Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Креативная коммуникация в образовательном процессе»

В основе междисциплинарной программы «Языки науки — язы­ки искусства», инициатором которой выступает межрегиональная общественная организация «Женщины в науке и образовании», лежит стремление вернуть человеку его изначальную целостность (http://www.awse.ru/). Культура, искусство вместе с постнеклассичес­кой наукой формируют мировоззрение человека, живущего в сложном, полифоническом, ускоряющемся мире.

Помощь в написании статьи

Страны и народы, мелькавшие в окне кареты путешественника в давние времена, благодаря технологиям, мелькают перед лицом нашего современника с экрана телевизора, компьютера, мобильных телефонов. Ощущение прожива­ния в едином мире, представляющим собой органическую целост­ность, поддерживается международным размахом средств массовой информации и коммуникаций [1, с. 424].

Коммуникация, по Ю. Хабермасу, является самым важным социокультурным явлением, выражающим сущность человека. В современном «мире без границ» остро встает проблема взаимопони­мания людей разных культур и традиций [7]. Для эффективной комму­никации во все более дифференцирующемся и полиэтническом об­ществе нам необходимо научиться понимать другого человека, выхо­дить за рамки собственной культурной ограниченности, вести диалог, основу которого составляет терпимость. Понимание жизни у людей может быть разным, поскольку у всех разные культурные контексты.

Мир становится контекстным и толерантность осознается кон­текстуально, имеет всегда конкретный смысл. Сам термин «толерант­ность» в культурной жизни и общении, согласно В. А. Лекторскому, имеет несколько значений: толерантность как невозможность взаимо­понимания, толерантность как безразличие, толерантность как снис­хождение, толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог. Для того, чтобы межкультурный диалог состоял­ся, необходимо признание равного участия партнеров в диалоге и установка на расширение способов понимания мира и человека. Другое условие возможности межкультурного диалога состоит в признании всеми его участниками общего пространства диалога: разные культуры могут взаимодействовать только при условии существования единства для отдельных стран — это их конституции и правовые системы, а в масштабе мира — Всемирная Декларация прав человека и системы международного права [4]. Двадцать шестая статья декларации прав человека провозглашает такое образование, которое должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми, религиозными группами.

Идея толерантности  исторически вырабатывалась философами. После истреблявших миллионы людей религиозных войн, челове­чество нащупывало возможности выживания. В результате была сфор­мулирована идея толерантности — исходно как идея веротерпимос­ти [4]. И в XXI веке терпимость осталась не отвлеченным идеалом, а практическим условием выживания.

Круг проблем, где толерантность присутствует, практически безграничен: он касается наших отношений к представителям всех социальных групп и слоев современного общества, к ценностям, к одежде, к еде, к мифологическим проблемам. Возникают вопросы межкультурного общения с разными людьми, отличающимися по своим национальным, социальным, нравственным признакам. Как, например, вести себя с представителями иной культуры, другой расы, семьи, религии? Чтобы столкнуться с этими вопросами, жителям нашей страны необязательно уезжать за границу [7]. В России — многонациональном государстве со сложной социально-этнической структурой населения, где миграция составляет 10—12 % экономически активного населения, вопросы толерантности в межнациональных отношениях очень актуальны. В связи с растущей миграцией иностранной рабочей силы в Россию за 2000—2008 годы иностранный контингент в начальных и средних классах школы увеличился почти в 5 раз с 21,3 до более чем 100 тысяч человек. Почти на 90 % иностранные школьники — выходцы из стран СНГ, и в основном они не из русских или русскоговорящих семей [2, с. 227]. Иностранные дети появились и в дошкольных учреждениях.

Значительный потенциал формирования толерантности в совре­менной России заключен в образовании — важнейшем институте социализации и идентичности российской молодежи. Однако в российской образовательной среде задачам обучения миру и ненаси­лию уделяется недостаточное внимание. Беспорядки на Манежной площади и в других регионах России заставляют задуматься о выра­ботке новых культурных форм, позволяющих адаптироваться к изменяющемуся миру.

Среди задач по созданию более благоприятного социокуль­турного климата для обучения россиян и иностранцев в нашей стране — внедрение во всех типах образовательных учреждений принципов равенства и достоинства культур. Систематическая работа по фор­мированию толерантного сознания российского населения включает образование преподавателей, способных нести культуру толерант­ности и целостное видение всемирного наследия во всех его аспектах, а также обращение к успешному советскому опыту интерна­ционального воспитания молодежи.

Интеграция российского образования в мировую образователь­ную систему должна основываться на построении образовательной политики с учетом принципов, содержащихся в рекомендациях Международной комиссии по образованию для XXI века: учиться знать, учиться делать, учиться жить и учиться жить вместе. Отвечая основным геополитическим и социально-экономическим интересам Российской Федерации, экспорт российского образования направлен на полноправное участие страны в глобальных процессах развития образования, науки и культуры. Число иностранных граждан, полу­чающих российское образование, увеличилось со 157 тысяч в 2000/2001 академическом году до 362 тысяч в 2007/2008 году. Прогно­зируя численный рост иностранных учащихся в школах и вузах России до 450 тысяч в 2012 году, эксперты замечают ухудшение качествен­ного состава обучаемых: социальное происхождение, уровень знания базовых предметов, владение русским языком [2, с. 224]. Специалисты обращают особое внимание на важность ключевых предметов в рос­сийской системе образования — русского языка и литературы, являю­щихся инструментом межкультурного диалога и сближения культур.

Убежденный, что людей разделяют не границы, а невежество, руководитель Молодежного симфонического оркестра стран СНГ, которому нет равных в мире по количеству стран, представленных в оркестре, В. Спиваков показывает поучительный пример взаимопони­мания и взаимоуважения народов мира. В дни празднования большого международного события в штаб-квартире ЮНЕСКО музыкальная коммуникация сплотила молодежь различных национальностей и культурных традиций. Во время концерта, посвященного 65-летию Великой Победы в штаб-квартире ООН, зал Генеральной Ассамблеи стоя аплодировал оркестру, исполнившему песню Д. Тухманова «День Победы». Отказ от искажения ценностей и культурных представлений, знакомство с культурным, этническим, языковым и религиозным разнообразием содействуют преодолению непонимания и невежества.

Являясь фактором упрочения мира, образование включается в широкую стратегию мирных инициатив — развитие терпимости, взаимного уважения и умения жить мирно с другими. Масштабные задачи нового способа мышления, поставленные для образования будущего, формируют планетарную идентичность как условие соли­дарности человеческого рода. Отныне человечество становится «эти­ческим понятием — оно есть то, что должно быть реализовано всеми и во всем каждым из нас» [6, с. 94].

В новом мировом порядке, в котором создается международная система производства, распространения и потребления информацион­ной продукции, складывается глобальная культура [1, с. 424]. Соеди­ненная с Интернетом, глобальная культура предполагает выход за пре­делы обычного пространства и времени. Она не похожа на прежние национальные культуры, имеющие корни и традиции, связанные со временем и с историей [4]. Она как бы вне времени и вне пространст­ва. С помощью интернет — диалога распространяются и осваиваются многочисленные культурные и лингвистические выражения, облег­чающие доступ к Мировой цифровой библиотеке, содержащей нас­ледие 192 государств. Сеть, «говорящая» на семи языках, не только от­ражает взаимоотношения Востока и Запада, но и объединяет весь мир.

Удвоившееся за прошедшие пять лет число интернет — пользо­вателей по всему миру в этом году превысит отметку в 2 млрд., составив около трети всего населения Земли (данные Международного союза электросвязи International Telecommunication Union). В текущем году интернет-аудитория вырастет на 226 млн. человек, 162 млн. из ко­торых составят жители развивающихся стран. Для них расширяются возможности использования мобильной связи в образовании. В Мо­замбике, Пакистане, Южной Африке, Нигерии, Кении и Монголии применение мобильных телефонов помогает обеспечить доступ учи­телей к дистанционному образованию, улучшает работу школьной администрации и информационный обмен между директорами школ и учителями, повышает грамотность среди женщин, укрепляет мотива­цию учащихся. Мобильные ресурсы — чат, игра, новостные ленты, «телефонные» версии различных СМИ становятся все более актуаль­ными. Постепенное снижение на услуги GPRS, с помощью которого большинство абонентов выходят в сеть, способствовало популярности WAP-сайтов смартфонов и коммуникаторов, совмещающих в себе телефон и компьютер. Мощным фактором развития рынка мобильного контента стала новая особенность этих моделей — большой экран, способствующий креативности.

Вхождение в единое мировое информационное пространство позитивно решает многие задачи общества и одновременно рождает интеллектуальные и этические проблемы, проблемы информационного неравенства, информационно-психологической безопасности, защиты интересов детей в Интернете. Развитие толерантной Интернет — ком­муникации связано с осознанием опасности вседозволенности Интер­нет и агрессивных игр, с формированием активной позиции неприятия агрессии, ненависти, национализма в киберпространстве. Обучение молодежи информационной грамотности, ответственности перед сооб­ществом за информацию, размещаемую в сети, направлено на овладе­ние методами толерантной сетевой коммуникации.

Обращение к информационным и коммуникационным техноло­гиям, поощряющим лингвистическое разнообразие и облег­чающим перевод на другие языки, изменяет восприятие культурных и религиоз­ных различий. Развитие языкового разнообразия в Интернете, помимо культурного, имеет важное социально-политическое значение: рас­пространение многоязычной информации об истории, языках и культурах народов способствует взаимопониманию в виртуальной сре­де. «Люди должны узнавать себя в облике единого человечества», — отмечает Э. Морен, — и «признать культурное разнообразие, прису­щее всему человеческому» [6, с. 44]. Основанное на свободе информа­ции и самовыражения, личной ответственности и всеобщем праве участия в культурной жизни общества на местном, национальном и международном уровнях, культурное и языковое разнообразие является основой жизнеспособных информационных и коммуника­ционных обществ.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Озабоченные сохранением языкового разнообразия в нашей стра­не и на всей планете, а вместе с ним и разнообразием культур, ученые и общественность призывают к необходимости принятия экстренных мер. Исчезновение любого языка означает невосполнимую утрату [5, с. 483]. Среди множества факторов, которые угрожают существованию языка — стихийные бедствия, приводящие к гибели целых народов; пороки системы образования, не дающие возможности детям изучать школьные предметы на родном языке; отсутствие пись­менности и др. С развитием цифровой коммуникации эксперты выде­ляют появление нового фактора, ведущего к использованию языков как инструмента разделения между народами. Получение информации в Интернете только на доминирующих языках препятствует доступу пользователей к знаниям. Дальнейшее развитие технологий может привести к еще большему углублению неравенства.

Совместное конструирование образовательной среды, в которой преподавание основывается на ценностных приоритетах гуманитар­ного образования, побуждает к размышлению над вопросом, постав­ленным А. Гумбольдтом: можно ли говорить о единой для всех карти­не мира или каждый народ видит мир по-своему? Содействуя увеличе­нию информации, язык повествует о своей собственной эволюции и истории его носителей. Обнаруживая в каждом из языков особенные качества о говорящем на нем этносе и его культуре, которых нет в дру­гом языке, цифровое поколение задумывается над проблемами толе­рантности и собственного поведения. Таким образом, являясь специфическим нравственно-психологическим качеством и соответст­вующей этому качеству линией поведения, толерантность способст­вует обеспечению совместного общежития людей, принадлежащих к разным культурам [3, с. 66].

Согласно провозглашенному в 1998 году Генеральной Ассамб­леей ООН Международному десятилетию культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты в период 2001—2010 годов, в рамках прог­раммы «Языки науки — языки искусства» осуществлялся школьный проект «Креативная коммуникация». В исследованиях с позиции теории самоорганизации анализировались вопросы лингвистической глобализации, сложного поведения природных, языковых, социальных и культурных систем в условиях неустойчивых критических режимов, переходов в новые состояния, возникновения хаоса и выхода систем к устойчивому развитию.

Связь разных народов друг с другом, дополняющая культуру и этику каждого человека, прослеживалась на синергетических семина­рах для школьников: «Мировая художественная культура — единство в многообразии»; «Информационно-образовательные ресурсы обуче­ния немецкому языку и культуре: традиции и новации»; «Европейский Союз — прошлое, настоящее и будущее (Франция как часть Евросоюза)»; «Лингвистическая культура общества», «Глобализация как форма взаимодействия цивилизаций».

Поиску принципов взаимопонимания, толерантности, новых спо­собов коммуникации посвящено взаимодействие представителей раз­личных мировоззрений, стилей жизни, религиозных позиций в меж ци­вилизационном диалоге культур. Такой диалог восьмиклассников с ровесниками из 87 стран мира состоялся на девятой Международной выставке молодежных научно-технических проектов «ЭКСПО — Наука 2003» Международного движения научно-технического досуга MILSET (International Movement for Leisure in Science and Technology).

В проекте «Креативная коммуникация» подчеркивается, что именно человек является субъектом коммуникации и развития, что че­ловеческая жизнь самоценна. На синергетическом семинаре для школьников «Мировая художественная культура — единство в много­образии» акцент сделан на межкультурных связях, объединяющих человечество; осмыслении мира каждой культурно-исторической эпо­хой, запечатленной художественными образами произведений разных видов искусства. Целостность образовательного процесса достигается совместными усилиями учителей английского и французского языка, информатики и мировой художественной культуры. Благодаря им ученики знакомятся с многообразием форм творческого выражения (архитектура, живопись, скульптура, литература, музыка). Это разнообразие связанно с особенностями природы, культуры, цивилизации и исторического развития: культуры западной Европы, Руси и России, древнего Египта, античной Греции и Рима. Рефлексия участников семинаров — и взрослых, и детей — свидетельствует не только о новизне и информационной ценности сведений, но и о пони­мании основ осмысленной коммуникации — взаимоуважения, диалога и обмена ценностями между народами. Возникает понимание, что разнообразие природного и социального мира, множественность куль­тур и цивилизаций — залог их устойчивости.

На Всероссийская выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2004 ученики продемонстрировали междисципли­нарные исследования «Человек XXI века и окружающий его мир» — начальная школа, «Устойчивое развитие на планете Земля» — основ­ная школа, «Креативная коммуникация» — старшая школа. В другом проект шестиклассники исследовали креативную коммуникацию в сказках народов мира. Но начинается все в начальной школе, когда на основе инструментальной компьютерной среды малыши вместе с учителями анализируют культуру, традиции, религию народов Земли; общечеловеческие ценности; права человека; английский язык как язык международного общения в информационном обществе.

Так, в процессе конструирования толерантной образовательной среды, создаются благоприятные условия для развития уважительного отношения к языковому и культурному разнообразию на всей планете и в нашей стране, доказывается предпочтительность постнеклассичес­кой методологии для формирования коммуникативной культуры и поликультурного образования. Образование, поощряющее языковое, расовое, религиозное, культурное разнообразие, становится важней­шим фактором обеспечения стабильного и мирного развития совре­менной цивилизации. Постнеклассическое знание, толерантность, ответственность, пронизывающие все социальные отношения, состав­ляют основу для преодоления конфронтации разных типов сообществ, формирования культуры мира и демократии, расширения креативного потенциала общества.

Список литературы:

1.        Гидденс Э. Социология — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

2.        Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы — М.: ЦСПиМ, 2010. — 352 с.

3.        Гусейнов А. А. Толерантность и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14—15 мая 2009 г. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. — 65—68 с.

4.        Единство мира и многообразие культур (материалы «круглого стола» украинских и российских философов) — Вопросы философии № 9, 2011. — 3—33 с.

5.        Лотман Ю. М. Воспитание души — Санкт-Петербург: «Искусство—СПБ», 2005. — 624 с.

6.        Морен Эдгар. Образование в будущем: семь неотложных задач / Синергетическая парадигма. Синергетика образования. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 592 с.

7.        Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур — М.: Слово, 2008. — 344 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

341

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке