Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Тиражная графика как специфическое средство массовой культуры»

Изобретение различных техник создания произведений искусства в ходе научно-технического прогресса, в нашем случае графических произведений, во многом зависит от материалов и способов изображения.

Помощь в написании статьи

Можно привести множество примеров того, как под воздействием катаклизмов, революционных движений, бурно меняющихся эпох, войн протекало формирование и развитие графического искусства.

На наш взгляд, одним из наиболее ярких примеров является изобретение тиражной графики, у истоков которой стоят великие европейские мастера первой половины XV века. Не случайно то, что именно в этот период, общество, как никогда, нуждалось в информации. Это, прежде всего, связано с наступлением новой эпохи, в которой общество, освободившись от церковного влияния, было готово обогатиться новыми знаниями.

Из всего многообразия известных на сегодняшний день гравюрных техник, первой была обрезная гравюра — ксилография, выполняемая на доске продольного распила из нетвердого дерева. Первые европейские гравюры носили политический характер и в основном были направлены против церкви и духовенства. Нанесенные изображения выглядели очень примитивно, единственной их целью было пояснение текста или его замена. Такого рода «листовки» были предназначены для массовой агитации малограмотной части населения.

Именно ксилография сыграла важнейшую роль в развитии книгопечатания, изобретенного в середине XV века. Автором такого нововведения считается немецкий ювелир и изобретатель Иоганн Гутенберг.

В связи с ростом и расширением городов, с развитием общества и его потребностей, наблюдалась стремительная популяризация тиражной графики. Активное применение граверами ксилографии, при создании книжных иллюстраций, позволяло им совершенствовать свои умения и навыки. В результате приемы гравирования становились все сложнее и богаче. Использование перекрестной штриховки создавало иллюзию организованного пространства листа, и предавала объем различного рода изображаемым формам (серия из пятнадцати листов «Апокалипсис», А. Дюрер). К одним из наиболее ярких представителей ксилографии, несомненно, относятся немецкие живописцы и графики: А. Дюрер и Л. Кранах.

Во второй половине XV в. возникает резцовая гравюра — самый ранний тип гравюры на металле. Данной технике свойственна четкая линия штриховки, моделирующая объем и частота нанесения штриха, создающего светотеневые отношения. Резцовая гравюра достигла своего расцвета в творчестве немецкого живописца и рисовальщика М. Шонгауэра, флорентийского живописца и гравера А. Поллайоло, итальянских художников и граверов А. Мантеньи, и М. Раймонди. В своих произведениях мастера резцовой гравюры решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения.

Гравюра на металле технически очень трудоемка. Она требует длительной работы над доской, но взамен дает точность и ясность в передаче пространства и объема предметов. Поэтому резцовая гравюра не случайно достигла наивысшего расцвета именно в эпоху Возрождения, когда перед искусством стояла задача познания и отражения реального мира, когда и в живописи господствовало стремление к ясным и четким формам, законченности и определенности композиции и рисунка.

Позднее, начиная с XVII столетия, резцовая гравюра превращается все больше лишь в средство репродукции живописи. А в XVIII веке, она особенно успешно выступает в качестве иллюстраций в научных и художественных книгах. Существует еще несколько разновидностей гравюры на металле: офорт, акватинта, меццо-тинто, «сухая игла», «мягкий лак».

Существует еще одна разновидность плоской печати — литография, способ которой открыл в 1798 г. немецкий изобретатель в области полиграфии — Иоганн Алоиз Зенефельдер. Позднее, он же сконструировал литографский печатный станок, при помощи которого издал книгу — «Полное руководство по литографии», вышедшею в свет в 1818 г.

В основу литографии положено травление кислотами, но в отличие от офорта и меццо-тинто на поверхности печатной формы не получается углублений. Таким образом, литография относится к видам плоской печати. Возникновение литографии не было случайностью. Быстрое распространение периодической печати, игравшей все большую роль в общественной жизни, неуклонно требовало новых, более оперативных форм изобразительного искусства.

Новая техника давала возможность издателям и художникам, быстро откликаясь на сменяющиеся события, высказываться непосредственно, допускала массовое воспроизведение и большие тиражи. Таким образом, через двадцать лет после своего изобретения, литография, вытеснив более сложные гравюрные техники, становится основным способом воспроизведения любых изображений.

Существует еще несколько техник тиражной графики, возникших в конце XIX — начале XX столетия, близких по стилю исполнения торцовой гравюре на дереве, к таким относятся: линогравюра, гравюра на органическом стекле, монотипия, гравюра на картоне. Наиболее распространенной и востребованной из них является линогравюра.

Гравюра на линолеуме считается самой молодой и самой популярной из всех техник графического искусства. Росту ее популяризации способствует, во-первых, доступность используемого материала (линолеума), во-вторых, лаконизм художественного языка, высокая контрастность, тиражность, простота в работе с материалом и, в-третьих, использование большого формата листа. Возникновение линогравюры относят к середине XX века.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Первые изображения (серия гравюр «Рио Эскондидо», отдельные листы: «Разгром школы», «Хозяин всего» и др.), выполненные, в этой технике по праву принадлежат мексиканскому графику и живописцу – Леопольду Мендесу. В 1937 году, в Мехико под его руководством была основана «Мастерская народной графики», в состав которой входили такие известные граверы как: П.О. Хиггинс, Л. Аренал, А. Гарсиа Бустос, А. Бельтран, А. Сальсе, А. Гомес, Р. Ангиано и другие. Помимо индивидуальных листов авторов, были и коллективные произведения (серия антифашистских плакатов), а так же сборники гравюр, среди них такие как: «Франкистская Испания» 1938 г., «Черная книга нацистского террора в Европе» 1943 г., «Образы мексиканской революции» 1947 г. и др.

Примерно в это же время линогравюра распространяется в Бразилии («Клуб друзей гравюры», под руководством К. Склиара, Р. Каца, В. Праду), в Аргентине (А.Р. Виго), а так же Чили, Дании, США, Франции и России. Следует отметить, что возникновение еще одного вида тиражной графики — линогравюры, связано с грядущими массовыми волнениями — мексиканская революция, Великая Отечественная война, распад СССР.

Советская линогравюра достигает своего расцвета в 60-е гг. XX столетия и связана она с такими мастерами, как: В.Д. Замирайло, Д.И. Митрохин, В.Д. Фалилеев, В.А. Фаворский, А. Остроумова-Лебедева, И.Н. Павлов и др.

В современном мире, проявление тиражной графики связано с изобретенным Каспаром Херманни в 1904 г. способом офсетной печати. При помощи современных офсетных станков, можно с легкостью, в короткие сроки осветить любого рода информацию, преподнести ее в массы под видом листовок, объявлений, плакатов, афиш, рекламных баннеров и т. д.

Художник, в поисках новых путей воплощения своих произведений в жизнь, стремиться донести до зрителя информацию в том виде, в котором она существовала еще на уровне замысла. Пробуя различное сочетание материалов, форм и техник, он в конечном итоге находит единственно-верное решение. В отдельных случаях такие поиски приводят к созданию, открытию новых техник, которые в дальнейшем активно используют другие мастера искусства, преподнося плод своих произведений в массы.

В нашем случае, любая из форм проявления тиражной графики, будь то ксилография, гравюра на металле, литография или линогравюра, является проявлением массовой культуры и несет в себе информацию. Основной функцией и одновременно специфической областью печатной графики является ее предрасположенность к воспроизведению многочисленных идентичных экземпляров чего-либо — репродукции великих мастеров искусства, книжные миниатюры, информационные листовки, плакаты, рисунки и т. д.

Список литературы:

1.Борко Т.И. Мировая культура и искусство: учебное пособие / Т.И. Борко. Тюмень: Изд-во Тюм. Гос. ун-та, 2010. — 348 с.

2.Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. М.: КНОРУС, 2012. — 528 с.

3.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства: учебник / Ю.Б. Виппер. Москва: КИС, 2008. — 402 с.

4.Каган М.С. Морфологи искусства: учебник / М.С. Каган. Москва: «Искусство», 1972. — 426 с.

5.Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы: Форма. Стиль. Выражение / А.Ф. Лосев. Москва: «Искусство» 1995. — 528 с.

6.Лотман Ю.М. Структура художественного текста: Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПБ.: «Искусство-СПБ», 1998. — 285 с.

7.Павлов И. Техника гравюры на дереве и линолеуме: учебник / И. Павлов. М.: Искусство, 1938. — 152 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

483

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке