Как и любое учреждение работающая во блага общества, в музее ярко представлено культурно-образовательная деятельность. Во все времена культурно-образовательная деятельность музеев занимала важную роль, так как музей тесно связан с культурой, образованием, просвещением.
Культурно-образовательная деятельность музея понимают как образование в пространстве культуры. В данном определении термин «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру [4, с. 450].
Культурно-образовательная деятельность является компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы. Основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Сама музейная педагогика изучает виды взаимоотношений музея и ее аудитории. Но понятие «культурно-образовательная деятельность» намного шире, чем понятия «музейная педагогика», так как она включает, в себя, все, что относится к организации и проведению многосторонней работы с самой разнообразной музейной аудиторией.
Для осуществления культурно-образовательной деятельности музей использует экскурсии, лекции, кружки, музейные клубы, музейные праздники, вечера и мн. др.
В своей работе я рассмотрела культурно-образовательную деятельность Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского.
Актуальность темы. Данная деятельность вызывает интерес, так как она повышает уровень развития населения. Культурно-образовательная деятельность музеев способствует реальному сохранению национальной духовности, языковой и ментальной среды, культурных традиций. Всестороннее изучение результатов этой деятельности может помочь обновлению современных технологий социально-культурного воспитания, и повышению их эффективности в процессе интеллектуального развития населения.
Данная тема мало изучена в исторической литературе, в основном встречаются оценки современников или участников. Якутский государственный объединенный музей издавал в XX в. сборник научных статей, также историю музея ярко предоставил нам Винокуров П.В. в своих работах «Музеи Якутии» и «Знакомьтесь: Якутский музей». Мной были использованы отчеты культурно образовательного отдела современного Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.
Толчком к созданию Якутского музея послужил такой случай: Семен Егоров, уроженец Вилюйского района, нашел в 1886 г. на берегу р. Вилюй череп ископаемого быка, и переслал его Якутскому статистическому комитету. По инициативе секретаря комитета А.И. Попова, Якутский статистический комитет, решил оставить череп ископаемого быка, с согласия Семена Егорова, в Якутске, как фундамент для будущего музея [1, с. 24—25]
Вскоре Якутский статистический комитет обратился к населению с призывом о пожертвовании разных вещей, которые могли пригодиться для будущего музея. Население живо откликнулись на призыв комитета о пожертвовании всевозможных предметов.
Открытие музея состоялось 7 июня 1891 г. Для населения в музее открылись следующие коллекции: представители ископаемого царства, этнография, антропология, флора и фауна и палеонтология [3, с. 40—43]
Наиболее полно развертывается культурно-образовательная деятельность музея в 30-е гг. XX в. Начинают организовывать массовые педагогические выставки, в стенах музея читаются публичные доклады и лекции, создается актив вокруг музея, устанавливается контакт с научно-исследовательскими учреждениями, партийными и хозяйственными организациями.
В годы войны музей проявил себя, прежде, всего как идеологическое, пропагандистское учреждение: организовали выставки о героической борьбе советского народа с фашистскими захватчиками, о самоотверженной работе в тылу, проводились тематические вечера, встречи с фронтовиками, шел плодотворный поиск, и сбор подлинных памятников военного времени.
Чтобы ускорить претворению в жизнь указаний XXII съезда КПСС по идеологическим вопросам, Якутский республиканский краеведческий музей им. Ем. Ярославского и Якутский обком комсомола решили создать на общественных началах Клуб революционной и трудовой славы. Датой рождения этого клуба считается 17 февраля 1960 г. Его председателем назначили А.Д. Сыроватского, заместителем С.Е. Ефремова.
В 60-е гг. количество посетителей музея особенно выросло, перевалив уже за один миллион, причем, начиная с 1962 г. музей принимает уже более чем по 100 тыс. чел.: в 1962 г. — 101015, в 1963 г. — 105823, в 1964 г. — 107890 и в 1965 г. — 117590 чел.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Музей посещали не только одиночки, но и организованные экскурсии, учет которых ведется с 1925 г. С этого времени и по 1965 г., то есть за 41 год, в музее побывало 6600 экскурсии с участием 174724 человек, в том числе 4433 школьные экскурсии с 121584 школьниками.
Количество экскурсий растет с каждым годом. Если с 1925 по 1940 г. музей посещали в среднем 81 экскурсия в год, то с 1941 г по 1953 г. по 90, а с 1954 г. по 1965 г. — 330 экскурсий.
В 1978 г. созданием Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, в котором музей вошел как головное учреждение, началась централизация музейной сети, характеризующая новый этап в развитии музейного дела в республике.
Главным направлением работы музея в эти годы является экспозиционная и научно-просветительская деятельность (экскурсионная, лекционная, кружковая и др. работы), которая реализуется через образовательно-воспитательные функции музейных учреждений.
Руководствуясь Постановлением ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских социалистических Республик», Якутским государственным объединенным музеем были разработаны конкретные мероприятия по подготовке к 60-летию образования СССР, предусматривающие также и подготовку к 350-летию добровольного вхождения Якутии в состав России, к 60-летию образования ЯАССР [2, с. 51—54]
При создании музейного объединения в Якутии перед сотрудниками музея, в области массовой и научно-просветительской работы были поставлены следующие задачи:
1. Организация на базе экспозиций, выставок и фондовых коллекций массовой научно-просветительской работы среди населения, обзорных и тематических экскурсий, лекций, бесед, встреч с деятелями литературы и искусства, науки, ветеранами партии, комсомола, войны, труда и т. д.;
2. Организация экскурсионного обслуживания как местного населения, так и туристов по всем объектам музейного показа;
3. Подбор кадров штатных и внештатных экскурсантов, организация их обучения и тарификации, разработка методических пособий для экскурсоводов, проведение циклов мероприятий по совершенствованию и формированию их тематики, направленных на повышение научного и идейного уровня экскурсионной работы;
4. Издание в целях пропаганды научно-просветительной деятельности афиш, плакатов, объявлений, пригласительных билетов, каталогов и буклетов, использование печати, радио и телевидение [2, с. 35—39]
В 1978 г. процент экскурсионного обслуживания был очень низким — всего 16 %, а в 1980 г. составлял 36 %, в 1981 г. — 42 %, 1982 г. — 34 %.
С созданием отдела научной пропаганды в музее стали использоваться различные формы массовых мероприятий:
Проводились уроки мужества, лекции-уроки, тематические экскурсии, в дополнение школьных программ организовались пионерские сборы, встречи с ветеранами партии, труда, гражданской и Великой Отечественной войн.
С 1978 г. в музее стали проводиться циклы встреч «В гостях у нас — герои экспозиций». Они проводились периодически в связи со знаменательными датами. Из этого цикла в 1980 г. было организовано 2 встречи: «Герои живут среди нас», «Твои воспитанники, комсомол!». В 1981 г. для школьников проводились 15 мероприятий, из них 12 в музее, 3 в школах города Якутска.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В 1984 г. в дни зимних каникул учащихся была организована Всероссийская неделя «Музей и дети». Объединенный музей заранее подготовился к этому мероприятию, был составлен план, написаны сценарии. Все школы гор. Якутска получили афиши, пригласительные билеты.
В заключении я хотела бы отметить, что музей был основан для просвещения населения, с этой функцией он справлялся неплохо. С каждым годом приток населения увеличивался. Культурно-образовательная деятельность стало проявляться ярче с 20-х гг. XX в., с началом установлении советской власти характер и направление деятельности музея меняется в сторону решения задач строительства социализма. До этого музей проходил стадию становления, собирания экспонатов, научных сведений. Своей главной задачей культурно-образовательная деятельность считала просвещение и образование населения, и с этой задачей музей справился. Таким образом, деятельность краеведческого музея в этот период можно назвать плодотворным, посещаемость увеличивается, и отсюда следует тяга населения к просвещению.
Список литературы:
1.Винокуров П.В. Знакомьтесь: Якутский музей. Якутск: «Полиграфист» ЯНЦ СО АН СССР, 1991. — с. 46.
2.Винокуров П.В. Музеи Якутии. Исторический очерк. Якутск: Якутское книжное издательство, 1991. — с. 160.
3Федоров Г.Д. Якутский музей имени Ем. Ярославского. Якутск: Книжное изд-во, 1941 г.
4.Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2003. — с. 560.