Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ССМП В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Пример научной статьи РИНЦ по психологии. Написано и опубликовано в 2015 году.

скачать пример научной статьи

Аннотация. В статье раскрывается проблематика психологических проблем сотрудников Скорой помощи и их потребность в квалифицированной  помощи на рабочем месте. Результаты проведенных исследований дали основание предположить, что такой фактор как психологическая помощь помогает поднять качество медицинских услуг. Кроме того, выявлена высокая степень заинтересованности сотрудников Скорой помощи в психологических консультациях.

Ключевые слова: медицинские услуги, психологическая помощь, ССПМ, профессиональное выгорание

 

Определяющая все направления развития общественных отношений в стране Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на медицинскую помощь. Она должна оказываться не просто квалифицированными медицинскими сотрудниками, но и сотрудниками, полностью психологически подготовленными к ежедневному выполнению того сложнейшего труда, к которому их обязывает клятва Гиппократа.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в Российской Федерации разрабатывается  новая государственная политика здравоохранения, повышающая ответственности правительства и государства за здоровье граждан. Качество здравоохранения и работы медицинских сотрудников неразрывным образом связано с эффективностью труда сотрудников медицинских учреждений, в особенности, Скорой помощи, которая, в свою очередь, связана с качеством условий труда, а также со здоровьем медицинских работников, в том числе и психологического здоровья.
Крайне важно разрабатывать и применять меры, которые смогут обеспечивать психологическое восстановление медицинских сотрудников после сложнейших нагрузок. Это поможет им выполнять свои обязанности наилучшим образом. Поэтому государство и Министерство здравоохранения принимают различные программы, направленные на психологическую реабилитацию медицинских сотрудников. Особенно такие программы актуальны для сотрудников скорой помощи, так как именно на них приходятся наиболее интенсивные психологические нагрузки. Они работают в условиях, где необходимо принятие оперативных решений, при этом недофинансирование медицины приводит к тому, что нагрузки, приходящиеся на сотрудников скорой помощи, оказываются более интенсивными, чем предусмотрено трудовой функцией. Так, фиксируется высочайший  кадровый дефицит, который необходимо компенсировать «высоким коэффициентом профессиональной совместимости», что приводит к тому, что  сотрудники ССПМ работают на 1,70 — 2 ставки, среди сотрудников скорой помощи присутствует нехватка врачей до 49%, среди фельдшеров наблюдается нехватка до 21%, санитаров в связи с низкой оплатой не хватает  до 61%, эти данные приводятся по 2010 году, но и к настоящему времени положение не улучшилось [1].

В связи с наличием государственного заказа на разработку программ психологической помощи исследования в это направлении становятся очень востребованными. В частности, особенностями психологического состояния сотрудников Скорой помощи, занимающихся перевозкой трупов, в своей диссертации занимался кандидат медицинских наук Васин Д.Л., вопросами психологического состояния всех групп сотрудников – С.В.Бразговская. Есть исследования, посвященные вопросам профессионального выгорания у врачей выездных бригад (среди авторов, уделявших внимание этой теме — С.Н. Хунафин, Н.Д. Баксакова, Л.Н. Юрьева, М.Д. Петраш, П.Н. Федоров).

Для того чтобы разработать наиболее эффективные программы психологического восстановления медицинских сотрудников было проведено исследование среди сотрудников Нижнего Новгорода с целью выявления их потребностей в психологической помощи.

Целью исследования стала необходимость оценки причин психологических проблем  сотрудников ССМП, их отражения на их профессиональной деятельности для внедрения эффективных форм оказания психологической помощи.

Исследование проводилось в течение полугода, с ноября 2014 г. по март 2015 г., на базе  7 подстанций ГКУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Н.Новгород» (далее – ССМП). В исследовании приняло участие  265 человек, среди которых были врачи и фельдшеры выездных бригад, а также сотрудники Оперативного отдела. Исследование выявило, что 87% опрошенных сотрудников скорой помочи рассматривают для себя приемлемым принять профессиональную психологическую помощь для того, чтобы сделать их работу наиболее эффективной, а также решить ряд и личностных проблем.

Не более 13% отпрошенных отвергли возможность принятия помощи, причем достаточно резко, что может говорить о задействовании механизмов психологической защиты, среди которых чаще всего встречается отрицание, вытеснение, регрессия. Они могут на неосознанном уровне, часто вызываются стрессогенными факторами, и приводят к необъективному восприятию реальности. Часто такие механизмы включаются для подавления страха или тревоги, причины которых лежат в сфере профессиональной деятельности сотрудников Скорой помощи. С.В.Бразговской проводились исследования, направленные на выявление зон максимальной психологической неудовлетворенности  сотрудников Скорой помощи. Были выявлены такие психологические проблемы как депрессия, социальная фрустрированность, невротизатизация. Среди наиболее важных проблем и факторов их возникновения —  монотонность, изматывающая психически и физически постоянная и непрекращающаяся на всем протяжении рабочего времени психическая напряженность работников, происходящая из обязанности быть постоянно готовыми к выезду к больному.  Наблюдается также  рассогласование ритма сна и бодрствовании в периоды дежурств. В организме медицинского работника  происходит рассогласование эндогенных и экзогенных ритмов, а это приводит к астенизации нервной системы, частому и неизбежному развитию неврозов  [2].

Для того чтобы разработать эффективные программы психологической поддержки для сотрудников Скорой помощи, необходимо было выявить не только уровень и характер психологических проблем, но и то время, которое фактически могло уделяться сотрудниками для программ помощи. При том, что работа сотрудников носит разъездной характер, связана с постоянными поездками, имеет ненормированный график, а также многие сотрудники работают за нескольких коллег, время, которое сотрудники готовы уделить работе с психологом, крайне ограниченно, что обусловлено важными причинами:

  1. Не более 20 минут готовы уделить принятию психологической помощи 40% опрошенных;
  2. Не более 30 минут принятию психологической помощи – 29% опрошенных;
  3. Не более 40 минут принятию психологической помощи – 6% опрошенных;
  4. Не более 50 минут принятию психологической помощи – 10% опрошенных;
  5. Другое время принятию психологической помощи 15% опрошенных (озвучивалась преимущественно продолжительность 5 минут или 1 час).

Сотрудники Скорой помощи отмечали, что основным источником психологических проблем является их профессиональная деятельность (Таблица 1).

Таблица 1. Статистика по другим источникам психологических проблем.

Источники Доли
Профессиональные проблемы (проф. стресс и т.д.) 35%
Проблемы взаимоотношений с коллегами 15%
Семейные проблемы 15%
Проблемы личностного развития 11%
Другие 10%
Проблемы зависимостей 9%
Нет проблем 5%

При том, что условия работы сотрудников Скорой  помощи близки к экстремальным, становится очевидным, что такая высокая потребность в психологической помощи именно по профессиональным причинам является обоснованной. Следует при разработке программ учитывать, что уровень психологической помощи сотрудникам Скорой помощи существенно отличается от уровня профессиональной помощи, оказываемой пациентам. В данном случае помощь будет носить  скорее, характер снятия психологической нагрузки, уменьшения степени влияния стрессогенных факторов. На примере Пермской области было проведено исследование как психологические факторы влияют на качество работы медицинских сотрудников, особенно занятых в медицине катастроф. И как можно улучшить их психологическое состояние  [3].

Тем не менее лечение и профилактика психологических поблеем должно привести и к устранению тех факторов, которые приводят к серьезным заболеваниям системы кровообращения, раковым и другим заболеваниям, одной из провоцирующих причин которой становятся невротичные факторы [4]. Крайне важным является и тот фактор, что отсутствие психологической совместимости часто приводит к принятию необоснованных решений, и устранить эту проблему можно только при оказании психологической помощи [5].

Высокая готовность сотрудников скорой помощи к принятию психологической помощи говорит о том, что она будет эффективной и принесет реальную пользу медицинским работникам, поможет увеличить качество оказания медицинской помощи пациентам. Возможно оказание и групповой и индивидуальной медицинской помощи. Так как часто одной из причин возникновения психологических проблем является психологическая несовместимость людей, работающих в одной бригаде, при определении формата оказания помощи этот момент следует учитывать в первую очередь.

Список использованных источников

  1. Особенности принятия решений врачами скорой медицинской помощи [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://mfvt.ru/osobennosti-prinyatiya-reshenij-vrachami-skoroj-medicinskoj-pomoshhi/ (дата обращения: 23.05.2015).
  2. Психологический статус сотрудников Скорой медицинской помощи [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/brazgovskaya-psihologicheskiy-status-19062.html (дата обращения: 23.05.2015).
  3. Инновационные технологии в системе непрерывного медицинского образования. Опыт подготовки специалистов службы медицины катастроф и скорой медицинской помощи [Электронный ресурс]. Режим образения: http://medobr.ru/ru/jarticles/3.html?SSr=0001332d20047b5ae41b27c__7b5acafa (дата обращения: 23.05.2015).
  4. Д.Л.Васин Научное обоснование системы оздоровления медицинских работников службы скорой медицинской помощи по танатопраксии [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://www.dissercat.com/content/nauchnoe-obosnovanie-sistemy-ozdorovleniya-meditsinskikh-rabotnikov-sluzhby-skoroi-meditsins (дата обращения: 23.05.2015).
  5. Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=8884 (дата обращения: 23.05.2015).

 

 

 

Автор: Тагир

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2193

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке