Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Пролегомены общей теории культуры»

АННОТАЦИЯ. Предложена совершенно новая общая концепция культуры, в раскрытии которой состоит цель статьи. Метод статьи заключается в построении непротиворечивой гипотезы, допускающей историко-графическую проверку, на основании имеющихся научных фактов. Полученный результат — чёткая модель формирования и развития культуры человечества, народа и отдельно взятого индивидуума ступенями цивилизационно-экономических формаций путем прибавления пакетов новых осваиваемых обществом и человеком культур.

Помощь в написании статьи

ABSTRACT

Proposed entirely new general concept of culture. This is the aim of the paper. Used method consists in non-contradiction theoretical hypothesis construction, presuming the real historical verification based on the existing scientific facts. Received result represents the clear model of culture formation and enrollment in humankind and individual development history. Revealed that transfer from one stage of civilization and economy development to the next higher one is performed by adding new packages of culture forms.

 

Ключевые слова: форма культуры; цивилизационно-экономическая ступень; пакет форм культуры; ценности форм культуры; антиценность; псевдоценность; онтоценность; племя; империя; республика.

Keywords: form of culture; society’s civilization and economy stage of development; the package of the culture forms; values of the culture forms; anti-value; pseudo-value and onto-values; tribe; empire; republic.

I

Трудно найти в науке более укоренённый в истории человечества термин, чем культура. Начиная встречаться с самых первых письменных источников, этот термин всегда обозначал нечто, так или иначе связанное с усовершенствованием: в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—148 до н. э) De Agri Cultura (ок. 160 г. До н. э.) — этот термин употребляется не только в смысле возделывания земли, — речь идёт об особом к ней, душевном отношении, уходе. Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» впервые употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» (“cultura animae”), как атрибут человека образованного и воспитанного. В значении самостоятельного понятия культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В XVIII веке немецкий просветитель И.К. Аделунг использует слово культура, вводит его в научный оборот в своей книге «Опыт истории культуры человеческого рода». Первый существенный вклад в основание теории культуры внёс И. Кант в своей работе «Антропология». Его идеи были развиты в работах Фихте, Шеллинга, Гегеля. К. Маркс и Ф. Энгельс, наряду с «культурой души» подчёркивали значение артифактов (Артифакт — от лат. “arte”, производное от arts (art) — искусство, ремесло и “factum” — частное от ‘facere’ — делать). Артифакт, можно определить как объект, который был спроектирован или создан, для какой либо конкретной цели. В более узком смысле «артифакт» представляет собой специфический для данной формы культуры рукотворный объект. В словаре Вебстера — отличается от экзибитов — объектов, созданных природой [5, c. 53]), в развитии теории культуры. Среди последующих учёных, внесших свой вклад в развитие теории культуры следует указать значение работ Г. Башляра, который в своих многочисленных монографиях, а также статьях и редакторских правках европейского журнала «Диалектика», прорвал узкий горизонт «парной диалектики», введя понятие группы противоречий, в принципе n-мерной, где n стремится к бесконечности. Это позволило рассматривать культуру с позиций «множественной диалектики», как систему, развитие которой подчиняется классическим законам диалектики: закону единства и борьбы противоположностей ( в качестве которых может выступать вся совокупность существующих форм культуры), закона перехода количественных изменений в качественные и наоборот (в предлагаемой нами концепции, виде учения о «пакетировании» форм культуры) и закона отрицания отрицания, обуславливающего развитие культуры «по спирали», возвращающейся к предыдущему витку развития на новом уровне.

II

Для современных Российских исследователей культуры особый интерес представляет философия всеединства, основатель которой В.С. Соловьёв в своём учении вплотную подошёл к выяснению сочетанного участия вербального и чувственного абстрагирования в культурной деятельности человека. Он также выделил три основных ступени культурного развития человека, которые мы в нашем исследовании обозначаем как «ЭМИР», «СИЛАч» и «АВАТар» [2]. Наконец, он смог с философских позиций указать на роль системы общечеловеческих ценностей в жизни общества и на задачу религии эту систему ценностей передавать в процессе культурного наследования.

III

Особый интерес представляет развитие теории культуры в Советском Союзе и в других социалистических странах, где она представлялась в виде системы форм общественного сознания: «…необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, в целом от идеологических форм (форм общественного сознания)» [3, с. 7]. Такой подход берёт своё начало в дискуссии между В.И. Лениным и А.А. Богдановым по-поводу категории общественное сознание. Известную формулу К. Маркса «бытие определяет сознание», русские марксисты преобразовали в формулу «общественное бытие определяет общественное сознание» и А.А. Богданов сформулировал тезис о тождественности общественного бытия и общественного сознания, Ленин же утверждал, что общественное бытие определяет общественное сознание, а то в свою очередь может в какой-то степени влиять на общественное бытие. К сожалению, развитие культурологи в СССР пошло по ленинскому пути. Весьма интересная концепция Богданова, отражающая циклическую структуру формирования культуры, в которой сознание, как идеальный компонент культуры, играет равноценную роль, наряду с общественным бытием, не была исследована в Советском Союзе достойным образом. С учётом всего вышесказанного мы предлагаем следующий эскизный набросок (пролегомены) общей теории культуры.

IV

В концепции общей культуры, представленной в этой статье, мы решительно отвергаем термины «общественное сознание» и «формы общественного сознания», заменяя их на категории «культура» и «формы культуры» (рис. 1). На рисунке 1 изображено соответствие каждой из употреблявшихся ранее «форм общественного сознания» «своей» форме культуры. Замена, в данном случае, уточняет природу и свойства представленных проявлений культуры и позволяет создавать более точные модели культуры и методологии деятельности в области культуры.

 

ЦМ И ОС.gif

Рисунок 1. Система форм культуры общества

В истории человечества формы культуры возникают одна за другой в смысле возможности их усвоения обществом. В то же время поскольку все формы культуры являются сущностным, онтичным отражением различных аспектов жизни общества в окружающей среде на самом первом этапе они в неявно различённом виде существуют как «синкретическое сознание». Эту первую ступень развития человеческой культуры — мы называем «Пракультурой». Затем, из «Пракультуры» одна за другой начинают вычленяться, оформляться отдельные формы культуры в своей самостоятельности.

Мы считаем, что общество овладело той или иной формой культуры, если три ценности, которые характерны для каждой формы культуры — а именно ценности I порядка (антиценности), ценности II порядка (псевдоценности) и ценности III порядка онтичные ценности, — это общество наказывает, терпит или поощряет своими писанными или неписанными законами. Надо отметить, что до сегодняшнего дня большинство форм культуры не являются осовоенными обществами до конца, то есть до онтичных ценностей. Поэтому, зачастую, наибольшее поощрение получают те члены общества, которые пользуются лишь ценностями II порядка, а носители ценностей III порядка уничтожаются, как носители чуждых ценностей, или изгоняются из общества. Те общества, которые всё же поднимаются до ценностей III порядка, осваиваемой ими цивилизационной ступени, выживают, а общества, которые сделать этого не в состоянии вычёркиваются из истории навсегда. Этот шаг способно сделать общество, преодолевшее в своём культурном развитии, присущий человеку инстинкт «ксенофобии», и заменивший его в своём поведении на осознание необходимости постоянного культурного самосовершенствования.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Первой такой формой культуры явился «Язык», поскольку именно он обеспечил главное отличие человека от животных — его сознание. Сознание всегда носит вербальную, языковую форму. Вместе и рядом с ним появилась и следующая форма культуры — «Рынок». Смысл этой формы культуры для человеческого общества состоял в том, что она открыла путь дифференцированного развития индивидуумов и групп людей, так произошло первое великое разделение труда: образование скотоводческих и земледельческих племён. При этом трудом, на первоначальном этапе, называется деятельность по добыче из окружающей среды средств необходимых для существования человека, а также по перераспределению этих средств между членами общества. В процессе материального производства довольно быстро в истории человечества на первое место выступила не столько добыча, сколько перераспределение добытого продукта — которое происходило на рынке с помощью языка. Характерно, что эти первые две самостоятельные формы культуры появились практически

Таблица 1.

Светские духовные ценности (ценности культуры)