Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Отчёт по практике на тему «Основные индексные формулы»

«Индекс» в переводе с латинского — указатель или показатель. В статистике индексом называют показатель относительного изменения данного уровня исследуемого явления по сравнению с другим его уровнем, принятым за базу сравнения.

Написание отчета за 5 дней

Введение

потребительский статистика цена

Цель учебной практики — углубление и закрепление теоретических знаний, овладение навыками аналитической работы, приобретение опыта практической работы с данными: изучения дополнительного учебного материала по специальности, не вошедшего в основной курс обучения, анализ содержания экономических текстов и статей, сбор и поиска экономической информации, обработка статистических данных, позволяющих овладеть компетенциями в сфере экономики, сбора, поиска и анализа экономической информации.

Практика направлена на достижение следующих целей и задач:

– ознакомление студентов с действующей в стране системой показателей экономической статистики, методологией их исчисления и основными направлениями анализа на макроуровне, а также методологией их взаимной увязки в СНС;

– получение навыков экономических, статистических расчетов;

– получение навыков обработки результатов, в том числе с использованием компьютерного программного обеспечения;

– раскрытие прикладного характера рассматриваемых в учебных дисциплинах базовых категорий;

– формирование экономического образа мышления;

– закрепление общих представлений студентов о принципах и законах функционирования рыночной экономики;

– выработка умений использования базовых категории экономической теории для анализа конкретных ситуаций;

– закрепление навыков расчета наиболее важных коэффициентов, индексов и экономических показателей;

– формирование у студентов навыков творческого мышления и самостоятельной деятельности при анализе проблемы;

– формирование навыков учебно-исследовательской работы;

– подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

– приобретение навыка практического умения проведения исследований в социально-экономической сфере;

– освоение работы с разнообразными источниками информации.

По результатам прохождения практики написан отчет об учебной практике, который изложен на 24 страницах машинописного текста, содержит 7 приложений.

В ходе прохождения практики применялись следующие методы исследования: общенаучные методы, метод наблюдения, анализа, статистический, математический, сравнения.

В качестве источника данных использовались учебные пособия, периодические издания, интернет-ресурс.

1. Индексы потребительских цен

1.1 Методология расчета индексов потребительских цен.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода [2].

Наблюдение за изменением потребительских цен возложено на органы государственной статистики. Росстат осуществляет ежемесячный расчет системы индексов потребительских цен:

1) Все товары и платные услуги населению;

2) Все товары без алкогольных напитков;

3) Продовольственные товары без алкогольных напитков;

4) Продовольственные товары (включая алкогольные напитки);

5) Непродовольственные товары;

6) Платные услуги;

7) Все товары и услуги необязательного пользования;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

8) Все товары необязательного пользования;

9) Продовольственные товары необязательного пользования;

10) Непродовольственные товары необязательного пользования;

11) Платные услуги необязательного пользования;

12) Все товары и платные услуги (без учета товаров и услуг необязательного пользования);

13) Продовольственные товары (без учета товаров необязательного пользования);

14) Непродовольственные товары (без учета товаров необязательного пользования);

15) Платные услуги (без учета услуг необязательного пользования);

16) Все товары и платные услуги (без овощей, картофеля и фруктов);

17) Продовольственные товары (без овощей, картофеля и фруктов).

Кроме того, осуществляется расчет индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению, не вошедшие в перечень товаров и услуг, используемого при расчете базовой инфляции.

Индекс потребительских цен рассчитывается как результат деления суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года:

Результат выражается в процентах (домножается на 100%).

Можно выделить следующие свойства индекса потребительских цен:

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

1) Основывается на фиксированном уровне цен множества товаров и услуг потребительской корзины;

2) Основной инструмент для расчёта инфляции в США;

3) Распространенный показатель изменения стоимости жизни;

4) Является индексом Ласпейреса, поскольку при расчёте ИПЦ используется потребительская корзина базового года.

Целью расчета ИПЦ является выявление наиболее устойчивой динамики цен, не подверженной воздействиям шоков предложения и спроса, сезонного фактора, а также административному воздействию федеральных и региональных органов власти на процессы ценообразования [4].

Т.к. индекс потребительских цен рассчитывается по товарам и услугам из потребительской корзины, перейдем к более подробному ее изучению.

1.2 Понятие о потребительской корзине и методах ее формирования

Потребительская корзина — это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют [4].

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В России потребительская корзина рассчитывается в соответствии с принятым с 1 января 2013 г. законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Российская потребительская корзина включает в себя три основные части:

1) Продовольственные товары такие как, мучные изделия, крупы, овощные культуры, мясные, рыбные и молочные продукты, др.

2) Непродовольственные к которым относятся вещи для полноценного одеяния, лекарственные препараты, техника.

3) Услуги за оплату жилья, тепло, воду, свет, вдобавок затраты по транспорту, культурным мероприятиям и др. [1].

Расчет потребительской корзины осуществляется по комбинированному методу — объемы потребления продуктов питания устанавливаются в натуральных показателях, а объем непродовольственных товаров и услуг установлен в относительном показателе — 50% от стоимости потребительской корзины. По ранее действующей методике потребление непродовольственных товаров устанавливали также как и потребление продовольственных товаров в натуральных показателях. Нормы потребления продуктов питания, включенных в продовольственную корзину (11 групп) дифференцированы для основных социально-демографических групп по природно-климатическим зонам [3].

C 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

В приложениях А, Б, В представлены продукты питания, непродовольственные товары и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2015 год. Согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки — 280 г., овощей — 300 г., фруктов свежих — 160 г., сладкого — 60 г., молока и молочных продуктов — 800 г., масла растительного и жиров — 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено [11].

Практически каждый пятый год в России трехсторонним советом регулирующим социальные отношения создается обновленная потребительская корзина, в которую входит стоимость товара, услуги, дающие комфорт на целый год для жизни каждому гражданину, а так же на удовлетворение основных человеческих потребностей. Данный ход действий регулирует закон РФ.

В России на 2015 год в обиходе появляется все большее количество новых товаров и услуг, что представляет незаменимую ценность в повседневности. Из этого следует, что потребительская корзина должна быть более объемной и насыщенной. К примеру, другие страны уже на 2015 год внесли существенные изменения, где потребительская корзина пополнилась еще на девять позиций.

Также до этого списка были включены:

  • помощь няни;
  • платная медицина;
  • страховка.

Согласно законодательству России на 2015 год, в список требуемых для населения продуктов не будет внесено существенных поправок. Расчет установили на несоответствие в численном соотношении. Новый объем потребностей на 2015 год должен содержать более здоровое питание. Правительство России решило значительно уменьшить хлебобулочные изделия до 127 кг и картофеля до 101 кг в год каждому жителю. С другой стороны, произошло увеличение мясной продукции до 59 кг, рыбы до 19 кг, молока, кефира, сметаны до 293 л на год на каждого жителя. Существенные поправки коснулись в большинстве продовольственной части. Касательно по двум другим частям корзины, здесь ощутимых изменений не вносилось.

Стоимость данной корзины в 2015 году целиком обусловливается ее продуктовой долей. По средним подсчетам ее размер увеличился примерно на 5%, что в переводе категорий касательно жителей предоставляется, как:

  • для детей примерно 4,9%;
  • на рабочих, получающих пенсию 9%;
  • для работающего населения 4%.
  • После перевода данных процентов в финансовый эквивалент, выходит удорожание:
  • на детей по 330 рублей;
  • рабочим по пенсии до 490 рублей;
  • работающему населению около 280 рублей.

2. Основные индексные формулы

2.1 Понятие о методе товаров-представителей

Основной целью международных макроэкономических сопоставлений является перевод валового внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов различных стран в единую валюту для обеспечения их прямой сопоставимости. При решении данной задачи предпочтение отдается расчету фактических паритетов покупательной способности (ППС), а не использованию официальных валютных курсов для перевода национальных валют [2].

ППС показывает количество денежных единиц страны А, необходимых для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за 1 денежную единицу страны Б (или базисной страны) или за 1 единицу условной (общей) валюты группы стран.

В настоящее время для осуществления международных сопоставлений макроэкономических показателей используется индексный метод на основе товаров-представителей, по ценам которых рассчитываются ППС.

Схема метода выглядит следующим образом.

Исходный показатель разбивается на большое число однородных первичных групп, внутри которых экспертным путем подбирается некоторое число товаров-представителей; затем на основании национальных цен отобранных товаров-представителей вычисляются индивидуальные и групповые паритеты покупательной способности валют, которые агрегируются разными методами в сводный ППС, который и используется для переоценки показателей в сопоставимую валюту.

Согласно общей схеме паритеты покупательной способности рассчитываются по каждой первичной группе. Паритеты для более высоких уровней агрегирования рассчитываются в виде взвешенных средних соответствующих первичных групп.

Тогда ППС по формуле Пааше имеет следующий вид:

,где PA, QA, PB, QB — цены и количества товаров в странах A и B (обозначения отдельных товаров для простоты опущены);A, WB — стоимостные объемы товарных групп в странах A и B в национальных валютах.

ППС по формуле Ласпейреса имеет следующий вид:

ППС по формуле Пааше корреспондируется с соответствующим индексом физического объема Ласпейреса и наоборот. Обычно имеются довольно значительные расхождения между численными значениями индексов Пааше и Ласпейреса. Как правило, индекс Ласпейреса больше индекса Пааше по числовой величине. Это объясняется тем, что относительные цены и количества между странами имеют тенденцию к отрицательной корреляции — так называемый эффект Гершенкрона: институциональные единицы в стране обычно покупают относительно больше продуктов и услуг, которые относительно более дешевы в стране по сравнению с другими странами [7].

2.2 Различия между индексами цен Ласпейреса, Пааше и Фишера, их взаимосвязь и области практического применения

Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса цен:

где Pi0 — цена i-гo товара в базисном периоде,

Рi1 — цена i-гo товара в отчетном периоде.

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс.

В экономической литературе считается, что первый индекс цен был построен итальянским экономистом Карли в 1764 г. Этот индекс был построен по среднеарифметической формуле без применения какой-либо системы взвешивания. В XIX веке при построении индексов цен, в основном по агрегатной или соответствующей ей среднеарифметической формуле, статистики начинают использовать систему взвешивания. В зависимости от выбора базисных или текущих весов возникли две формулы: Ласпейреса (1871 г.) и Пааше (1874 г.). Более широкое практическое применение находят две другие их формы: в формуле Ласпейреса — средняя арифметическая форма, в формуле Пааше — средняя гармоническая, которые отражены на рисунке 1:

Рисунок 1 — Агрегатные, арифметические и гармонические формы индексов цен

Преимущества агрегатной формы — в ее ясном экономическом смысле. Она устанавливает изменение цен при предположении, что количества товаров неизменны, при этом в формуле Ласпейреса берется количество проданного товара в базисном периоде (Q0), а в формуле Пааше — в текущем (Q1).

Среднеарифметическая форма не имеет такого ясного экономического смысла, но ее преимущества состоят в том, что она позволяет более легко производить сам расчет индекса и облегчает последующие его перерасчеты. В частности, при расчете по среднеарифметической взвешенной формуле с базисными весами (формула Ласпейреса) значительно легче установить веса, достаточно иметь данные о стоимости продаж указанных товаров в базисный период, то есть P0Q0. Поэтому индексы цен в большинстве развитых стран строятся по среднеарифметической взвешенной формуле Ласпейреса.

В отечественной статистике до 1992 г. общий индекс цен рассчитывался по формуле Пааше, используя гармоническую его форму. Связано это было с простотой получения данных о текущем товарообороте (P1Q1) в связи со сплошной ежемесячной статистической отчетностью и незначительным изменением цен. Однако после 1992 г., когда был осуществлен переход к рыночным отношениям и принята новая методика расчета индекса потребительских цен, он стал рассчитываться так же, как и в большинстве стран, по формуле Ласпейреса.

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие отрицательной корреляции проданного количества товара и цены, а в случае долгосрочных и международных сопоставлений разница между индексами, взвешенными разными способами, составляет несколько процентов. Значения индексов, вычисленных по формулам Ласпейреса и Пааше, совпадают лишь в случае почти невозможного на практике совпадения структуры товарной массы базисного и отчетного периодов.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Теоретически и формула Ласпейреса, и формула Пааше имеют определенный экономический смысл. Каждая из них может использоваться в соответствии с той или иной экономической задачей.

Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее очень популярной в мире для расчета индекса потребительских цен(ИПЦ), который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним.

Другой важный показатель — дефлятор валового национального продукта в большинстве стран рассчитывается по формуле Пааше, и тем самым расчет максимально приближен к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде.

Индекс Фишера, который называют «идеальной» формулой, вычисляется как средняя геометрическая из индексов Ласпейреса и Пааше:

Однако все представленные формулы индексов для практических расчетов индексов цен применяются редко.

Индексы цен строятся на основе определенного товарного набора, который, в свою очередь, состоит из товаров-представителей, представляющих значительное число других товаров, не включенных в товарный набор. К цене каждого товара, включенного в индексный набор, приписывается не вес данного товара, а вес той товарной группы, изменение цен которой он представляет в индексе, за исключением тех товаров, которые представляют только самих себя. Эффективность системы представительных весов полностью определяется тем, насколько представителен сам товарный набор.

При расчете индекса необходимо решить вопрос о выборе базы для индекса цен. Под базой индекса цен, или, точнее, под базой для сравнения, понимается тот период, уровень цен которого принимается за исходный пункт сравнения, то есть за 100. В принципе при наличии готового индексного ряда любой период, охваченный им, может быть принят за базу — для этого достаточно значение индекса для других периодов разделить на значение индекса для этого периода. [6].

2.3 Основные направления использования данных статистики цен

Статистика цен представляет собой важный раздел экономической статистики. Ее показатели являются значимым компонентом системы макроэкономической информации, необходимой для анализа социально-экономического развития страны. Данные статистики цен используются органами государственного управления для принятия решений по вопросам формирования социально-экономической политики, разработки мер по регулированию рыночной экономики.

Система показателей статистики цен охватывает следующие индексы:

1) индексы цен потребителей;

2) индексы цен производителей;

3) индексы цен промежуточных товаров (сырья, материалов и т.д.);

4) индексы цен инвестиционных товаров;

5) индексы цен экспорта и импорта;

6) индексы средних цен отдельных товаров;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

7) индексы цен (тарифов) на услуги;

8) индексы цен ценных бумаг и объектов недвижимости;

9) индекс-дефлятор ВВП.

Можно выделить три основных направления в использовании данных статистики цен. Эти данные используются:

1) органами государственного управления — как инструмент реальной экономической политики (анализ инфляционных процессов как основы для принятия соответствующих решений правительством, индексация платежей из государственного бюджета и др.);

2) хозяйствующими субъектами — для принятия различных экономических решений (например, по вопросам инвестирования, индексации различных выплат);

3) статистическими ведомствами — для дефлятирования показателей экономической статистики с целью исчисления их в постоянных ценах и определения на этой основе индексов физического объема ВВП, динамики конечного потребления, накопления основного капитала, реальных доходов населения и др. [1].

3. Взаимосвязь индекса потребительских цен, индекса цен производителей и индекса-дефлятора ВВП

3.1 Динамика индексов по России и Оренбургской области

Для наглядного отражения динамики экономических процессов проанализируем собранную информацию по трем показателям (индекс потребительских цен на мясопродукты, индекс цен производителей по производству мяса и мясопродуктов в РФ, дефлятор ВВП).

Индекс цен производителей — индикатор с фиксированным набором весов, отслеживающий изменения в ценах, по которым продают свои товары национальные производители на оптовом уровне реализации. Индекс охватывает все стадии производства: сырье, промежуточные стадии, готовую продукцию, а также все сектора: промышленность, добычу, сельское хозяйство. Главное отличие его от индекса потребительских цен в том, что он охватывает только товары, но не услуги, и на оптовом уровне их реализации.

При расчете индекса не учитываются цены на импортные товары и услуги. В условиях ожидания повышения основных процентных ставок рост его значения приводит к росту курса доллара. Динамика промышленных цен обычно опережает индекс потребительских цен, и поэтому она используется многими аналитиками в качестве предварительного при оценке инфляции. Рост PPI приводит к инфляции издержек, которая, по мнению современных аналитиков, является худшим видом инфляции, так как оказывает более глубокое влияние на экономику по сравнению с инфляцией спроса [2].

Рисунок 3 — Индексы цен производителей по производству мяса и мясопродуктов в РФ с начала отчетного года в% к соответствующему периоду предыдущего года

В России индекс цен производителей по производству мяса и мясопродуктов достиг максимума, т.е. 128,17% в январе 2015 года, минимума — в январе 2014 г.

Рисунок 4 — Индексы цен производителей по производству мяса и мясопродуктов по Оренбургской области с начала отчетного года в% к соответствующему периоду предыдущего года

Увеличение индекса цен производителей по производству мяса в России и Оренбургской области в 2014 году свидетельствует о скором повышении уровня инфляции.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Индекс потребительских цен (ИПЦ, индекс инфляции) — один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике [4].

Рисунок 5 — Индексы потребительских цен на мясопродукты в РФ с начала отчетного года в% к соответствующему периоду предыдущего года

Индекс потребительских цен на мясопродукты в РФ достиг максимума в апреле 2015 года, минимума — в январе 2014 г.

Рисунок 6 — Индексы потребительских цен на мясопродукты по Оренбургской области с начала отчетного года в% к соответствующему периоду предыдущего года

Индекс потребительских цен на мясопродукты в Оренбургской области достиг максимума в апреле 2015 г., что указывает на наибольший уровень инфляции в этот период.

Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) — ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике [7].

Таблица 1 — Индекс-дефлятор ВВП В РФ

Год 2012 2013 2014
Индекс-дефлятор 107,4 105 107,2

Рисунок 7 — Динамика индекса-дефлятора ВВП в рыночных ценах в РФ

Дефлятор ВВП в России существенно увеличился с 2013 до 2014 года, что означает рост общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за этот год.

И дефлятор ВВП, и ИПЦ являются инструментами для расчёта уровня инфляции в стране; эти два индекса существенно различаются. Во-первых, дефлятор ВВП, в отличие от ИПЦ, основывается на размере текущей потребительской корзины (имеется в виду текущего, а не базисного года), то есть является индексом Пааше. Также, индекс потребительских цен включает в себя только конечные потребительские товары, в то время как дефлятор — все конечные товары и услуги, учитываемые в ВВП. ИПЦ переоценивает уровень инфляции, в то время как дефлятор ВВП наоборот, недооценивает. При подсчёте ИПЦ учитываются импортные товары, а дефлятор — лишь товары и услуги, произведённые на территории данной страны. К тому же, дефлятор ВВП не имеет того недостатка, что ИПЦ, а именно включает в себя изменения цен на новые товары и услуги, в отличие от последнего [2].

Можно сделать вывод, что в России, в том числе в Оренбургской области в 2015 году наблюдается высокий уровень инфляции, что подтверждает рост цен на товары и услуги, а также индекс потребительских цен, достигший в этот период наибольшего значения. Этого и следовало ожидать, так как в 2014 году наблюдался рост цен производителей по производству мяса. Увеличение инфляции всегда ведет к росту ожиданий участников рынка относительно уровня процентных ставок, который устанавливает центральный банк. В случае, если инфляция неожиданно ускоряется, рынки начинают ожидать от центрального банка более высоких процентных ставок. Это приводит к росту курса доллара, так как увеличивается привлекательность вложения средств в валюту с большей процентной ставкой.

3.2 Корреляционно-регрессионный анализ индекса цен производителей, индекса потребительских цен на мясопродукты в РФ и индекса-дефлятора ВВП

Проведем корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи индекса цен производителей и индекса потребительских цен. Исходные данные для анализа представлены в следующей таблице:

  Инд.цен прозводителей (x) Инд.потребительских цен(y)
2012 104,99 108,51
2013 105,34 106,88
2014 97,72 100,74
2015 128,17 122,38

Построим график зависимости результативного признака Y от фактора X:

Рисунок 8 — Поле корреляции

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

Согласно приведенному рисунку наблюдается рост показателя y с ростом показателя , т.е. можно предположить о наличии прямой связи между рассматриваемыми показателями.

На основании поля корреляции можно выдвинуть гипотезу (для генеральной совокупности) о том, что связь между всеми возможными значениями X и Y носит линейный характер.

Линейное уравнение регрессии имеет вид y = bx + a

В соответствии с требованиями метода наименьших квадратов значения параметров a, b находятся путем решения следующей системы уравнений:

a∙n + b∑x = ∑y

a∑x + b∑x2 = ∑y∙x

где: n — количество наблюдений [1].

Подставив полученные значения в систему уравнений, имеем:

4a + 436,22 b = 438,51

,22 a + 48096,16 b = 48180,96

Решив систему уравнений, получаем:= 0,6853, a = 34,8868

Таким образом, линейное уравнение имеет следующий вид:= 0,6853 x + 34,8868

Подставив в данное уравнение соответствующие значения X, получим выровненные значения величины индекса потребительских цен в зависимости от индекса цен производителей (Yx). Результаты представлены в таблице:

Выравненные значения результативного признака Y

  x y y(x)
2012 104,99 108,51 106,8416
2013 105,34 106,88 107,0814
2014 97,72 100,74
2015 128,17 122,38 122,7279

Для измерения тесноты связи между факторным и результативным показателем при нелинейной зависимости исчисляется корреляционное отношение, формула которого имеет следующий вид:

где

Корреляционное отношение может принимать значение от 0 до 1. Чем ближе его величина к единице, тем более тесная связь существует между изучаемыми явлениями [9].

Корреляционное отношение показывает, на сколько процентов в среднем изменяется результативный признак Y при изменении факторного признака X на 1%.

Нами было получено значение корреляционного отношения, равное 0,992. Это означает, что связь между факторным и результативным признаком сильная и при изменении индекса цен производителей на 1% величина индекса потребительских цен изменится на 0,992%.

Достаточно высокий уровень корреляционного отношения позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности прогнозирования и планирования индекса потребительских цен с использованием методов регрессионного анализа.

Квадрат (множественного) коэффициента корреляции называется коэффициентом детерминации, который показывает долю вариации результативного признака, объясненную вариацией факторного признака [7].

Чаще всего, давая интерпретацию коэффициента детерминации, его выражают в процентах.2= 0,9922 = 0,9832

Следовательно, на 98,32% изменение индекса потребительских цен обусловлено изменением индекса цен производителей и только на 1,68% связано с влиянием прочих факторов, не исследуемых в данной модели.

Для оценки качества построенной модели рассчитывают среднюю ошибку аппроксимации (А), которая показывает, на сколько процентов в среднем отличаются фактические значения результативного показателя (Y) от значений, рассчитанных по построенной модели.

Модель регрессии считается хорошо подобранной и достаточно точно описывающей связь между фактором и результативным показателем, если величина средней ошибки аппроксимации не превышает 10%.

Средняя ошибка аппроксимации определяется по формуле:

,где

— отклонение выравненных значений Y от фактических, взятое по модулю [6].

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Цена отчета

=0,78%

В среднем, расчетные значения отклоняются от фактических на 0.78%.

Таким образом, полученное значение средней ошибки аппроксимации не превышает 10%, следовательно, можно говорить о хорошем качестве построенной модели. Это означает, что полученную модель можно использовать для прогнозирования величины индекса потребительских цен.

Рассчитаем прогнозные значения потребительских индексов на 2016 и 2017 гг.

Предположим, что планируется каждый год увеличивать индекс цен производителей на 5% по сравнению с предыдущим годом. Тогда в 2016 и 2017 гг. сумма индексы цен производителей будут составлять:

,17+ 0,05·128,17 =134,6 — 2016 г.

,6 + 0,05·134,6 =141,33 — 2017 г.

Подставив рассчитанные значения в уравнение регрессии, получим прогнозные значения величины индекса потребительских цен:

0.6853 *134,6 + 34.8868 =127,1 — 2016 г.

.6853 *141,33+ 34.8868 =131,7 — 2017 г.

Таким образом, построив регрессионную модель зависимости величины индекса потребительских цен от индекса цен производителей и рассчитав по ней прогнозные значения индекса потребительских цен, мы установили, что для увеличения индекса потребительских цен по итогам двух планируемых лет на 5% индексы цен производителей составят 134,6 и 141,33 в 2016 и 2017 гг. соответственно.

Проведем корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи индекса цен производителей, индекса потребительских цен и индекса-дефлятора ВВП. Исходные данные для анализа представлены в следующей таблице:

  Индекс цен-производителей (x) Индекс потребительских цен (y) Индекс-дефлятор
2012 104,99 108,51 107,4
2013 105,34 106,88 105
2014 97,72 100,74 107,2

X= — матрица значений независимых переменных.

Y=

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

Далее с помощью матричных операций вычисляем (используем табличный процессор MS Excel и функции ТРАНСП, МУМНОЖ и МОБР в нем):

Находим обратную матрицу:

Вектор оценок коэффициентов регрессии равен [1]:

Y(X)= (7)

Y(X)=

Уравнение регрессии: Y = 108.96-1.26X1 + 1.2X2

Матрица, составленная из Y и X:

A=

ATA=

Полученная матрица имеет следующее соответствие:

Найдем парные коэффициенты корреляции.

Можно дать следующую качественную интерпретацию возможных значений коэффициента корреляции (по шкале Чеддока): если |r|>0.3 — связь практически отсутствует; 0.3 ≤ |r| ≤ 0.7 — связь средняя; 0.7 ≤ |r| ≤ 0.9 — связь сильная; |r| > 0.9 — связь весьма сильная [1].

, что говорит о наличии средней связи между индексом-дефлятором и индексом цен производителей.

т.е. между индексом цен производителей и индексом потребительских цен наблюдается весьма сильная связь.

Матрица парных коэффициентов корреляции R:

R=

Наибольшее влияние на индекс-дефлятор ВВП оказывает индекс цен производителей (r = -0.47), значит, при построении модели он войдет в регрессионное уравнение первым.

С целью расширения возможностей содержательного анализа модели регрессии используются частные коэффициенты эластичности, которые определяются по формуле:

Частный коэффициент эластичности показывает, насколько процентов в среднем изменяется признак-результат у с увеличением признака-фактора хj на 1% от своего среднего уровня при фиксированном положении других факторов модели [6].

, т.е. с увеличением индекса цен производителей на 1% от своего среднего уровня при неизменном индексе потребительских цен индекс-дефлятор ВВПв среднем изменится на 1,21%. Индекс цен производителей существенно влияет на индекс-дефлятор ВВП, т.к. частный коэффициент корреляции больше 1.

, т.е. при увеличении индекса потребительских цен на 1% от своего среднего уровня при неизменном индексе цен производителей индекс-дефлятор ВВП в среднем увеличится на 1,19%. Индекс потребительских цен существенно влияет на индекс-дефлятор ВВП, т.к. частный коэффициент корреляции больше 1.

Тесноту совместного влияния факторов на результат оценивает индекс множественной корреляции.

Таким образом, при значении R близком к 1, уравнение регрессии лучше описывает фактические данные и факторы сильнее влияют на результат. При значении R близком к 0 уравнение регрессии плохо описывает фактические данные и факторы оказывают слабое воздействие на результат [5].

R==1,

т.е. связи между индексом-дефлятором ВВП и индексами потребительских цен и цен производителей сильная, положительная.

Коэффициент детерминации: R2= 12 = 1, т.е. изменение индекса-дефлятора ВВП на 100% обусловлено изменениями индекса потребительских цен и индекса цен производителей.

Заключение

За время прохождения практики была достигнута ее цель: углубление и закрепление теоретических знаний, овладение навыками аналитической работы, приобретение опыта практической работы с данными.

Цель была достигнута посредством выполнения следующих задач: ознакомление с системой показателей экономической статистики, методологией их исчисления и основными направлениями анализа на макроуровне, получение навыков экономических, статистических расчетов, получение навыков обработки результатов, в том числе с использованием компьютерного программного обеспечения, раскрытие прикладного характера рассматриваемых в учебных дисциплинах базовых категорий, выработка умений использования базовых категории экономической теории для анализа конкретных ситуаций, закрепление навыков расчета наиболее важных коэффициентов, индексов и экономических показателей, приобретение навыка практического умения проведения исследований в социально-экономической сфере, освоение работы с разнообразными источниками информации.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Подробнее

Был произведен анализ зависимости индекса потребительских цен от индекса цен производителей и анализ зависимости индекса-дефлятора ВВП от индекса цен производителей и индекса потребительских цен с помощью корреляционно-регрессионного анализа.

Корреляционно-регрессионный анализ — классический метод стохастического моделирования хозяйственной деятельности. Основной задачей корреляционно-регрессионного анализа является выяснение формы и тесноты связи между результативным и факторным показателями.

По результатам прохождения практики выявлено:

1) при изменении индекса цен производителей на 1% величина индекса потребительских цен изменится на 0,992%;

2) на 98,32% изменение индекса потребительских цен обусловлено изменением индекса цен производителей и только на 1,68% связано с влиянием прочих факторов, не исследуемых в данной модели;

3) для увеличения индекса потребительских цен по итогам двух планируемых лет на 5% индексы цен производителей составят 134,6 и 141,33 в 2016 и 2017 гг. соответственно;

4) с увеличением индекса цен производителей на 1% от своего среднего уровня при неизменном индексе потребительских цен индекс-дефлятор ВВПв среднем изменится на 1,21%;

5) при увеличении индекса потребительских цен на 1% от своего среднего уровня при неизменном индексе цен производителей индекс-дефлятор ВВП в среднем увеличится на 1,19%;

Можно сделать вывод о наличии весьма сильной связи между индексом цен производителей и индексом потребительских цен, наличии сильной положительной связи между индексом-дефлятором ВВП и индексами потребительских цен и цен производителей, а также о том, что на индекс-дефлятор ВВП больше влияет индекс цен производителей, нежели индекс потребительских цен.

Список использованных источников

1) Федеральный закон РФ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. №227. Ст. 4562.

2) Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / 8-е изд., исправл. и доп. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина — М.: Дело и Сервис, 2009. — 496 с.

3) Байкова, Е.И. Сравнительный анализ методик формирования потребительских корзин Казахстана, России и Канады // Российское предпринимательство, 2013. — №22. — С. 96-104.

4) Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учеб. пособие / 2-е изд., доп. и перераб. — Питер, 2008. — 240 с.

5) Графов, А.В. Методы регрессионного анализа при планировании и прогнозировании потребности в оборотных средствах / А.В. Графов // Аудитор. — 2013. — №1.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заказать отчет

6) Есипова, В.Е. Цены и ценообразование: учеб. Для вузов / 3-е изд., исправл. и доп. / Питер, 1999. — 325 с.

7) Иванов, Ю.Н. Экономическая статистика: учеб. для вузов / 2-е изд., доп. / М.: Инфра-М, 2002. — 480 с.

8) Индексы цен производителей по производству мяса и мясопродуктов в РФ / Индексы цен производителей по производству мяса и мясопродуктов в Оренбургской области / Индексы потребительских цен на мясопродукты в РФ / Индексы потребительских цен на мясопродукты в Оренбургской области // М. — 2015. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

9) Минашкин, В.Г. Статистика: учеб. для вузов / М.: Проспект, 2006. — 272 с.

10) Шмойлова, Р.А. Статистика: учеб. для экон. вузов / 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 656 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

342

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке