Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Методика преподавания учебной дисциплины «основы социологии» в СПО»

Я работаю преподавателем в системе СПО в горно-экономическом колледже 13 лет. Большей частью в нашем учебном заведении обучаются студенты технических специальностей. Согласно ФГОС СПО второго поколения учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» входила в учебные планы всех специальностей, от «Правоведения» до «Технической эксплуатация и обслуживания электрического и электромеханического оборудования».

Помощь в написании статьи

В основном студенты изучали данную дисциплину на третьем-четвёртом курсе. Количество часов, отведённое на предмет — 32. Поэтому я разбивала курс на две части, по 16 часов на «Основы социологии» и 16 часов — «Основы политологии». Первым разделом изучались «Основы социологии». При работе над данным разделом большое внимание уделялось межпредметным связям и самостоятельной работе студентов. Это способствовало формированию как общих, так и профессиональных компетенций.

При изучении самой первой темы «Социология как наука» студенты знакомятся с научной деятельностью русско-американского социолога П.А. Сорокина, который является уроженцем Коми земли. Он характеризовал социологию как «собирательную, или интегральную науку об обществе. Не только частные науки трудились, подобно пчёлам, собирающим нектар с разных цветков, над построением общего здания социологии, но и социология приносила неоценимую пользу конкретным наукам…» [2, с. 188]. Таким образом, в самом начале работы над дисциплиной студенты понимают, что социология является обобщающей по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. В качестве самостоятельной работы над данной темой студенты готовили рефераты по теме: «Знаменитые земляки. Питирим Сорокин-основоположник русской и американской социологии».

В рамках изучения темы «История социологии» проводилось семинарское занятие, при подготовке к которому студенты самостоятельно работали над выступлениями по следующим темам с подготовкой презентаций:

· «Социальные представления Древней Индии»;

· «Социальные идеи в философии Конфуцианства»;

· «Социальные теории Древней Греции»;

· «Социально-философская мысль эпохи средневековья»;

· «Социально-философские взгляды западно-европейских мыслителей в Новое время»;

· «Социологическая мысль в России в XVII—XVIII вв.»;

· «Социологические взгляды немецкой классической философии».

По теме «Личность в системе социальных отношений» в процессе эвристической беседы обучающиеся формулируют понятия «индивид», «индивидуальность», самостоятельно выделяют личностные качества человека и делают выводы о формировании личности в процессе социализации. Так же в процессе дискуссии студенты под руководством преподавателя делают вывод о том, что в течение жизни человек может утратить некоторые личностные черты, т. е. личность может «умереть» в ещё живом человеке. На занятии происходит знакомство с понятиями «модальной и нормативной личности» [1, с. 36—37]. Кроме этого речь шла о социальных статусах личности и необходимости повышать свою социальную позицию в процессе жизни. Изучались ролевые теории личности, ролевое ожидание и ролевое исполнение. Разбирались ролевые конфликты и возможности их избежать. При чём во всех случаях обучающиеся сами приводили примеры, многие из них были связаны с их семьёй, студенческой жизнью и с будущей профессией.

В рамках изучения темы «Культура, как социальное явление» проводился семинар по молодёжным субкультурам. Студенты самостоятельно подбирали материал и готовили выступления. Так же был проведён социологический опрос о молодёжных субкультурах в нашем колледже, т. е. использовалась следующая форма проведения занятия — эвристический метод при активном участии преподавателя. Были соблюдены следующие этапы исследовательской работы: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных; формулировка выводов. Среди преимуществ использования исследовательской деятельности студентов колледжа можно выделить следующие: получение навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, их обработка и систематизация; использование информационных технологий; развитие творческих и познавательных способностей; получение навыков работы в коллективе; практическая направленность исследовательской работы.

При данной форме занятия формировались такие ключевые компетенции, как творческий подход, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности. Собранный материал был систематизирован и обобщён, составлены графики, подготовлена красочная презентация «Молодёжные субкультуры».

По этой теме студентка группы ГМУ-08 выступила на научно-практической конференции студентов ГОУ СПО ВГЭК, а также на методическом совещании преподавателей, с целью более подробно познакомить их с молодёжными субкультурами, их особенностями, ситуацией в нашем учебном заведении, отношением студентов к этому вопросу. Так как большинство преподавателей старшего поколения имели весьма поверхностное представление по данной теме.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Изучая тему «Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения», студенты под руководством преподавателя изучают классификацию социальных отклонений, их причины и мотивацию, наказания со стороны общества. При более детальном рассмотрении в процессе изучения и дискуссии они приходят к следующему выводу: «Кто от лица всего общества определяет, какое поведение считать девиантным и карать с помощью санкций или общественного осуждения, а какое рассматривать как норму? Социальная оценка того или иного поведения как девиантного во многом определяется тем, какая социальная группа или класс занимает господствующее положение в обществе. Девиантным считается такое поведение, которое в чём-то угрожает позиции господствующих классов и групп и подрывает установленный порядок» [1, с. 117]. Самостоятельно студенты подбирают материалы и готовят рефераты и презентации по темам: «Алкоголизм», «Наркомания», «Терроризм», «Преступность», «Социальный контроль», «Причины отклоняющегося поведения». Также проводится конкурс плакатов и их выставка в фойе колледжа.

В процессе изучения темы «Социальные общности и группы. Семья, как социальный институт и малая группа» студенты готовили сообщения по темам: «Семья, её функции, семейные роли и традиции»; «Виды брака»; «Развод».

Затем для обсуждения были предложены следующие дискуссии: «Роль отца в семье», «Роль матери в семье», «Виды брака, а так же иллюзии и разочарования с ними связанные», «Ранние браки», «Развод и моральные проблемы». При обсуждении данных проблем речь идёт о педагогике сотрудничества, стирается разница между позициями преподавателя и студентов.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умение общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения). Особенно острый интерес вызывали проблемы ранних браков. В последствие студенты одной из выпускных групп, которые собирались пожениться сразу после выдачи дипломов, говорили о том, что именно эти занятия по «Основам социологии», знакомство со статистикой и проблемами ранних браков предостерегли их от необдуманного поступка.

В целом, многие студенты не только специальностей гуманитарного, но и технического направления говорили о том, что хотелось бы изучать этот предмет не на третьем-четвёртом курсе, а пораньше, хотя бы на втором.

Следует учесть, что в системе СПО второй раздел «Основы политологии» также имеет огромное значение для воспитания грамотного всесторонне развитого специалиста, разбирающегося как социально-экономической, так и в социально-политической ситуации в стране и в мире.

В новых ФГОС СПО третьего поколения произошли значительные изменения, которые определённым образом коснулись распределения часов, да и самих дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла. Теперь учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» входит в вариативную часть и включается в учебные планы по усмотрению учебного заведения. Хотелось бы порекомендовать-включить дисциплину «Основы социологии» в учебные планы, хотя бы в небольшом объёме.

Список литературы:

Волков Ю.Г.. Социология: Лекции и задачи: Учебник. — М.: Гардарики, 2003. — 316 с.

Кравченко А.И. Социология и политология: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2000. — 312 с.

Кравченко А.И.. История социологии: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 408 с.

Основы социологии и политологии: Учебное пособие/ Под. ред. А.О. Бороноева и М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 400 с.

Радугин А.А., Радугин К.А.. Социология: курс лекций. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Центр, 2001. — 224 с.

Соколова В.А. Основы социологии. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 192 с.

Социология/ Волков Ю.Г.; под общей ред. доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова. — Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 571 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: «Логос»; «Высшая школа», 1999. — 302 с.

Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник/ Ф.И. Шарков. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 478 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

589

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке