Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Понятие и особенности экономической деятельности высших учебных заведений россии»

Результатом реформирования общественных, экономических отношений в России явилось, во-первых, резкое сокращение финансовой, иной материальной поддержки со стороны государства подведомственных ему высших учебных заведений, что повлекло за собой существенное расширение самофинансирования посредством самостоятельной экономической деятельности, приносящей доход, и, во-вторых, принципиальное расширение свободы, самостоятельности образовательных учреждений, в т.ч. государственных, выражающееся в их академической, организационно-управленческой, хозяйственной автономии, в частности имущественной, что, в свою очередь, обусловило привлечение средств рыночного характера для осуществления их экономической деятельности.

Помощь в написании статьи

Современное российское высшее учебное заведение представляет собой своеобразный, особый субъект экономических отношений, к которым относится и сфера образования.

С одной стороны, высшее учебное заведение является образовательным учреждением, организацией, осуществляющей образовательный процесс, т.е. реализующей одну или несколько образовательных программ, и создается с основной целью осуществления образования, т.е. процесса обучения и воспитания.

С другой, одновременно с п. 2 ст. 12 Закона об образовании [1] образовательное учреждение, и, в частности, высшее учебное заведение, наделяется статусом юридического лица, и, тем самым, в правовой форме закрепляется участие вуза в экономическом, имущественном обороте. Придание образовательному учреждению, в частности, вузу, юридической личности в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского права, означает возможность самостоятельного, в определенных пределах, участия в имущественных отношениях, составляющих основу экономической деятельности. Более того, п. 1 ст. 47 Закона об образовании допускает право образовательного учреждения на ведение предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 39 ст. 43 Закона об образовании, а также ст. 27, ст. 28 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[2] (далее — Закон о высшем образовании) образовательное учреждение, в т.ч. высшее учебное заведение, обладает имуществом двух видов:

закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления;

приобретенным за счет собственной деятельности, приносящей доход, а также из иных источников.

Вуз как образовательное учреждение, в соответствии с законом, признается субъектом двух достаточно больших и принципиально отличающихся друг от друга групп отношений: педагогических (образовательных) [4, с. 13], обусловленных участием вуза в собственно образовательной деятельности, в обучении и воспитании; и имущественных, формирующихся в процессе экономической деятельности по поводу приобретения имущественных благ. И если отношения первой группы регулируются нормами преимущественно публичного права, то правовое регулирование имущественных отношений осуществляется как нормами частного (гражданского), так и публичного права. Гражданское право регулирует только те имущественные отношения, которые складываются и функционируют как отношения собственности, т.е. между имущественно обособленными, юридически равноправными, свободными субъектами [12, с. 32-33].

Образовательные учреждения создаются (учреждаются) их учредителями с одной главной, основной целью – предоставления, осуществления образования, реализации образовательных программ. В этом проявляется воля учредителя, который, по логике вещей, должен сам проявлять заботу о реализации этой цели и обеспечивать, поддерживать, в т.ч. и материально, финансовыми средствами деятельность образовательного учреждения.

При этом необходимо учитывать, что образовательные учреждения в современной России носят преимущественно государственный (муниципальный) характер, т.е. являются государственными (муниципальными) по принципу принадлежности их имущества государству (муниципальным образованиям), а учредителями этих образовательных учреждений являются государство и, соответственно, муниципальные образования.

Авторитетные специалисты обращают внимание на то, что одной из самых острых проблем в образовании, в том числе высшем, является ее финансирование. Темпы прироста расходов на образование за счет средств федерального бюджета по сравнению с предыдущими годами сокращаются вдвое. Так, если в 2001 г. на высшее образование из федерального бюджета России выделялось 2,4 % от расходной части бюджета, то в 2003 г. только 2,3 %, что позволяет только амортизировать последствия инфляционных процессов и рост заработной платы [10, с. 5].

В итоге ни материальное оснащение вузов, ни их обеспечение необходимой литературой и прочими материалами, ни заработная плата педагогических работников не соответствуют задачам модернизации и развития высшего образования в новых условиях рыночной экономики, а также в аспекте интеграции российского образования, прежде всего, высшего, в общемировую систему обучения и подготовки профессиональных специалистов.

Несмотря на кажущуюся очевидность и бесспорность утверждений о необходимости в этих условиях как можно более широкого участия вузов, прежде всего государственных, в экономической деятельности, приносящей доход, на самом деле подобный тезис требует более обстоятельного исследования и обоснования.

По нашему мнению, необходимость осуществления высшими учебными заведениями самостоятельной экономической деятельности определяется двумя группами факторов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Во-первых, это уже отмеченное недофинансирование вузов за счет средств бюджета, а применительно к негосударственным – изначальная материальная неспособность их учредителей – физических и юридических лиц – обеспечить необходимое финансирование образовательной деятельности.

Во-вторых, высшее учебное заведение является сосредоточением ряда весьма важных ресурсов рыночного характера – интеллектуальных и материальных.

К интеллектуальным ресурсам следует отнести кадровый преподавательский потенциал, результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, учебные и методические разработки.

К материальным, в свою очередь, относятся: финансовые средства (собственные и перечисленные учредителем), оборудование вузов, здания, сооружения, земельные участки, закрепленные за ними, сданные ими в аренду, находящиеся в их собственности.

Основные особенности экономической деятельности вуза заключаются в том, что главным ресурсом, которым обладает образовательная организация, являются интеллектуальные ресурсы: преподавательские кадры определенной квалификации, произведенная и производимая ими продукция научного и преподавательского характера, представляемая как товар на рынке.

Общество, государство перед вузом ставит цель – подготовить профессионально подготовленных людей, способных не только обслуживать существующие процессы, но и формировать новое, занимать инновационные позиции, быть творцом, самостоятельно ставить и решать задачи, стоящие перед обществом и государством.

В этом смысле Аристотель еще в свое время весьма верно уловил значение образования (тогда, естественно, не разделяли образование на общее и высшее), подчеркнув, что образование и воспитание – общественное, не частное дело, мощное средство достижения экономических, социальных и политических целей государства [3, с. 627-628].

В вузе естественным образом формируется, концентрируется, развивается одна из важнейших разновидностей экономических ресурсов – людские, причем достаточно высокой интеллектуальной квалификации. Задача вуза и, через него, его учредителей, и, прежде всего, государства – в силу названных оснований государственного интереса в высшем образовании, организовать этот потенциал, стимулировать наибольшую отдачу от него. Обучение, исследования, научное, экспертное консультирование – это функции, в силу своей природы присущие высшему учебному заведению и неотделимые от него, а экономическая деятельность вуза формируется и должна формироваться, прежде всего, на их осуществлении.

Таким образом, использование этих ресурсов, вовлечение их в экономический оборот вузами естественным образом обусловливает их экономическую деятельность, приносящую доход, и место вузов в системе экономических взаимосвязей, носящих на сегодняшний день преимущественно рыночный характер. Поэтому сама деятельность высшего учебного заведения имеет экономическую природу и может рассматриваться как приносящая доход.

Вместе с тем, экономические возможности и потенциал вуза необходимо сопоставлять с его основной целью – осуществлением образовательного процесса, в результате чего устанавливаются содержание, объем самостоятельной экономической деятельности вуза, ее ограничения.

В связи с этим, прежде всего, встают вопросы определения понятия предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности вуза, уяснения их содержания применительно к высшему учебному заведению, установления соотношения этой деятельности с основной – образовательной – целью образовательного учреждения, его имущественно-правовым положением, а в итоге предстоит решить проблему взаимосвязи предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. Названные задачи диктуют необходимость исследования экономической деятельности вуза с целью отграничения ее от предпринимательской деятельности, правовое определение которой закреплено абзацем 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Актуальность подобного анализа обусловлена тем, что на сегодняшний день российские вузы выступают в качестве активных участников экономической жизни, при этом, как по содержанию, так и по форме их все более начинают рассматривать как определенную экономическую категорию – «предприятие». В частности, ректор Высшей школы экономики прямо заявляет, что «вуз – это предприятие, а ректор – это менеджер»[6]. Подобные утверждения содержатся и в Законе об образовании и в отдельных научных изысканиях[9, с. 9]. Правовое обоснование указанной позиции содержится в п. 4. ст. 47 Закона об образовании, который приравнивает образовательное учреждение в его предпринимательской деятельности к предприятию и содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, относимых к предпринимательской. Более того, и в отношении платной образовательной деятельности в Законе установлены случаи, когда ее следует относить к предпринимательской деятельности, а когда нет.

Используя пробелы в законодательном регулировании экономической, приносящей доход деятельности вузов, ряд руководителей, а также исследователей, прежде всего, в сфере экономической науки, ратуют за максимально возможную финансово-хозяйственную самостоятельность высших учебных заведений. Речь идет, прежде всего, о государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, чьи руководители получают в управление от государства достаточно большие ресурсы, как интеллектуальные, так и денежные. Помимо этого, вуз использует недвижимое имущество, переданное ему учредителем, для извлечения доходов и далеко не всегда в пользу и в интересах всего коллектива образовательного учреждения.

На опасность излишней «экономизации» и «коммерциализации» в сфере образования и, в частности, высшего, неоднократно обращалось внимание, в том числе, в специальной литературе[5, с. 21]. При этом демонстрируется, что такое положение нарушает права обучающихся, педагогических работников, наносит ущерб государству и обществу в целом. В то же время существующие представления о свободе хозяйственной деятельности вузов, прежде всего государственных, не основываются на современных правовых реалиях, закрепленных в российском законодательстве и вытекающих из правовой природы самого образовательного учреждения. Предложения ввести такую организационно-правовую форму вуза, как государственное унитарное образовательное предприятие[8, с. 21] свидетельствуют о весьма неглубокой проработке понятийной базы деятельности вузов и, более того, непонимании юридической природы образовательных учреждений (организаций).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Особенно широко подобные представления о вузе как полноценном хозяйствующем субъекте, в частности, в современном рынке, распространены среди экономистов – ученых и практиков[7, с. 338].

Однако ряд авторов отмечает ограниченный, в идеальном смысле, характер действия рыночного механизма в сфере образования, что предполагает использование в высшей школе модели смешанной рыночной экономики с многообразием субъектов и форм хозяйствования, в т.ч. коммерческой и некоммерческой деятельности. Обращается внимание на неэффективность рыночного механизма в сфере создания смешанных общественных благ, что должно компенсироваться, по мнению этих авторов, соответствующими мерами государственного регулирования, носящими бюджетно-финансовый, денежно-кредитный и административно-правовой характер[11, с. 6-17].

Данное обстоятельство обуславливает рассмотрение правового, в первую очередь, гражданско-правового положения вуза как образовательного учреждения, раскрытия его гражданской правоспособности, и на этой основе правовых условий – признаков, критериев самостоятельного ведения экономической деятельности, приносящей доход.

Список литературы:

1.Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ) // СЗ РФ. 2007, № 7. Ст. 838.

2.5. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ) // СЗ РФ. 2007, № 7. Ст. 838.

3.Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. 4. [Текст] М., 1962.

4.Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. Теоретические проблемы совершенствования. [Текст] М., 1985. С. 4; Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.

5.Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. [Текст] М., 1999; Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. Учебное пособие. М., 1999; Пищулин Н.П. Философия образования: природа, сущность, законы // Право и образование. 2002, № 2. С.114-124; Иванова В.Н. Законодательное регулирование экономических отношений в сфере образования//Право и образование. 2002, №2.

6.Независимая газета Текст. 2000, 6 сентября.

7.Рубин Ю.Б. Некоторые вопросы становления законодательства в области открытого образования [Текст] / Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования. Материалы конференции. 31 января – 02 февраля 2001 г. М., 2001. С. 282-283.; Рубин Ю.Б. Правовое обеспечение дистанционного обучения в условиях открытого образования // Право и образование. 2001, № 2. С. 12-13; Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М., 2002.

8.Токмовцева М.В. Вуз как хозяйствующий субъект. Особенности и проблемы [Текст] // Закон. 2002, № 4.

9.Токмовцева М.В. Высшее учебное заведение как субъект отношений в сфере предпринимательства. [Текст] Автореферат дисс…к.ю.н. М., 2000.

10.Шудегов В.Е., Буслов Е.В. Болонская декларация с точки зрения законодательства в области образования [Текст] // Право и образовании. 2003, № 2.

11.Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: Экономика и управление. Учебное пособие. [Текст] М., 1998.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

12. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). [Текст] М., 2000.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

494

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке