Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Попытка комплексного изучения концепта «возрождение» в фокусе постижения основ русской традиционной культуры»

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, всё большее значение приобретают те, которые связаны с категориями гуманитарного порядка. В специфике культурологического изучения важно отметить, что в текущем временном периоде в ряду наиболее актуальных вопросов русской действительности все чаще поднимаются темы, связанные с рассмотрением вневременных идей-символов русской культуры, важнейшее место в среде которых занимает концепт «возрождение».

Помощь в написании статьи

Сложность комплексного изучения концепта «возрождение» состоит в том, что данный феномен бытует в культурном пространстве не только в виде традиционно выделяемого спектра разнообразных эмпирических практик, находящих непосредственные формы воплощения в культуре, но и в качестве спектра понятийных комплексов, объединенных общей семантикой «возрождение».

Понятие «возрождение» (как и синонимы: «воскресение», «обновление», «воссоздание») в языке гуманитарной науки выступает для обозначения «объекта» исследования (эмпирического культурного фенотипа, или вырабатываемой в ходе исследования его модели). Вместе с тем, «возрождение» используется в контекстах, не имеющих напрямую отношения к эмпирическим жизненным практикам, то есть применяется для описания вещей, не связанных в нашем сознании напрямую с бытийными категориями.

В большинстве случаев «возрождение» используется не только как эмпирический пример или метафора, в частном порядке иллюстрирующая положение той или иной концепции, а вплетается в саму ткань научного дискурса, организует многоаспектные развертывания аналитической мысли. В этом случае понятие «возрождение» не имеет эмпирической референции, но отсылает к иной области бытования культуры. Это обусловливает рассмотрение «возрождения» как «феномена культуры», реализующегося на ментальном уровне культурных архетипов, моделей, образов, познавательных конструктов, представляющих неотъемлемую часть самой культуры.

Рассмотрение сформировавшегося представления о русской национальной культуре в контексте реализации концепта «возрождение» тем более важно и актуально сегодня,  поскольку этнический материал способствует конструированию нового типа отношений между субъектами культуры, способствующих реализации центральных этноформирующих задач функционирования системы русской культуры в целом в ее стремлении сформировать не столько носителя культуры, сколько активного субъекта нравственного действия, транслирующего лучшие достижения исконной для себя культуры.

Определяя духовно-нравственный компонент русской культуры в качестве определяющего центральные ориентиры ее развития, согласимся в размышлении с Н.И. Яковкиной, отмечающей, что «история русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития» [4, с. 5]. И это представление о частном, естественным образом соединяясь, дает понимание развития страны, ее культуры в целом, определяет постижение закономерностей этого развития и его обязательно повторяющихся элементов.

Основным материалом для анализа в работе определена традиционная культура русского народа. Причина такого выбора заключается в том, что в силу ряда исторических причин, давно отмеченных исследователями, именно традиционная культура взяла на себя роль синтезирующего духовного и аксиологического основания культуры русской.

Традиционная культура русского народа в таком ракурсе осмысления становится особой областью художественного (образного) выражения в спектре духовных оснований русского мира, определяется органичной частью русской культуры в целом. Она является естественным выражением духа народа, его ментальности и духовности.

В центральных направлениях выражения русской традиционной культуры (традиционном календаре и обрядовой культуре, в системе художественной традиции русского народа, в поэтике традиционного устного народного творчества) происходили процессы выработки широкого спектра идей постижения и бытийного утверждения концепта «возрождение», новых идей и архетипного понимания аксиологических основ специфики его характера.

Стоит заметить, что рассмотрение традиционной культуры особенно актуально в современном культурологическом знании в связи с совокупностью обстоятельств реального времени, неординарностью исторического момента, который переживает наше общество. И это тем более важно, поскольку в моменты кризисов, социальных реформ и всякого рода изменений общественность всегда обращается к своему культурному жизнеобеспечивающему базису — традиции.

Традиция будет выступать в качестве гаранта воспроизводимости существующих связей, вечным двигателем возрождения установленных миром законов бытия. При этом регламентации традицией будут подвержены все сферы жизни человека — от сакральных, смыслообразующих, деятельностных компонентов (картина мира, представления о жизни и смерти, религиозные воззрения) до обыденных, повседневных забот.

Механизм действия традиции обладал и продолжает обладать способностью возрождать и одновременно трансформировать этнические утвержденные в истории культурные стереотипы и формы. По сути, в этой трансляции и обретает свою жизнь и смысл любое определение феномена культурной традиции.

Традиционная культура русского народа, являясь культурой передаваемой в устной традиции в условиях коллективной практики, осуществляемой в самых разных пространственно-временных масштабах (от десятилетий до столетий, от малых (субкультурных) образований до национальных общностей), выступает естественным образом в качестве механизма сохранения, воспроизводства и передачи, а также обновления социально значимого опыта.

Традиционная культура представляет собой форму и способ выражения всех категорий и характеристик жизни народа. Самобытность ее функционирования определялась наличием высоких духовно-нравственных ценностей, открывающихся в этических нормах, добродетелях, духовных и материальных памятниках с приоритетом первых.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При этом абсолютно все структурные составляющие, как справедливо отметит Т.И. Бакланова, «неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений», включают «систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов», сложившихся и передаваемых из поколения в поколение форм и приемов создания, сохранения и распространения художественных ценностей, форм бытования произведений народного творчества, способных при необходимости реализовать концепт воссоздания культуры [3, с. 35].

Традиционная культура в своей цельности предстает сложным, многоуровневым явлением (сложная структура, проявляющаяся в материальных и духовных культурных реалиях). Гармоничность составляющих ее элементов дает представление о целостности и совершенной организации ее структурных компонентов, возникающих на основе бытового и бытийного в жизни народа. Бытовое, закрепляемое в формах семейно-социального и трудового (земледельческого) жизнеустройства, и бытийное, выражаемое в основных образно-целостных смыслах духовной жизни.

Обряды, обычаи, ритуалы, знания, ценности в единстве своего проявления составляют стержень традиционной культуры русского народа, становятся в культуре уникальным культурным наследием, основанием бытовой практики и художественного творчества народа, передающимся из поколения в поколение и сохраняющимся в течение длительного времени посредством традиции.

Так, циклический принцип развертывания времени (с равноположенностью прошлого, настоящего и будущего) приобретет в земледельческом календаре универсальную форму возрождающегося мира. А та же созидательная функция смеха в праздничной культуре и семейно-бытовом обряде, по аргументированному замечанию М.М. Бахтина, докажет его универсальный и миросозерцательный характер, формирующий особое мировосприятие человека традиционной культуры [1, с. 14].

Традиционная культура отразит понятие не индивидуального бытия, а коллективного устроения жизни — основной характеристики любого начинания в данной области человеческой и национальной деятельности. Коллективное сознание, выражаемое в самосознании народа, подразумевает выход к категориям его духовной жизни. В свою очередь, «дух народа» символизирует его смысл и идею, основы существования и чувствования, раскрывается в типологии его состава, отражает сущность народа во всей совокупности его реакций на обстоятельства и объективно данные ему отношения.

Можно сказать, что традиционная культура в генезисе своего развития не только закрепит, но и усилит закономерности развития русской культуры. Не случайно традиционная культура определится в качестве системы ограничений, ставших внутренними принципами человеческого поведения, творчества, любой значимой деятельности. Переживая те же, что и вся русская культура, переломные этапы, традиционная культура реализует ее генеральное устремление — в культуре ничто не умирает, актуализируясь в определенные периоды своего существования, детерминируясь самой традицией.

Об этом феномене традиционной культуры справедливо заметит В.В. Касьянов мысль о том, что именно «традиции и обычаи сохраняют в обществе состояние равновесия и устойчивости» [2, с. 26].

Таким образом, вся традиционная культура в специфике выражения своих характеристик должна быть рассмотрена своеобразным механизмом воплощения концепта «возрождение», саморазвивающегося и самодавлеющего, поскольку именно в традиционной культуре как носителе аксиологических культурных универсалий отразится культурная модель мира русского народа, будут искать опору все элементы культурной системы общества.

Список литературы:

1.        Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М.М. Бахтин. — 2-е изд. — М.: Художественная литература, 1990. — 543 с.

2.        Касьянов В.В. Культурология: Учебное пособие для высшей школы/ В.В. Касьянов. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 574 с.

3.        Народная художественная культура: Учебник/ Под.ред Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. — М.: МГУКИ, 2000. — 344 с.

4.        Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век/ Н.И. Яковкина. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во «Лань», 2002. — 576 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

381

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке