Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Вокально-хоровая деятельность как элемент развития эстетического вкуса младшего школьника»

В настоящее время в системе дополнительного образования детей педагоги сталкиваются с серьезной проблемой в работе с новыми вокально-хоровыми коллективами. Из-за того, что группы формируются из всех желающих, независимо от музыкальных данных, вкусов и интересов, резко усложняется задача создания единого певческого коллектива, способного петь целостно, однородно.

Помощь в написании статьи

Решение данной проблемы особенно важно, поскольку создание коллектива, умеющего петь согласованно, сглажено повышает способность воспитанников слышать, анализировать, критически относиться к качеству исполнения. Это ведет к становлению эстетического вкуса, формированию предпочтений и дальнейших интересов. Вокальное воспитание способствует развитию не только голосового аппарата, но и напрямую воздействует на мыслительные процессы, формирует речь, развивает самого человека, его отношение к себе и окружающим.

В музыкальной практике существует ряд методик работы с неподготовленными детьми. Наибольшего внимания заслуживают  «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» Д. Е. Огороднова и «Фонопедический метод» В. В. Емельянова. Эти методики преследуют одни задачи — воспитание певческого голоса у людей, в частности детей, различного уровня певческих навыков вплоть до их отсутствия. Каждая из них уникальна. Д. Е. Огороднов строит свою методику на новейших открытиях середины ХХ века в области интеллектуального развития. Он первым соединил пение с движением кисти (пластическое интонирование). Им разработана методика обучения пению на особых упражнениях, способствующих смешанному голосоведению (когда в пении одновременно участвуют головной и грудной резонаторы). В. В. Емельянов в работе с неподготовленными учащимися использует фонопедический метод. Фонопедия — постановка голоса речевого или певческого, применяемая к лицам с расстройствами голосообразования на начальном этапе работы. В. Емельянов использует упражнения, которые воздействуют на певческий аппарат (гортань, язык, нёбо, резонаторы) и развивают механическую функцию пения. Звуки таких упражнений не являются музыкальными (скрип, скрежет, рычание и т. п.), они полностью оторваны от эстетической части исполнительства и частично от образности.

При всей уникальности обеих методик, приемы которых  весьма полезны для развития вокала, они не предусматривают работу, связанную с воспитанием целостного певческого коллектива, имеющего ровный наполненный звук, тонкий и гибкий, способный передать тончайший нюанс. В. В. Емельянов в своей системе музыкального воспитания требует начинать развивать певческое вибрато с 5—7 лет [5 с. 177]. Певческое вибрато в столь раннем возрасте выглядит противоестественным и выигрышно исключительно в сольном исполнительстве. Вибрато в хоре может навредить ансамблю (однородности звучания), т. к. обладает индивидуальной частотой (от качания до тремоляции). Воспитание хористов по В. Емельянову формирует звук,  приближенный к тембру взрослого академического женского хора, что, на мой взгляд, несколько противоестественно. Д. Е. Огороднов не рекомендует заострять внимание на выравнивании звучности, считая, что это приведет к слабой артикуляции [6 с. 70]. Однако нельзя ни согласиться с первопроходцами русской профессиональной вокальной школы А. А. Алябьевым, А. Е. Варламовым, М. И. Глинкой, которые утверждают, что обучение пению должно строиться на выравнивании голоса по звукообразованию. Это — веками сложившаяся традиция русского хорового исполнительства, корнями уходит к древним церковным песнопениям.

«Мировая слава прошлого русского хорового искусства основывалась не только на содержательности хоровых композиций, творческом мастерстве хормейстеров, прекрасных голосах певцов, но и на умелой кропотливой работе по созданию филигранной хоровой звучности» (Д. Н. Ардентов) [7 с. 156]. Ровность звука, благородное звучание, высокий тон (высокая форманта), глубина и непринужденность — эстетические критерии качества звучания, дающие представление о красоте музыки. «Пение в благородном значении этого слова, есть язык сердца, чувства и страсти. Чтобы этот язык действовал сильно, надобно, чтобы произношение его было … руководимо хорошим вкусом» (А. Е. Варламов). Таким образом, для формирования целостного художественно-эстетического представления воспитанников необходима работа, направленная на выравнивание звучности, создания тонкого, полётного высокого певческого тона (форманты).

Для реализации вышеназванной задачи (формирование высокого тона, однородного звука в хоре), необходим следующий комплекс упражнений на развитие слуха, голоса, ладового чувства, дыхания, правильной вокализации:

·           Упражнения на выравнивание гласных звуков и певческую позицию;

·           Выработка активного короткого произнесения согласных звуков;

·           Дыхательные упражнения, способствующие глубокому певческому дыханию и правильному короткому звучанию;

·           Упражнения на ладовое чувство;

·           Упражнения на развитие микстового пения

Немаловажным в становлении вкуса воспитанников к музыке, в частности к тону, вокальной звучности, является слушание лучших образцов русской и зарубежной вокальной музыки в исполнении высоких голосов (сопрано) и детских хоровых коллективов. Этот эмпирический метод (от греческого «эмпейрос» — опыт), основанный на подражании, эффективен и при пении педагогом, при условии гибкого красивого голоса и тонкого слуха руководителя. Считается, что петь дирижер с воспитанниками не должен — признак дурного тона. Хочу опровергнуть данное убеждение. В процессе разучивания (не на концерте), это весьма эффективно. Вокальный опыт детей очень мал и показ педагога, исполнение произведения вместе с ними, дает ясную картину голосоведения, кульминационных точек, звукообразования и дыхания, а в целом формирует эстетический вкус, понимание прекрасного изнутри, проживание процесса творчества.

Упражнения на выравнивание гласных звуков и певческую позицию:

Термином певческая позиция характеризуется качество певческого звука. Различают высокую и низкую певческие позиции. Высокая образуется вследствие активизации верхних резонаторов. Формированию высокой позиции помогают вокальная настройка на средних и выше средних нотах диапазона и пение упражнений сверху вниз, при сохранении на нижних нотах головного звучания. Рекомендуется использовать упражнения с близкими по звукообразованию гласными (и, е, э), не позволять искусственно сгущать тембр (1).

Начинать распевание следует с ноты а1 (ля первой октавы) на гласный звук «у» или закрытый рот, с учетом, что подача звука идет к лицевым резонаторам. Здесь индивидуальный контроль необходим. Умение направлять звук в головной резонатор является основой высокой позиции (2). Фундамент однородного пения — чисто выстроенный унисон (согласованность в исполнении одной или нескольких нот). При работе с младшими школьниками, полезна песенка гласных звуков на одной или двух нотах (а, о, у, ы, э… я, ё, ю. и, е) при этом йотированные гласные следует петь как й-аааа, й-оооо, й-уууу, й-ээээ (3). Гласные звуки формировать округло («купол во рту», т. е. высокое нёбо). При активном раскрытии рта  посыл звука к верхним зубам на средних и высоких звуках диапазона. При таком звукоизвлечении голос будет всегда полетным и звонким.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Обязательным условием является умение слушать себя и окружающих, стремиться, чтобы голос максимально сливался с голосами других (если коллектив хорошо интонирует изначально) или с тоном фортепиано. При выравнивании звучности очень полезно петь негромко, но остро, «тоненько».

Выработка активного короткого произнесения согласных звуков

Игровая специфика работы с младшими школьниками требует определенных заданий. Интересным для детей оказываются задания на активизацию согласных звуков. Цель — научиться произносить согласные звуки ясно, четко, активно. Это могут быть упражнения на повторение произнесенного педагогом («Эхо») (4) или примеры на словотворчество («Самоваропарововозовертолет»)

Пропевание скороговорок с постепенным ускорением или произнесением их шёпотом (5) также активизирует артикуляцию.

Полезны упражнения на слоги бра-брэ-бри-бро-бру, зе-за-зи и пр.(6), а также народные потешки (7), чистоговорки (8) или стихи (например, А.Барто «Резиновая Зина»).

Следующий этап — произнесение короткого согласного в сочетании с длинным гласным. Упражнение «Море» (9). В этом упражнении учащимся объясняют, что согласный звук — это «стежок», которым сшита «ткань» из гласных звуков. А гласные при этом постепенно усиливают звучание, подобно накатывающимся волнам. Исполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом.

Дыхательные упражнения, способствующие глубокому певческому дыханию и правильному короткому звучанию

Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а также варианты смешений грудного и брюшного дыхания [8 с. 58]. В детском возрасте часто встречается поверхностное дыхание (ключичное). Задача музыкального педагога научить воспитанников правильно дышать. Одновременно брать вдох («понюхать цветок»), без поднятия плеч, затем задержка дыхания, мобилизирующая весь аппарат певца к началу пения. Самым главным является выдох, он должен быть совершенно спокойным, без усилий и долгим. Характер дыхания отражается на характере исполнения.  Жесткое напряженное дыхание рождает напряженный, жесткий звук. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. Объем дыхания у детей увеличивается во время игр, в процессе вокализации, пении длинных фраз, больших длительностей, вокализов (10).

Игра «Шарик»

Цель занятия: научить детей делать долгий спокойный выдох.

Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

Дыхание развивают и немузыкальные звуки, глиссандо (скольжение по участку диапазона), а также произнесение долгих согласных звуков. В младшем возрасте интересны игры на звукоподражание.

Занятие-игра «Прогулка» (для детей 6—7 лет)

Методический материал: использованы вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева, В. Емельянова.

Ход занятия: дети образуют круг, внимательно слушают рассказ учителя, выполняют соответствующие упражнения.

Таблица 1

Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.

Для выработки короткого (люфт) дыхания полезно упражнение А. Н. Стрельниковой «Гарью пахнет». Это упражнение активизирует внимание исключительно на коротком вдохе, совершенно не думая о выдохе. Необходимо активно дышать, нюхать примерно 4 раза, затем делать небольшую передышку и повторять несколько раз. При таком вдохе происходят четкие сильные диафрагмальные сокращения, необходимые при пенииstaccatо (отрывисто).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При исполнении коротких четких звуков, детям необходимы образные сравнения: живот упругий, как мяч или на животе находится клапан-пищалка, который, если надавить, издает звук, как в мягкой игрушке и т. п.

Упражнения на ладовое чувство

На сегодняшний день остаются общепризнанными два лада: мажор и минор. Лад — это система устойчивых и неустойчивых нот, стремящихся в устойчивые. При работе с хором первостепенное значение имеет мажор, т. к. он способствует формированию светлого, «солнечного» звучания. Полезными оказываются любые упражнения на поступенное движение вверх и вниз (11), а также упражнения на опевание устойчивых ступеней лада (12).

Микстовое, значит смешанное. В вокале это означает, что при пении необходимо одновременное использование головного и грудного резонаторов. За нижнюю часть диапазона голоса отвечает грудной резонатор, а за среднюю и высокую — головной. Соединение работы тех и других резонаторов дает насыщенный, тембрально окрашенный звук голоса. Микстовое пение в хоре дает ощущение полноты звука, объема, т. к. включает в себя огромный спектр обертонов. Становлению микстового звучания способствуют упражнения на выравнивание перехода из грудного звучания в головной, а также упражнения на соединение их одновременного звучания.

Певческий аппарат человека чрезвычайно сложен по своему устройству. Хотя мы различаем в нем отдельные звенья (систему дыхания, звукообразования, резонаторы, артикуляционный аппарат), действие их в певческом акте целостно. Как пишет Л. Б. Дмитриев, «певческий звук может сформироваться только тогда, когда все части голосового аппарата функционируют полноценно и координировано» [3 с. 347]. Но это лишь техническая составляющая. Над этим стоит эмоция, образ, сам творческий процесс, формирующий музыкальный вкус. В. М. Бехтерев, исследуя психологические подходы к музыкальному образованию, отмечал, что «чрезвычайно важно известным образом направлять развитие ребенка» [2 с. 3].

Музыкальное образование мыслилось ему как сложный процесс выработки и развития навыков, привычек, вкусов, приобретаемых в процессе музыкальной деятельности. В качестве первого условия развития ребенка, он рассматривал «устранение всего, что нарушает правильное развитие слуха». Развитие слуха, по его мнению, «должно играть в воспитании не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста уже способна возбуждать эстетическую эмоцию» [2 с. 5]

Используя данную методику, можно достичь высоких результатов в формировании певческого аппарата, умения слышать и слушать, качественно исполнять вокально-хоровые произведения богатым красками голосом.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на  становление музыкальных вкусов и предпочтений ребенка влияет вокально-хоровое воспитание на всех этапах работы. Наивысшей точкой данного процесса считается филигранная работа над звучностью, однородностью, тембровой окрашенностью. Метод воспитания хорового коллектива базируется на основе синтеза слова и певческого звука. Именно тонкость и гибкость звука в хоровом коллективе способствуют становлению эстетического восприятия, чувства красоты и гармонии в младшем школьнике.

Список литературы:

1.        Багадуров В. А. «Вокальное воспитание детей». Изд. Академии пед. наук РСФСР, М., 1953

2.        Бехтерев В. М. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней до его детства». М., 1916

3.        Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., «Музыка», 1968

4.        Едунов С. М., Праслова Г. А. «Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность», метод. пособие для учителей музыки, СПб, 2001

5.        Емельянов В. В. «Развитие голоса координация и тренинг». Изд.4, СПб, М, Краснодар, 2004

6.        Огороднов Д. Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». Метод. пособие, изд. 3-е, «Музична Україна», 1989

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

7.        «Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы». Сб. научных трудов. СПб.: Академия культуры, 1995

8.        Самарин В. А. «Хороведение и хоровая аранжировка»Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

541

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке