Решение данной проблемы особенно важно, поскольку создание коллектива, умеющего петь согласованно, сглажено повышает способность воспитанников слышать, анализировать, критически относиться к качеству исполнения. Это ведет к становлению эстетического вкуса, формированию предпочтений и дальнейших интересов. Вокальное воспитание способствует развитию не только голосового аппарата, но и напрямую воздействует на мыслительные процессы, формирует речь, развивает самого человека, его отношение к себе и окружающим.
В музыкальной практике существует ряд методик работы с неподготовленными детьми. Наибольшего внимания заслуживают «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» Д. Е. Огороднова и «Фонопедический метод» В. В. Емельянова. Эти методики преследуют одни задачи — воспитание певческого голоса у людей, в частности детей, различного уровня певческих навыков вплоть до их отсутствия. Каждая из них уникальна. Д. Е. Огороднов строит свою методику на новейших открытиях середины ХХ века в области интеллектуального развития. Он первым соединил пение с движением кисти (пластическое интонирование). Им разработана методика обучения пению на особых упражнениях, способствующих смешанному голосоведению (когда в пении одновременно участвуют головной и грудной резонаторы). В. В. Емельянов в работе с неподготовленными учащимися использует фонопедический метод. Фонопедия — постановка голоса речевого или певческого, применяемая к лицам с расстройствами голосообразования на начальном этапе работы. В. Емельянов использует упражнения, которые воздействуют на певческий аппарат (гортань, язык, нёбо, резонаторы) и развивают механическую функцию пения. Звуки таких упражнений не являются музыкальными (скрип, скрежет, рычание и т. п.), они полностью оторваны от эстетической части исполнительства и частично от образности.
При всей уникальности обеих методик, приемы которых весьма полезны для развития вокала, они не предусматривают работу, связанную с воспитанием целостного певческого коллектива, имеющего ровный наполненный звук, тонкий и гибкий, способный передать тончайший нюанс. В. В. Емельянов в своей системе музыкального воспитания требует начинать развивать певческое вибрато с 5—7 лет [5 с. 177]. Певческое вибрато в столь раннем возрасте выглядит противоестественным и выигрышно исключительно в сольном исполнительстве. Вибрато в хоре может навредить ансамблю (однородности звучания), т. к. обладает индивидуальной частотой (от качания до тремоляции). Воспитание хористов по В. Емельянову формирует звук, приближенный к тембру взрослого академического женского хора, что, на мой взгляд, несколько противоестественно. Д. Е. Огороднов не рекомендует заострять внимание на выравнивании звучности, считая, что это приведет к слабой артикуляции [6 с. 70]. Однако нельзя ни согласиться с первопроходцами русской профессиональной вокальной школы А. А. Алябьевым, А. Е. Варламовым, М. И. Глинкой, которые утверждают, что обучение пению должно строиться на выравнивании голоса по звукообразованию. Это — веками сложившаяся традиция русского хорового исполнительства, корнями уходит к древним церковным песнопениям.
«Мировая слава прошлого русского хорового искусства основывалась не только на содержательности хоровых композиций, творческом мастерстве хормейстеров, прекрасных голосах певцов, но и на умелой кропотливой работе по созданию филигранной хоровой звучности» (Д. Н. Ардентов) [7 с. 156]. Ровность звука, благородное звучание, высокий тон (высокая форманта), глубина и непринужденность — эстетические критерии качества звучания, дающие представление о красоте музыки. «Пение в благородном значении этого слова, есть язык сердца, чувства и страсти. Чтобы этот язык действовал сильно, надобно, чтобы произношение его было … руководимо хорошим вкусом» (А. Е. Варламов). Таким образом, для формирования целостного художественно-эстетического представления воспитанников необходима работа, направленная на выравнивание звучности, создания тонкого, полётного высокого певческого тона (форманты).
Для реализации вышеназванной задачи (формирование высокого тона, однородного звука в хоре), необходим следующий комплекс упражнений на развитие слуха, голоса, ладового чувства, дыхания, правильной вокализации:
· Упражнения на выравнивание гласных звуков и певческую позицию;
· Выработка активного короткого произнесения согласных звуков;
· Дыхательные упражнения, способствующие глубокому певческому дыханию и правильному короткому звучанию;
· Упражнения на ладовое чувство;
· Упражнения на развитие микстового пения
Немаловажным в становлении вкуса воспитанников к музыке, в частности к тону, вокальной звучности, является слушание лучших образцов русской и зарубежной вокальной музыки в исполнении высоких голосов (сопрано) и детских хоровых коллективов. Этот эмпирический метод (от греческого «эмпейрос» — опыт), основанный на подражании, эффективен и при пении педагогом, при условии гибкого красивого голоса и тонкого слуха руководителя. Считается, что петь дирижер с воспитанниками не должен — признак дурного тона. Хочу опровергнуть данное убеждение. В процессе разучивания (не на концерте), это весьма эффективно. Вокальный опыт детей очень мал и показ педагога, исполнение произведения вместе с ними, дает ясную картину голосоведения, кульминационных точек, звукообразования и дыхания, а в целом формирует эстетический вкус, понимание прекрасного изнутри, проживание процесса творчества.
Упражнения на выравнивание гласных звуков и певческую позицию:
Термином певческая позиция характеризуется качество певческого звука. Различают высокую и низкую певческие позиции. Высокая образуется вследствие активизации верхних резонаторов. Формированию высокой позиции помогают вокальная настройка на средних и выше средних нотах диапазона и пение упражнений сверху вниз, при сохранении на нижних нотах головного звучания. Рекомендуется использовать упражнения с близкими по звукообразованию гласными (и, е, э), не позволять искусственно сгущать тембр (1).
Начинать распевание следует с ноты а1 (ля первой октавы) на гласный звук «у» или закрытый рот, с учетом, что подача звука идет к лицевым резонаторам. Здесь индивидуальный контроль необходим. Умение направлять звук в головной резонатор является основой высокой позиции (2). Фундамент однородного пения — чисто выстроенный унисон (согласованность в исполнении одной или нескольких нот). При работе с младшими школьниками, полезна песенка гласных звуков на одной или двух нотах (а, о, у, ы, э… я, ё, ю. и, е) при этом йотированные гласные следует петь как й-аааа, й-оооо, й-уууу, й-ээээ (3). Гласные звуки формировать округло («купол во рту», т. е. высокое нёбо). При активном раскрытии рта посыл звука к верхним зубам на средних и высоких звуках диапазона. При таком звукоизвлечении голос будет всегда полетным и звонким.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Обязательным условием является умение слушать себя и окружающих, стремиться, чтобы голос максимально сливался с голосами других (если коллектив хорошо интонирует изначально) или с тоном фортепиано. При выравнивании звучности очень полезно петь негромко, но остро, «тоненько».
Выработка активного короткого произнесения согласных звуков
Игровая специфика работы с младшими школьниками требует определенных заданий. Интересным для детей оказываются задания на активизацию согласных звуков. Цель — научиться произносить согласные звуки ясно, четко, активно. Это могут быть упражнения на повторение произнесенного педагогом («Эхо») (4) или примеры на словотворчество («Самоваропарововозовертолет»)
Пропевание скороговорок с постепенным ускорением или произнесением их шёпотом (5) также активизирует артикуляцию.
Полезны упражнения на слоги бра-брэ-бри-бро-бру, зе-за-зи и пр.(6), а также народные потешки (7), чистоговорки (8) или стихи (например, А.Барто «Резиновая Зина»).
Следующий этап — произнесение короткого согласного в сочетании с длинным гласным. Упражнение «Море» (9). В этом упражнении учащимся объясняют, что согласный звук — это «стежок», которым сшита «ткань» из гласных звуков. А гласные при этом постепенно усиливают звучание, подобно накатывающимся волнам. Исполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом.
Дыхательные упражнения, способствующие глубокому певческому дыханию и правильному короткому звучанию
Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а также варианты смешений грудного и брюшного дыхания [8 с. 58]. В детском возрасте часто встречается поверхностное дыхание (ключичное). Задача музыкального педагога научить воспитанников правильно дышать. Одновременно брать вдох («понюхать цветок»), без поднятия плеч, затем задержка дыхания, мобилизирующая весь аппарат певца к началу пения. Самым главным является выдох, он должен быть совершенно спокойным, без усилий и долгим. Характер дыхания отражается на характере исполнения. Жесткое напряженное дыхание рождает напряженный, жесткий звук. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. Объем дыхания у детей увеличивается во время игр, в процессе вокализации, пении длинных фраз, больших длительностей, вокализов (10).
Игра «Шарик»
Цель занятия: научить детей делать долгий спокойный выдох.
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).
Дыхание развивают и немузыкальные звуки, глиссандо (скольжение по участку диапазона), а также произнесение долгих согласных звуков. В младшем возрасте интересны игры на звукоподражание.
Занятие-игра «Прогулка» (для детей 6—7 лет)
Методический материал: использованы вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева, В. Емельянова.
Ход занятия: дети образуют круг, внимательно слушают рассказ учителя, выполняют соответствующие упражнения.
Таблица 1
Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
Для выработки короткого (люфт) дыхания полезно упражнение А. Н. Стрельниковой «Гарью пахнет». Это упражнение активизирует внимание исключительно на коротком вдохе, совершенно не думая о выдохе. Необходимо активно дышать, нюхать примерно 4 раза, затем делать небольшую передышку и повторять несколько раз. При таком вдохе происходят четкие сильные диафрагмальные сокращения, необходимые при пенииstaccatо (отрывисто).
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
При исполнении коротких четких звуков, детям необходимы образные сравнения: живот упругий, как мяч или на животе находится клапан-пищалка, который, если надавить, издает звук, как в мягкой игрушке и т. п.
Упражнения на ладовое чувство
На сегодняшний день остаются общепризнанными два лада: мажор и минор. Лад — это система устойчивых и неустойчивых нот, стремящихся в устойчивые. При работе с хором первостепенное значение имеет мажор, т. к. он способствует формированию светлого, «солнечного» звучания. Полезными оказываются любые упражнения на поступенное движение вверх и вниз (11), а также упражнения на опевание устойчивых ступеней лада (12).
Микстовое, значит смешанное. В вокале это означает, что при пении необходимо одновременное использование головного и грудного резонаторов. За нижнюю часть диапазона голоса отвечает грудной резонатор, а за среднюю и высокую — головной. Соединение работы тех и других резонаторов дает насыщенный, тембрально окрашенный звук голоса. Микстовое пение в хоре дает ощущение полноты звука, объема, т. к. включает в себя огромный спектр обертонов. Становлению микстового звучания способствуют упражнения на выравнивание перехода из грудного звучания в головной, а также упражнения на соединение их одновременного звучания.
Певческий аппарат человека чрезвычайно сложен по своему устройству. Хотя мы различаем в нем отдельные звенья (систему дыхания, звукообразования, резонаторы, артикуляционный аппарат), действие их в певческом акте целостно. Как пишет Л. Б. Дмитриев, «певческий звук может сформироваться только тогда, когда все части голосового аппарата функционируют полноценно и координировано» [3 с. 347]. Но это лишь техническая составляющая. Над этим стоит эмоция, образ, сам творческий процесс, формирующий музыкальный вкус. В. М. Бехтерев, исследуя психологические подходы к музыкальному образованию, отмечал, что «чрезвычайно важно известным образом направлять развитие ребенка» [2 с. 3].
Музыкальное образование мыслилось ему как сложный процесс выработки и развития навыков, привычек, вкусов, приобретаемых в процессе музыкальной деятельности. В качестве первого условия развития ребенка, он рассматривал «устранение всего, что нарушает правильное развитие слуха». Развитие слуха, по его мнению, «должно играть в воспитании не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста уже способна возбуждать эстетическую эмоцию» [2 с. 5]
Используя данную методику, можно достичь высоких результатов в формировании певческого аппарата, умения слышать и слушать, качественно исполнять вокально-хоровые произведения богатым красками голосом.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на становление музыкальных вкусов и предпочтений ребенка влияет вокально-хоровое воспитание на всех этапах работы. Наивысшей точкой данного процесса считается филигранная работа над звучностью, однородностью, тембровой окрашенностью. Метод воспитания хорового коллектива базируется на основе синтеза слова и певческого звука. Именно тонкость и гибкость звука в хоровом коллективе способствуют становлению эстетического восприятия, чувства красоты и гармонии в младшем школьнике.
Список литературы:
1. Багадуров В. А. «Вокальное воспитание детей». Изд. Академии пед. наук РСФСР, М., 1953
2. Бехтерев В. М. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней до его детства». М., 1916
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., «Музыка», 1968
4. Едунов С. М., Праслова Г. А. «Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность», метод. пособие для учителей музыки, СПб, 2001
5. Емельянов В. В. «Развитие голоса координация и тренинг». Изд.4, СПб, М, Краснодар, 2004
6. Огороднов Д. Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». Метод. пособие, изд. 3-е, «Музична Україна», 1989
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
7. «Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы». Сб. научных трудов. СПб.: Академия культуры, 1995
8. Самарин В. А. «Хороведение и хоровая аранжировка»Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002