«Война и мир» здесь видится не только историческим и философским, но и семейным романом.

Семьи Болконских и Ростовых противопоставляются семье Ку-рагиных, но Болконские и Ростовы отнюдь не идентичны. Они воплощают философскую антитезу простоты (Ростовы) и сложности (Болконские). Курагины же олицетворяют собой агрессию, низменные стремления человека. У каждой семьи своя аура, свой дух, свой внутренний мир.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Болконские и Ростовы живут и существуют по законам человечества, у них есть свои духовные потребности. У членов этих семейств присутствует внутренний монолог, отсутствующий у Кура-гиных. Курагины не созидают, они лишь рушат то, к чему прикасаются. Пьер Безухое говорит о них: «Подлая порода». В изображении семей Болконских и Ростовых Толстой демонстрирует их внутреннюю, каждодневную жизнь. У Курагиных же отсутствует тема дома и семьи. Дом и семья не существуют для них как ценность.

В семействе Курагиных правят бал не чувства, не человечность, а корысть и расчет, присущие каждому члену этой семьи. Кураги-ны как бы не имеют внутреннего мира. Это подчеркнуто их портретами: они подробны, статичны и словно безжизненны. Эмоциональность, движение, динамичность портретов Ростовых и Болконских, наоборот, подчеркивает то, что они живые, что они живут не только телом, но и духом.

Жизнь Болконских более конфликтна, нежели жизнь Ростовых. Эмоциональное отношение к жизни у Ростовых построено на чувствах, на интуиции, на жизни сердца. А Болконские живут, больше подчиняясь разуму и логике, их жизнь — это жизнь ума. Внутри-семейные Отношения Ростовых просты. Здесь главенствует теплота и непосредственность, некоторый беспорядок и атмосфера всеобщей (за исключением Веры) влюбленности. Порядок, следование традициям и устоям, сдержанность (хотя и не всегда) — принцип жизни Болконских. Они воспринимают мир сквозь свою позицию, не отходя от нее. Их разум и интеллект — барьер перед жизнью. Даже религия для княжны Марьи не просто вера, а целое мировоззрение. Болконские словно боятся увидеть себя обычными, простыми. Поэтому они «прозревают», либо испытав что-то очень и очень сильное, либо перед смертью (князь Болконский).

Ростовы же, в противовес Болконским, обладают способностью непосредственно воспринимать мир (Паташа). Они естественны и просты. Дом Ростовых открывает двери перед множеством людей. У них воспитываются четверо своих детей (Вера, Николай, Наташа и Петя) и двое чужих (бедная родственница Соня и Борис Друбец-кой). Но чем беднее становятся Ростовы, тем явственнее проступают в графине, до этого доброй и щедрой женщине, черты, присущие больше Анне Михайловне Друбецкой: скупость, душевная черствость, стремление пожертвовать «чужими» для «своих».

Ростовы и Болконские могут быть некрасивы или излишне просты (Наташа, княжна Марья), а Курагины — красивы (лишь Ипполит — исключение), но Ростовы и Болконские олицетворяют два созидающих начала: мужское и женское, а Курагины — начало разрушающее, начало, истребляющее чувства.

Ростовы и Болконские, олицетворяющие два противоположных полюса, две энергии, удачно дополняют друг друга. Их взаимодействие и взаимодополнение происходит посредством женитьбы Николая на княжне Марье. Но идеальна (для автора) лишь одна семья — семья Безуховых. Она гармонична, ибо основа этой гармоничности — человеческая равноценность Наташи и Пьера. Они вступают в новую полосу жизни очищенными от наполеоновских идей. В семье Безуховых Пьер — глава, интеллектуальный центр. Наташа же — духовная опора семьи, ее основа, потому что рождение и воспитание детей, забота о муже для нее — ее жизнь. Наташа целиком отдается этому.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Семья Ростовых лишена гармонии. Графиня Марья умнее мужа, глубже его как личность. Николай осознает, что никогда не поймет ее, что духовная жизнь Марьи для него закрыта. Он занят хозяйством, крепко стоит на ногах. Он скромен и добр, но эти качества не компенсируют его неумение отвечать за свои поступки перед собственной совестью, не компенсируют его духовную бедность в сравнении с женой. Ростовы и Безуховы близки друг другу. Но они и не измеримо далеки. Пьер — — будущий декабрист, Николай — тот, кто окажется по другую сторону баррикад. Судьей в споре Ростова и Безухова о судьбе России автор выбирает мальчика — Николеньку Болконского. Он «любил дядю, но с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер». Ребенок, имеющий возможность выбирать между двумя принципами, выбирает Пьера.

Толстой изобразил пять семей. Ростовы и Болконские разные, но они созидают и этим противопоставлены Курагиным, разрушающим. Семья Николая и Марьи — слияние ума и сердца, но негармонична: Марья духовно глубже Николая. Лишь семья Безуховых вполне хороша и, можно сказать, полна гармонии, устоем которой является полная духовная равноценность Пьера и Наташи.