очищающее человеческую душу и способствующая его духовной зрелости. Название произведения «Природа», иллюстрирующая основные положения литературной и философской системы Р.У. Эмерсона, а также жизненный опыт, приобретенный Г. Торо и Халидом — не случайное явление в их характерах.

Утверждая о том, что с точки зрения философии вселенная состоит из природы и духа, Р.У. Эмерсон пишет, что, вне всякого сомнения, необходима вера в природу. По его мнению, каждый человек, размышляющий о сущности вселенной, не может не узреть ее пользу для себя. Писатель природу прослеживает сквозь призмы — Покоя, Красоты, Языка и Дисциплины: «В своем служении человеку природа — не только материал, но также и процесс, и его результат» [8, c. 28], определив, что за свое спокойствие человек обязан природе. По мнению автора, также в результате открытий и опыта интеллектуальных людей созданные сооружения «со времен Ноя, вплоть до периода Наполеона», обеспечение ими произошедших изменений — проявление полезных явлений природы на человека. Р.У. Эмерсон пишет, что природа реализует самые наивысшие желания человека — любовь к красоте. Он утверждает, что «самое прекрасное для художника — это Глаза» и тем самым повествует о своих прекрасных впечатлениях от природы — гор, деревьев и животного мира. Наряду с прекрасными эмоциями, возникшими в результате естественных элементов, американский философ отдает предпочтение божественной красоте: «Для того чтобы красота была совершенной, необходимо присутствие более высокого элемента, иными словами, духовности… Красота — это печать бога на добродетели» [8, c. 32]. По убеждениям Р.У. Эмерсона, красота в полном и прямом смысле слова — единственное проявление мироздания: «Господь всеблаг. Истина, добро, красота — все это лишь различные проявления единого Целого… Природа — символ духа» [8, c. 35].

Хотя прослеживается влияние по форме идеи природы Г. Торо на произведение Амина Рейхани «Книга Халида», то с точки зрения концепции и проявленного к нему отношения, наблюдаются узы родства с идеей природы Р.У. Эмерсона. На самом деле, в контексте сказанного проявлены также отличительные черты взглядов двух видных представителей американского трансцендентализма. Лирический герой Г. Торо, нашедший приют на лоне природы, размышляющий об условиях жизни и человеческом существовании, ищет пути их ограничений, даже экспериментирует на собственном опыте. Р.У. Эмерсон же своей концепцией природы утверждает единство души человека с природой, духовные проблемы, вопросы божества. В данном случае У. Деневет III, обратив внимание на отличительные свойства Г. Торо и Р.У. Эмерсона пишет: «Природу Р. Эмерсон воспринимает не как «главный — личный опыт», а как суть всей человеческой жизни. Г. Торо же подчеркивал не нравственные аспекты природы, а верный и неразгаданный опыт» [10, c. 64].

Герой произведения Амина Рейхани, прожив в течение года в лесу в сооруженной из еловых веток хижине, еще больше сблизился с природой, свою любовь к ней определил так: «Я подчинил себя извечной матери (Природе)», умеренный ветер Запада усыпляет меня… Я — простодушен, мечтаю и довольствуюсь любовными грезами. Халид считает «материальную природу незримым символом» [12, c. 241]. В период нахождения на природе, как Халид, также Эмерсон получают пользу от природных свойств: звезд, чистого неба, величавых сосен, гор, птиц, цветов, словом, любого естественного существа, созвучных человеческой душе. Халид верит в магическую силу Земли и утверждает наличие в ней «существования живой души — Бога». В тоже время Халид также как Р.У. Эмерсон, природу воспринимает, как предмет мышления. «Выражаясь, что «Каждая вещь во всем мире одновременно связана с сознанием» [8, c. 35], соответственно взглядам американского писателя, свои идеалистические взгляды изложил с позиции «мысль… реальна и вечна».

Р.У. Эмерсон утверждал наличие в природе многих закономерностей, в каждом ее элементе усматривал учение божественной истины. Халид тоже чувствует реальные предметы в единстве в ней сокрытых идей. По мнению Амина Рейхани высокие еловые деревья символизируют удовольствие, «мерцающие звезды — испепеленную тревожную веру» [12, c. 234], восход солнца «вдохновенную любовь и надежду» [12, c. 236]. Р.У. Эмерсон утверждает, что посредством природы человек постигает свою душу, внутренне совершенствуясь, возвращается в общество. Время проживания Халида на лоне природы, его физическое исцеление — лучшее проявление этой идеи.

Как уже было отмечено, одним из основных проблем в творчестве американских трансценденталистов явились человеческая душа, природа и единение с богом. Одиночество человека, природа, а также как логическая последовательность многих тем, проистекают из идеалистического мировоззрения как идея единства у трансценденталистов так и Амина Рейхани. По убеждениям Р.У. Эмерсона, «Каждый человек — это скрытое божество» [8, c. 126], творения бога, общая эволюция и движение духа существуют вне нашего сознания. Человек понимает, что истина от бога, защищает его, однако его тайна ему неизвестна. Писатель верит в возможность раскрытия этих тайн только лишь любовью и стремлением к возвышению. С этой точки зрения примечательно эссе Р.У. Эмерсона «Вера в себя», в котором писал: «Если человек живет вместе с богом, голос его будет столь же чистым, как лепетанье ручья или шелест волнующейся нивы…» [8, c. 147]. В основе идеи равноправия людей у Эмерсона находится и вера человека в сущность божества. Природу Р.У. Эмерсон считает гласом бога, изъясняющегося с людьми. Аналогичные свойства прослеживаются и в произведениях Г. Торо. Писатель усматривал божество в каждом, кто познавал бога: «Искать Бога лучше всего в лесу, нежели в церкви» [10, c. 62].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Герой произведения Амина Рейхани «Книга Халида» также душевными поисками сближается с природой, где находит бога. Халид, утверждавший, что для каждого «изначальным был лес, купол небосвода, янтарное солнце» сообщает, что именно здесь «читал главы священной книги». Прослеживая божественные вопросы у американских трансценденталистов и у Амина Рейхани, становится очевидным единство взглядов на церковь и религию. Пантеистические взгляды американских трансценденталистов проявляются в отношении их к церкви и религии. Ввиду того, что единство идей для Эмерсона носил универсальный характер, писатель веру в бога пытается выйти из прослеживается и в литературно — философской системе Г. Торо. Воспринявший идею равенства религий и оспаривающий верующих в Исуса и Зароастру Г. Торо, в основном, был далек от религиозных учреждений.

Посредством образа Халида в произведении Амина Рейхани «Книга Халида» проявлено отношение к отдалившимся от своих первичных церковных ценностей деятелям, использовавших религию порождающей трудности для человеческой жизни. Суждения Амина Рейхани о церкви и религии выходят за пределы мышлений американских трансценденталистов. В данном случае обращают на себя внимание реальные условия арабских стран, столкновения арабских общин и мусульманских эмигрантских писателей, пытавшихся реализовать идею арабского единства, а также вопросы истоков суфийского мировоззрения, пантеистическое мышление Востока. Потому Халид, отдалившись от христианства, с одной стороны игнорирует церковные законы, с другой же — призывает мусульман «отречься от своих унизительных обычаев, глупых традиций, рабского фанатизма» [12, c. 320]. Отказ Халида перечислить деньги в церковь на право получения женитьбы на двоюродной сестре, разорванные на клочья булло на пороге церкви (булло — указ римской Папы) и другие его поступки — свидетельство отрицательного отношения к церкви, но это не урон к уважительному отношению к религии. Он представлен то как мусульманин, то как христианин, в ряде же случаев как бахаист. Халид, с большой любовью относящийся к пророку Мухаммеду и Исусу, говорит: «Они оба для меня — идеальный алтарь» [12, c. 295].

В произведении «Книга Халида» опыт Г. Торо прослеживается в различных формах, жизнь в лесу в течение года обогатила духовный мир Халида, вернувшийся в общество со здравыми мыслями, что дает ему право участвовать в его развитии, или же, вернувшись из тюрьмы, уничтожает вышеназванную книгу, испытывая «Идею в пламени истины». В действительности же первое выступает как продолжение второго, являясь носителем сущности начала и развития миссии Халида. Основная его миссия состоит в том, чтобы положить конец арабскому колонизаторству, очистить Ислам от вахабитов и путем реформ воссоздать мощную арабскую империю. «Таким образом, бывший Халид — мистик превращается в Халида — панарабиста». Подобно Г. Торо, не остается в лесу, не хочет быть одиноким мистиком [12, c. 66].

Также с точки зрения социальной активности, деятельность Халида созвучна американским трансценденталистам. В произведении «Непокорный гражданин», написанное в 1849 году, Г. Торо повествует о правах человека, противоборстве личности государству. Вообще, вместо насильственной среды писатель предпочитает пути борений на стороне. Видный азербайджанский востоковед А. Имангулиева писала, что выход из несправедливости и тяжкого режима, как Амин Рейхани, так и Г. Торо, усмотрел в реформаторской деятельности и просвещении [1, c. 163]. Согласно теории трансценденсталистов, придававших особое значение формированию личности в развитии общества, Г. Торо в произведении «Уолден, или жизнь в лесу» отдает приоритет духовным и внутренним реформам.

Халид выразил свое отношение к ряду политических и общественных вопросов. Хотя он осуждает выборы в американском обществе, выступает против представителей осуждаемой им партии, впоследствии, вернувшись на родину, объявляет правительство в предательстве, размышляет о путях освобождения родины: «Угнетеньем бьют по голове, безнадежностью сковывают наш ум и душу» [12, c. 272]. Халид выступает как сторонник больших перемен во имя прогресса во всех сферах арабского общества.

Говоря о том, что «сильная волна оставляет след на поверхности волны и потом только в океане превращается в мощную силу» [12, c. 235], он указывает на близость с американскими транесценденталистам в представлени традиций национальной литературы. Его главная цель — борьба за родину «обществу нужно, прежде всего, говорить я — избранник его гласа, чувствую, что я должен откликнуться на этот зов, если не пойду навстречу, то он умолкнет навсегда» [12, c. 128]. В основе жизненного пути Халида — рупора идей Амина Рейхани — деятельность, прошедшая в испытаниях, в конечном счете, найденный им идеал Отечества, а само же произведение «Книга Халида» всеми достоинствами, нюансами Востока и Запада превратилась в главную книгу писателя: «Наступит день, когда каждый на основе прожитой жизни, создаст собственную Книгу и она во всем мире превратится в храм и дворец его Духа» [12, c. УШ].

Произведение Амина Рейхани «Книга Халида» писателя Востока, говорившая на языке Запада — самый величественный глас. Оно стало мостом литературной мысли для цивилизации Востока и Запада.

Список литературы:

Имангулиева А. Корифеи новоарабской литературы — Б.: Элм, 1991, -324 с.
Кузнецова С.Н. Социально-философская проза Генри Торо: Афтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук — М.: 1974, -18 с.
Морозова Т.Л. Учение Эмерсона о «доверии к себе» и проблема индивидуализма в американской общественной и духовной жизни: Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность — М.: Наука, 1982, — 351 с.
Осипова Э.Ф. Ральф Уолдо Эмерсон. Писатель и время — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991, — 137 с.
Покровский Н.Е. Генри Торо — М.: Мысль, 1983, — 188 с.
Рейхани А. Избранные — Л.: Художественная литература, 1988, — 447 с.
Торо Г. Уолден, или жизнь в лесу — М.: Наука, 1979, — 455 с.
Эмерсон Р. Ессе, Торо Г. Уолден, или жизнь в лесу — М.: Художественная литература, 1986, — 638 с.
Grape Leaves. A Century of Arab-American Poetry (Edited by Gregory Orfalea and Sharif Elmusa) — New York: Northamton, 2000, — 300 р.
Dunnavent III W.E. Rihani, Emerson and Thoreau: Rihani Ameen. Bridging East and West: A pioneering Call for Arab — American Understanding (Edited by Nathan C.Funk, Betty J.Sitka) — New York: University press of America, 2004, — 181 р.
Nathan C.Funk. More than Tolerance: Rihani on Intercultural Reconciliation: Rihani Ameen. Bridging East and West. A pioneering Call for Arab — American Understanding (Edited by Nathan C.Funk, Betty J.Sitka) — New York: University press of America, 2004, — 181 р.
Rihani Ameen. The Book of Khalid — New York: 1973, — 364 р.

Автор: Тагир

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

361

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке