ABSTRACT
This article discusses the problem and reason for the spread of gaming computer addiction.
Ключевые слова: игровая зависимость, виртуальная реальность.
Keywords: gaming addiction, virtual reality.
В последние десятилетия использование цифровых технологий привело человека к созданию реальности нового типа — виртуальной реальности. Степень её влияния на сознание человека, характер этого влияния и последствия еще только предстоит изучать — но не вызывает сомнений, что это влияние огромно и что особенно сильное воздействие оно оказывает на сознание и психику детей. В силу незрелости, не устоявшегося характера психических процессов и процессов познания, ребёнок не полностью различает эти реальности друг от друга, в его картине мира виртуальная действительность наделена характеристиками мира объективного, что, по мере взросления ребенка, становится причиной многих трагедий. В отличие от объективной реальности, виртуальная реальность легче поддается индивидуальному воздействию, в результате чего ребёнок и особенно подросток испытывает ощущение вседозволенности всемогущества, естественно, ложное и искажающее его взаимоотношения с окружающими его людьми.
По этой причине психологи в последние десятилетия неоднократно предупреждают о том, что ребёнок, чьё сознание формируется на материале компьютерной действительности, окажется гораздо менее приспособленным жизни, нежели ребёнок, чье сознание формировалось в условиях настоящего мира. Приход в жизнь «компьютерного поколения» может обернуться, по мнению психологов, волной стресса, разобщенности людей – и даже насилия и убийств.
В мировой науке также все чаще диагностируется такая разновидность психических отклонений, как компьютерная зависимость – состояние, при котором человек не имеет желания покидать пространство виртуальной реальности, предпочитает ее жизни в реальном мире с его проблемами.
В нашей стране проблема игровой компьютерной зависимости является относительно новой. Несмотря на большой интерес, особенно в онлайновых публикациях, научные исследования игровой компьютерной аддикции в России носят пока несистематизированный характер и сравнительно немногочисленны. В связи с этим, изучение данного явления представляет для современного цивилизованного общества значительный интерес.
Младший школьный возраст в связи с указанной проблемой представляет особый интерес. Многие отечественные и зарубежные психологи говорят о том, что данный возрастной период является довольно сложным, критическим с точки зрения развития личностных качеств и формирования полноценной личности. Л.И. Божович полагает, что эта критическая ситуация возникает потому, что физическое и умственное развитие младших школьников может несколько опережать их социальное развитие — в результате этого у младшего школьника могут возникать такие интересы и запросы, которые не могут быть удовлетворены в условиях его настоящей жизни. Для удовлетворения их младший школьник и уходит в вымышленную реальность. В благополучных случаях такой реальностью оказываются книги или мир личных фантазий ребенка, но в менее благополучных, особенно в последнее время, такой реальностью становится виртуальный мир, мир компьютерных игр, в которых ребёнок может реализовываться, удовлетворяя указанные выше потребности. Постепенно виртуальный мир становится всё более значимым для ребёнка и вытесняет из сферы интересов ребенка образ реального мира и потребность реализации в нём. Таким образом, проблема игровой компьютерной зависимости обусловлена отдельными проблемами психики ребенка: а именно, её неустойчивостью.
Связь психических особенностей младших школьников и различных видов зависимости, влияние виртуальной реальности на сознание младших школьников, а также способы преодоления этого влияния на данный момент изучены недостаточно. В ходе работы над данным исследованием мы провели анализ психолого-педагогической литературы и выявили, что данным вопросам посвящены лишь отдельные публикации, как правило, раскрывающие какой-то один аспект, одну сторону этой проблемы — в то время, как монографических исследований, всесторонне рассматривающих данную проблему в отечественной науке почти нет.
Безусловно, что для решения этой проблемы, для исключения виртуального компьютерного мира из системы ценностей человека, особенно младшего школьника, необходимо долгосрочные исследования, направленные на диагностику проблемы и выработку системы методов и приемов по её преодолению. Также необходима длительная воспитательная работа, корректирующая сознание ребенка и моделирующая правильные отношения школьника с действительностью. В состав этой профилактической работы, без сомнения, должна входить также и работа по профилактике компьютерной зависимости. Указанная система мероприятий, безусловно, должна базироваться на единой научно-практической и методической платформе воспитания, в рамках которой должны быть объединены усилия всех участников образовательного процесса: родителей, воспитателей, школьных педагогов, социальных работников и психологов, медицинских работников, и, в первую очередь, — самих детей.
Список литературы:
Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета [Текст] / А.Е.Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2008. — № 2. — С. 140 – 153.
Галич, С.А. Социологический анализ игровой зависимости как формы культурной девиации [Текст] / С.А. Галич. – М., 2012. – 206 с.
Гурьева, Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты [Текст] / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. – 2013. — № 3. – С. 5-9.