В данной статье мы представляем результаты проведенного исследования, основанного на выявлении реализации принципов построения экспрессивных средств в творчестве художников республики Хакасия. Источником для анализа послужили работы художников-живописцев, состоящих в Союзе художников Хакасии (всего 142 репродукции) [2].

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Мы предположили, что и в языке и в живописи существуют константные культурные категории – принципы построения артефактов. Принципы построения экспрессивных средств языка/речи подробно описаны И.В. Пекарской [1]. На основе данной классификации мы выявляли общие синтагматические и парадигматические, а также частные принципы построения экспрессивных средств в живописи.

Среди синтагматических принципов распространение получил частный принцип повтора, относящийся к общему принципу избыточности. Художник Бурнаков М.А. использует способ повтора в названиях своих картин (2 картины «Праздник урожая»), Бутонаев В.П. применяет повтор в двух картинах («Родной Абакан»), художница Валькова В.А. тематический повтор использует в пейзажах «Аскизские горы», «Дорога на Аскиз». Повтор мы обнаружили в творчестве Капелько В.Ф., Топоева А.А. Хлебникова Г.С. и других художников. Вероятно, стремление художников по-разному передавать одну тему и вызывает повтор в названиях и сюжете.

Среди парадигматических принципов был выделен принцип сравнения. Данный принцип, а именно способ контраста и фигура антитеза используются во многих художественных творениях. Например, Бурнаков М.А. на одной из картин «Праздник урожая» изображает мужчин на лошадях, на другой – женщин на лошадях, художник применяет контраст по цвету, изображая на одной картине светлое небо, а на другой – темное. Бутонаев В.П. применяет принцип контраста в картинах «Родной Абакан»: цивилизация противопоставлена нетронутой природе, с помощью контраста цвета противопоставление особо ощущается. Контраст цвета используют: Доможаков А.В. в картине «Без названия», Капелько В.Ф. в картине «Монголия», Имайкина (Гриценко) В.Н. в картинах «В лесу» (одна половина ее картины нарисована холодными красками, другая – теплыми) и «Портрет Веры» (лицо женщины ярким светлым пятном выделяется на фоне темного цвета). Капелько В.Ф. на картине «Древние кыргызы» изображает караван жизни и кладбище предков (движение противопоставлено статике). Его «Автопортрет» и «Автопортрет с зеркалом» контрастируют не только по цвету, но и по эмоциональному накалу (картины выражают умиротворение и возбуждение). На полотнах Сейфулина И.Х. «Любители горизонта», Топоева А.А. «Солдат вернулся» мы также обнаружили антитезу. Бондин С.В. в картине «Дворик в Лондоне» кроме антитезы использует принципы расчлененности – каждая фигура человека в городе выделена светлым пятном, художник этим приемом показывает обособленность людей в городе. Данный принцип находит свое отражение и в картине «Копенский чаа-тас»: босой старец на земле предков размышляет о единстве прошлого, настоящего и будущего (прошлое представлено менгирами, настоящее – человеком, будущее – кораблями на воде).

Ярким примером использования принципа контраста является полотно Н.Я. Кобыльцовой «Песнь Хакасии». На картине отражено столкновение культур: культура современности (мужчина в джинсах и рубашке, изображенный в углу картины, держащий в руках магнитофон) и культура древнего народа (менгиры, юрта, лошади, бубен, хайджа и женщины в национальной одежде). В этой картине все метафорично: бубен – символ веры – шаманизма, расположение фигур, сидящих и стоящих, указывает на почитание и уважение старших; магнитофон – символ цивилизации, прогресса науки и техники.

Наблюдения над использованием принципов построения экспрессивных средств в живописи художников Хакасии свидетельствуют о том, что самым распространенным является общий принцип сравнения. Рассмотрим реализацию частных принципов аналогии, градации в творчестве мастеров живописи.

Имайкина (Гриценко) В.Н. в своей картине «Предчувствие весны» олицетворяет зиму, изображая ее в виде женщины с грустными глазами. На картине Ф.Е. Пронских «Старые березы» деревья с наростами и трещинами, будто ранами, метафорически передают образ пожилых людей. В.Ф. Капелько в картине «Монголия» использует олицетворение, представляя степи Монголии в виде образа лежащей женщины. Считаем, что его «Автопортрет с зеркалом» можно сравнить с перифразом – описательным оборотом, употребляемым вместо традиционного наименования с целью выявления наиболее существенных признаков. Объектом действительности является сам художник. Исследуя себя и свою собственную личность, он тем самым изучает ее особенности и показывает их зрителю в несколько иной интерпретации.

Текст живописного произведения И.Х. Сейфулина «Ужин вдвоем» содержит тропы преувеличения: литоту и гиперболу. Фигуры женщины и мужчины намеренно уменьшены и расположены в правом нижнем углу, а многоэтажные «воздушные замки», которые строит в своих мечтах пара влюбленных, занимают почти все пространство картины, контраст цвета художник использует для показа реальности и мечтаний. Другое его творение – «Любители горизонта» – особенно символично. Оно содержит определенный смысловой подтекст: все мы, вырастая, уходим из родительского дома и идем своим путем. На картине изображены открытые двери, ребенок на пороге дома, корабль странствий, простертая рука женщины, ее взгляд вдаль; светлая линия горизонта контрастирует с небом и землей, усиливая эффект неизведанного.

Другое настроение вызывают картины художника В. Смертенюка. В своих творениях он разрабатывал темы истории, политических репрессий в иносказательной, символической форме. Его метафорическая система основана на декоративных стилизациях, напоминающих стволы и корни деревьев, в ритмах которых скрываются или произрастают лики, очертания фигур, символизирующие боль, страдания, идею памяти (картины «Корни Гулага», «Где трава рождается красной», «Мольба»). Принцип расчлененности – нерасчлененности используется в картине «Судьба людская», на ней изображены разные судьбы в образе людей, идущих друг за другом. Через них проходит темная линия, объединяя и показывая, что у всех одна участь.

Картина А.А. Топоева «Солдат вернулся», на наш взгляд, содержит эффект обманутого ожидания. Услышав название картины, мы можем предположить, что картина будет полна положительных эмоций. Однако увиденное полностью изменит наше настроение. Глядя на картину, мы почувствуем безысходность, боль, угнетение, страдание. Для усиления влияния на чувства зрителя художник использует принцип градации (фигура амплификация): темный цвет, сгоревшая дотла деревня, одинокая обгоревшая печь, такая же одинокая ссутулившаяся фигура солдата, боль утраты на его лице.

Серебряков Г.А. в картине «Степные травы» применяет эксплицитное сравнение (собственно сравнение). Пушистые букеты степных трав сравниваются с кистями для рисования, стоящими рядом. Метафоричность проявляется в следующем прочтении: травы раскрашивают степь, будто художник рисует картину кистью.

Сопоставив данные проведенного количественного анализа по выявлению проявления принципов и способов организации изобразительно-выразительных средств в творчестве хакасских художников, мы увидели, что ведущее место занимает общий принцип сравнения (используется в 26,1% от всех рассматриваемых репродукций), реализуемый через принципы аналогии, контраста, градации. Причем, принцип контраста проявляет себя через прием антитезы в 13,6% случаях. Принцип аналогии составляет 11,2% и реализуется на основе сходства путем метафоризации в 10,5% случаях, на основе тождества (перифраза) – в 0,7%. Принцип градации выражается через тропы гиперболы и литоты в 1,4% случаях. Общий принцип избыточности (составляет 16,1%) реализуется через частный принцип повтора (15,4%) и принцип перечислительного ряда (0,7%), способ проявления не выявляется.

Принцип асимметрии как общий принцип построения экспрессивных средств выражается через частные принципы расчлененности-нерасчлененности в 2,1% случаях.

Таким образом, принцип сравнения занимает первое место по частоте отражения в живописи, на втором месте – принцип избыточности, на третьем – принцип асимметрии. Только у принципа сравнения наблюдаются способы выражения через тропы и фигуры. Подводя итог проведенному исследованию, мы можем утверждать, что и в языке/речи, и в живописи существуют культурные категории – принципы (в нашем случае – построения экспрессивных средств), которые реализуют себя в осмыслении действительности.

Список литературы:

1.Пекарская И.В., Пекарская Е.А. Основы эффективной коммуникации: от теоретических вопросов к практике воздействующей речи [Текст] / И.В. Пекарская, Е.А. Пекарская. – Абакан, 2009. – 212 с.

2.Художники Хакасии: альбом-каталог [Илл.] / Администрация г. Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России». – Красноярск, 2009. – 178 с.