Однако примечания Чехова являются одним из главных инструментов раскрытия образов персонажей, места и времени действия. В начале произведения автор описывает обстановку в доме, и в частности касается комнаты, «которая до сих пор называется детскою» — это говорит о том, что хоть в этом доме давно нет детей, многие взрослые не выросли по-настоящему: в душе они инфантильны. Описание рассвета и холода, помещенные в начало произведения, позволяют читателю понять, что приближаются перемены:»Рассвет, скоро взойдет солнце…но в саду холодно…»- новый день символизирует обновление, а холод и закрытые окна — нежелание жильцов подвергать свою жизнь изменениям.
Любовь Андреевна Раневская и без ремарок показана довольно эмоциональным человеком, однако авторские примечания демонстрируют её крайнюю чувствительность. Предаваясь воспоминаниям она фантазирует, что видит мать и «смеется от радости» — это автор упомянает нескольколько раз, также вспоминая о своем утонувшем ребенке она начинает «тихо плакать».Всё это показывает её как инфантильного и гиперчувствительного человека. Авторские пояснения позволяют представить сцену радости или грусти Любви Андреевны более живо, что необходимо для драматических произведений. Гаев Леонид Андреевич воспитан в той же семье, что и Раневская, поэтому ему свойственны такие же пороки как и у сестры. Он постоянно «кладет в рот леденец», что показывает его пристрастие к сладкому, как у маленьких детей. Леонид Андреевич, в отличие от Любви Андреевни показан скорее не гиперчувствительным, а вычурным:»целует Ане лицо, руки…её рукой закрывает себе лицо». Автор, представляя героев высшего света такими неподготовленными к трудностям демонстрирует завершение их века и переломный момент в жизни общества. Это ему помогают сделать ремарки: с помощью них автору удается более полно раскрыть как героев, так и приближение изменений, новый этап взросления общества.