Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности метода гражданско-правового регулирования как системообразующего фактора отрасли гражданского права»

Метод гражданско-правового регулирования как системообразующий фактор отрасли гражданского права вызывает обоснованные дискуссии в цивилистической науке. К сожалению, с середины 70-х годов 20 века метод правового регулирования как критерий построения системы права фактически не изучался. Вместе с тем, существующие общественные отношения требуют некоторого переосмысления подхода к методу гражданско-правого регулирования с учетом новых экономических реалий, ликвидации плановой экономики, развитие института собственности, других вещных прав и других немаловажных факторов.

Помощь в написании статьи

Думается, следует согласиться с Алексеевым С.С. в том, что метод правового регулирования есть внутренне связанная, органически единая и цельная совокупность главных юридических особенностей, характеризующих данную отрасль права и соответствующих специфическим особенностям предмета – данного вида общественных отношений [1, с. 48].

Дискуссионным и заслуживающим внимания представляется вопрос о возможности на современном этапе развития цивилистики использовать метод гражданско-правового регулирования в качестве фактора, способствующего построению целостной системы права.

Так, одни авторы полагали, что метод правового регулирования является основным критерием для разграничения отраслей права [3, с. 49 – 50].

Другие, не отрицая существенного значения метода, полагали, что система права должна быть построена только по предметному признаку общественных отношений, а метод правового регулирования не может быть признан ни основным, ни дополнительным критерием для определения структурных элементов системы права [2, с. 82 – 83].

Метод правового регулирования тесно связан с предметом правового регулирования и полностью зависит от тех общественных отношений, которые он регулирует. При этом метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые регулируют отношения между субъектами гражданского права и являются не каким-то произвольным феноменом, а представляет собой выражение содержания общественных отношений, регулируемых правом. Наличие прочной взаимосвязи между предметом и методом правового регулирования не должно вести к отсутствию признака самостоятельности у метода как у правовой категории.

Думается, что метод правового регулирования не может быть сведен к использованию одного единственного способа воздействия на общественные отношения, поскольку это может привести к искаженному представлению о системе права.

Именно поэтому метод гражданского права необходимо рассматривать как определенную совокупность взаимодействующих определенным образом способов воздействия на регулируемые отношения.

Метод правового регулирования должен иметь четкую выраженную связь с предметом отрасли гражданского права, с теми общественными отношениями, на которые они направлены. Иной подход свидетельствовал бы об отрыве метода от решения вопроса о разделении отраслей права, об отсутствии строгой системы в праве и, в итоге, привел бы к тому, что совокупность общественных отношений, регулируемых гражданским правом, определялась бы не характером самих отношений, а непосредственно волей законодателя.

С другой стороны, думается, не верной является позиция обособления в четких границах метода юридического равенства и метода власти и подчинения. На сегодняшний момент, с учетом многогранности общественных отношения невозможно говорить о применении какого-либо единственного метода при регулировании общественных отношений, пусть даже составляющих одну отрасль права. Метод, по своей юридической природе, является способом воздействия на общественные отношения. Внутри конкретного метода гражданско-правового регулирования существуют как элементы равенства сторон и автономии воли, так и черты императивности, выражаемого методом власти и подчинения. Вопрос в данном случаи заключается не в количественном выражении этих элементов, а в качественном выражении их содержания вовне. Вместе с тем, формальное выражение равенства субъектов права еще не может со всей определенность свидетельствовать об отнесении этих общественных отношений к сфере гражданско-правового регулирования и, соответственно, к предмету отрасли гражданского права. Из этого следует сделать вывод, что метод гражданско-правового регулирования, несмотря на общую диспозитивную направленность должен обладать некоторой степенью императивности, которая не препятствовала бы развитию нормального гражданского оборота, а, напротив, стимулировала бы субъектов гражданского права на добросовестное поведение в гражданских правоотношениях.

Метод правового регулирования является продуктом смешения общественных отношений, регулируемых гражданским правом, обладающих определенными характерными особенностями и интересов господствующего класса, которые выражает законодатель. Именно поэтому, невозможно говорить о создании или выборе метода гражданско-правового регулирования непосредственно законодателем по своему усмотрению. Сложно представить себе ситуацию, когда методы правового регулирования, выбранные законодателем, осуществляли бы регулирование отношений розничной купли-продажи, наследования и других гражданско-правовых институтов. Думается, метод правового регулирования именно логически вытекает из существа, характера и особенностей тех общественных отношений, которые опосредуются им. Однако такое опосредование не может происходить само по себе, только из существа и особенностей этих отношений, поскольку развитие тех или иных общественных отношений тесно связано с экономическим базисом общества.

Следует согласиться с О.С.Иоффе, который утверждал, что избрание государством метода регулирования той или иной группы общественных отношений предопределяется не только предметом, но и совокупностью всех потребностей общества, вырастающих из материальных условий его жизни. По его мнению, одни общественные отношения предполагают единственно возможный метод их правового регулирования, а другие допускают возможность применения к ним различных правовых методов [4, с. 7].

При этом, говоря о гражданском праве необходимо отметить, что общественные отношения, составляющие предмет гражданско-правового регулирования в этом отношении не являются исключением. Не оспаривается то обстоятельство, что близкая по содержанию группа общественных отношений нуждается в «своем» методе регулирования. Однако широта гражданско-правовых отношений не позволяет придти к выводу о том, что для гражданского права существует только один единственный «свой» метод правового регулирования. Такой тезис, как нам кажется, был бы ошибочным и не позволил бы говорить об эффективном регулировании всей совокупности гражданско-правовых отношений. В этом смысле задачей цивилистической науки является выработка теоретических подходов к выбору эффективного метода для регулирования гражданских правоотношений. Ошибочный подход к выработке такого метода может привести к негативному экономическому эффекту, снижению активности субъектов гражданского права и, как следствие, параличу экономического оборота. Ошибочно выбранный метод правового регулирования, может иметь кратковременный позитивный эффект, который, однако, носит срочный характер и решает только относительно частные задачи.

Динамика развития общественных отношений не позволяет говорить о статике метода правового регулирования этих отношений. Напротив, развитие общественных отношений, составляющих предмет гражданского права, является катализатором развития и совершенствования метода правового регулирования.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Таким образом, метод гражданско-правового регулирования следует рассматривать как совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения, которые сочетают в себе как диспозитивные, так и в определенной степени императивные начала. Предмет гражданско-правового регулирования не может быть использован в качестве универсального системообразующего фактора отрасли гражданского права. Только совокупность двух факторов – предмета и метода правового регулирования в их взаимосвязи и взаимозависимости могут обусловить как единство общественных отношений регулируемых гражданским правом, так и их дифференциацию в системе отрасли гражданского права, при этом каждый в отдельности фактор не может служить системообразующим для отраслевой целостности.

Список литературы:

1.Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. – М.: 1961.

2.Генкин Д.М. К вопросу о системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1956. №9.

3.Миколенко Я.Ф. О предмете и принципах социалистического гражданского права // Проблемы социалистического права. 1938. Сб. 5.

4.Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Изд. ЛГУ, 1949.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

568

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке