Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Культурно-образовательный туризм как важнейшая часть молодежного туризма»

Молодежный туризм неотделим от процесса познания. Он предоставляет возможность путешественнику удовлетворить его непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, стремление к позитивному эмоциональному переживанию, связанному с получением новой информации.

Помощь в написании статьи

В отличие от развлекательного, культурно-образовательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявле­ниями. Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте.

Цели путешествия рассматриваются как важнейшие составные элементы системы туристской деятельности. Они определяют компо­ненты спроса, основу выбора поездки и программы тура. Как правило, мотивы практически всех видов путешествий, так или иначе, связаны с познанием мира, людей, приобретением нового жизненного опыта. В планировании или непосредственно в ходе познавательного путешест­вия туристам может быть предложено освоение какой-либо обучаю­щей программы. В этих случаях можно говорить об организации культурно-образовательного туризма. Такие программы не обязатель­но связаны с профессиональной деятельностью туриста, но отвечают его личным интересам.

Культурно-образовательный туризм еще называют экскурсион­ным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика» [6]. Если такое путешествие длится больше суток, это уже и есть куль­турно-образовательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особен­ностью — насыщенность поездки экскурсионной программой.

При этом, поскольку сама по себе экскурсия может быть включена в программу практически любого путешествия, культурно-образо­вательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Например, по своему содержанию в основном культурно-образова­тельными являются автобусные туры. Круизы, как правило, предпола­гают увлекательную экскурсионную программу. Если речь идет о культурно-образовательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскур­сионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достоприме­чательности, роднит культурно-образовательный туризм с экологическим.

Важными направлениями международного культурного обмена настоящего времени являются международные связи в сфере образова­ния, особенно его высшей ступени. Современный исследователь А. С. Погодина в своей статье «Современные процессы интернациона­лизации в формировании единого образовательного поля Европы» отмечает, что для студенческого контингента традиционно свойственны мобильность и коммуникабельность, стремление к переменам мест и путешествиям, постоянный поиск новых знаний и информации [5, с. 34]. В связи с этим образовательные международные контакты следует рассматривать как один из наиболее динамично развивающихся и перспективных аспектов гуманитарного сотрудничества. Сложилась и укрепляется практика международного образования, когда образование целиком или частично получается за рубежом. Международный студенческий обмен может происходить на государственном, негосу­дарственном и индивидуальном уровне. Он осуществляется на основе заключения межгосударственных соглашений, укрепления связей на уровне общественных и других организаций, отдельно взятых вузов, а также в индивидуальном порядке.

В настоящее время международный образовательный туризм представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей сферы образовательных и туристских услуг. С точки зрения содержания образования это дает возможность разнообразить учебные планы и сделать процесс обучения более увлекательным, интересным, интернациональным. Большинством развитых стран признается эгали­тарность высшего образования, обеспечивающая доступ к нему всех желающих, независимо от социального происхождения, националь­ных, религиозных и других различий.

Развитию культурно-образовательного туризма способствуют и процессы укрепления международного сотрудничества в науке и образовании. В современном обществе активно развивающиеся потребности членов социума представляют образование и туризм. Удовлетворением этих потребностей в образовании занимается сфера образовательных услуг, а в туризме — туристский бизнес. В настоящее время расширяется круг потенциальных потребителей услуг, предоставляемых организаторами образовательного туризма; все новые категории лиц постепенно вливаются в данное туристское движение.

Активизация обмена студентами, стажерами, аспирантами и преподавателями разных стран происходит под влиянием научно-технического прогресса, интеграционных процессов в Европе и во всем мире. На направления и характер развития международного туризма в области высшего, профессионального и среднего образования в мире оказывает влияние действия организаций международного характера. А. С. Погодина пишет: «Одной из самых популярных на современном этапе программ для студентов старших курсов университетов считается программа ЭРАЗМУС, принятая в рамках европейской интеграции. В соответствии с ее положениями университеты заключают между собой соглашения, на основании которых периоды обучения в одном вузе засчитываются как периоды обучения в другом. Участие в программе позволяет учащимся совершенствоваться в знании иностранных языков, развивать коммуникационные компетенции, повышать уровень самостоятельности, что формирует социокультурный опыт студентов, способствует их социологизации» [5, с. 34].

Самый распространенный вид культурно-образовательного туризма — это языковые программы. Курсы основных иностранных языков можно пройти в летних специализированных лагерях даже в Подмосковье, а за рубежом можно изучать практически любой европейский язык на его родине. Такие программы предлагают летние школы на море, курсы при университетах или проживание в семье носителей языка в Великобритании, США, Франции, Греции, на Мальте, в Турции и многих других европейских странах.

Российский исследователь туризма В. А. Квартальнов в книге «Международный туризм: политика развития» отмечает, что культур­но-образовательный туризм в России — прерогатива молодых путе­шественников [2, с. 87]. Школьники и студенты составляют основную часть клиентов компаний, которые специализируются на образователь­ном туризме. И многие языковые туры комбинируют обучение с культурно-экскурсионной программой, с посещением пляжей, аквапарков и другими развлекательными составляющими. Популярны комбинированные предложения, позволяющие во время каникул приобрести языковые навыки и получить уроки верховой езды, бальных танцев, игры в гольф, теннис и т. д.

Однако культурно-образовательный туризм — явление сравни­тельно новое, еще пять лет назад такой вид отдыха рассматривали немногие. Однако в свете современной динамики развития общемиро­вой экономики, международных отношений — популярность этого «полезного отдыха» существенно возросла. По данным Всемирной Молодежной, Студенческой и Образовательной Туристической Конфедерации за последние несколько лет общее число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития, возросло на 40 %.

Сегодня в России ведется активная работа для укрепления российского образовательного туризма, приближения его к общемиро­вым стандартам. В частности, Комитет АТОР (Ассоциация туропера­торов России) по образовательным поездкам и детскому туризму ведет переговоры с дипломатическими представительствами разных стран для упрощения визового режима, занимается информированием российских туристов об их правах и возможностях и т. д.

Культурно-образовательный туризм можно также рассматривать в качестве важнейшей составной части процесса взаимодействия куль­тур. Диалог является механизмом самосохранения и саморазвития культуры как целого. Знаменитый русский ученый М. М. Бахтин пи­сал: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответ на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. …При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимообогащаются» [1, с. 354].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Отечественный исследователь И. В. Морозова в своей статье «Взаимодействие культур и образовательный туризм» пишет, что одной из первейших задач культурно-образовательного туризма является приближение массового потребителя к высоким образцам мировой культуры [3, с. 42]. Более того, культурно-образовательный туризм как одна из форм межкультурного взаимодействия открывает широкие возможности в самоопределении и развитии личности.

По мнению автора, подавляющее влияние на бытовой уровень современной российской культуры оказывает американская массовая культура, зачастую в ее упрощенных формах. Решением этой пробле­мы И. В. Морозова считает разработку и изучение европейских меж­культурных связей России в рамках процесса ее самоопределения и дальнейшего развития. «Европейская цивилизация, — пишет она, — является сокровищницей мирового культурного наследия. Постоянны­ми культурными партнерами России в течение веков являлись Франция, Германия, Италия, Испания. Потенциальные возможности этих стран в плане культурного туризма не реализуются до сих пор в полной мере» [3, с. 43].

Использование опыта культурного туризма прошлого, наследова­ние традиций межкультурного взаимодействия может послужить хорошей основой для современного культурно-образовательного туризма. Знакомство с другими культурными традициями способст­вует наиболее точному самоопределению и ориентации в хаосе миро­вых контактов. Ориентация в мировой культуре учит ощущать себя в большей степени представителем человечества, не отождествляясь целиком и полностью со своей культурно-исторической средой.

Наличие уникальных исторических объектов также является важным фактором, способным предопределить успешное развитие культурно-образовательного туризма в отдельно взятом регионе или стране, т. к. знакомство с историей и историческими объектами — сильнейший побудительный туристский мотив. Однако историческое наследие нуждается в продвижении на туристский рынок, поэтому национальные туристские организации должны заниматься распрост­ранением информации об историческом потенциале местности.

Исходя из этого, возникает проблема туристского природо­пользования, в которой концентрируются все аспекты, связанные с загрязнением, восстановлением и охраной природных комплексов от пагубного влияния туристов и туристской инфраструктуры. Однако туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, что вызывает необходимость управления развитием туризма и его четкого планирования. Следовательно, необходима своевременная и всесторонняя оценка последствий туризма, разработка туристи­ческой политики, которые позволили бы предупреждать разрушитель­ное воздействие туризма и извлекать максимальную выгоду, увеличи­вать его положительное воздействие, которое включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, сохранение лесов, освоение культурного наследия.

Отечественный исследователь туризма О. В. Нефедова в своей статье «Туризм и культурное наследие: проблемы взаимодействия» пишет: «Утрата культурных ценностей невосполнима и необратима. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведе­ний. Накапливание и сохранение культурных ценностей — основа развития цивилизации» [4, с. 87].

Таким образом, охрана объектов культурного наследия должна представлять собой единую систему правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических и иных и нормативных актов в области сохранения, содержания и использования этих объектов, а также систему организации комплексной, взаимосвя­занной работы органов государственной власти по охране объектов культурного наследия и органов государственной власти по контролю за их сохранением, их территориальных подразделений, а также граждан и общественных организаций по охране объектов культурного наследия.

Итак, можно сделать вывод, что культурно-образовательный туризм является перспективным видом молодежного туризма, привлекающего внимание все большего количества молодых людей. Основной задачей в развитии и продвижении культурно-образователь­ного туризма на наш взгляд, должна стать, его большая доступность, т. е. снижении цен и увеличение количества специальных недорогих образовательных туров, ориентированных на молодежь.

Список литературы:

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. — 446 с.
Квартальнов В. А. Международный туризм: политика развития / В. А. Квартальнов, А. А. Романов. — М.: Советский спорт, 1998. — 142 с.
Морозова И. В. Взаимодействие культур и образовательный туризм / И. В. Морозова // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 1. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. — С. 41—45.
Нефедова О. В. Туризм и культурное наследие: проблемы взаимодействия / О. В. Нефедова // Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия: Материалы международной научной конференции — Саратов, 2009. — С. 85—92.
Погодина А. С. Современные процессы интернационализации в формировании единого образовательного поля Европы / А. С. Погодина // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке: Материалы XVII Международной научно-методической конференции. Том 1 — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010. — С. 3435.
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// Консультант-плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115996/#p8

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1547

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке