Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Институциональный диалог в политической коммуникации гражданского общества и власти»

Институты общества не создаются по указке «сверху» или по повелению власти. Для их возникновения необходим ряд объективно существующих предпосылок и условий появления на свет. Так начавшийся процесс демократизации России вызвал объективно необходимый переход от монологической формы политической коммуникации между государственной властью и нарождающимся гражданским обществом к их диалогическому взаимодействию.

Помощь в написании статьи

Если политический монолог олицетворял вертикальную и односторонне направленную модель административно-пропагандисткой трансляции информации с верхних уровней политической власти вниз, к обществу, к массам, то диалоговая модель – это двухсторонний коммуникативный процесс между равноправными партерами. Политический монолог – это субъет-объектная коммуникация, в то время как диалоговая коммуникация — это субъект- субъектное, или интерсубъектное, взаимодействие власти и гражданского общества. Главное же «отличие диалоговой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное «горизонтальное равенство» участников информационного обмена, в противоположность «вертикальному» принципу «руководства-подчинения», присущего модели «вещания» [2, с.142]. Такой диалог «обеспечивает саморазвитие гражданского общества, пронизывает сферу политики по вертикали и по горизонтали. При этом механизм взаимодействия государственной власти и гражданского общества… зависит от понимания участниками диалога содержания современного политического процесса, его информационной и идеологической компоненты» [4, с.154].

Воплощение в политическую практику новой коммуникативной парадигмы началось в России после проведения в Кремле первого Гражданского форума в ноябре 2001 года, ставшего первой подобной встречей представителей общественности с высшим руководством страны и началом нового диалогового этапа во взаимодействия власти с гражданскими структурами. Это мероприятие явилось первой общероссийской «площадкой для определения путей диалога гражданского общества и власти, а также поиска возможностей влияния гражданского общества на ход реформ в России» [1, с.4]. Таким образом, именно на Форуме был дан своеобразный старт прединституциональной фазы в развитии диалога между властью и гражданским обществом, поскольку фактически именно он «спровоцировал» гражданскую инициативу общества и в дальнейшем «позволил диалогу развиваться по выстраиванию взаимодействия некоммерческого сектора и власти и превращении этого взаимодействия в эффективное» [1,c. 4].

О задачах привлечения гражданского общества к взаимодействию с органами власти всех уровней неоднократно говорилось в президентских посланиях Федеральному Собранию РФ. Эта же задача прописана и в Концепции административной реформы, а в Программе социально-экономического развития России на средне-срочную перспективу появился специальный раздел, посвященный развитию институтов гражданского общества. Законодательно были закреплены публичные слушания на региональном и местном уровнях, расширены возможности участия общественности в решении вопросов градостроительства, управления жилищным фондом, бюджетным процессом, организацией государственных и муниципальных закупок и так далее. В современную практику диалогового взаимодействия все более входит общение граждан с властью при помощи интернет-технологий, а также специальных сайтов государственных и муниципальных учреждений, а также взятый курс на создание так называемого «электронного правительства».

В 2005 году был принят федеральный закон РФ «Об общественной палате РФ» и, сначала на федеральном, а затем и на региональных и местных уровнях, были созданы соответствующие общественные формирования, призванные стать диалоговыми площадками для взаимодействии некоммерческих организаций (НКО) и структур власти. Вслед за этим появился общественный совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и защите прав человека.

Пока однозначной оценки созданных по инициативе государства этих общественных формирований нет. Однако, неоспоримо одно: пока в России естественным путем еще не сформировались самостоятельные и сильные институты гражданского общества, способные на равноправный диалог с властью, пока не заработали механизмы саморегуляции общества, такое государственное выстраивание форм и способов взаимодействия политических и неполитических общественных структур с властью, способствует процессу институционализации и социального, и гражданского, и собственно политического диалога. Тем более что, как считает один из исследователей, «гражданская «готовность» россиян к участию в равноправном диалоге с органами государственной власти» сегодня находится на весьма низком уровне, а «правовые условия такого диалога… создаются успешнее и скорее, чем «вызревают» его политико-культурные предпосылки»[6, с.440]. Массовая политическая культура российского общества, сформированная в рамках монологовой модели политической коммуникации, сохраняет верность веками складывашейся политической традиции и весьма трудно адаптируется к диалоговому взаимодействию с властью.

Не смотря не на то, что в коммуникации власти и гражданского общества наблюдается процесс постепенной диалогизации их взаимодействия друг с другом, данная тенденция пока еще не приобрела стабильного и устойчивого характера, не вылилась в трансформацию диалога в полноценный институт гражданского общества. Более того, некоторые исследователи полагают, что как и ранее «процесс политической коммуникации в современной российской действительности носит однонаправленный характер. В большинстве своем политическая информация спускается сверху вниз от органов государственной власти к обществу в виде законов, указов, постановлений, распоряжений и т.д. А это, в свою очередь, затрудняет диалогичность политической коммуникации, так как отсутствует немаловажный элемент обратной связи»[3,с.65].

Вряд ли можно согласиться со столь категоричным утверждением. Институционализация диалоговой коммуникации действительно идет непросто, но и довольно существенные позитивные сдвиги в этом вопросе тоже налицо, тем более в сфере взаимодействия гражданского общества и публичной политики. А «ведь публичная сфера политики – это прежде всего институционализация политических диалогов, не только их легитимация, но их обязательность, непреложность и – что не менее важно – явленность и дискурсивность» [5,с.259]. Внедрение диалога в практику политической коммуникации народа и властных структур требует терпения и времени, «подстегивание» этого процесса в ожидании быстрой смены объективно сложившейся парадигмы политической культуры и коммуникативной практики во взаимодействии общества и власти недопустимо.

Как и каждый институт общества, политический диалог должен обладать внутренней структурой. Поскольку в отличие от монолога диалог – это субъект-сбъектное коммуникативное взаимодействие, то в его структуре присутствуют по крайней мере два субъекта двухстороннего информационного обмена. Один из них первоначально выступает в роли адресанта (актора, реципиента), в то время как другой субъект является адресатом коммуницируемой информации. Затем происходит смена ролей и коммуникативный диалоговый процесс продолжается. Важное место в структуре диалога занимают средства массовой коммуникации, передаваемая ими информация и аудитория, наблюдающая за ходом диалога и постепенно включающаяся в процесс диалога.

Как институт гражданского общества диалог между властью и обществом должен выполнять и, отчасти, уже выполняет ряд функций. Назовем основные из них, это политико-управленческая, коммуникативная, интегративная, конфликтологическая, аксиологическая, гуманистическая и прогностическая функции, а также функции социализации и гражданского контроля.

В отличие от других институтов общества политический диалог является горизонтальным общественно-политическим институтом. Его главное предназначение или, скорее, миссия – осуществление равноправного двухстороннего диалогового взаимодействия между другими институтами гражданского общества с государственной властью, а также друг с другом. Выполняя гуманистическую и, одновременно, политико-управленческие функции, диалог является ненасильственным способом осуществления власти на основе диалогово-переговорных процедур.

Список литературы :

1.Гражданский форум. Год спустя. – М., 2003 – 84 с.

2.Грачев М.Н. Политическая коммуникация: от вещания к диалогу/ М.Н.Грачев// Права человека в диалоге культур. Материалы международной научной конференции, 26-28 ноября 1998 года – с.141-143.

3. .Кокшарова А.М. Политическая коммуникация как фактор публичной политики/ А.М.Кокшарова// Власть — 2009, №7 – с. 63- 65.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4.Кривец А.П. Роль неправительственного сектора в развитии взаимодействия гражданского общества и власти/ А.П.Кривец// Научные ведомости Белгородского государственного ун-та. Сер. «История. Политология. Экономика» — 2008, №2(42), вып.6 – с154-158.

5.Рахманин В.С. Диалог политических культур как демократический процесс/В.С.Рахманин// Логос – 2009, № 4(49) – с.259-268.

6. Рябцев В.В. Гражданское общество в современной России: проблемы и перспективы становления/ В.В.Рябцев// Вестник МГТУ – т.13, №2, 2010 – с.439-445.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

469

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке