Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Моделирование практико-ориентированных заданий по физике с использованием лаборатории «l-микро»

Известно, что «главным фокусом» освоения курса физики в школе является умение решать задачи. Особенность физики в том, что эта наука основывается на эксперименте, поэтому при проведении итоговой аттестации выпускников средней общеобразовательной школы наряду с расчетными и качественными задачами используются задания экспериментального характера. Снабдить все пункты приема экзаменов набором необходимого оборудования проблемно и дорого.

Помощь в написании статьи

Поэтому разработчики контрольно-измерительных материалов ЕГЭ предлагают практико-ориентированные задачи решать по фото.

Изучая банк заданий ЕГЭ по физике за последние пять лет, мы обнаружили фотографии задач, в которых применяется оборудование лаборатории «L-микро» по механике. Эти задания содержат длинное описание экспериментальной установки, результаты измерений указываются с помощью «эффекта лупы». Такие фото-задачи встречаются как в части А, так и частях В и С.

Из данных опроса выпускников прошлых лет (всего опрошенных 57 чел.), выявлено, что 36 чел. (63,1 %) на экзамене пропустили эти задания, чтобы не потерять время. Они обучались в школах, где в кабинетах физики отсутствовало оборудование лаборатории «L-микро».

Возникает противоречие между желанием выпускников сдавать экзамен по физике и отсутствием опыта работы учеников с заданиями экспериментального характера. Этот факт и привел к необходимости моделирования заданий экспериментального характера по механике с использованием лаборатории «L-микро» и апробирования их на практике.

Гипотеза исследования: уровень подготовки обучающихся к экзамену по физике будет выше, при условии создания условий для приобретения ими опыта работы с заданиями экспериментального характера при максимальном использовании оборудования лаборатории «L-микро».

Цель работы: разработать серию практико-ориентированных заданий с использованием лаборатории «L-микро» по механике.

Задачи: на основе анализа банка задач ЕГЭ за последние пять лет выявить наличие экспериментальных фото-заданий, решить их; составить модели практико-ориентированных заданий по механике с использованием лаборатории «L-микро»; апробировать смоделированные задания на практике, подготовить компьютерную презентацию «Знакомство с оборудованием лаборатории «L-микро» по механике и способами его использования».

Объект исследования: банк заданий ЕГЭ по физике за 2007—2011 гг.

Предмет исследования: задания экспериментального характера.

Методы исследования: анализ материалов ЕГЭ, наблюдение, сопоставление, обобщение, систематизация, опрос, тестирование, моделирование физических процессов и задач.

Практическая значимость работы:составлены и апробированы на практике компьютерная презентация и мини-сборник экспериментальных задач с использованием лаборатории «L-микро» для подготовки выпускников к ЕГЭ.

Под моделированием задач мы понимаем замещение исследуемого объекта, процесса или явленияего условным образом — моделью(в виде изображения, описания, схемы, чертежа, графика, карты, фото и др.) [4, с. 60]

При решении экспериментальных задач мы знакомимся с ситуацией задачи, составляем физическую модель, определяем, к каким явлениям она будет относиться, каковы границы применимости, какие свойства и качества реального объекта ей присущи, а какие отбрасываются [3, с. 59]. Затем выясняем условия взаимодействия объектов и выражаем их через физические величины и их значения, подбираем уравнение, описывающее эту модель и решаем задачу в общем виде. Затем производятся вычисления по расчетной формуле, анализируется результат.Приведем примеры экспериментальных заданий ЕГЭ.

В части А (2009 г.) на фотографии изображена установка для исследования равноускоренного скольжения каретки массой 0,1 кг по наклонной плоскости, установленной под углом 30° к горизонту. В момент начала движения верхний датчик включает секундомер, а при прохождении каретки мимо нижнего датчика секундомер выключается. Числа на линейке обозначают длину в сантиметрах.

Определить: какое выражение описывает зависимость скорости каретки от времени? 1) V= 1,25t2) V= 0,5t3) V= 2,5t4) V= 1,9t(1 балл)

В части В (2011 г.) этой же задачи надо определить, чему равна скорость каретки в момент, когда она проходит нижний датчик. (2 балла).

В части С1 (2011 г.) этой же задачи предлагается оценить количество теплоты, которое выделилось при скольжении каретки между датчиками. (3 балла). [2]. То есть одна и та же задача усложняется, к механическим явлениям добавляются тепловые.

Составим свои модели задач на основе метода «снежного кома», начиная от самой простой, постепенно «наращивая» на нее все новые и новые «слои», т. е. определим, что еще можно найти с помощью оборудования лаборатории «L-микро» по механике, которое используется в условиях данной выше задачи.

Оформим эту работу в виде мини-сборника экспериментальных задач, расположенных по возрастанию степени сложности.

Например, предлагаем определить:

·     среднюю скорость движения каретки по направляющей рейке, используя общее определение средней скорости неравномерного движения (Vcp=Sвесь/ tвсе); среднюю скорость, используя теорию Галилея. (Vcp= V/2) [1, с. 11];

·   величину ускорения, с которым тело соскальзывает с наклонной плоскости, и доказать, что оно при этом движется равноускоренно;

·     значение скорости тела, двигающегося прямолинейно и равноускоренноиз состояния покоя, в заданной точке его траектории;

·     записать уравнение движения (х = хo+Voxt+ axt2 /2);

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

·     построить графики движения х(t),скорости V(t),ускорения a(t);

·     кинетическую энергию в любой момент времени (Wk= mV2/2, где V= V(t));

·     импульс тела в любой момент времени Р = mV, где V= V(t);

·     проверить признак равноускоренного движения: перемещения, совершаемые телом за чередующиеся один за другим равные промежутки времени, соотносятся как последовательность нечётных чисел. S1:S2: S3…=1:3:5…;

·     оценить изменение внутренней энергии каретки при наличии силы трения;

·     работу силы трения (Атр = — ∆U);

·     коэффициент трения дерева по дереву (μ=tgα);

·     КПД при подъёме тела по наклонной плоскости и т. д.

(Приотсутствии оборудования в школе наглядное представление моделейэкспериментальных задачпомогает обеспечить интерактивная доска.)

Апробация эксперимента проходила в 10 и 11 классах на контрольной работе по механике. В 10 классе ученики не знакомились с оборудованием лаборатории «L-микро»и 46,5 % учеников этого класса не приступили к выполнению задач по фотографии, 33,3 % — выполнили задание с ошибками, 20,2 % — выполнили задание без ошибок. В 11 классе после знакомства с лабораторией «L-микро» к выполнению задания приступили все ученики, выполнили задание 66,7 %, частично — 33,3 %. Таким образом, наш сборник помогает приобрести опыт решения экспериментальных задач с использованием оборудования лаборатории «L-микро» и позволяет качественно подготовиться к ЕГЭ.

Список литературы:

1.Громов С.В., Родина Н.А. Физика. учеб. 8 кл общеобраз. учреждений. —2-е узд. — М : Просвещение, 2000. — 158 с.

2.Контрольно-измерительные материалы (КИМ) // [Электронный ресурс]; — Режим доступа — URL: http://www.fipi.ru/binaries/1027/phys_11_11_10.zip

3.Коханов К.А. Модели в физическом эксперименте // Физика в школе. — 2004 — № 4. — С. 59

4.Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 3 /сост. и под. ред. Э.М. Браверман. Пособие для уч-й — М.: Ассоциация учителей физики, 2005. — 360 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

484

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке