Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Участие бийского купечества в работе органов местного самоуправления»

В период великих реформ второй половины XIX в. общественная жизнь купеческого сословия была сосредоточена преимущественно вокруг органов местного самоуправления. Работа городских дум и управ, в которых в сибирском регионе главную роль играли купцы, была сведена к решению сугубо хозяйственных вопросов, однако и при этих обстоятельствах их деятельность находилась под неусыпным контролем администрации.

Помощь в написании статьи

Представители советской историографии полагали, что «городское самоуправление не обладало ни юридической, ни фактической возможностью проводить свое решение в жизнь. Оно превратилось в подсобный орган губернатора и полностью зависело от коронной администрации губернии, которая диктовала ему свои условия» [1].

После проведения городской реформы 1870 г. представители сословия сохранили за собой возможность принятия активного участия в деятельности органов местного самоуправления, а также по-прежнему представляли большую часть их состава. Согласно Городовому положению 1870 г., принцип организации городского самоуправления был определён как буржуазный бессословный. Главный орган — городская дума — формировался выборным путем. Электорат состоял из российских подданных мужского пола, достигших 25-летнего возраста и обладавших имущественным цензом, т. е. плативших оценочный сбор с недвижимости или выбиравших на свое имя промысловые свидетельства, в том числе и свидетельства на мелочный торг, а также свидетельства приказчиков.

Минимальный имущественный ценз не был установлен Городовым положением, однако царской администрацией были приняты меры, для того чтобы заметно снизить значимость выбора малоимущих граждан, а именно: избирательная процедура проводилась по так называемой трехразрядной системе. Благодаря тому, что в Сибири подавляющее большинство зажиточных людей были представителями купечества, трехразрядная система предполагала их преобладание в органах местного самоуправления данного региона. Например, на выборах 1890 г. в г. Томске к первому разряду было отнесено 28 человек, причём 20 из них были купцами. Во втором разряде из 218 избирателей в гильдиях состояли 98, а всего из более чем 700 человек, обладавших правом голоса, к сословию предпринимателей относились 211 [2; с. 90].

Доподлинно известно, что в целом по Сибири купцы превосходили по численности в составе органов местного самоуправления представителей других сословий. К примеру, в 1887 г. в составе Бийской городской Думы насчитывалось 26,9 % купцов, а также 52,7 % мещан, в числе которых также было достаточно предпринимателей [7; с. 155]. Подобное положение дел наблюдалось и в органах местного самоуправления других городов региона.

Городовое положение 1892 г. обозначило центральную фигуру органом местного самоуправления — городского голову, избираемого думой. Как правило, на эту должность также избирались купцы. Это можно объяснить тем, что предприниматели, составляющие большинство в думах, как правило, избирали на пост городского головы представителей своего круга. К примеру, управление г. Бийском последовательно возглавляли Сахаров, Дробинин, Морозов, Фирсов, Сычев, Кузьмин и прочие представители купеческого сословия [7; с. 155].

Также изменения, внесенные документом, ограничили число избирателей путём введения высокого имущественного ценза. Посредством этого царское правительство планировало обеспечить такой социальный и имущественный состав электората, который с большей вероятностью мог выделить из своей среды общественных деятелей, не вызывавших сомнений в их абсолютной лояльности действовавшему режиму, а также способных наладить эффективную работу дум.

Для городов разных разрядов ценз был неодинаков. Для того, чтобы обладать избирательным правом, было необходимо иметь недвижимое имущество по оценке, определенной для взимания налога в пользу города, в губернских, областных и наиболее значительных уездных городах на сумму 1 000 рублей, в прочих — не менее 300 рублей. Также избирательное право получали лица, общества, товарищества и компании, которые содержали в пределах города торгово-промышленные предприятия, требующие выборки гильдейских купеческих свидетельств. Таким образом, новый избирательный ценз позволил купечеству укрепить главенствующую позицию в городском самоуправлении. Наиболее заметно это было в Сибири, так как здесь, в отличие от других регионов империи, большая часть крупнейших собственников недвижимости в городах являлись представителями купеческого сословия. Так, к примеру, если в 1887 г. в Бийской городской Думе насчитывалось 26,9 % купцов от общего числа гласных, то в 1895 г., после проведения выборов по новому Городовому положению, этот показатель увеличился до 55 % [7; с. 156].

Во всех городских думах Сибири отмечалось «преобладание купеческого элемента». В Бийске это были купцы — «чуйцы», торговавшие с Монголией и Китаем, а также иные торговцы (Н.И. Ассанов, А.Д. Васенев, Р.И. Кузнецов, М.А. Притчин, Г.М. Татарников, И.П. Палабужев, Т.И. Кузьмин, Ф.Ф. Доброходов, Ф.П. Дворников, В.Н. Бирюков, В.Н. Осипов, С.И. Юразов, А.С. Суханов) [6, с. 33].

Преобладание купечества в органах местного самоуправления обуславливалось следующими причинами — основными сферами деятельности органов самоуправления были хозяйственные и социальные вопросы, а в них деловые люди разбирались лучше других; купечество было наиболее заинтересовано в улучшении жизненных условий города, промышленности и торговли; корыстные цели предприимчивых людей: удобная позиция для того, чтобы добиться выгодного положения на рынке, а также для принятия выгодных для себя решений (после проведения первых избирательных кампаний в Западной Сибири было обнаружено значительное количество злоупотреблений, таких как укрывательство от уплаты налогов в городской бюджет, незаконный захват городской земли и т. п.). Гласными дум могли быть люди не только подходящие по характеристикам, указанным в Городовом положении, но и имеющие сильные мотивирующие факторы, ибо дело было добровольным и безвозмездным [6; с. 24].

Для расширения рынка сбыта бийские купцы нуждались в развитой транспортной сети. В первую очередь именно для этой цели в 1900 г. началась прокладка колёсного пути на Чуйском тракте (участок Онгудай — Кош-Агач). Решить данный вопрос удалось с помощью личных обращений к губернатору и царю, вместе с тем не обошлось и без частных вложений. К концу 1903 г. цель была достигнута — дорога соединила г. Бийск и с. Кош-Агач. Одновременно в с. Кош-Агач была переведена таможня.

Также купцы работали над решением вопросов строительства железной дороги. Это стало возможным в 1904 г. с помощью Бийской городской Думы. Год знаменателен тем, что стал отправной точкой железнодорожного строительства г. Бийска. Устройство железной дороги и установление регулярных пароходных рейсов усилило значение города. Благодаря данным преобразованиям, вскоре он стал осуществлять хлеботорговлю. К тому же, город стал осуществлять международный товарный обмен (помимо уже установленной торговли с Монголией и Китаем было налажено взаимодействие с Германией и Великобританией). С 1900 по 1908 гг. экспорт продукции города увеличился в 18 раз [3, с. 91].

Представители купеческого сословия принимали активное участие в благоустройстве города. В выбранный нами хронологический период популярным решением вышеупомянутой проблемы были торги. Так, на заседании Бийской городской Думы 25 августа 1913 г., в порядке частного совещания, депутатами был рассмотрен вопрос об утверждении торгов на устройство взвоза в заречной части города и моста по Успенской (ныне Советской) улице [5, с. 4]. Городская Управа также объявляла об открытии торгов. К примеру, для устройства каменной трубы в проезде по Успенской улице, около дома Рождественского (Советская 6) [8, с. 1], а также для осуществления каменных, печных и штукатурных работ в новом помещении самой Управы [9, с. 2].

Можно заметить определенную противоречивость ситуации, а именно: соседство максимального государственного администрирования с минимальным государственным финансированием, которую не единожды отмечали гласные Бийской городской Думы, сетуя на неравномерное распределение между отдельными городами денежных средств, отпускаемых министерством народного просвещения [4; с. 3]. Большинство купцов Западной Сибири внесли значительный вклад в развитие не только экономики региона, но и других отраслей. Купцы входили в состав всевозможных советов и комиссий. Особенно заметна активность представителей сословия в случаях, когда речь шла о вопросах промышленности или торговли. Участие в комиссиях было отнюдь не формальным и отнимало у общественных деятелей много времени и средств. Являясь гласными думы, обсуждая вопросы городской жизни, участвуя в различных объединениях, купцы регулярно сталкивались с проблемой нехватки государственного и местного финансирования, с плачевным состоянием системы народного образования, здравоохранения и городского хозяйства. Несмотря на быстрые темпы роста городских бюджетов, доходов, извлекаемых из узкого круга источников, явно не хватало для покрытия всё расширяющихся статей городских расходов. Многие из купцов — гласных городских дум возмещали недостаток средств в городском бюджете путём личных вложений [7; с. 156].

Городские деятели, применяя новаторские подходы к управлению хозяйством, беря деньги в долг, сочетая расчёт и риск, добились увеличения доходов города в 2 раза. Они во многом изменили облик города, улучшили состояние муниципального хозяйства, способствовали росту сети культурно-просветительских учреждений.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Способствуя торгово-промышленному развитию своих городов, защищая социально-экономические интересы предпринимательства, городские думы проявляли себя как представительные организации либеральной буржуазии. Бийская городская Дума и в этом не составляла исключение из правил.

Список литературы:

Алисов Д.А. Городское общественное самоуправление и губернская власть в Западной Сибири: проблемы взаимоотношений (вторая половина XIX — начало XX в.) //Местное самоуправление в истории Сибири XIX—XX веков: Сборник мат-лов региональной научной конференции. Новосибирск, 2004. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kulgor.narod.ru/alisov3.html
Гончаров Ю.М. Купеческая семья второй половины ХIХ — начала ХХ в. (по материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). М., 1998. — 240 с.
Гончаров Ю.М. Население города Бийска во второй половине XIX — начале XX в. // Научные чтения памяти Ю.С. Булыгина. Барнаул, 2004. — 150 с.
Городская Дума//Алтай, № 37, 14(27).02.1913 г.
Городская Дума//Алтай, № 187, 25.08(07.09).1913 г.
Литягина А.В. Градоначальники Бийска (70-е гг. XIX в. — 1917 г. ХХ в.) // Бийские градоначальники: исторические очерки / под ред. А.В. Литягиной. Бийск, 2002. — 187 с.
Старцев А.В., Гончаров Ю.М. История предпринимательства в Сибири (ХVII — начало ХХ в.): Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 215 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://new.hist.asu.ru/biblio/predpri1/index.html
Торги//Алтай, № 183, 21.08(03.09).1913 г.
Торги//Алтай, № 74, 02(15).04.1914 г.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

407

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке