Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблема концептуализации понятийного ряда «человек, личность, индивидуальность»

В современных научных трудах по различным отраслям культуры признается важность и эффективность применения комплексного подхода к обучению, исследованию и развитию.

Помощь в написании статьи

В различных областях (педагогике, философии, музыкознании) понятие «комплексность» приобретает различные трактовки, однако можно выделить общие характеристики этого феномена, такие как:

· совокупность различных сторон единого целого;

· развитие явления под влиянием комплексного воздействия;

· многоуровневое взаимовлияние различных составляющих в их диалектическом единстве;

· между отдельными компонентами комплекса устанавливаются многомерные связи.

Наряду с термином «комплексный» в научной литературе используются понятия «целостный», «системный», а также «синергетический», «интегративный».

Основателем комплексного подхода в психологии (и фактически в истории философско-психологической науки) был Б.Г. Ананьев, который предложил этот подход к изучению человека [1].

В основание структурной модели Б.Г. Ананьева легли принципы антропологизма, целостности, научности. Согласно антропологическому принципу ученого, психи­ческое можно понять только в его связях с объективными свой­ствами человека, свойствами, которые определяются его включен­ностью в природные и социальные системы. При этом сам человек представляет собой полисистемуприродно и социально обусловлен­ных элементов. В своих трудах Б.Г. Ананьев обосновал наиболее дифференцированнуюструк­турную модель человека, в которой отражены основные классы его свойств.

Основные элементы модели Б.Г. Ананьева ― понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».

Эта модель противостоит встречающемуся в науке отож­дествлению понятий человека и личности. Ананьев различает соб­ственно личностные свойства, а наряду с ними свойства психофи­зического организма, индивида. Индивид и личность — основные формы существования человека как природного и социального яв­ления. Наряду с этим ученый вводит понятие «субъект деятельности» (или просто «субъект»), которое, с одной стороны, интегрирует свойства индивида и личности, с другой — не сводится ни к природным задаткам, ни к общественным отношениям, поскольку субъект — познающее и сознательно действующее существо.

Наиболее интегральной формой существования человека, по Б.Г. Ананьеву, является индивидуальность, которая может быть понята только при знании полного набора основных характе­ристик и свойств человека как индивида, личности и субъекта. Но индивидуальностьне сводится к сумме этих свойств, она предстает как новая полисистема, в которой интегрируются все три указанные системы свойств. Пользуясь метафорой Б.Г. Ананьева, можно сказать, что она — производная второго порядка (после субъекта деятельности).

Рассмотрим более подробно составные части модели Б.Г. Ананьева [4].

Для человека как индивида характерны следующие признаки:

1. возрастно-половые, индивидуально-типические, конституционные особен­ности, нейродинамические свойства мозга;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

2. психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логические и др., структура органических потребностей);

3. темперамент и задатки.

Человека как личность характеризуют:

1. статус в обществе (экономический, политический, правовой и др.);

2. общественные функции-роли; цели и ценностные ориентации;

3. мотивация поведения; структура общественного поведения;

4. характер человека и склонности.

Как субъекту деятельности человеку присущи такие характеристики как: сознание (отражение объективной реальности); деятельность (преобразование действительности).

Индивидуальность как высшая стадия развития человека раскрывается в таких понятиях как: самосознание, самосовершенствование; талант, творчество.

Очень похожая структура человека имеется в концепции Л.Б. Ермолаевой-Томиной. Исследуя природу человека, автор пишет: «В формировании способностей участвуют три составляющие индивидуальности: природные задатки, воспитуемые качества, необходимые для адаптации к конкретной социальной среде, и качества, развиваемые в конкретных видах деятельности — игровой, учебной, профессиональной, творческой» [3, с. 72—73].

Структура индивидуальности в концепции Л.Б. Ермолаевой-Томиной выглядит следующим образом:

Индивидуальная неповторимость начинается с внешних форм строения тела, черепа, лица, которые не являются случайными и служат своеобразными индикаторами скрытых потенциальных возможностей и способностей человека. Эти биологические задатки лежат в основе строения костных, мышечных тканей, а также в основе нервной системы, а следовательно, некоторых характерологических особенностей, способов адаптации к среде. В число физиологических задатков входит тип нервной организации, или темперамент. Именно тип нервной системы определяет специфику контакта со средой, динамику работоспособности, потребность в той или иной деятельности, стойкость и сопротивляемость внешним влияниям. К нейрофизиологическим задаткам относится и специфика эмоционально-волевой сферы, тесно связанная с типологическими особенностями деятельности регуляторного блока.

Социальное, преломляясь через индивидуальное, создает неповторимость человеческих характеров и способностей. Социальная среда, предъявляя к человеку свои требования, формирует «социальные характеры». Под влиянием культурно-исторической среды, профессиональной деятельности образуется «социально-типическое». К числу воспитуемых относятся все социально-ориентированные качества человека, направленные на приобщение к социальным нормам, соблюдению морально-этических правил в поведении, общении, деятельности. Ведущей в формировании этих качеств является внешняя среда: ее социальные ценности, система обучения и профессиональная деятельность.

Исследователь делает вывод о том, что особо пристальное внимание должно быть направлено «на знание и понимание фундаментальных основ индивидуальности, базирующихся на общих законах нейрогуморальной системы и высшей нервной деятельности, законах эмоций и волевой саморегуляции, а также развития высших психических функций, лежащих в основе интеллектуальных процессов» [3, с. 73—76].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Модель, предложенная в работах В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева [5], включает следующие составляющие феномена «человек»:

1. Индивид —человек, как представитель рода, имеющий природные свойства и телесное бытие человека.

2. Субъект —человек, как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил.

3. Личность —человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

4. Универсум — высшая степень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

М.А. Ариарский в книге «Прикладная культурология» говорит, что становление личности проходит в четыре этапа, начиная с первых дней жизни и не заканчивается с наступлением зрелости, продолжаясь в процессах самостановления: «в обществе сложилась система социальных институтов.., которые призваны вовлекать новые поколения в мир культуры, обеспечивать сложный и многогранный процесс хоминизации, социали­зации, инкультурации и индивидуализации формирующейся личности, стимулирования саморазвития ее творческих потенций» [2, с. 52].

Первый этап — хоминизация — связан с овладением индивидом элементарных основ культуры (питания, речи, общения и других компонентов быта). Он начинается с момента рождения (а по некоторым версиям даже раньше) и проходит в семейной среде, в общении с родителями и ограниченным числом самых близких людей. В этот период закладываются основы всех важнейших процессов, которые разовьются в навыки, знания, систему ценностей, сложные психические структуры.

Второй этап — социализация — вовлечение человека в общество, формирование культуры социального общения, познания, трудовой деятельности, культуры нравственных и общественных отношений. Этот период связан с поступлением человека в детский сад, музыкальные и художественные студии, спортивные секции и т. д. Особенностью данного периода становления личности является овладение новыми формами социальных отношений за пределами семьи.

Третий этап — инкультурация (дословно включение в культуру) — связан с освоением понятий и ценностей художественной культуры, в которой живет индивид. На уровне смыслов, значений, аксиологических и эстетических форм коммуникации происходит включение человека в родную культуру, являющуюся частью мировой художественной культуры. Через освоение различных видов искусства, через знакомство с лучшими образцами творчества человек овладевает широким спектром культурных универсалий, постигая культуру как целостное явление.

Четвертый этап — индивидуализация — этап самореализации своих творческих способностей, когда индивидуальность раскрывает себя в полной мере, внося в социально-культурную сферу свое «я», свою оригинальность и неповторимость. Главным признаком вступления индивида в четвертую стадию является раскрытие личностных культуросозидающих возможностей, которые были сформированы на предыдущих этапах. Осознание своей индивидуальности, нахождение своего места в культуре завершает процесс формирования человека, который вступает в новую фазу самосовершенствования и самореализации.

Схожесть приведенных концепций говорит о том, что комплексный подход к человеку является не отвлеченной научной теорией, а моделью и актуальной научной программой, которая используется в практике многих педагогов и психологов.

Список литературы:

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 288 с.

Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд. 2-е. СПб., 2001.

Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. 2-е изд. М., 2005. 304 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб., 2005. 285 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. 416 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

589

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке