Но на самом деле, погружаясь в одиночество, личность лишается среды, необходимой для духовного развития, добровольно обрекая себя на «преждевременную смерть». А.П. Чехов в своем творчестве раскрывает тему отсутствия отзывчивости, сострадания, стремления помочь нуждающемуся как «паралича души». Многие персонажи его пьес и рассказов поражены равнодушием, словно болезнью.
Вспомним персонажей комедии «Вишневый сад» Любовь Андреевну Раневскую, Ермолая Лопахина, старого слугу Фирса. Раневская настолько погружена в свои воспоминания о прошлом и переживания по поводу неудачного парижского романа, что остается безучастной к судьбе собственной усадьбы, будущего своих дочерей, близких. Когда купец и друг семьи Лопахин предлагает ей единственно реальное средство спасти имение – вырубить вишневый сад и сдать участки в аренду дачникам, Раневская отвечает: «Дачи и дачники – это так пошло, прости». Черствость проявляет и сам Лопахин – новый хозяин усадьбы, который велит рубить вишневый сад, когда его бывшие владельцы только готовятся к отъезду. Равнодушие проявляют все герои пьесы, забыв старого верного слугу Фирса и оставив его одного умирать в пустом доме под звук топоров.
В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов показывает превращение мыслящего, трудолюбивого молодого человека в равнодушного обывателя. История доктора Старцева незатейлива: земский врач влюбился в девушку, которая отказалась выходить за него замуж. С годами отвергнутый Ионыч превращается в бестактного грубияна, который кричит на больных: «Не разговаривать!» В финале автор говорит про Ионыча: «живется ему скучно, ничто его не интересует». Равнодушие к себе, своей любви и судьбе привело к безразличию к больным и окружающей жизни, к «преждевременной смерти» героя рассказа.
Учитель древнегреческого языка Беликов, о котором идет речь в рассказе «Человек в футляре», живет по принципу «как бы чего не вышло». Он осуждает все, что не запрещено: драмкружок, книги, благотворительность, катание на велосипеде. Он воздвигает стену равнодушия между собой и внешним миром. Однажды он влюбляется, и это обстоятельство заставляет его выйти за границы своего «футляра». Но… Беликов падает с лестницы на глазах у своей невесты Вареньки, которая не может удержаться от смеха. Спустя несколько дней он умирает от морального унижения и внутреннего страха – эмоций, губительных для человека обособленного, живущего в футляре безразличия к окружающему миру.
Невозможно не согласиться с мнением А.П. Чехова, что равнодушие — это «паралич души, преждевременная смерть». Стремление сопереживать, обмениваться впечатлениями, помогать другим относится к естественным потребностям и реакциям человека. Тот, кто не развивает в себе эти эмоции, потакает лености души. Такой человек обречен на духовную смерть еще при жизни.