Однако функционирование накопительной составляющей трудовой пенсии оказалось малоэффективным по следующим причинам:
низкая доходность пенсионных накоплений из-за ограниченности инструментов инвестирования и неразвитости фондового рынка (относительно прироста за счет индексации расчетного пенсионного капитала – объема прав по страховой части пенсии). В 2010 году частные управляющие компании показали доходность инвестирования пенсионных накоплений от 0,00% (АФМ УК) до 33,21% (МОНОМАХ УК). Доходность пенсионных накоплений, инвестированных государственной управляющей компанией, по итогам 2010 года составила: 7,62% -расширенный инвестиционных портфель и 8,17% инвестиционный портфель государственных ценных бумаг [2].
Так, для застрахованных лиц 1953(м) / 1957(ж) г. – 1966 г. рождения накопительная часть трудовой пенсии в 2010 г. в среднем размере составила 91 руб., для лиц 1967 г. рождения и позднее по достижении пенсионного возраста — в размере 1007 руб. Застрахованные лица, имеющие 30 лет страхового стажа, при наступлении пенсионного возраста будут получать накопительную часть трудовой пенсии в среднем размере 5456 руб. (в 2035 г.), что составит 15,7% от среднего размера их трудовой пенсии по старости [1];
непрозрачность и неэффективность работы негосударственных участников пенсионной системы
высокая инфляция (средний уровень составил 10,6 % в период с 2004 по 2010 гг.) [2] делает невозможным получение реальной доходности на пенсионные накопления. До середины 30-х г.г. из-за значительного отставания доходности от инвестирования пенсионных накоплений от индексации страховой части трудовой пенсии доля накопительной части будет составлять менее 10% среднего размера трудовой пенсии, причем до 2020 г. она не превысит 2%
низкая заработная плата абсолютного большинства работников (свыше 80% имеют доходы, полностью направляемые на текущее семейное потребление) (Диаграмма 1) [5];
— низкая продолжительность жизни и соответственно небольшой страховой стаж (для всех категорий пенсионеров – около 25-27 лет, в т.ч. для пенсий по старости – в среднем 34,5 лет против 45-47 лет – в странах ОЭСР), что не позволяет в принципе сформировать сколько-нибудь существенные пенсионные накопления.
Кроме того, так как отчисления на формирование пенсионных накоплений в размере 6 процентных пунктов из тарифа страховых взносов не могут быть использованы для текущего финансирования пенсий, происходит выпадение доходов распределительной части пенсионной системы. В России в отличие от всех стран, внедривших накопительный компонент, компенсация выпадающих ресурсов на финансирование обязательств по распределительному компоненту изначально не была прямо предусмотрена в законе, хотя косвенный механизм функционировал до 2005 г. [1].
Реформа 2002 г. предполагала усиление участия застрахованного лица в формировании своих пенсионных прав через накопительную часть его пенсии. Однако за почти 9-летний период функционирования накопительного механизма финансирования пенсий большинство застрахованных лиц остались пассивными участниками пенсионной системы и не проявили заинтересованности в формировании своих пенсионных накоплений. Из почти 70 млн. чел., по состоянию на 2010 г., имеющих пенсионные накопления, 62,5 млн. чел. остаются в государственной управляющей компании, лишь 0,9 млн. чел. доверили управление накоплениями частным управляющим компаниям и 5,7 млн. чел. – НПФ (Диаграмма 2) [2].
Принципиальным нововведением, осуществленным в последние годы в рамках накопительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования, явилось введение дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых застрахованными лицами добровольно.
В 2008 году был принят Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накопительных накоплений», которым с 2009 года введена программа государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.
Программа предусматривает возможность для всех застрахованных лиц, без ограничения возраста, добровольно уплачивать дополнительные страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В случае вступления в программу в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года государственная поддержка формирования пенсионных накоплений застрахованному лицу осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии [3]. За первый год действия данной программы работодатели уплатили 60 млн. руб. за своих работников, что говорит о перспективности развития пенсионной системы в данном направлении [4].
Одним из вариантов реформирования накопительного компонента пенсионной системы, предложенных Министерством здравоохранения и социального развития, является его перевод из ныне существующего обязательного формата в добровольный формат. Тем самым, застрахованному лицу будет предоставлено право добровольного выбора способа формирования своих пенсионных накоплений – через переход в НПФ и продолжение формирования в них пенсионных накоплений на добровольной основе либо через возврат тарифа и сумм пенсионных накоплений в страховую часть трудовой пенсии и продолжение формирования будущих пенсий исключительно на солидарно-распределительной основе [1].
Введение накопительного компонента пенсионной системы не только не решило проблему финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств, вызванной старением населения, но и явилось одним из факторов образования дефицита Пенсионного фонда России. Необходимость отмены накопительного компонента пенсионной системы как обязательного обусловлена низкой доходностью по пенсионным накоплениям относительно уровня инфляции и темпов роста заработной платы, непрогнозируемыми рисками: экономического кризис, риск неэффективного размещения накоплений. В настоящее время из 70 млн. человек более 50 млн. из-за низкого уровня заработков платят на накопление небольшую сумму денег.[4] В связи с чем, для данной категории населения предпочтительней, чтобы страховые взносы в полном объеме были направлены на формирование страховой части пенсии, поэтому целесообразно предоставить право выбора гражданам самим распорядиться своими накоплениями.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список литературы:
1. Аналитический доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса». 2011. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/6
2. Обзор инвестирования пенсионных накоплений за 2010 год// Министерство финансов России. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.minfin.ru/ru/reforms/pension/analytics/
3. Обзор инвестирования пенсионных накоплений за 2009 год// Министерство финансов России. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.minfin.ru/ru/reforms/pension/analytics/
4. Соловьев А. Целевые ориентиры пенсионной политики// Экспертный канал «Открытая экономика». 11.03.2011. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.opec.ru/1348012.html
5. http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России