Сложность комплексного изучения концепта «возрождение» состоит в том, что данный феномен бытует в культурном пространстве не только в виде традиционно выделяемого спектра разнообразных эмпирических практик, находящих непосредственные формы воплощения в культуре, но и в качестве спектра понятийных комплексов, объединенных общей семантикой «возрождение».
Понятие «возрождение» (как и синонимы: «воскресение», «обновление», «воссоздание») в языке гуманитарной науки выступает для обозначения «объекта» исследования (эмпирического культурного фенотипа, или вырабатываемой в ходе исследования его модели). Вместе с тем, «возрождение» используется в контекстах, не имеющих напрямую отношения к эмпирическим жизненным практикам, то есть применяется для описания вещей, не связанных в нашем сознании напрямую с бытийными категориями.
В большинстве случаев «возрождение» используется не только как эмпирический пример или метафора, в частном порядке иллюстрирующая положение той или иной концепции, а вплетается в саму ткань научного дискурса, организует многоаспектные развертывания аналитической мысли. В этом случае понятие «возрождение» не имеет эмпирической референции, но отсылает к иной области бытования культуры. Это обусловливает рассмотрение «возрождения» как «феномена культуры», реализующегося на ментальном уровне культурных архетипов, моделей, образов, познавательных конструктов, представляющих неотъемлемую часть самой культуры.
Рассмотрение сформировавшегося представления о русской национальной культуре в контексте реализации концепта «возрождение» тем более важно и актуально сегодня, поскольку этнический материал способствует конструированию нового типа отношений между субъектами культуры, способствующих реализации центральных этноформирующих задач функционирования системы русской культуры в целом в ее стремлении сформировать не столько носителя культуры, сколько активного субъекта нравственного действия, транслирующего лучшие достижения исконной для себя культуры.
Определяя духовно-нравственный компонент русской культуры в качестве определяющего центральные ориентиры ее развития, согласимся в размышлении с Н.И. Яковкиной, отмечающей, что «история русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития» [4, с. 5]. И это представление о частном, естественным образом соединяясь, дает понимание развития страны, ее культуры в целом, определяет постижение закономерностей этого развития и его обязательно повторяющихся элементов.
Основным материалом для анализа в работе определена традиционная культура русского народа. Причина такого выбора заключается в том, что в силу ряда исторических причин, давно отмеченных исследователями, именно традиционная культура взяла на себя роль синтезирующего духовного и аксиологического основания культуры русской.
Традиционная культура русского народа в таком ракурсе осмысления становится особой областью художественного (образного) выражения в спектре духовных оснований русского мира, определяется органичной частью русской культуры в целом. Она является естественным выражением духа народа, его ментальности и духовности.
В центральных направлениях выражения русской традиционной культуры (традиционном календаре и обрядовой культуре, в системе художественной традиции русского народа, в поэтике традиционного устного народного творчества) происходили процессы выработки широкого спектра идей постижения и бытийного утверждения концепта «возрождение», новых идей и архетипного понимания аксиологических основ специфики его характера.
Стоит заметить, что рассмотрение традиционной культуры особенно актуально в современном культурологическом знании в связи с совокупностью обстоятельств реального времени, неординарностью исторического момента, который переживает наше общество. И это тем более важно, поскольку в моменты кризисов, социальных реформ и всякого рода изменений общественность всегда обращается к своему культурному жизнеобеспечивающему базису — традиции.
Традиция будет выступать в качестве гаранта воспроизводимости существующих связей, вечным двигателем возрождения установленных миром законов бытия. При этом регламентации традицией будут подвержены все сферы жизни человека — от сакральных, смыслообразующих, деятельностных компонентов (картина мира, представления о жизни и смерти, религиозные воззрения) до обыденных, повседневных забот.
Механизм действия традиции обладал и продолжает обладать способностью возрождать и одновременно трансформировать этнические утвержденные в истории культурные стереотипы и формы. По сути, в этой трансляции и обретает свою жизнь и смысл любое определение феномена культурной традиции.
Традиционная культура русского народа, являясь культурой передаваемой в устной традиции в условиях коллективной практики, осуществляемой в самых разных пространственно-временных масштабах (от десятилетий до столетий, от малых (субкультурных) образований до национальных общностей), выступает естественным образом в качестве механизма сохранения, воспроизводства и передачи, а также обновления социально значимого опыта.
Традиционная культура представляет собой форму и способ выражения всех категорий и характеристик жизни народа. Самобытность ее функционирования определялась наличием высоких духовно-нравственных ценностей, открывающихся в этических нормах, добродетелях, духовных и материальных памятниках с приоритетом первых.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
При этом абсолютно все структурные составляющие, как справедливо отметит Т.И. Бакланова, «неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений», включают «систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов», сложившихся и передаваемых из поколения в поколение форм и приемов создания, сохранения и распространения художественных ценностей, форм бытования произведений народного творчества, способных при необходимости реализовать концепт воссоздания культуры [3, с. 35].
Традиционная культура в своей цельности предстает сложным, многоуровневым явлением (сложная структура, проявляющаяся в материальных и духовных культурных реалиях). Гармоничность составляющих ее элементов дает представление о целостности и совершенной организации ее структурных компонентов, возникающих на основе бытового и бытийного в жизни народа. Бытовое, закрепляемое в формах семейно-социального и трудового (земледельческого) жизнеустройства, и бытийное, выражаемое в основных образно-целостных смыслах духовной жизни.
Обряды, обычаи, ритуалы, знания, ценности в единстве своего проявления составляют стержень традиционной культуры русского народа, становятся в культуре уникальным культурным наследием, основанием бытовой практики и художественного творчества народа, передающимся из поколения в поколение и сохраняющимся в течение длительного времени посредством традиции.
Так, циклический принцип развертывания времени (с равноположенностью прошлого, настоящего и будущего) приобретет в земледельческом календаре универсальную форму возрождающегося мира. А та же созидательная функция смеха в праздничной культуре и семейно-бытовом обряде, по аргументированному замечанию М.М. Бахтина, докажет его универсальный и миросозерцательный характер, формирующий особое мировосприятие человека традиционной культуры [1, с. 14].
Традиционная культура отразит понятие не индивидуального бытия, а коллективного устроения жизни — основной характеристики любого начинания в данной области человеческой и национальной деятельности. Коллективное сознание, выражаемое в самосознании народа, подразумевает выход к категориям его духовной жизни. В свою очередь, «дух народа» символизирует его смысл и идею, основы существования и чувствования, раскрывается в типологии его состава, отражает сущность народа во всей совокупности его реакций на обстоятельства и объективно данные ему отношения.
Можно сказать, что традиционная культура в генезисе своего развития не только закрепит, но и усилит закономерности развития русской культуры. Не случайно традиционная культура определится в качестве системы ограничений, ставших внутренними принципами человеческого поведения, творчества, любой значимой деятельности. Переживая те же, что и вся русская культура, переломные этапы, традиционная культура реализует ее генеральное устремление — в культуре ничто не умирает, актуализируясь в определенные периоды своего существования, детерминируясь самой традицией.
Об этом феномене традиционной культуры справедливо заметит В.В. Касьянов мысль о том, что именно «традиции и обычаи сохраняют в обществе состояние равновесия и устойчивости» [2, с. 26].
Таким образом, вся традиционная культура в специфике выражения своих характеристик должна быть рассмотрена своеобразным механизмом воплощения концепта «возрождение», саморазвивающегося и самодавлеющего, поскольку именно в традиционной культуре как носителе аксиологических культурных универсалий отразится культурная модель мира русского народа, будут искать опору все элементы культурной системы общества.
Список литературы:
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М.М. Бахтин. — 2-е изд. — М.: Художественная литература, 1990. — 543 с.
2. Касьянов В.В. Культурология: Учебное пособие для высшей школы/ В.В. Касьянов. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 574 с.
3. Народная художественная культура: Учебник/ Под.ред Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. — М.: МГУКИ, 2000. — 344 с.
4. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век/ Н.И. Яковкина. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во «Лань», 2002. — 576 с.