Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Социологическое исследование результатов использования музейной педагогики по формированию мировоззрения и гражданских качеств школьников»

Аннотация. В статье проанализированы результаты использования методов музейной педагогики по формированию мировоззрения, личностной системы ценностей школьников. Показано, что особое значение для формирования духовности обучающихся имеет использование краеведческих материалов, рождающих чувство личной сопричастности к историческим процессам и явлениям.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: мировоззрение, патриотизм, процесс социализации, краеведческая работа.

Невиданные ранее темпы изменений в сферах экономики, политики, культуры, социальной жизни и средствах массовой коммуникации, казалось бы, должны постепенно стирать границы между континентами, цивилизациями, обществами и государствами. Но, как свидетельствуют развивающиеся события мировой истории, далеко не все проблемы человечество намерено решать сообща. Активно набирающий силы процесс биполяризации мира вызывает острое противостояние ценностных систем, ведет к развязыванию  гибридных,  информационных  и  локальных  войн.  И дети, имея широкий спектр возможностей доступа к любой информации, зачастую не могут самостоятельно обрести «духовный стрежень», определиться с личными и общественными приоритетами.

«Духовность — есть высшее качество человеческой жизни, некий абсолют, утверждающий духовные ценности    главным основанием человеческого бытия». Но мир духовных ценностей многолик и неисчерпаем. Мировоззрение подрастающего поколения формируются на протяжении всего этапа взросления и становления личности. Для дошкольников родители, их отношение к окружающему миру и видение своего места в этом мире являются определяющим фактором поведения, нравственным эталоном малыша, который проецирует их в своем поведении, общении с окружающими. Ребенок, «… формируемый семейной средой, усваивает практику нравственных поступков раньше, чем начинает понимать, какой поступок нравственный, а какой – безнравственный. В такой системе он не чувствует, что кто-то его воспитывает».

В школьном возрасте значительно растет число факторов, оказывающих влияние на процесс становления личности ребенка.

И задача школы — помочь маленькому человеку научиться различать такие важнейшие моральные категории,    как «добро» и «зло», «справедливость» и «непорядочность» и др.

Но если ребенка начать «грузить» совершенно отвлеченными, абстрактными категориями и понятиями, далекими от привычных ему явлений и предметов, у школы нет надежды на успехи в воспитании полноценного гражданина. Переход от родительской среды воспитания к школьной должен начаться с приобщения ребенка к изучению и формированию любви к тому, что его непосредственно окружает: растущая рядом роща, друзья, соседи, родная   улица, город или село. Школьник должен учиться видеть значимость своего населенного пункта в жизни государства, видеть вклад своих земляков в историю, культуру, экономику, политику. Правильная подача такой информации будет вызывать гордость, желание подражать. Формируется чувство возможной личной сопричастности к общественным процессам и явлениям любого масштаба. Мировоззрение ребенка трансформируется в связи с новыми познаниями и совершенствованиями. И со временем подросток уже со  знанием дела все более самостоятельно расставляет приоритеты в жизненных целях, задачах и ситуациях и в конечном итоге «находит самого себя».

Образование  и  воспитание —  это путь к успешной взрослой жизни. Внутренний мир личности повышает самооценку человека и как отмечает Крымский С. Б.: «именно «встреча с самим собой» и является ценной проблемой духовности в наше время».

Чтобы реализовать социальный заказ государства и общества по формированию полноценного гражданина и патриота, необходимо более пристально обратить внимание на формирование патриотических качеств ребенка. Ведь «…недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально- экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства». В широком спектре воспитательного потенциала школы школьный музей обладает способностью реализовать двуединую задачу: давать знания о родном крае и воспитывать гражданские, патриотические качества детей. Чтобы убедиться в эффективности воздействия музейной педагогики на процесс становления личности ребенка на базе МОУ «Шахтёрская средняя школа села Орлово-Ивановка» (ДНР), были проведены соответствующие исследования. Автором была разработана программа социологического исследования, по результатам которого составлен аналитический отчет и выявлены важность и значение деятельности школьного музея в развитии молодого поколения.

Данные собирались посредством социологического опроса жителей микрорайона указанной школы, включающего 4 населенных пункта: Орлово-Ивановку, Новоорловку, Кумшацкий, Полевое с общим населением около 3760 человек. Анализ этих результатов отражает картину, которая характерна для небольших административных единиц, где в целом люди лично знакомы друг с другом, поведение и неординарные поступки у всех на виду. Респондентами стали 150 человек, из которых 62% составляли учащиеся средней и старшей школы и выпускники последних 3-х лет (категория определялась временем образования Донецкой Народной Республики),  и,  соответственно,  38% – взрослые:   родители, односельчане. Вопросы составлялись таким образом, чтобы определить образовательные и воспитательные результаты деятельности школьного музея «Светлица» при МОУ «Шахтерская СШ с. Орлово-Ивановка».

Так, для старшей возрастной категории первым был поставлен вопрос: «Знаете ли вы историю образования села Орлово-Ивановка?» Большинство (62%) ответили, что знают точно, 8% – что-то припоминают, 12% слышали, но не запомнили, 18% ответили отрицательно. Отвечая на вопрос: «Откуда получили информацию об истории возникновения села?» подавляющее большинство ответили, что узнали об этом в школьном музее (из 70% знакомых с данной темой практически все указали именно этот источник информации).

Последующие вопросы так же были направлены на определение образовательного потенциала школьного краеведческого музея. В ответах корреспонденты подтвердили, что информацию по истории, культуре, экономике края они получили именно в школьном музее. Здесь же они узнавали о народных умельцах, выдающихся земляках. Музей стал местом, где отдельные пазлы, полученные на уроках истории, обществознания, гражданственности, географии, кружковых занятиях складывались в целостную картину, трансформировались в убеждения, побуждения, способы поведения, т. е. способствовали становлению личности, формированию мировоззрения, собственной системы ценностей.

Мониторинг результативности музейной педагогики в ученической среде целенаправленно проводился в течение 2016–2017 учебного года. При этом брались во внимание как количественные, так и качественные показатели.

Исследования и обобщение их результатов позволяют сделать вывод  о достаточно высокой результативности применения методов музейной педагогики в школьной среде и в настоящее время. Если в школе работают неравнодушные люди, то школьный музей может стать той изюминкой, тем стержнем, вокруг которого можно строить всю воспитательную работу школы.

Среди традиционных форм и методов работы появляются новые, обусловленные современным уровнем технических средств обучения и воспитания. Многие формы работы появились в школе по инициативе сами учащихся,  что  так  же  является  качественным  показателем  работы  музея. Одна из таких инициатив была озвучена ученицей школы, председателем Комиссии прессы и информации Шахтерского Совета старшеклассников. Через группу в социальной сети vk. соm были установлены контакты с музеями общеобразовательных школ управления образования города Шахтерска.

Кроме коммуникативных навыков, которые совершенствовались в этом виде работы, чтобы «не ударить в грязь лицом» были проведены работы по обновлению существующих музейных экспозиций,    оформлена   временная   выставка   фарфоровых   статуэток «Элементы дизайна интерьера второй половины ХХ века». Заимствовал опыт проведения интерактивных занятий у музееведов ведущих музеев республики, была организована археологическая площадка, где посетители музея смогли поупражняться в поиске свидетельств пребывания в нашем крае кочевых племен хазар и половцев.

Новое время с новыми технологиями расширяет возможности выбора форм подачи краеведческого материала. Проведение музейных уроков по самому новому разделу музея «Герои среди нас» родило еще одну форму работы. Суть ее состоит в том, что учащиеся готовят на еженедельные рабочие школьные линейки политинформации по самым актуальным и злободневным проблемам современности, освещают жизнь Республики, презентуют собственные творческие работы по краеведению: видеоролики, слайд-шоу, видео вернисажи, видео альманахи и др. Отдельного внимания заслуживает и сама экспозиция «Герои среди нас». Ее содержание определялось на заседании Совета музея.

В результате вниманию посетителей были представлены материалы школьной Книги памяти, вобравшей воспоминания школьников о трагических событиях 2014–2015 годов – активной фазе боевых действий в нашем селе. Отдельная страница посвящена земляку, ополченцу с позывным Зидан, погибшем 5 октября 2017 года под Докучаевском. По инициативе членов Совета музея была проведена виртуальная экскурсия по этому разделу музея для родственников погибшего ополченца (с использованием приложения skype) Здесь же список жителей, вставших на защиту ДНР, боевое знамя с блокпоста между населенными пунктами Петропавловка и Рассыпная и другие свидетельства боев в нашем крае. После знакомства с такими фактами, участия в перечисленных мероприятиях нет необходимости принуждать ребят к поддержанию порядка территории братских могил, к поисковой, краеведческой деятельности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Опираясь на законодательную базу ДНР, ребята выступили инициаторами увековечения памяти погибшего ополченца в названии одной из улиц села. Эти факты наглядно свидетельствуют о гражданской зрелости старшеклассников, а, следовательно, результативности воспитательного потенциала музейной деятельности. Пропустив через себя знания о родном крае, проявляя свою гражданскую позицию в вопросах школьной жизни, в жизни местной территориальной громады, ребята проходят настоящую школу взросления, формируют свое «я», определяются со своим видением происходящих процессов. Выпускники школы в подавляющем большинстве являются убежденными сторонниками русского мира, умеют противостоять попыткам вовлечения в различные экстремистские организации и течения, фильтровать и находить рациональное зерно в огромном потоке информации, которая зачастую подается с диаметрально противоположных позиций.

Как отмечает Мощенок Г. Б. «Духовный идеал человечества, имея конкретно-исторический характер, обладает в то же время ярко выраженной универсальностью». Иными словами, научившись познавать и любить свой край, то, что близко, понятно, осязаемо, человек сможет оставаться верным своим убеждениям и идеалам в любой жизненной ситуации, оставаться Человеком.

Список использованных источников.

1. Конституция ДНР. Сборник законодательных актов Донецкой Народной Республики № 1. – Донецк: Компания «Манинвест»,
2. Величко О. Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О. Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). – 2010. – № 7. – c. 97-100
3. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации / Г. Б. Крымский // Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 21-28.
4. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учеб. пособие / Ю. В. Николаева, Н. М. Боголюбова. Издательство СПбКО, 2009. – 222 с.
5. Мощенок  Г. Б. Значение духовности в жизни человека. Общечеловеческие  ценности  в   духовном  освоении  мира / Г. Б.  Мощенок // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных  наук. – 2016, – № 8 (2). с. 211-213.
6. Мощенок  Г. Б. Мир  духовных  ценностей  в   жизни   человека / Г. Б. Мощенок // Вестник МАТИ. – 2014, – № 22 (94). с. 216-219.
7. НИУ БелГУ, Кафедра педгогики: сост. Е. П. Кондакова, рец. Т. М. Стругаева, И. П. Ильинская: Музейная педагогика. – Белгород: ИПК «БелГУ», 2011
8. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. – М.: Высшая школа, 2005

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

673

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке