Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Многогранность живописи Александра Колодина»

АННОТАЦИЯ. В статье, рассматривается проблема преломления многообразных художественных традиций в творчестве современного павлодарского живописца Александра Колодина. Искусствоведческий анализ произведений позволил прийти к выводу, что универсализм творчества художника (многожанровость, богатство мотивов, разнообразие стилей) основан на взаимодействии художественных традиций русской культуры, казахского фольклора, современной живописи.

Помощь в написании статьи

ABSTRACT

The problem of deflection of diversified artistic traditions in the art of modern Pavlodar painter Alexander Kolodin is considered in the article. Critical artistic analysis of the works contributed to the conclusion that universality of art of the painter (multiple genres, richness of motives, multiple styles) is based on cooperation of artistic traditions of Russian culture, Kazakh folklore and modern painting.

Ключевые слова: художественные традиции; русская художественная школа; станковая живопись Казахстана; павлодарский художник.

Keywords: artistic traditions; Russian Art School; easel painting of Kazakhstan, Pavlodar artist.

В условиях существования мощного потока мирового обмена информацией важно рассмотреть степень взаимопроникновения художественных традиций различных культур в контексте проблемы развития регионального искусства. Провинциальные художники, создавая современные произведения живописи, удивляют широтой творческого диапазона, универсальностью своего искусства.

Павлодарский художник Александр Иванович Колодин, соединил в своем творчестве традиции русской культуры, мотивы казахского фольклора, образы современного мира. Многогранность живописного искусства выразилась в жанровом и сюжетном разнообразии, стилистической трансформации произведений от реалистических натюрмортов и пейзажей, до фантастических аллегорий и символизма.

Становление мастерства А.И. Колодина происходило под влиянием русского художественного реализма. Художник родился в 1947 году, когда в советском искусстве одновременно происходили процессы активного развития социалистического реализма и приобщения к мировой художественной традиции. Формирование художественного ремесла началось после окончания семи классов, когда А. Колодин прошел конкурсный отбор в Каслинское художественно-промышленное училище (художественное литье). Затем продолжилось на Южном Урале в студии «Никольского» по классу живописи, а позже в студии сценографии «Арона Кербеля». Активную выставочную деятельность как самобытный художник Александр Иванович начал в 1960 году, участвуя в областной выставке детского творчества «Малахитовая поросль Урала». Далее многочисленные выставки в городах Урала, Сибири, Казахстана, Германии от сельского клуба до Президентского центра культуры (г. Астана), от школы до выставочного зала Российского посольства.

Универсализм А.И. Колодина проявился в многоплановости его творческих проявлений. Будучи театральным художником областного драматического театра им. А.П. Чехова г. Павлодара поставил спектакли «Бертольдо при дворе» Масимодо Дурси, «Жаворонок» Ануй. Являясь автором детской книги «Салем», проиллюстрировал ее как книжный график.

В пейзажной живописи А.И. Колодин сохранил преемственность традиций русской художественной школы. Произведениям художника характерны композиционная стабильность, использование тональной и декоративной разработок, освоение общих мотивов, а также значительная роль пейзажа как духовной составляющей картины. Согласно российской научной традиции, реализм как творческий метод составляет основу концепции пейзажа, определяет его стилистику, круг тем и мотивов, типологию [3, с. 152]. Общим и характерным признаком с точки зрения содержания пейзажей А.И. Колодина является обращение к природе провинциальной России. Эпическое начало содержится в изображении лесных далей, бескрайних равнин, дорожных мотивов, водных просторов; лиричны виды русской деревни, засыпанные снегом тропинки, лесные опушки, небольшие водоемы; солнечное утро или полдень, переходные состояния природы передают ощущение умиротворения и спокойствия.

Отличительное качество русской пейзажной школы — утверждение пейзажа-картины как художественной формы, предполагающей создание внешне и внутренне законченного произведения, ярко представлено в пейзажах А.И. Колодина. В произведениях художника композиция, цветовое, линейное, ритмическое построение и с содержательной, и с формальной стороны несут выражение целостного представления об окружающем мире, о его основных ценностях в их характерном проявлении [2, с. 48]. Исторически сложившиеся типы пейзажной картины: пейзаж-состояние, пейзаж-настроение, пейзаж-размышление представлены произведениями «Озеро», «Замерзшие души», «Голые души», «Зима», «Леса», «Коряга», «Изгородь», «Лошадь в тумане», «Осень», «Остров», «Церковь», «Призрачный замок» [1, с. 12].

Пейзажи А.И. Колодина — чаще скромные природные мотивы, но есть в них эмоциональная содержательность, мастерство композиции, наполненность символами и архетипами русской культуры. Мотив дороги — это первообраз, архетипический мотив, характерный для просторов России. В христианской культуре — дорога символ странствия, символ земного пути человека в поисках духовной истины. В пейзажах нет внешней эффектности. Цвет, форма, фактура — функциональны и убедительны. Палитра насыщена тонами теплого колорита цвета земли. При всей материальности живописи, в полотнах чувствуется связь с духовностью крестьянской культуры, с благоговением перед родной землей.

Значительное место в творчестве художника занимают морские пейзажи. Картины объединяет сюжетная линия, однако она представлена контрастными образами, то утлого суденышка борющегося с бушующими волнами, то величаво плывущего корабля в просторах безбрежной морской стихии. Композиционная точность построения усиливает колористическую палитру картины. Используя контрастные наслоения, лессировку, светотень автор добивается максимальной цветовой завершенности. Традиции русского реалистического пейзажа: трехплановость композиции, использование светотеневой и декоративной живописи являются основой произведений.

Процесс модернизации, затронувший мир художественной практики отражается в темах и образах произведений. В своем живописном творчестве А.И. Колодин опирается на универсальный опыт искусства, основанный на визуальном языке, понятном для зрителя, в то же время, предполагающий многослойную интерпретацию. Картины художника привлекают формальными характеристиками, а также прикосновениями к первоначальным символам, аллегориям и мифам, среди которых яблоко, свет, яйцо, лебедь. Сюжеты, мотивы, темы произведений художника философичны, оригинальны, выражают неповторимость мироощущения.

Для современных художников констатация социально-значимых явлений отходит на второй план, важным становится глубокое личностное прочтение действительности, ее философское осмысление. Изменения в обществе привели живописца к обновлению тематики полотен. Обращаясь к проблемам возрождающейся в нашем обществе религиозной культуры и духовности, художник в произведениях «Пасха», «Церковь», «Вербное воскресенье» широко использует символы православной культуры: колоколенка церквушки, икона, крашенные пасхальные яйца. Создавая художественный образ, живописец обобщает факторы и процессы жизни, проявляя результат сложнейшей духовной деятельности. В этом процессе особое место принадлежит фантазии художника, ведущей творческой способности, которая помогает обнажить очевидность жизненных явлений.

Экспериментальной лабораторией для художника становится натюрморт, где происходит слияние мотивов и стилей. Так в натюрмортах с этническими мотивами, предметы быта и символы казахского народа: полумесяц, пиалы с кумысом, расписанная орнаментом посуда соседствуют с современными атрибутами: стеклянным стаканчиком с трубочкой и лимоном, фужером, радужными бабочками. Декоративная насыщенность, локальность цвета, симметричность и плоскостность изображения выявляют национальную особенность, проявляющую истоки казахского художественного творчества; причудливость конфигураций, разнообразие предметных форм, изломанность линий придают современный колорит композиции.

Интересны натюрморты, наполненные образами многочисленных цветов (прекрасной розы, скромной ромашки, пышных пионов, яркого мака). Основной принцип живописи А.И. Колодина достижение теплой или холодной световой атмосферы посредством контрастно-гармонического сочетания красок. Изысканные, прихотливой формы цветы утрачивают весомость, подчеркивается хрупкость и декоративность слегка геометризированных объемов. Композиция этих картин обладает поэтической чуткостью, в основе которой лежит глубина познания природы, подчиняющаяся законам ритма, доминанты, контраста, требующая от художника умения сочетать лист, цветок, траву. Неожиданными выразительными красочными эффектами выделяются натюрморты: «Пионы с яблоком», «Белые маки», «Маки», «Ромашки».

В современном искусстве происходит смена ценностных ориентиров, художники находятся в поиске новых проявлений внутреннего мира и средств обращения к духовности. Произведения павлодарского художника А.И. Колодина, созданные в противоречивое время, открывают радость общения с образами вечной природы, завораживают фантазийностью сюжетов, удивляют неисчерпаемостью форм, раскрывают тайну красоты и гармонии мира. Сохраняя преемственность художественным традициям русской живописной школы, А.И. Колодин развивает новые тенденции в искусстве, обращая его в будущее.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Список литературы:

1.Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960—1970-х гг. учебное пособие / науч. ред. Т.М. Степанская. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. — 82 с.

2.Степанская Т.М. Очерки искусства Алтая / Т.М. Степанская. Барнаул, 2009. — 220 с.

3.Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX — начало XXI в.). Монография / научн. ред. проф. Т.М. Степанская. Барнаул: Изд-во Азбука, 2009. — 202 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

391

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке