Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности международного уголовного законодательства по борьбе с незаконным захватом и угоном воздушного судна»

В разных странах за незаконный захват и угон воздушного судна в большинстве случаев предусматривается наказание в виде тюремного заключения на срок от 3 – 5 до 10 – 20 лет при отягчающих обстоятельствах. За те же деяния, сопряженные с причинением смерти потерпевшим – пожизненное заключение или смертная казнь. Но так было не всегда.

Помощь в написании статьи

На первых порах, когда еще не были приняты законы об уголовной ответственности за неправомерное вмешательство в деятельность гражданской авиации, органы правосудия различных государств выносили приговоры за совершение сопутствующих преступлений — угроза жизни пассажиров и членов экипажа, похищения людей, ношение оружия без разрешения, нанесение ранений и т. д. Постепенно в национальные законодательства были внесены статьи, предусматривающие уголовную ответственность за попытку захвата и угон воздушного судна. Меры наказания за эти преступления были усилены в соответствии с резолюциями ООН, в которых указывалось, что международная гражданская авиация является важным звеном в деле развития и поддержания дружественных отношений между государствами, а ее безопасное и нормальное функционирование отвечает интересам всех народов.

В Аргентине, Италии, Румынии минимальный срок наказания за такие преступления колеблется от 3 до 5 лет, в Австралии, Австрии, Германии и Японии – от 7 до 10 лет. Максимальным наказанием в Австралии, Австрии, Германии, Аргентине, Италии, Румынии, Швейцарии является тюремное заключение на срок от 10 до 20 лет, в Мексике – 30 лет. В случаях со смертельным исходом законодательные акты Австрии и ФРГ предусматривают пожизненное заключение, а в США и Японии – смертную казнь. В странах и регионах Кавказа и Закавказья, таких как Азербайджан, Армения и Грузия минимальный срок наказания колеблется от 3 до 8, а максимальный – от 8 до 15. В странах Восточной Европы – Украина, Белоруссия, Польша, Швеция – минимальный срок от 2 до 6, максимальный срок от 15 до 25 лет лишения свободы. В странах Центральной Азии – Таджикистан Казахстан Узбекистан – минимальный срок составляет от 2 до 8, максимальный – от 10 до 15 лет лишения свободы с конфискации имущества.

Одним из самых суровых является законодательство США. Еще в 1961 г., когда на Кубу был угнан самолет американской авиакомпании, в «Федеральный авиационный акт» 1958 г. была внесена поправка о воздушном пиратстве. Согласно этому закону «воздушное пиратство» трактуется как любой захват или осуществление контроля над воздушным судном в полете с помощью силы или насилия с преступными намерениями. В качестве наказания за это преступление предусматривается смертная казнь или тюремное заключение сроком не менее 20 лет. Вмешательство в работу летного экипажа или обслуживающего персонала наказывается штрафом до 10 тысяч долларов США или тюремным заключением до 20 лет, или тем и другим вместе, если не было применено смертоносное или опасное для жизни оружие, а в случае применения такого срок заключения не ограничен – вплоть до пожизненного. В 1961 – 1982 гг. в Соединенных Штатах за воздушное пиратство было осуждено 69 человек, из них 8 получили тюремное заключение менее 20 лет, 25 – 20 лет, 12 – от 20 до 40 лет, 15 – от 40 и более, 9 – пожизненное.

Несколько иначе решается вопрос, когда самолет оказывается вне пределов государства его регистрации. В этих случаях применяются Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции.

Своеобразная ситуация, способствовавшая обострению проблемы воздушного пиратства, сложилась на востоке Азии. Здесь после Второй мировой войны и внутриполитических катаклизмов в Корее, Китае и Вьетнаме возникло по два государства с различными политическими системами. Наиболее подробно это можно проследить на примере КНР. В начале 1960-х годов авиационный парк страны насчитывал несколько десятков пассажирских самолетов, главным образом советских – Ли-2, Ил-14 и Ан-2. Расширение сети внутренних маршрутов создавало благоприятную почву для актов воздушного пиратства, так как уровень контроля пассажиров и багажа здесь был ниже, чем на международных маршрутах. Однако, первым симптомом возникновения проблемы воздушного терроризма были угоны военных самолетов на Тайвань. Начиная с 1962 г. обеими сторонами – КНР и Тайванем – были установлены денежные расценки за угнанные бомбардировщики, истребители и другие типы воздушных кораблей, которые выплачивались их экипажем. Попустительство угонам военных самолетов, начатое в 1962 г., постепенно переросло в снисходительное отношение по отношению к угонщикам авиалайнеров из КНР. В 1980-х гг. угоны военных и пассажирских самолетов стали звеньями одной цепи. Хотя разовые выплаты за угон осенью 1988 г. были отменены, это уже не могло остановить возрастания числа актов воздушного терроризма. К сожалению, точными цифрами по захвату и угонам самолетом из Китая мы не располагаем. Вся информация на подобную тему была засекречена. Чаще всего она поступала от китайцев, проживавших в Гонконге, чьи родственники оказались среди пассажиров самолетов, подвергшихся нападению. В 1983 г. по данным газеты «Гонконг таймс», произошло, по крайней мере, 12 попыток захвата и угонов. Два самолета были взорваны в полете от бомб угонщиков. Большинство актов воздушного пиратства заканчивались неудачей. Помимо вооруженных охранников отдельные случаи захвата пресекались пассажирами. После одного из таких инцидентов в августе 1982 г. местный суд приговорил всех пятерых воздушных пиратов к смертной казни. Но, несмотря на суровость возможного приговора, акты воздушного пиратства не прекращались. В мае 1988 г. попытка угона «Боинга-737» увенчалась успехом. Угонщики были арестованы. По тайваньским законам лица, виновные в воздушном пиратстве с применением насилия, могут быть приговорены к пожизненному заключению или смертной казни. Максимальный срок заключения за угон составляет 7 лет. Реже предпринимались угоны самолетов с Тайваня в Китай. Впервые это произошло в мае 1986 г., когда пилот тайваньского «Боинга-747» во время грузового рейса угнал его в КНР. По действующему уголовному кодексу КНР минимальный срок за данное преступление – свыше 10 лет, максимальный – бессрочное лишение свободы и смертная казнь.

По числу захватов и угонов самолетов в мире Соединенные Штаты и Советский союз (Россия) стоят на первых двух местах, — третье место занимает Иран. В 1984 – 1993 гг. на внутренних и международных маршрутах произошло 79 попыток захвата и угонов иранских самолетов. Акты воздушного пиратства были до этого периода и после него. Что же тогда лежит в основе этих происшествий?

В годы правления шаха авиалайнеры чаще всего угонялись в Ирак. Обычно угонщики требовали освободить политических заключенных в иранских тюрьмах. После свержения шахского режима в феврале 1979 г. Иран был провозглашен Исламской республикой. Шах, бежавший из страны, обосновался в Египте, в которой бывшие сотрудники тайной полиции САВАК начали угонять самолеты, опасаясь ответственности за свои преступления. Другим направлением угонов стала Франция, куда иммигрировал последний премьер-министр Ирана Бахтиар, который со своими сторонниками стремился создать блок противников новой власти в Тегеране. Но участники были арестованы французской полицией. Арест террористов привел к тому, что для освобождения предпринимались попытки угона французских самолетов в Иран. В 1983 и 1984 гг. члены группы «Стражи ислама» угнали два самолета в Тегеран. Кроме того, участились попытки угона иранских авиалайнеров по политическим мотивам в связи с программой «исламизации» внутри страны Наказание за угон в стране очень суровое, вплоть до смертной казни.

На последующие места в списке стран по числу попыток захвата и угонов претендуют КНР, Куба, Япония. Этот перечень в зависимости от развития каких-либо событий в том или ином регионе может пополниться новыми претендентами.

К концу XX века число попыток захватов и угонов в разных странах достигло уровня одной тысячи. Такие данные весьма условны, ибо они прежде всего призваны указывать на тенденцию снижения угрозы на авиалиниях, а не отражать реальное количество террористических актов. Регистрация ИКАО основана на официальных сообщениях стран – членов и публикациях в прессе. Но в статистике много пробелов, особенно в 1950 – 1960 гг. Например, в 1954 г. произошла первая попытка угона самолета в СССР, а в опубликованных данных в этот год таких акций вообще не было зафиксировано. Признавались лишь те случаи, которые нельзя было замолчать. То же самое касается некоторых других стран. Как известно, сообщения о террористических актах на воздушном транспорте отпугивает иностранных туристов от поездок. Греция по этой причине в 1985 г. потеряла несколько сот миллионов долларов.

Список литературы:

1.Губарев О. И. Воздушный террор. Хроника преступлений: научно – популярное издание Военные тайны века [Текст] / О. И. Губарев. – М.: Вече, 2006. – 320с., илл. (16 с.)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

557

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке