Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Современное состояние богослужебного пения: историческая перспектива, проблемы и пути решения»

Русское богослужебное пение является неотъемлемой частью национальной музыкальной культуры. Сегодня общество находится в состоянии кризиса во многих сферах: финансовой, идеологической, духовной, сфере общественных и семейных отношений. Но кризис не наступает в одно мгновение – это постепенный процесс, соответственно, современное человеческое общество на протяжении десятилетий  совершало движение в сторону трагической безысходности. Более того, осмелимся предположить, продолжает его совершать вопреки всему, и здравому смыслу в том числе.

Помощь в написании статьи

Проблема в том, что люди, осознающие абсурдность ситуации не в силах повлиять на процессы глобального масштаба. С одной стороны, человечество никогда доселе не было столь открыто для общения, столь свободно в выборе информационных средств, но с другой стороны — что есть свобода в современном обществе, если никто не может ничего изменить, и не остается ничего кроме как обсуждать сложившееся безвыходное положение? Думается, что местом выбора жизненной стратегии должно быть не информационное пространство, а сердце каждого отдельного, мыслящего человека. Приветствуя участников X-го юбилейного международного форума «Молодежь в науке и культуре XXIвека», проходившем в Челябинске 2-3 ноября 2011 г., губернатор Челябинской области М.В. Юревич одной из целей, стоящих перед молодыми учеными, обозначил возрождение духовных и культурных ценностей на основе национальных традиций. В нашей многонациональной стране традиций большое множество, поэтому в рамках данной статьи мы коснемся музыкально-певческого наследия Русской Православной церкви. Прежде чем мы попытаемся охарактеризовать современное состояние богослужебного пения, рассмотрим кратко его путь в исторической перспективе.

Началом русского богослужебного пения принято считать дату Крещения Руси в 988 г. князем Владимиром, но следует понимать, что организованные формы хорового исполнительства существовали и развивались до этого события, и основными их видами были именно богослужебные. Восприняв православие от Византии, Русь получила и современные ей музыкально-певческие традиции, являющие собой синтез более древнего мелодического наследия иудейской музыкальной культуры и древнегреческой теоретической музыкальной системы. Древнегреческая и древнеиудейская музыкальные традиции в совокупности повлияли на формирование стиля вокально-исполнительского искусства именно в богослужебной музыке в рамках христианской культуры. Принципиальное различие христианской и дохристианской музыки в том, что источником звука становится не тот или иной музыкальный инструмент, а обновленное новым учением существо человека, а именно его сердце. Церковная музыка эволюционировала на протяжении почти 10 столетий. Можно вспомнить реформы IVвека, вызванные всплеском распространения еретических течений, а также оформление системы осмогласия в VIIIвеке, подробно теоретически и практически разработанной Иоанном Дамаскиным (673-777), и т.  д. Во все времена приоритетом считалось смысловое значение текста, поскольку слово являлось и продолжает оставаться основным средством выражения конкретных, логически выраженных идей, в отличие от инструментальной музыки, выражающей эмоциональный элемент, воспринимаемый субъективно, а потому – различно. Точно высказываемый смысл способно передать лишь слово, поэтому богослужебное пение не имеет инструментального сопровождения. В католической Церкви официальное закрепление употребления за богослужением органа относится к 1563 году (Тридентский собор).

Итак, Византийское осмогласие, воспринятое вместе с новым вероучением, являло собой  организованную систему, фиксируемую при помощи крюковой (невменной) нотации, располагавшейся над строкой исполняемого текста. И в начале своей истории русское церковное пение оказалось лицом к лицу с новой музыкальной традицией. Дальнейшее развитие богослужебного пения связанно не только с появлением русских распевов, но и с трансформацией музыкального письма, результатом которой стала особая нотация, построенная на фиксации символического обозначения попевок и требующая от исполнителей умения оперировать огромным мелодическим материалом, заучивавшимся по памяти. Своеобразие ритмических и мелодических оборотов русского пения способствовало изобретению собственных певческих знаков, постепенно вытеснивших заимствованные элементы из знаменного письма, получившего русский характер и считающегося русской нотной системой. Основные черты – ритмическая свобода, переменное количество ритмических единиц в строках, варьирование мелодических оборотов, свойственное русской народной песне. К XVвеку появляются разновидности распева – малое знамя, большое знамя. В XVIIв. распространяется большой знаменный распев, основанный на широкой распевности мелодий и вариационной разработке мотивов. Знаменное пение в России как музыкальный стиль, берущий свое начало в древнейших видах музицирования, Д.К. Кирнарская относит к типу музыкального высказывания, имеющему свою отправную точку, свой центральный опорный тон и завершающий устой [2, c. 175].

В конце XVIвека появляются киноварные пометы, указывающие звуковысотность, появляются фитники – сборники, содержащие расшифровку сокращенных в тексте попевок и служившие своеобразным пособием по сольфеджио при обучении певчих. Развивались т. н. большие распевы: путевой, демественный и большой знаменный. Одновременно появляется большое количество трехголосных песнопений, зафиксировавших многоголосный певческий стиль, называемый строчным пением. С одной стороны, певческая культура совершенствовалась в своем развитии, но в то же время усложнение влекло к поиску более рациональных путей ее освоения. Постепенный переход к пятилинейной нотации привел к упрощению обучения певческому искусству и к утрате крюковой нотации, безвозвратной потере искусства многовариантного мелодического прочтения текста. Затем многовековая традиция была сметена европейской музыкальной стилистикой, основанной на иных технических принципах и иных духовных законах. В 1668 году официально закрепляется партесное многоголосие, приведшее к переключению в совершенно иную сферу мышления. XVIIвек стал переломным для русского церковно-певческого искусства: происходило смещение в сторону технически развитого, рационального музыкального искусства Запада, «претендовавшего не на сосуществавание с традиционным пением, а на безраздельное господство» [1, c. 150]. Желание власть имущих быть прогрессивными в глазах остального мира содействовало утверждению и распространению нового стиля и способствовало забвению прежних достижений. Однако, новое вторжение в культурное пространство неожиданно обнаружило глубокий мощный творческий потенциал русского народа. Исследователи Ковалев К.П., Успенский Н.Д., Ануфриева О.В. согласны между собой в том, что наступившего в XVIIIв. расцвета русской музыкальной культуры не было бы, «если бы почва для этого не была возделана многовековым развитием певческого искусства Древней Руси» [1, c. 218].

Дальнейший путь развития сводился к освобождению от чуждого влияния и возвращению собственных традиций. Практически весь XIXвек посвящен поиску пути к родным истокам. Деятельность образованнейших представителей своего времени – митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), князя В.Ф. Одоевского, протоиерея Д.В. Разумовского, С.В. Смоленского, прот. В.М. Металлова заново открывает современникам уникальное богатство национального музыкального достояния. В начале прошлого века на страницах журнала «Хоровое и регентское дело» А.Т. Гречанинов (1864-1956) писал о том, что церковь – единственное место, где возможно насаждение чистого искусства, «потому что как раз здесь-то легче всего «уловлять» народ» [6, c. 383]. Но главное условие воспитания народного вкуса – изгнание «из церкви всякой ремесленности», вместо которой «водворится искусная работа тонких мастеров» [6, c. 383]. Однако, публика, посещавшая богослужения, хоть и была очень широка по охвату социальных слоев, но весьма отличалась от посетителей концертных залов. Преодоление данной противоречивой ситуации виделось в дальнейшем распространении хорового движения «вширь и вглубь», а также культивированием духовных концертов, включавших в программы экспериментальные трактовки традиционных текстов и форм [6, c. 383].

Например, Синодальный хор под управлением А.Д. Кастальского (1856-1926) исполнял произведения современных авторов в концертных программах, а в храме за богослужением – только нескольких (А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова, В.С. Калинникова, К.Н. Шведова), строго соблюдая традиционный гласовый обиход и сложившиеся в течение предшествующего времени традиции. Изменение соотношения «старого» и «нового» происходило естественным образом, нефорсированно [6, c. 393].

Исторические события начала ХХ века остановили этот процесс. И.А. Гарднер (1898-1984) заканчивает историю русского богослужебного пения 1917 годом. Однако, церковное пение продолжает развиваться как за границей усилиями русской эмиграции, так и в Отечестве, несмотря на официальный запрет, нелегально и сокровенно. В русском искусстве конца ХХ века отмечается тенденция, т. н. религиозный ренессанс, нашедший отражение в творчестве большинства композиторов, создающих произведения на духовные темы. Начиная с 70-х гг практически каждый композитор своим сочинениями вносил лепту в фонд русской духовной музыки. Среди них: А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, Н. Каретников, Р. Щедрин, Ал. Караманов, Ю. Буцко, Н. Сидельников, С. Трубачев и многие другие.

Проблемы богослужебного пения неразрывно связаны и с общими внутрицерковными  проблемами, которые, по мнению игум. Петра Мещеринова [5] остро стояли еще в начале ХХ века. На Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг рассматривались вопросы, касающиеся не только богослужения, но и катехизации, миссии, внутрицерковной жизни.

Коммунистическая эпоха способствовала тому, что проблемы эти не только не были решены, но еще более усугубились. За это время в обществе произошли значительные события: научно-техническая и информационная революции, изменение положения женщины, глобализация, урбанизация, повышение уровня образования. Но все это до сих пор не получило церковного осмысления в духе подлинной церковной традиции, с точки зрения уроков нравственности в историческом пути Церкви.

В отношении церковного пения наблюдается ситуация разрозненности и отсутствия единообразия. В рамках одного богослужения можно услышать гармонизацию древнего распева, песнопение в традициях зрелого концертного стиля, сам знаменный распев в унисонном исполнении, или же сочинение современного автора, вызывающее недоуменный вопрос, а что же хотел сказать данный композитор, адресуя свое творчество сфере богослужебного пения?

Внушает оптимизм позиция некоторых иерархов, совмещающих служение в Церкви с преподавательской деятельностью: «Традиция церковного пения, восходящая к образцам тысячелетней давности, не утеряна. И хотя церковно-певческая традиция была прервана с приходом советской власти, сейчас идет возрождение утраченных ценностей, в том числе и в духовных учебных заведениях России: школах, семинариях, университетах» [3, c. 22].

Подводя итог вышеизложенному, среди наиболее остро стоящих проблем в сфере современного богослужебного пения отметим кадровый вопрос, и его следствие – нравственный облик певчих, концертное исполнительство в рамках богослужения, стилистическая и технико-методологическая разрозненность в исполнении церковных песнопений.

Направлениями, ведущими к решению данных проблем, можно обозначить поиск объединяющей идеи, соблюдение при исполнении принципа назидательности (ясного и четкого произнесения богослужебного текста, не затрудняемого в восприятии чрезмерным употреблением средств музыкальной выразительности), решение вопроса подготовки певчих при помощи образовательных учреждений как духовных, так и светских (формирование базы для соответствующих курсов), осознание и интерпретация национального культурного наследия через уважение к церковному канону.

«Русская церковная музыка оберегала себя от драматизма, ибо с православной точки зрения, драматизм – с его смятежностью чувств, помутнением ума, рассеянностью воли, ослаблением упования, веры, любви не есть путь к Богу. Западной страстности, возбужденной экстатичности, выбрасывающей из онтологии в иллюзорности психологизма с его распаленностью воображений и фантазий, православие XIXвека в лице св. Игнатия Брянчанинова дало имя «прелести», то есть лести, лжи, приходящей под маской правды» [4].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Хочется надеяться, что кризис, коснувшийся сферы богослужебного пения, явление временного характера, поскольку исторический путь русского церковного пения был отмечен и более серьезными и трагическими явлениями. Во все времена находились люди, неравнодушные к судьбе национального мелоса, и во многом благодаря их усилиям сохранена и будет продолжена уникальная традиция русского церковного пения.

Список литературы:

Ануфриева О.В. 50 бесед о русском церковном пении и духовной музыке [Текст] / О.В. Ануфриева. – Пермь: [Типография ИП Коробченко С.И.], 2009. – 625с.: ил.

Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская. – М. : Таланты-ХХIвек, 2004. – 496 с.

Колосков Сергий (протодиакон) О проблемах церковно-певческого искусства в системе современного православного образования [Текст] / Сергий Колосков (протодиакон) // Образовательное пространство как фактор единения светской и православной культуры: материалы IIМеждунар. межвуз. науч-практ. конф. (г. Волгоград, 23 марта 2010 г.). – М.: Планета, 2011. – С. 21-27.

Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова (по страницам трудов профессора А.А. Медушевского) [Текст] / В.В. Медушевский; сост. О.А. Галкин. – Мн.: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 2000. – 320 с.

Мещеринов Петр  (игумен) Русская Церковь на перепутье [Электронный ресурс] / Петр Мещеринов (игумен). – Режим доступа: http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/1889/. – Дата обращения 20.11.2010.

Рахманова М.П. Русская духовная музыка в ХХ веке [Текст] / М.П. Рахманова // Русская музыка и ХХ век : русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века / ред.-сост. М. Арановский: – М.: Гос. ин-т искусствознания,1998. – С. 371-405.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

353

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке