Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Получение сложного эфира этилсалицилата и приготовление духов в лабораторных условиях»

Для меня эта тема актуальна, так как в курсе органической химии изучаются сложные эфиры, которые создают основу любого запаха. Их можно использовать в парфюмерных композициях. Мне стало интересно, можно ли самой создавать запахи и сделать, например духи которые подойдут только мне. Эта идея и легла в основу данной работы.

Первоначально в исследовательской части была заложена идея получения сложных эфиров из различных карбоновых кислот и спиртов имеющихся в школьной лаборатории. Затем эти эфиры следовало комбинировать в разные композиции. Но синтез эфиров оказался достаточно сложным мероприятием, многочасовым, требующим постоянного охлаждения. Поэтому я попробовала получить хотя бы один сложный эфир, чтобы приобрести навык работы с лабораторным оборудованием, а духи решила комбинировать из эфирных масел, которые продаются в аптеках и магазинах [1], [2].

Таким образом, практическая часть разделилась на 2 компонента:

·получение сложного эфира из аспирина с запахом груши;

·создание оригинальных духов из комбинации готовых эфирных масел.

Синтез этилсалицилата из аспирина.

Синтез этилсалицилата из таблеток аспирина. Методика, позволяет обойтись простейшим оборудованием и бытовыми химикатами. Весь синтез занимает 3—4 часа.

Реактивы: аспирин (в таблетках), соляная кислота (20 % -ная), этанол (100 %-ный), борная кислота, гидроксид натрия, сульфат магния (безводный).

Методика выполнения: [3]

1.    Гидролиз ацетилсалициловой кислоты:

Рисунок 1. Круглодонная колба установленная над спиртовкой

Для выполнения работы я брала аспирин российского производства, поскольку импортный аспирин помимо активного компонента содержит различные наполнители (крахмал, клетчатка).

Поместила 10 г ацетилсалициловой кислоты (20 таблеток по 0,5 г, предварительно измельчив) и 100 мл 20 %-ной соляной кислоты в круглодонную колбу на 250 мл. Установила колбу на спиртовку и нагревала 30 мин при температуре 50—60 С (не выше), периодически встряхивая для перемешивания содержимого.

Окончание процесса зафиксировала по появлению запаха уксуса и загустению смеси. Продолжала нагревание ещё 10 мин, затем сняла колбу со спиртовки. После охлаждения добавила 100мл холодной воды и отфильтровала смесь. Оставшиеся на фильтре кристаллы салициловой кислоты промыла несколькими порциями холодной воды по 10мл для удаления следов уксусной кислоты и высушила.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.  Синтез этилсалицилата из салициловой кислоты и этанола.

Полученную на первом этапе салициловую кислоту (6—7 г) поместила в коническую колбу на 250 мл, добавила 12 мл этилового спирта (96 %), 0,5 г борной кислоты (более доступный катализатор, чем серная кислота) и 2—3 кусочка пемзы для равномерного кипения. Закрыла колбу холодильником. В качестве холодильника использовала обычную широкую пробирку, заполненную кусочками льда и вставленную в горло колбы. Пробирку закрепила скотчем так, чтобы в месте соединения не оставалось зазора для выхода излишка газа. В процессе эксплуатации прибора заменяла пробирки по мере таяния льда.

Закрепила колбу в штативе и приспособила спиртовку (в ходе работы спиртовки менялись, заправлялись спиртом т. к. нельзя было прекращать нагревания), нагревала при постоянном кипении смеси. На полную этерификацию салициловой кислоты потребовалось около 4 ч, но уже спустя 1,5 ч был выход порядка 50 %.

3.  Очистка и выделение эфира.

После охлаждения я перелила полученную смесь в большую пробирку, добавила 10 мл 2 М раствора гидроксида натрия (для нейтрализации катализатора) и дала смеси отстояться. Эфир собирается на дне пробирки. Отделить я смогла с помощью делительной воронки. Высушить эфир безводным сульфатом магния. Из 10 г аспирина удалось получить около 3 мл этилсалицилата, обладающего приятным ароматом грушанки.

Приготовление разных композиций из эфирных масел [4].

Методика:

Для организации  парфюмерного производства потребовалось:

1.  Две основы (спирт и масло жожоба)

2.  Несколько эфирных масел,

3.  Бумажные полоски для проведения проб

4.  Плотно закупоривающиеся сосуды

5.  Не менее 10 пипеток.

Сосуды нужно подобрать так, чтобы при закупоривании в них духов, воздуха там оставалось как можно меньше.

В качестве основы для композиции можно было выбрать спирт или масло жожоба. Я экспериментировала с обеими. Эти основы различаются по времени созревания аромата. Да и оттенки аромата, полученного в итоге, значительно отличаются в зависимости от использованной основы. Духи на масле созревали две недели, более богаты оттенками и насыщены. В качестве основы обычно рекомендуется именно масло жожоба, т. к. собственный запах у него отсутствует. Использование другой масляной основы может просто испортить духи.

При использовании спиртовой основы аромат созревал целых четыре недели и стал богат оттенками. Но у спиртовой композиции есть и преимущество — ее можно впоследствии наносить на волосы и одежду, не опасаясь масляных пятен.

Тестовые полоски бумаги пригодились для оценки композиции при смешивании и для контроля запаха в процессе созревания.

Структура парфюмерной композиции

В аромате духов можно выделить 3 различные ноты в зависимости от времени проявления.

Верхние ноты: ощущаются сразу же после нанесения, быстро исчезают — лимон, апельсин, грейпфрут, лайм, бергамот, мята и др.

Средние ноты: начинают ощущаться после исчезновения верхних нот — кориандр, пальмароза, майоран, базилик, розмарин, герань, лаванда и др.

Базовые ноты: проявляются после средних и составляют основу композиции — пачули, ладан, кедр, сандал и др.

Составление композиции начинается с добавления базовых нот, затем средних и верхних.

Три этих ноты парфюма раскрываются в разное время, и этот период профессионалы называют временем жизни ноты. Ароматические масла смешиваются в таком соотношении: одна часть головной ноты, две части центральной ноты и три части базовой ноты.

Процесс приготовления:

Сначала смешивала выбранные эфирные масла. Причем смешивала так: брали масло головной ноты, к нему прибавляла масло центральной ноты, затем присоединяла масло базовой ноты.

Следующий этап — присоединение к ароматическим маслам основы — спирта или масла жожоба.

Далее шла упаковка духов во флаконы, созревание и последующее хранение аромата.

Для каждой ноты может быть использовано и одно эфирное масло, и несколько.

Основу нужно добавлять понемногу, небольшими порциями. Иначе есть риск добавить ее слишком много и получить слабый и невыразительный аромат.

После этого духи тщательно смешала, разлила во флаконы и поставила в затемненное место. В месте созревания духов температура поддерживалась умеренная. Жара или холод в помещении могут нарушить процесс созревания и испортить аромат композиции.

Рисунок 2. Эфирные масла с пипетками для приготовления духов

Выводы и результаты:

В результате исследовательской работы был получен сложный эфир этилсалицилат с приятным запахом груши, а так же 10 различных ароматных композиций, одна из которых на масляной основе, остальные на спирту. Мне захотелось иметь духи, которые есть только у меня! И это оказалось очень даже возможно.

Приготовить чудесный аромат из эфирных масел, оказывается, не так уж и сложно. Начинать, конечно, надо с самого главного — теоретических знаний, которые я почерпнула из различных учебников и сайтов в интернете. Понятно, что для полного успеха необходимо приобрести определенный опыт, но кто знает, может впереди у меня карьера парфюмера? Во всяком случае, теперь у меня собралась небольшая «коллекция» ароматов, которые мне нравятся.

Часть из полученных запахов явно не хотела гармонировать друг с другом, но я поняла, что их можно соединить с помощью других ароматов, таких как лаванда или ваниль.

Всем полученным духам необходимо было созреть, но я не просто безучастно ожидала, когда оформится аромат, а через 3 дня начала пробовать, как изменяется запах во времени. И это оказалось не менее интересное занятие, чем непосредственное смешивание эфирных масел.

Самым трудным моментом в работе было ведение дневника наблюдений, так как не хватало эпитетов и прилагательных для описания полученных ароматов. Наблюдения проводились в течение полутора лет. Запахи менялись, и в некоторых флаконах изменились до не узнаваемости. Через год они стали стабильными, то есть прошло время созревания духов. И теперь я могу поделиться рецептом самого приятного из полученных мной ароматов: 6 кап. апельсина, 3 кап. кедра, 2 кап. пачули, 5 кап. лаванды, 6 кап. мяты, 3 кап. розы.

Я поняла, что ароматы отлично подчеркивают личность использующего их человека, служат дополнением к костюму, и являются частью создаваемого имиджа. Поэтому я решила, что в ходе работы мне удалось приобрести два важнейших инструмента: знания и навыки по данной теме и теперь я могу делать подарки своим друзьям и близким в виде духов, предназначенных специально для них. Я буду творить, и создавать новые ароматы!

Список литературы:

1.Артеменко А.И. Органическая химия. — М.:  Просвещение, 1997.

2.Кузнецова Н.Е. Органическая химия 10 класс. — М.: Вентана — Граф, 2007.

3.Лидин Р.А. Химия. Справочник. — М.: Аст-пресс школа, 2002.

4.Состав парфюмерии 20 мая 2008, [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.treeland.ru/article/eko/aroma/duhi/coctav_parfumerii.htm

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

749

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке