Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Взаимоотношения государства с конфессиональными организациями в енисейском регионе»

АННОТАЦИЯ. В статье показано отношение государства к крупным организациям старообрядства и старых форм русского сектантства — хлыстов, молокан и др., к приверженцам самых различных вероисповеданий: православным, старообрядцам, католикам, лютеранам, иудаистам, баптистам и прочим. Исследование выполнено на материале Енисейского региона.

Помощь в написании статьи

ABSTRACT

The article shows the relationship of the State to large organizations staroobrâdstva and the old Russian form of sectarianism — whips, molokans, etc., to the followers of the various religions: Orthodox, old believers, Catholic, Lutheran, iudaistam, Baptists, and other things. A study performed on the material of the Yenisei region.

Ключевые слова: церковь; сектантство; конфессии; атеистическая работа; религиозность; идеология; политика советского государства.

Keywords: Church; sectarianism; religious; atheis; religious; ideology; the policies of the Soviet State.

Енисейская губерния, на территории которой ныне расположен Красноярский край, в дореволюционном прошлом была одной из частей Сибири, где успешно осуществлялась миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. В частности, это выразилось в опережающем тем­пе строительства церквей, по сравнению со строительством школ. Только с 1909 по 1914 гг. в переселенческих селах губернии на одну открытую школу приходилась восемь церквей. Всего на бывшей территории Крас­ноярского края до революции действовало 404 церкви, 178 часовен и 5 монастырей [5, с. 116].

В 1911 г. в Красноярске было учреждено «Православное противосектантское братство молитвы и трезвости во имя Святых Апостолов Петра и Павла» с целью противодействия сектантству и порокам пьянства и табакокурения. Действовали противосектантские миссионерские курсы, организованные в 1914 г. в Красноярске. Сотни миссионеров проводили местные миссионерские съезды с торжественными богослужениями, кре­стными ходами, религиозно-общественными праздниками [4, с. 492].

В Хакасии среди священнослужителей довольно колоритной фигурой был выходец из казачьей станицы Таштып протоиерей Владимир Иванович Кузьмин, закончивший в 1904 г. Красноярскую духовную семинарию. В соответствии с предписаниями Енисейской консистории священник в инородческом церковном приходе обязывался прослужить не менее десяти лет, в течение первых трех изучить местное наречие, верования и обычаи жителей прихода. Следуя этим наставлениям, В. Кузьмин изучал местное наречие — сагайский диалект и шаманские верования хакасов [2, с. 4].

Изучая его дневники, можно заметить, как, переезжая из одной дерев­ни в другую, он вел апологетические и полемические беседы.

Оппонировали В. Кузьмину пресвитер баптистов Зеленский и Корогозов. Возражения сводились к тому, что Бога нельзя уподоблять золоту или серебру, и в писании нет повеления чтить крестом. Их положения (о почитании кре­ста) сводились к следующему: 1) крест есть орудие нашего спасения; 2) на нем явилась правда Божия; 3) благословенно древо, через которое была правда; 4) крест есть жертвенник, от которого не имеют права пи­таться служащие скинии; 5) Апостол Павел хвалился крестом господа Нашего Иисуса Христа. Баптисты оспаривали, что крест есть Христов жертвенник, но весьма слабо [7, с. 42].

В. Кузьмин считал, что положение Абаканской миссии плачевно, она не имеет миссионеров, владеющих инородческим языком. Он предложил целый план мероприятий по улучшению миссионерской деятельности: открытие в Аскизе миссионерской семинарии, подготовку кандидатов для поступления в духовные семинарии, постройку новых молитвенных домов, учреждения штата катехизаторов.

Исторически Сибирь стала местом средоточия крупных организаций старообрядства и старых форм русского сектантства — хлыстов, молокан и др. В Енисейской губернии поселились приверженцы самых различных вероисповеданий: православные, старообрядцы, католики, лютеране, иудаисты, баптисты и прочие.

Например, в деревне Комаркова Минусинского уезда в 1915 г. прихожанами местной церкви были бывшие жители Курской, Тамбовской, Киевской, Полтавской, Черниговской и дру­гих губерний России. На территории этого прихода проживало 256 старообрядцев, 23 баптиста, 18 приверженцев иудаизма [11, с. 157]. Местное население Енисейской губернии лишь формально приняло христианство. На Крайнем Севере и юге губернии среди эвенков, соха, долган, нгасан, якутов, хакасов и других малых народностей продолжали господствовать анимистические, шаманские верования, языческие культы.

На территории Енисейского района были обнаружены таежные скиты старообрядцев-пустынников. По словам журналиста А. Шамаро, изучавшего документы об одном из таких скитов на реке Дубчес, малейшая забота о чистоте тела считалась там «большим грехом, сатанинским соблазном. Избы внутри были траурно-черными от копоти и грязи… В пустыннических кишело несметное скопище насекомых… Когда вши совсем заедали инока, он осмеливался снять с себя холщовую, ни разу не стиранную рубаху и потрясти ее над костром. Насекомые сгорали над огнем [12, с. 29].

После совершения Великой Октябрьской социалистической революции в стране утвердился курс на атеизацию общества. Идеология и политика советского государства по отношению к религии и церкви базировались на известном марксистско-ленинском положении, суть которого заключалась в утверждении, что только ликвидация условий, порождающих религиозные предрассудки, может обеспечить освобождение народных масс от религии [9, с. 415]. Уже в первые годы Советской власти ленинским декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» была уничтожена классовая база господства духовенства.

Ленинский декрет воспринимался по-разному. Прежде всего, он вызвал открытое недовольство и противодействие духовенства. Вплоть до начала 20-х гг. почти все религиозные организации страны выступили против курса на социализм и поддержали силы контрреволюции. На первое место в антирелигиозной пропаганде выдвинулось разоблачение враждебной позиции церкви и сект. Она приобрела политическую окраску.

В Сибири в Енисейской губернии революционерам пришлось бороться не только с церковной контрреволюцией, но и с сектантской оппозицией, поскольку сектанты провозгласили себя подлинными защитниками народа. Взаимоотношения государства с религиозной организацией складывались непросто. Изменилась тактика борьбы с религией, была сделана попытка отойти от репрессивных методов, но курс на искоренение религиозности продолжался.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В принятом ЦК РКП(б) постановлении «О постановке антирелигиозной пропаганды и о нарушении пункта 13 Программы» (1921 г.) [10, с. 502—503] было определено главное направление в атеистиче­ской работе: не выпячивать ее на первое место, согласовывать политику в данном вопросе со всей экономической политикой, сущность которой состояла в восстановлении действительного соглашения между пролетариатом и мелкобуржуазными массами крестьянства, не освободившимися от религиозных предрассудков.

Губернская партийная организация в духе постановления вела разъяснительную работу среди населения, организовав для этого кружки, партийно-советские школы, где около 30 % учебного времени отводилось обучению слушателей методам пропаганды атеизма [8, с. 143]. В борьбе с религией использовалась газета «Красноярский рабочий». В конце 1920 г. на страницах газеты была введена рубрика «Церковь и религия».

Откликом на такое обращение стало активное участие сотен людей в деятельности местных ячеек Союза воинствующих безбожников. В Енисейской губернии число ячеек этого общества быстро росло. К началу апреля 1925 г. в Красноярске их было 26. Они объединяли 926 пропа­гандистов атеизма, которые проводили беседы, лекции, экскурсии в музеи антирелигиозного плаката, созданного в городе [1, с. 26].

История показала, что в годы, предшествовавшие коллективизации, религиозность в народе не только не исчезла, но и возросла, в основном за счет пополнения религиозных сект. Баптистов в Сибири стало втрое больше: если в 1917 г. их насчитывалось 5 тысяч, то в 1929 г. — 15462. Рост наблюдался и в Енисейской губернии, особенно на юге в Минусинском уезде и Хакасии [3, с. 743—745].

Одной из причин такого явления, помимо упомянутых, было умелое использование сектантами права свободы совести в целях религиозной агитации. Другая же причина заключалась в насильственном закрытии церквей и переходе православных в различные секты. В Хакасии на 1 апреля 1937 г. действовали следующие религиозные общины: евангельские христиане — 35 человек; баптисты — 98 человек; секта старообрядцев в Матурском сельсовете Таштыпского района; нелегальная секта хлыстов в Ширинском и Аскизском районах. Она целиком состояла из коренного населения — хакасов.

Действовали также субботники и молокане в селе Иудино (ныне Бондарево) Бейского района. Здесь было 17 православных церквей в 1936 году, а на 1 апреля 1937 г. уже — 8. Все они к этому вре­мени бездействовали, хотя официально Советская власть их не закрыва­ла. Служба в них не велась из-за отсутствия церковнослужителей. Это — следствие массовых репрессий, обрушавшихся на «врагов народа», в том числе служителей культов.

В стране «изгонялась вера» путем физического устранения людей. Уничтожены были многие тысячи верующих. Проводился террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий. Террор унес из жизни многих служителей традиционного верования хакасов — шаманизма.

Естественно, в ходе и после такого террора в массе народа появились страх и опасение посещать храмы и молельные дома. Многие церковные приходы перед Великой Отечественной войной прекратили свое существование из-за отсутствия прихожан. Атеистическая литература утверждала, что, несмотря на ошибки и перегибы власти, она обеспечила дальнейшую атеизацию общества.

В период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы интерес народа к религии оживился. Из различных районов Красноярского края в Совет по делам Русской Православной церкви (РПЦ) при Совете Министров СССР поступило более сотни заявлений с просьбой об открытии церквей. С согласия руководства партии стали вновь открываться храмы и молельные дома. В крае было открыто 20 православных церквей и молельные дома в Абакане, Красноярске, Минусинске. Официально была признана деятельность Свидетелей Иеговы в Абакане (1946 г.), христиан веры евангельской, пятидесятников.

Список литературы:

Боженко Л.И. Научно-атеистическая пропаганда в Сибири в восстановительный пери­од (1921—1925 гг.): Ученые записки томского университета / Л.И. Боженко. Томск: Томское книжное издательство, — 1963. — № 47. — С. 26.
Гладышевский А.Н. Крутой поворот в жизни священника // Хакасия. — 2001. — № 12. — С. 4.
Енисейские епархиальные ведомости //Официальное издание Енисейской и Красноярской епархии. — 1909. — № 7.
Енисейский Энциклопедический Словарь. — Красноярск, КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998 г. — С. 492.
История Красноярского края. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1967. — С. 116.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — Ч. 1. — С. 743—745.
Краткое описание прихода Енисейской епархии: Справочник/ Репринтное издание 1916 года. — Красноярск: КО РФК ХТО «Краевед», 1995. — С. 42.
Лукинский Ф.А. Партийное руководство научно-атеистической пропагандой в Сибири (1920—1925) // Труды Новосибирского государственного медицинского института. — Но­восибирск, 1960. — С. 143.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1, Изд. 2. — С. 415.
О религии. Хрестоматия. — М.: Политиздат, 1963. — С. 502—503.
Токарев С.А. Религия в жизни народов мира. — М., 1964. — С. 157.
Шамаро А. На берегу черной магии // Наука и религия. — 1963. — № 1. — С. 29.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

423

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке