Как известно, за последние двадцать лет в политической, экономической и духовной сторонах жизни России произошли существенные изменения. Принято считать, что эти изменения не обошли стороной и образование, высшее в том числе. Такая точка зрения, на наш взгляд, является не вполне оправданной, поскольку какой-то кардинальной модернизации в сфере образования отметить невозможно. Безусловно, проводятся многочисленные реформы, открываются новые университеты, создаются новые образовательные стандарты, а, по сути, содержание программ обучения остается неизменным [3]. Упор сегодня, как и двадцать лет назад, делается на классическое, теоретическое образование, когда образовательный процесс состоит из большого количества лекций и крайне малого количества практических занятий.

Таким образом, становится очевидным, что российское образование, в первую очередь высшее, не претерпело каких-либо серьезных изменений. Тем не менее, стоит уделить отдельное внимание другому аспекту образования – его объекту (потребителю, студенту, как угодно). Касательно студентов, их сознания, мотивов, потребностей, ценностей и др., здесь, действительно, становится возможным увидеть произошедшие перемены.

Изменились цели молодежи при поступлении в высшее учебное заведение. Хотя понятие «цели» в данном случае, по нашему мнению, является не совсем уместным, так как большинство нынешних абитуриентов, поступая в ВУЗы, не руководствуются какими-либо целями в принципе [2]. Стоит сделать сразу же оговорку, что касается данное утверждение именно большинства студентов, поскольку имеются все же среди абитуриентов/студентов личности, стремящиеся реализовать себя определенным образом с помощью университета. Сегодня молодежь даже не принимает решения пойти университет, а просто идет и поступает туда, потому что сейчас так принято – иметь высшее образование. Либо абитуриенты выбирают ту специальность, на которой обучались их родители, дабы продолжить семейную традицию. Также в современном обществе в подавляющем большинстве случаев распространен выбор учебного заведения с брендовым именем, престижем и пользующимся среди работодателей высоким авторитетом. Ну, и, конечно, не стоит забывать об особой черте сознания нынешних абитуриентов – страхе перед армией; молодые люди, не желая потерять целый год жизни, служа в армии, поступают в университеты, при этом не понимая, что, возможно, время, проведенное в ВУЗе (а это в пять раз больше, нежели служба в армии), также не пойдет им на пользу, а только навредит, поскольку таких несознательных, неопределившихся молодых людей учеба в университете способна только расслабить, не более того [4].

Помимо изменений в плане мотивов выбора молодежью направления обучения и учебного заведения, стоит отметить отношение нынешней молодежи непосредственно к процессу обучения. Проявляется оно отнюдь не в пресловутом выражении «от сессии до сессии живут студенты весело», так как во все времена были студенты, которые занимались учебой только во время зачетов и экзаменов, а были (и имеются на сегодняшний день) и те, кто прилежно выполняли все домашние задания и учились на «отлично». А проявляется это отношение в том, что, оставшись верными тому обстоятельству, когда во времена Советского Союза после окончания учебного заведения выпускник направлялся на работу, то есть имел гарантии трудоустройства, сегодняшние студенты предпочитают не задумываться над своим профессиональным будущим и, обучаясь в ВУЗе, не предпринимают каких-либо попыток по обеспечению себя работой после, или даже во время, учебы в университете. Таким образом, наблюдается процесс некого «плавания по течению» [2].

Все приведенные выше обстоятельства играют значимую роль в развитии системы образования, а также в дальнейшем разговоре о перспективах высшего образования в Российской Федерации. Объясняется это тем, что молодые люди, их установки, цели, ценности – это основополагающие развития всей страны, всех сфер жизни государства, а, значит, и образования, так как образование нацелено прямиком на молодежь, и от того, какими характеристиками она обладает, зависит состояние образовательной системы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В самом начале мы как бы вскользь затронули тему формальных изменений в сфере российского образования, теперь стоит уделить этому моменту больше внимания, а именно необходимо оценить эффективность этих изменений. Главная наша гипотеза относительно данного вопроса звучит следующим образом: «формальные изменения, происходящие сегодня в российской системе образования, не имеют никакого смысла и не способны в дальнейшем прижиться в нашей стране». Для убедительной аргументации нашей точки зрения рассмотрим главные составляющие происходящих перемен в высшем образовании России.

Основной момент, подлежащий детальному рассмотрению, — это Болонский процесс, вернее, внедрение Болонской системы в российское образование, наблюдающееся в настоящий момент. Существуют различные точки зрения на этот процесс, в том числе и абсолютно противоположные. Некоторыми данная ситуация оценивается как положительная, другими – как отрицательная. Аргументы в пользу той или иной точки зрения приводятся разнообразные. Мы выражаем согласие со следующими.

Несмотря на высокие цели Болонской системы, связанные с интеграцией европейских ВУЗов, возможностью их сотрудничества, обмена студентами, а также возможностью признания (котирования) в Европе дипломов российских университетов, такая система не пригодна для России по тем причинам, что:

Во-первых, в рамках новой образовательной системы предполагается существование кредитно-рейтинговой системы оценивания, а российский студент к такому не готов, по крайней мере, данное обстоятельство не способно повлиять на нашу учащуюся молодежь должным образом, а именно обеспечить ее возможностью выбора интересных и нужных курсов для изучения; конечно, теоретически студенты могут стать более мобильными, но, скорее всего, в выборе курсов студенты будут руководствоваться не интересом, а легкостью его содержания, симпатией к преподавателю и т.д. Кроме того, широко известен тот факт, что в менталитете русского человека существует такая черта, как любовь к коллективу, к сотрудничеству. В рамках же Болонской системы, по сути, учебных групп как таковых не существует, они достаточно мобильны, таким образом, студент вполне может оказаться одинок в стенах университета, что отрицательно сказывается на процессе и результате обучения. Конечно, отметим, что такого принципа на сегодняшний момент в российской системе образования не существует, и вряд ли он скоро будет реализован, но, тем не менее, исключать того, что такое может произойти не стоит.

Во-вторых, система «4+2» (бакалавриат + магистратура) существенно, на наш взгляд, не сказывается на содержании образования, на его принципе в целом. С одной стороны, да, процесс обучения уменьшается на один год, но, с другой стороны, «благодаря» третьей причине, о которой речь пойдет далее, наоборот, даже увеличивается срок обучения в ВУЗе, но по факту профессиональных умений предоставляет не больше, чем обычное пятилетнее образование специалиста.

В-третьих, поскольку в нашей стране на протяжении многих лет существовала система (пока, конечно, не до конца искорененная) специалитета, то есть пятилетнего обучения, практически у каждого гражданина складывается мнение о том, что четырехлетнее образование – образование неполноценное, и, соответственно, выпускник, проучившийся четыре года на бакалавриате, является непрофессионалом. Такая установка формируется у самих студентов, у родителей и, что, скорее всего, самое главное – у работодателей. Последние предпочитают взять на работу выпускника-специалиста, нежели бакалавра. В таком случае, выпускники, наткнувшиеся на непонимание со стороны людей, принимающих их на работу, вынуждены продолжать свое обучение в магистратуре, что, на наш взгляд, может быть абсолютно бесполезным занятием, лишь средством борьбы (при том не всегда бесплатным) со стереотипностью мышления окружающих людей, если человек итак в силах заниматься профессиональной деятельностью [1].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Помимо произошедшего перехода к Болонской системе образования, наблюдается увеличение инвестиций в образование, в успешных студентов; существует большое количество различных научных грантов; проводятся разного рода конкурсы среди лучших студентов, поощряющие их; ведется компьютеризация процесса обучения, внедряются различные интернет-технологии и др. Все это является неоспоримым достоинством сегодняшнего положения вещей, но, как мы считаем, такие факты – необходимость, лишь дань времени, которое требует модернизации, гуманизации во всех сферах жизни общества.

В соответствии с рассмотренными ранее фактами проанализируем в целом состояние российской системы образования на данный момент, попробуем дать, грубо говоря, прогноз того, как будут развиваться события, а также попытаемся обрисовать желаемый образ российского высшего образования.

Как видно из проанализированных обстоятельств, сегодняшнее состояние системы высшего образования России оставляет желать лучшего, и то внедрение новых принципов обучения, что наблюдается сейчас, не способно изменить ситуацию в лучшую сторону, несмотря даже на поощрения активных и умных студентов, на широкий спектр предоставляемых возможностей. Как показывает опыт, такие возможности в большинстве своем носят лишь формальный характер, и в случае, когда студент, действительно добивается каких-то высот, на деле, кроме денежного поощрения, за этим ничего не следует. Но ведь деньги не могут быть определяющим звеном в освоении студентом будущей профессии, поскольку целью активной деятельности студента может быть именно получение денежного приза, а не развитие профессиональных навыков (здесь уместно сравнение с процессом сдачи экзамена некоторыми студентами, цель которой состоит в получении отличной оценки, после чего происходит благополучное забывание пройденного материала).

Таким образом, становится очевидным, что существующая на сегодняшний момент система высшего образования не отвечает потребностям не только молодежи, которая не желает тратить впустую пять лет своей жизни, но и государства в целом, в первую очередь, экономики. Так как высшее учебное заведение при фактическом отсутствии практики в процессе обучения не может выпустить профессионально подготовленного специалиста, способного справляться со всеми реалиями «приобретенной» профессии, что влечет за собой устаревание кадров, ведь молодые специалисты вынуждены в большинстве своем работать на низко оплачиваемой должности, при этом другого направления деятельности, не того, которое было приобретено в течение всего процесса обучения в университете, а также, в связи с этим, важным следствием в данном случае является отсутствие каких-либо инноваций во всех сферах жизнедеятельности.

В связи с тем, что данный текст не носит какого-либо рекомендательного и, скорее всего, прогностического характера, стоит кратко обрисовать основные моменты желаемого образа российской образовательной системы. В их число входит, в первую очередь, организация большого количества практических занятий, направленных прямиком на освоение профессии, приобретение навыков, предусмотренных специальностью, приобретаемой студентами; соответственно, данный момент требует уменьшения объемов преподаваемой теории, особенно, данное обстоятельство касается непрофильных дисциплин, изучение которых происходит еще в школе. Также необходимым, с нашей точки зрения, является сокращение бюджетных мест в ВУЗах и, что немаловажно, введение ограничения на количество платных мест обучения во избежание выпуска большого числа специалистов одной специальности. Здесь сразу стоит отметить неотрывность реорганизации высшего образования от реформирования среднего и среднеспециального образования. Поскольку для достижения выше поставленных целей необходима пропаганда среднеспециального образования (а обязательным условием успешной пропаганды, безусловно, является реформирование, внедрение различных инноваций в систему среднего образования). Помимо этого, для того, чтобы абитуриентами совершался осознанный выбор (от которого, напомним, зависит будущее страны в целом), важно создать систему профессиональной ориентации в школе, относясь к данному вопросу с большой степенью ответственности, так как в основном выпускники школ – еще дети, явно не понимающие, чего они хотят от жизни, и каково их жизненное призвание.

Проведенный анализ показывает явную необходимость решения вышеуказанных проблем, предоставляя тем самым почву для дальнейших социологических исследований, целью которых должно являться не только выяснение мотивации абитуриентов и студентов к обучению в ВУЗе, но также прослеживание динамики целей и интересов их, кроме того, необходимо исследовать успешность выпускников при трудоустройстве, соотнося данные с потребностями государства в выпускниках каждой из специальностей. Только в таком случае становится возможным провести качественную реформу образования, которая будет отвечать потребностям общества и государства.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список литературы:

Горбунова Е.М.Основные результаты мониторинга участия России в Болонском процессе: Болонья глазами студентов / Е. М. Горбунова // Вестник международных организаций. – 2008. – №2. – С.9-26.

Зуев А.Э. Трудовые ориентации молодежи и ее возможности на рынке труда / А.Э. Зуев // Демография и социология. Социально-экономические проблемы рынка труда в России: сб. науч. тр. – М.: ИСЭПН РАН, 2002. – С. 154-165.

Костюков А.А. Региональные особенности высшего профессионального образования / А. А. Костюков // Современные вопросы теории и практики обучения в ВУЗе: сб. науч. тр. – Новокузнецк: СибГИУ, 2008. — Вып. 7. – 224 С.

Феоктистов А.В. Абитуриент 2010: профессиональные намерения и оценки выбора / А.В. Феоктистов, Ю.А. Пустовойт, Е.С. Становая // Современные теории и практики обучения в ВУЗе: сб. науч. тр. – Новокузнецк: СибГИУ, 2010. – Вып. 10. – 235 С.