Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Формирование культуры межнациональных отношений студентов в современном вузе»

Для России — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Одним из главных условий самого су­ществования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.

Помощь в написании статьи

Проблема толерантности превратилась в настоящее время в одну из необходимых проблем мировой цивилизации. Это связано с падением нравственности, нарушением прав человека, общечелове­ческими, конфессиональными и межэтническими конфликтами. Куль­тура мира, толерантность, которую мы в настоящее время пытаемся привить обществу, есть культура принятия другого, терпимости к нему, его образу мышления и поведения.

Огромная роль в формировании культуры межнациональных отношений — принадлежит образованию. Перед высшим образо­ванием встает комплекс проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве. Среди них — развитие личности посредством обогащения сознания личности национальных ценностей разных культур, этнопедагогическое просвещение молодежи с целью расширения и углубления её этнокультурных представлений; форми­рование мировоззрения, интеллекта межнациональных взаимоотно­шений, предполагающих гармонию межкультурного взаимодействия студентов. И самое главное формирование толерантного отношения студентов в поликультурном образовательном пространстве, для того чтобы обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур [2, с. 154].

В «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995 года» говорится: «Толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия наших мировых культур, форм выражения и способов человеческого бытия. Она воспитывается знанием, откры­тостью, коммуникацией и свободой мысли, совести и верований».

В настоящее время ситуация толерантного отношения студентов друг другу усугубляется тем, что низкая культура межнациональных отношений студентов препятствует конструктивности межкультурного диалога и тем самым остро влияет на проявление толерантности в межнациональных отношениях друг другу. Исходя, из этого причи­нами подобной ситуации являются: наличие деструктивного межна­ционального взаимодействия — нетерпимость к чужому мнению, эгоизм, внутренняя неприязнь, амбициозность, категоричность сужде­ний, неспособность идти на компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных предрассудков, недопонимание реальных про­цессов, происходящих в обществе, мире. Отсутствие у студентов культуры понимания и культуры восприятия различий ментали­тета [2, с. 175]

Эти причины могут быть устранены в педагогическом процессе, целью которого является формировании культуры межнациональных отношений студентов в современном вузе, содействие межкультур­ному взаимопониманию обучающихся не только иностранных студен­тов друг с другом, но и российских студентов с иностранными студен­тами. Эффективность педагогического процесса обусловлена готов­ностью и способностью преподавателей приобщать студентов к культурам, языкам через понимание ценностей, особенностей нацио­нальных культур и диалоговое взаимодействие.

Проблема поликультурного образования рассматривается в работах В. П. Борисенкова, Б. Л. Вульфсона, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк, Г. Ж. Даутовой, Г. Д. Дмитриева, А. Н Джуринского, Н. Д. Никандрова, Л. Л. Супруновой и др.

Вопросам изучения этнокультуры посвящены работы в области теории культуры. Эти работы освещают некоторые этнические аспекты (А. Н. Арнольдов, М. М. Бахтин, Л. Н. Гумилев, Э. С. Мар­карян, В. М. Межуев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. Тойнби и др.). Этносоцио­логический аспект проблемы развития культуры народов страны раскрывается Ю.В. Арутюняном, М. Н. Губогло, Л. М. Дроби­жевой и др.

В современной педагогической науке особое место занимают фундаментальные исследования по гуманизации образовательного процесса и раскрытию совокупности национальных ценностей образо­ва­ния (Р. М. Асадуллин, К. Ш. Ахияров, Е. В. Бондаревская, В. П. Без­духов, Р. А. Валеева, Б. Л. Вульфсон, Б. С. Гершунский, В. И. Загвя­зинский, В. Ф. Кривошеев, З. Г. Нигматов, А. М. Новиков, А. В. Слас­тенин, Е. Н. Шиянов, В. Д. Шадриков, В. К. Шаповалов и др.).

Важнейшим вопросом современного Российского государства является национальный вопрос. В. В. Путин в своей статье от 23.01.2012 года «Россия — национальный вопрос» представил один из путей сближения национальных интересов через повышение образова­тельного уровня общества: «Гражданская задача образования, системы просвещения — дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образо­вательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история — естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур».

Вузы России отличаются поликультурным образовательным пространством: в них преобладает смешанный национальный состав. Крупнейшим этническим центром Сибири и Дальнего востока являет­ся Национальный Исследовательский Иркутский Государственный Технический Университет, основанный в 1930 году. В 2011—2012 учебном году обучается 35 тысяч студентов, количество иност­ранных студентов достигает 700 человек, которые представляют 14 стран ближнего и дальнего зарубежья, а также преобладающим количеством иностранных студентов являются из 10 стран СНГ.

Не смотря на разнообразие религиозно-культурных основ, осо­бенностей языка и традиций, для гармоничного развития межнацио­нального взаимодействия студентов в условиях поликультурного обра­зовательного пространства, наш ВУЗ апробирует новый подход к фор­мированию культуры межнациональных отношений студентов в процессе профессиональной подготовки. Профессиональный процесс как культурно-массовый и воспитательный процесс. Это реализация культуротворческой национальной модели, под ярким названием «Фестиаль Наций», а ранее «День Наций» проводимого в начале учеб­ного года внутри ВУЗа, автором идеи, которой является работник НИ ИрГТУ заведующая иностранным общежитием № 12 Викулова Оксана Ивановна. Движущими силами данного культурно-массового меро­приятия и воспитательного процесса, являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития; наряду с изучением национальной культуры даётся представление о самобытных этнокультурных традициях малых и больших народностей. Своеобразие данного под­хода к решению проблем формирования культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространст­ве ВУЗа состоит в том, что сами студенты непосредственно форми­руются в этнонациональных традициях, представляя свою страну: де­монстрируя культуру, быт, обычаи, традиции, национальную кухню. Для того чтобы обеспечить гармоничное взаимодействие различных культур в межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве ВУЗа.

Первоочередной задачей ВУЗа состоит в формировании способ­ностей адекватной у студентов культуры понимания и культуры восп­риятия различий менталитета. Решение этой задачи предполагает формирование системы ценностных ориентации, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, уме­ния понимать другого и самого себя.

Подчеркнем, что именно сфера образования, и только она, может способствовать взаимопониманию между нациями, народами и кон­фессиями, только здесь, в паритетном творческом взаимодействии, в диалоге культур рождается понимание общности человеческой при­роды, общности ценностей и целей, рождается представление о чело­вечестве как едином и уникальном феномене.

Итак, формирование культуры межнациональных отношений студентов в современной культуротворческой национальной цивилиза­ции отвечает глобально-политическим вызовам времени и имеет своей стратегической целью достойный вход воспитываемой личности многонациональной России и в мировое сообщество. Поликультурное образовательное пространство ВУЗа выступает как условие сохране­ния разнообразия культур, этносов, религий, исторического права на отличие, непохожесть, знаковость этносов и народов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В завершении хотелось добавить высказывание из статьи В. В. Путина от 23.01.2012 года «Россия — национальный вопрос»: «Уверенность, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поли­культурной общности, опирается на нашу культуру, историю, тип идентичности».

Список литературы:

1.        Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Акварель, 2008. — 385 с.

2.        Шлягина Е. И., Карлинская И. М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. М., 2000. — 257 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

438

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке