В основном студенты изучали данную дисциплину на третьем-четвёртом курсе. Количество часов, отведённое на предмет — 32. Поэтому я разбивала курс на две части, по 16 часов на «Основы социологии» и 16 часов — «Основы политологии». Первым разделом изучались «Основы социологии». При работе над данным разделом большое внимание уделялось межпредметным связям и самостоятельной работе студентов. Это способствовало формированию как общих, так и профессиональных компетенций.

При изучении самой первой темы «Социология как наука» студенты знакомятся с научной деятельностью русско-американского социолога П.А. Сорокина, который является уроженцем Коми земли. Он характеризовал социологию как «собирательную, или интегральную науку об обществе. Не только частные науки трудились, подобно пчёлам, собирающим нектар с разных цветков, над построением общего здания социологии, но и социология приносила неоценимую пользу конкретным наукам…» [2, с. 188]. Таким образом, в самом начале работы над дисциплиной студенты понимают, что социология является обобщающей по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. В качестве самостоятельной работы над данной темой студенты готовили рефераты по теме: «Знаменитые земляки. Питирим Сорокин-основоположник русской и американской социологии».

В рамках изучения темы «История социологии» проводилось семинарское занятие, при подготовке к которому студенты самостоятельно работали над выступлениями по следующим темам с подготовкой презентаций:

· «Социальные представления Древней Индии»;

· «Социальные идеи в философии Конфуцианства»;

· «Социальные теории Древней Греции»;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

· «Социально-философская мысль эпохи средневековья»;

· «Социально-философские взгляды западно-европейских мыслителей в Новое время»;

· «Социологическая мысль в России в XVII—XVIII вв.»;

· «Социологические взгляды немецкой классической философии».

По теме «Личность в системе социальных отношений» в процессе эвристической беседы обучающиеся формулируют понятия «индивид», «индивидуальность», самостоятельно выделяют личностные качества человека и делают выводы о формировании личности в процессе социализации. Так же в процессе дискуссии студенты под руководством преподавателя делают вывод о том, что в течение жизни человек может утратить некоторые личностные черты, т. е. личность может «умереть» в ещё живом человеке. На занятии происходит знакомство с понятиями «модальной и нормативной личности» [1, с. 36—37]. Кроме этого речь шла о социальных статусах личности и необходимости повышать свою социальную позицию в процессе жизни. Изучались ролевые теории личности, ролевое ожидание и ролевое исполнение. Разбирались ролевые конфликты и возможности их избежать. При чём во всех случаях обучающиеся сами приводили примеры, многие из них были связаны с их семьёй, студенческой жизнью и с будущей профессией.

В рамках изучения темы «Культура, как социальное явление» проводился семинар по молодёжным субкультурам. Студенты самостоятельно подбирали материал и готовили выступления. Так же был проведён социологический опрос о молодёжных субкультурах в нашем колледже, т. е. использовалась следующая форма проведения занятия — эвристический метод при активном участии преподавателя. Были соблюдены следующие этапы исследовательской работы: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных; формулировка выводов. Среди преимуществ использования исследовательской деятельности студентов колледжа можно выделить следующие: получение навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, их обработка и систематизация; использование информационных технологий; развитие творческих и познавательных способностей; получение навыков работы в коллективе; практическая направленность исследовательской работы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

При данной форме занятия формировались такие ключевые компетенции, как творческий подход, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности. Собранный материал был систематизирован и обобщён, составлены графики, подготовлена красочная презентация «Молодёжные субкультуры».

По этой теме студентка группы ГМУ-08 выступила на научно-практической конференции студентов ГОУ СПО ВГЭК, а также на методическом совещании преподавателей, с целью более подробно познакомить их с молодёжными субкультурами, их особенностями, ситуацией в нашем учебном заведении, отношением студентов к этому вопросу. Так как большинство преподавателей старшего поколения имели весьма поверхностное представление по данной теме.

Изучая тему «Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения», студенты под руководством преподавателя изучают классификацию социальных отклонений, их причины и мотивацию, наказания со стороны общества. При более детальном рассмотрении в процессе изучения и дискуссии они приходят к следующему выводу: «Кто от лица всего общества определяет, какое поведение считать девиантным и карать с помощью санкций или общественного осуждения, а какое рассматривать как норму? Социальная оценка того или иного поведения как девиантного во многом определяется тем, какая социальная группа или класс занимает господствующее положение в обществе. Девиантным считается такое поведение, которое в чём-то угрожает позиции господствующих классов и групп и подрывает установленный порядок» [1, с. 117]. Самостоятельно студенты подбирают материалы и готовят рефераты и презентации по темам: «Алкоголизм», «Наркомания», «Терроризм», «Преступность», «Социальный контроль», «Причины отклоняющегося поведения». Также проводится конкурс плакатов и их выставка в фойе колледжа.

В процессе изучения темы «Социальные общности и группы. Семья, как социальный институт и малая группа» студенты готовили сообщения по темам: «Семья, её функции, семейные роли и традиции»; «Виды брака»; «Развод».

Затем для обсуждения были предложены следующие дискуссии: «Роль отца в семье», «Роль матери в семье», «Виды брака, а так же иллюзии и разочарования с ними связанные», «Ранние браки», «Развод и моральные проблемы». При обсуждении данных проблем речь идёт о педагогике сотрудничества, стирается разница между позициями преподавателя и студентов.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умение общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения). Особенно острый интерес вызывали проблемы ранних браков. В последствие студенты одной из выпускных групп, которые собирались пожениться сразу после выдачи дипломов, говорили о том, что именно эти занятия по «Основам социологии», знакомство со статистикой и проблемами ранних браков предостерегли их от необдуманного поступка.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В целом, многие студенты не только специальностей гуманитарного, но и технического направления говорили о том, что хотелось бы изучать этот предмет не на третьем-четвёртом курсе, а пораньше, хотя бы на втором.

Следует учесть, что в системе СПО второй раздел «Основы политологии» также имеет огромное значение для воспитания грамотного всесторонне развитого специалиста, разбирающегося как социально-экономической, так и в социально-политической ситуации в стране и в мире.

В новых ФГОС СПО третьего поколения произошли значительные изменения, которые определённым образом коснулись распределения часов, да и самих дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла. Теперь учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» входит в вариативную часть и включается в учебные планы по усмотрению учебного заведения. Хотелось бы порекомендовать-включить дисциплину «Основы социологии» в учебные планы, хотя бы в небольшом объёме.

Список литературы:

Волков Ю.Г.. Социология: Лекции и задачи: Учебник. — М.: Гардарики, 2003. — 316 с.

Кравченко А.И. Социология и политология: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2000. — 312 с.

Кравченко А.И.. История социологии: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 408 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Основы социологии и политологии: Учебное пособие/ Под. ред. А.О. Бороноева и М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 400 с.

Радугин А.А., Радугин К.А.. Социология: курс лекций. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Центр, 2001. — 224 с.

Соколова В.А. Основы социологии. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 192 с.

Социология/ Волков Ю.Г.; под общей ред. доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова. — Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 571 с.

Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: «Логос»; «Высшая школа», 1999. — 302 с.

Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник/ Ф.И. Шарков. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 478 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи