Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Анализ журналов путешествий как научно-популярного типа издания»

Путешествие в наше время понимается как многоаспектная деятельность. Свобода передвижения, повсеместное рекламирование туристических маршрутов, доступность информации в сетевом пространстве, глобализация и связанные с нею пространства потоков — финансовых, информационных и технологических [Кастельс 2000: 76] — актуализуют исследования журналов-травелогов, обращенных к массовой аудитории.

Написание диплома за 10 дней

Оглавление

Введение

Глава I. Генезис и функциональное назначение журнала путешествий как научно-популярного издания

.1 Генезис журнала путешествий

.1.1 Концепт «путешествие» в журнале путешествий

.1.2 Предшественники журнала путешествий

.2 Журнал путешествий: функциональные особенности

.2.1 Ранние формы травелогов

.2.2 Собственно травелоги

Глава II. Ценностные ориентиры в журналах путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic

.1 Сравнительный анализ аксиологических моделей журналов «Вокруг света» и National Geographic

.1.1 Журнал «Вокруг света»: ценностный аспект

.2 Журнал National Geographic: ценностный аспект

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.3 Российский журнал «Вокруг света» и американский журнал National Geographic: сравнительный анализ

Глава III. Журнал путешествий XIX и XXI вв.: сравнительный анализ типологических моделей

Заключение

Литература

Введение

Актуальность исследования

Путешествие в наше время понимается как многоаспектная деятельность. Свобода передвижения, повсеместное рекламирование туристических маршрутов, доступность информации в сетевом пространстве, глобализация и связанные с нею пространства потоков — финансовых, информационных и технологических [Кастельс 2000: 76] — актуализуют исследования журналов-травелогов, обращенных к массовой аудитории.

Исследователи пишут о том, что сравнительно недавно такие направления, как спортивная, модная и трэвел-журналистика стали восприниматься как серьезные объекты для рассмотрения. Например, F. Hanusch [Hanusch 2009] находит причины возникновения подобного интереса в усилении процессов глобализации и в подаче «мягких», развлекательных новостей, что сделало журналистику путешествий основным поставщиком информации и транслятором культурных ценностей. Трэвел-журналистика в значительной степени влияет на самоидентификацию людей, наводя кросс-культурные мосты и формируя глобальное мировоззрение.

В связи с этим данный вид СМИ стал более универсальным, вобрал в себя черты других изданий. Чтобы понять, насколько современные травелоги трансформировались, и насколько сохранили свои традиции, стоит обратиться к историческому контексту возникновения и эволюции журналов-путешествий, выявить функциональные и ценностные установки изданий для определения их предназначения.

Степень разработанности проблемы. Журналы путешествий мало изучены исследователями. Первыми теоретиками, которые рассмотрели путевые СМИ и выделили среди них бортовые, туристические и научно-популярные СМИ, были: С.Ю. Лучинская [Лучинская 2009], Ю.В. Ростовская [Ростовская 2012], И.В. Показаньева [Показаньева 2013], П. Лебедев [Лебедев 2011], А. Эткинд [Эткинд 2001] и F. Hanusch [Hanusch 2009]. Однако они не рассматривали генезис журналов путешествий (от предшественников — литературных травелогов, до современных изданий), а также не формировали модель журналов путешествий (затрагивая не только российские издания). Поэтому мы определили следующую цель исследования: представить типологический, функциональный и аксиологический анализ журналов путешествий как научно-популярного типа издания.

Задачи исследования:

.        Рассмотреть эволюцию журналов путешествий.

.        Провести типологический анализ журналов путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic.

.        Определить функциональное назначение журналов путешествий.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.        Выявить аксиологические модели журналов путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic.

.        Создать модель современного научно-популярного журнала путешествий.

Объектом исследования являются журналы путешествий: «Журнал путешествий Демидова» (1771 г.), «Северный архив» (№2, 1822 г.), «Современная история света» (часть 3, 1809 г.), «Новейшие путешествия» (1809 г.), «Вокруг света» (1861 г. и 2015 г.), «Природа и охота» (1873 г.), «Природа и люди» (1889 г.), «Путешественник» (№1, 1905 г.), «Славянский путешественник» (№1, 1901 г.), «Всемирный следопыт» (2015 г.), альманахи «На суше и на море» (1979 г.), «Путешествие по России» (2015 г.), «Экс» (2015 г.), GEO (2013 г.), National Geographic (1896 г. и 2014 г.), Conde Nast Traveler (2015 г.), «Вояж» (2015 г.). Предметом исследования является типологическая и аксиологическая модели журналов путешествий «Вокруг света» и National Geographic.

Гипотеза исследования

В настоящее время преобладающее число существующих журналов путешествий утратило или никогда не выполняло культурно-просветительские, образовательные и дидактические функции. Лидирующей, а в некоторых случаях единственной функцией стала рекреативная/гедонистическая, которая включает в себя эстетическую функцию. Отталкиваясь от этого тезиса, можно говорить о замене духовных ценностей материальными и выдвижением гедонистических ценностей на первый план в журналах путешествий. Предполагаем, что данная ценностная трансформация связана с рядом факторов: возрастанием туристических потоков (субъект путешествия — турист), сменой востребованных типов СМИ (ключевой источник информации — интернет), развитием клипового мышления аудитории и др.

Историография вопроса

Несмотря на то, что журналы путешествий имеют продолжительную историю и довольно разветвленную сеть современных изданий, их научное изучение является фрагментарным, освещающим, как правило, отдельные аспекты отдельных изданий. Кроме того, в исследованиях можно обнаружить некоторый терминологический разбой, что требует уточнений.

Современному анализу возникновения и развития трэвел-журналистики посвящены работы таких исследователей, как Т.Ю. Редькина, П. Лебедев [Лебедев 2011], С.Ю. Лучинская [Лучинская 2009], М.В. Литке [Литке 2012], А.В. Карпов [Карпов 2008], И.В. Показаньева [Показаньева 2013], Е.Р. Пономарев [Пономарев 2014], Ю.В. Ростовская [Ростовская 2012], С. Франк [Франк 2010], Н.В. Черепанов [Черепанова 2006], А. Эткинд [Эткинд 2001], F. Hanusch [Hanusch 2009], D. George [George 2005] и др.

Прежде всего, мы обратились к термину «журнал-травелог»: «Журнал-травелог представляет собой журнал путешествий универсального типа, относящийся к массовому научно-популярному типу издания, ориентированный на читательскую аудиторию категории General Interest и рассказывающий о природе и человеке, путешествиях по различным странам, быте, культуре, истории и мифологии людей во всех уголках планеты» [Лучинская 2009].

Т.Ю. Редькина в своем пособии «Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения» дает определение термину «трэвел-текст», рассматривает типологию трэвел медиатекста и определяет понятие «путешествие» как жанр и как ключевой тематический пласт для ряда СМИ [Редькина 2013]. Для нашей работы интересен подход автора к трэвел-тексту как к разновидности научно-популярных текстов, что дает понимание того, что научные знания продолжают активно популяризироваться в печатных изданиях о путешествиях (в т.ч. глянцевых), таких как «Вокруг света», National Geographic, Geo и др. Кроме того, Т.Ю. Редькина характеризует коммуникативно-речевые особенности научного путешествия, что необходимо в нашей работе для изучения структуры текста и дальнейшего восприятия читателем. Типы трэвел-медиатекста (информационно-познавательный, информационно-популяризирующий, информационно-рекламный), раскрытые автором, способствовали определению политики издания и приходу к выводам о целях и задачах данных текстов.

Е.Е. Макарова в диссертации толкует понятие научной популяризации и ее функции (просветительские в первую очередь), уточняет ее роль в обществе (формирование научного мировоззрения, создание предметов, необходимых для развития прогресса и совершенствования имеющих материальных и нематериальных благ, расширение кругозора и др.) [Макарова 2013].

Также автор рассматривает состояние научной популяризации в современной России, выявляет изменения в СМИ, популяризирующих науку, выявляя причины разрушения системы научной популяризации в стране (снижение престижа профессии ученого, отсутствие внятной государственной политики, падение уровня покупательской способности, отсутствие рекламы и корпорации научных журналистов). Данный анализ позволил нам понять, в связи с какими причинами зарубежные издания занимают лидирующие позиции на рынке журналов в России. В своей статье С.Ю. Лучинская проследила условия развития журналов-травелогов в современной России [Лучинская 2008]. Нам представляется интересным одно из наблюдений исследователя о том, что журналы стремятся сейчас стать универсальными — соединить в себе познавательный и практический аспект. Данное взаимопроникновение стирает границы между типами изданий, как это происходит с журналистскими жанрами. В нашей работе мы отметили данную тенденцию и попробовали посмотреть, действительно ли происходит процесс унификации и можно ли четко отделить одну журнальную нишу от другой.

Таким образом, российские журналы путешествий как тип издания не становились предметом отдельного научного исследования, несмотря на их продуктивную модель и коммуникативный потенциал. Недостаточная изученность травелогов и их современного состояния обусловила научную новизну нашего исследования.

Во второй части нашей работы мы проанализировали аксиологическую модель изданий, взяв за основу метод лингвокультурологии — выявление концептов. В этом нам помогли работы И.В. Ерофеевой и ее определение концепта как единицы коллективного знания [Ерофеева 2010] и методология концептуальных исследований М.В. Пименовой [Пименова 2005].

Кроме того, мы обратились к работам по архетипам К.Г. Юнга [Юнг 1994] при рассмотрении концептов. Определение и классификацию ценностей мы изучили у некоторых исследователей. Так, Т.Е. Нерсесова напоминает в своей статье о том, что в качестве ценностей может выступать все многообразие мира. Человек оценивает любой предмет с точки зрения добра и зла, истины и лжи, справедливого и несправедливого. А Т.В. Чапля пишет, что ценности неразрывно связаны с субъектом, который их несет, поэтому «они являются средством выражения отношения личности к действительности, характеризуют его поведение и поступки». Мировоззрение и поведение человека определяют его ценностные ориентации и формируют ценность [Чапля 2006]. Эмпирическую базу исследования составили следующие журналы путешествий: «Журнал путешествий Демидова», «Северный архив», «Современная история света», «Новейшие путешествия», «Вокруг света», «Природа и охота», «Природа и люди», «Путешественник», «Славянский путешественник», «Всемирный следопыт», альманахи «На суше и на море», «Путешествие по России», «Экс», GEO, National Geographic, Conde Nast Traveler, «Вояж».

Методологическая основа исследования. В работе мы применили историко-типологический подход, рассматривая периодические издания с точки зрения возникновения и развития их типов в исторической ретроспективе. Мы изучили социально-исторические условия в период выхода изданий, предпосылки их создания, определили функции и целевые установки издания, прибегнув, в том числе, к аксиологическому анализу.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Кроме того, был применен системно-типологический метод, позволяющий исследовать журналы путешествий как систему, относящуюся к типу периодики с собственными типологическими признаками, особенностями, функциями и целевой аудиторией. Для изучения отдельных журналов мы воспользовались типологическим методом.

Также мы использовали метод аксиологического анализа, чтобы определить, какие ценности и идеи транслируются в травелогах. Аксиологические модели издания мы рассматривали на примере двух журналов, которые проанализировали методом сопоставительного (сравнительного) анализа.

Теоретической базой исследования стали работы по типологическим характеристикам СМИ А.И. Акопова [Акопов 1999], Э.А. Лазаревич [Лазаревич 1978], А.А. Тертычного [Тертычный 2002]. Также важными трудами аксиологическом анализе изданий были работы М.М. Бахтина [Бахтин 1975], К.Г. Юнга [Юнг 1991]. Кроме того, мы обратились к работам И.В. Ерофеевой [Ерофеева 2010], К.Р. Нигматуллиной [Нигматуллина 2011], М.В. Пименовой [Пименова 2005], В.А. Сидорова [Сидоров 2007] и др.

Теоретическая значимость исследования обусловлена выявлением функций, целевых и ценностных установок журналов путешествий, а также широким охватом российских травелогов. Кроме того, исследователи могут воспользоваться типологической моделью современного журнала путешествий как научно-популярного изданий.

Практическая значимость

Данная работа вызовет интерес не только у теоретиков журналистики, но и у практиков. Во-первых, знание ценностей, пропагандируемых журналами путешествий, позволят редакциям подобных изданий переосмыслить свою работу и более конкретно и целенаправленно формировать свою аксиологическую модель. Во-вторых, типологическая модель журнала позволит изданиям вписаться в нишу или найти в ней слабые звенья и перестроить систему. Так или иначе, работа поможет журналистам, работающим в сфере трэвел-журналистики, идентифицировать себя с тем или иным СМИ, осуществить преемственность знаний и моделей журналов или отказаться от них.

Структура Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Глава I. Функциональное назначение журнала путешествий как научно-популярного издания

.1 Генезис журнала путешествий

.1.1 Концепт «путешествие» в журнале путешествий

Мы рассматриваем журналы путешествий как научно-популярный тип издания. Почему? Приведем ряд причин.

Во-первых, путешествие неразрывно связано с такими науками, как география и геология, следовательно, путевые заметки или иные тексты в журналах-травелогах будут включать в себя научную информацию. Затем мы увидим данный симбиоз на примере журналов National Geographic и «Вокруг света».

Во-вторых, информационными поводами для текстов в травелогах могут закономерно служить научные экспедиции и географические открытия, что опять же подтверждает тесную связь путешествий и научно-популярных сведений. Например, американское издание National Geographic было создано во времена новых географических открытий и создания национального географического общества. В России рождение журнала «Вокруг света» также приходится на времена расцвета научной мысли.

В-третьих, объединение путешествия и науки обусловлено исторически: бурный рост количества периодических изданий в начале XIX века повлек за собой появление изданий универсального типа, направленных на массовую аудиторию. В 1809 году, о чем мы скажем позднее, вышел журнал «Политический, статистический и географический журнал, или Современная история света».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Чтобы понять причины развития журналов-травелогов, их целевые установки, функциональное назначение и культурологическое значение для общества, необходимо обратиться к истокам их возникновения. Однако для начала есть смысл разобраться в терминологии, чтобы в дальнейшем корректно оперировать терминами. Н.В. Черепанова [Черепанова 2006] и С. Франк [Беглые взгляды 2010], исходя из понимания того, что путешествием является именно перемещение субъекта из родного пространства в чужое и обратно, но никак не иммиграция или поездка на работу, заключают, что путешествие — это «перемещение в чужое культурное пространство с целью выхода за пределы наличного бытия для познания себя и мира повседневности Другого».

По мнению Е.Р. Пономарева [Пономарев 2014: 12], путешествие — это разноуровневое явление, выступающее и в качестве структурного элемента повествования, и в качестве темы, стиля сюжетной ситуации. Поэтому путешествие может быть названо «метажанром».

Уже с лингвистическим значением термина работают другие исследователи. Например, в своей статье «Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства» И.В. Показаньева обращает внимание на расхожие сейчас понятия «травелог» и «трэвел-журналистика», произошедшие от английского “travel” — путешествие [Показаньева 2013: 3]. Следовательно, травелог — это, если переводить дословно, «речь о путешествии» (от греч. лог — речь). Причем стоит отметить, что исходным словом для “travel” стало слово “travail”, что значит «тяжелый, изнурительный труд». Данное значение, судя по всему, появилось, потому что прежде путешествие понималось иначе.

Т.Ю. Редькина рассматривает путешествие в более широком смысле слова: «как универсальное социокультурное действие, совершаемое по определенному сценарию, поскольку сама жизнь человека традиционно определяется метафорой «путь», входящей в концепт «жизнь»» [Редькина 2013: 8]. Философ и культуролог Б.В. Марков продолжает мысль о том, что сама жизнь является путешествием, связанным с двумя разными коммуникациями: личного и общественного, своего и чужого, прошлого и будущего [Марков 1997: 15]. Что касается концепта «путь», то он связан помимо «жизни» с такими категориями, как «смерть» и «бессмертие», которые в совокупности вбирают в себя понимание путешествия, как пути героя от рождения до смерти, от состояния индивида к восхождению в статус личности через самосовершенствование и просветление. Мифологема пути объединяет в себе разные аспекты топологии жизненного пространства, в которое заложены социальные и духовно-нравственные ориентации.

журнал путешествие ценностный ориентир

1.1.2 Предшественники журнала путешествий

Для точного определения данного научного термина обратимся к учебно-методическому пособию «Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения» Т. Ю. Редькиной [Редькина 2013: 8-10]. В данной работе автор характеризует собственно «трэвел-текст», отождествляя его с английским travelogue, т.е. «текст о какой-либо стране или местности, который представляет данную страну или местность в совокупности характерных признаков (слотов фрейма “страна” или “местность”): географическое положение, природный мир, народ, язык, нравы, обычаи и традиции, история и культура, государственное устройство, общественно-политическая ситуация — и появляется в результате совершенного автором путешествия».

Традиция трэвел-текста восходит к форме хождений, широко отразившаяся в древнерусской литературе, которая знала две формы путешествий — «путешествие на Запад» и «статейные списки» послов. Последние помимо грамот включали в себя дневники-отчеты поездок. «Путешествия на Запад» отразились в таких произведениях, как «Хождение за три моря» и «Хождения игумена Даниила». В житийной литературе паломнические хождения композиционно выстроены в духе путеводителей, в которых места посещений являются узлами повествования. Следовательно, мы можем говорить о просветительской цели путешествия, в котором читатель узнает о существовании других городов и стран, состоянии местной архитектуры (в частности, церковной), о жизни людей и т.д. Данные виды хождений, сохранив черты паломничеств, развили жанр, описывая не только религиозные строения, но и светские достопримечательности, традиции и нравы народа. Как пишет Ю.М. Лотман, уже тогда рассказы о путешествиях включали в себя оппозицию «свое-чужое», «хорошее-плохо», четко расставляя акценты. Исходя из этого, мы можем говорить об идеологической функции текстов. Причем путешественники, в частности, в священных текстах, разделяли «иной мир», представляющий собой высокую ценность, и тот, который представлял антиценность (путешествие в земли грешные). Причем Запад тогда представлялся как грешный мир, что дает основание сделать перекличку с советской Россией [Лотман 1992: 142].

Первоначально путешествие концептуализировалось не только как пространственное перемещение, но и как передвижение по аксиологической шкале, на которой высшие, духовные ценности находились наверху и концентрировались в раю, а низшие, антонимы добродетели, — в аду.

Более поздние, уже светские хождения ставят перед авторами другие задачи: налаживание дипломатических отношений, освоение новых территорий и пр. Здесь проявляет себя другая форма хождений. Политическая обусловленность данных путешествий расширяет круг целей подобных текстов, что отводит просветительские цели на второй план и выставляет информационную функцию на первый. Необходимо отметить, что столкновение целей путешествия с целями текста о путешествии не приводит к нивелированию основных функций текста и его влияния на аудиторию. Причем необходимо отметить, что данный симбиоз имел место и в петровскую эпоху и даже в советский период, что подчеркивает Е.Р. Пономарев. «Советская Россия, как когда-то Московское царство, вынуждено заново налаживать дипломатические отношения с мировыми державами. Описание новых земель превращается в переописание дальних уголков России, преображенных революцией. Место священного текста занимает в советской культуре история революций, и путешествие на Запад, в особенности путешествие в Париж, становится во многом паломничеством на Святую землю, реактуализацией революционной истории» [Пономарев 2014: 73]. Со временем «статейные списки» из сухих отчетов трансформировались в развернутые описания дипломатических переговоров, мест их проведения и истории об обратном пути, что значительно приблизило их к современному понимаю путешествий, поскольку стало охватывать основные хронологические узлы путешествия: приезд — встречи — возвращение обратно. Данная цепочка действий характерна для большинства очерков, имеющих циклическую композицию.

В XVII веке «куранты» Михаила Алексеевича и вестовые письма дипломатов стали ключевым воплощением литературных путешествий, продолжая форму «Путешествие на Запад», рассказывающих царю и придворным (пока ограниченному кругу лиц) о ситуации за границей, местной социальной и экономической составляющих, государственном устройстве и решении насущных вопросов.

Продолжая традицию «путешествий на Запад», дипломаты делают письменные отчеты для императора Петра Первого, отправляя записи из-за границы. Например, известным травелогом стал «Дневник» П.А. Толстого в публицистическом стиле описывающего инфраструктуру итальянских городов. Данные записки носят не только информационную, но и идеологическую функцию, поскольку подтверждают закономерность петровских преобразований.

К тому времени, как замечают исследователи, сложилась новая форма травелога — «путешествие за наукой», с описательным типом повествования и линейной подачей информации.

Парадигма взглядов на то, как необходимо писать о Западе изменилась в эпоху Александра I, когда Российская империя окрепла на мировой арене и стала лидирующим игроком. Тогда в текстах о путешествиях появляются сравнительные характеристики европейских и русских ценностей, последние из которых выходят на первый план. Например, Ф.Н. Глинка в «Записках» о Европе ставит перед собой четкие политические задачи, выполняя идеологическую функцию и давая оценки зарубежной аксиологической модели. Данный травелог Е.Р. Пономарев называет пред-агитационным. Другой пример — «Парижские письма» П.В. Анненкова, ведущие серьезный культурный диалог с Францией.

В первой трети XIX века появляется новое направление — поездки на Восток. Примером может служить «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкина. По утверждению А. Эткинда, этот травелог являет собой, скорее, пример текста-размышления, «не путешествия, поиск Другого, а странствия, отказ от себя» [Эткинд 2001: 31]. Однако мы не можем согласиться с этим утверждением, поскольку вслед за другими исследованиями рассматриваем путешествие в качестве способа переосмыслить собственную жизнь, по-новому взглянуть на свое культурное пространство, о котором говорит Н.В. Черепанова в работе «Путешествие как способ измерения культурного пространства» [Черепанова 2006: 66]. Человек живет в культурном пространстве от рождения до смерти, и чтобы узнать об отличительных чертах своего пространства от другого и измерить свое относительно к другому, необходимо переместиться в «чужое» пространство. Таким образом, путешествие имеет культурологическую функцию, позволяя путешественнику познакомиться с культурой других людей.

Нам важно подчеркнуть одну существенную для нашей работы тенденцию 40-х гг. XIX века, а именно: размывание границ между книгами о путешествиях и путевыми очерками. Появление данного процесса утверждает нас в мысли о том, что трэвел-журналистика корнями уходит в литературные путешествия. Кроме того, в это время, с подъемом русской этнографии тексты о путешествиях становятся более научными. Такие натуралисты, как Григорий Грум-Гржимайло и Николай Пржевальский вносят существенный вклад не только в науку и в журналистику путешествий, поскольку их научно-популярные очерки и этнографические заметки публикуются на страницах газет, журналов и альманахов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Эпоха научных открытий положила начало журналам путешествий как научно-популярным типам изданий.

Сделаем отступление и упомянем западные интерпретации и вариации литературного путешествия, которые описывает М.М. Бахтин в работе «Формы времени и хронотопа в романе» [Бахтин 1975]. Многие романы содержат мотив странствий, что приводит к появлению таких концептов, как «дорога» и «путь». Данные концепты определяют сюжеты бытовых странствий, вроде, «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея, рыцарских произведений, как, например, «Парцифаль» В. фон Эшенбаха, плутовского романа, «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» и «Жизнь Ласарильо с Тормеса: его невзгоды и злоключения», следом — «Дон Кихот» и исторические романы Вальтера Скотта. Однако такие произведения не являются путешествиями в том смысле, который вкладывали в них многие отечественные исследователи, поскольку герой не покидает территории своей страны, не выходит в пространство чужого мира. Однако сама композиция данных травелогов, нахождение новых объектов для описания («социальная экзотика») обнажает информационные и просветительские функции текста.

Тем не менее, европейские тексты включают поездки за рубеж, например, на Восток. По мнению Эдварда Саида, любое высказывание о восточных странах окрашено европейской мыслью [Саид 2006]. Как и Россия со времен Александра I, так и Европа, начиная с текстов В. Гюго и Г. Флобера, реструктурирует Восток на текстовом уровне, переосмысливает через решето своих ценностей, так возникает понятие «воображаемая география». Причем исследователь замечает, что такие тексты не мешают выполнять культурологические функции и помогать читателю переосмысливать свой образ жизни, причем не обязательно в его пользу.

Как говорилось выше, «путешествие на Запад» существует в традиции советского травелога, усиливая идеологические и культурологические функции текстов. В их основе находится внешнеполитическая позиция СССР и авторское начало. Литература 20-х гг. приходит к новому мировому пространству, исходя из марксистской идеологии и стремления провести мировую социалистическую революцию. Именно поэтому путешествия включают мысль о «революционной географии», нивелируя западные ценности как буржуазные и чествуя социалистические принципы существования как единственно верные.

Понятия «Другой» и чужое пространство воспринималось с отрицательной коннотацией, как вражеское, и было, прежде всего, связано с концептом «экзотизм». В целом отношение к людям другой культуры постоянно менялось скачкообразным образом. Так, Ch. Forsdick представляет цепь изменений концепта экзотизма, которую можно переложить на российскую историю и понять, что экзотизм в XIX веке был стабильным, затем в начале XX века уходит в связи с началом переосмысления себя в ситуации войны [Forsdick 2005]. В конце концов, в Советском Союзе он занимает центральное место, поскольку, по мнению властей, вскрытие пороков капиталистических стран, игра на контрастах позволяет наиболее эффективным способом утвердиться в превосходстве собственных позиций. В настоящее время процессы глобализации и дегитализации, безусловно, определили вторые роли для концепта «экзотизм».

По словам С. Франк, в 30-х гг. XX века вырабатывается радикально новая позиция по отношению к путешествию и путешественнику, а также к целям и функциям таких текстов, как литературных, так и журналистских. В частности, идеологическая функция становится решающей в путевых очерках. «Именно в это время бросается в глаза, что «травелоги» по преимуществу сосредоточиваются на совершенно определенных регионах, чье географическое значение подменяется или же подавляется их символической ценностью» [Беглые взгляды 2010: 143]. Под новыми регионами понимается Дальний Восток, Арктика и Северный Полюс.

Идеологическая нагрузка очерков сыграла решающую роль в трансформации путешествия, которое, в отличие от модернистского понимания путешествий, как проявление интереса к чужим краям и приближение к ним путем исследования неизвестного, отчуждается от других мест, возвращаясь не только физически, но и духовно к пункту отправления. Такой подход противоречит и мифопоэтическому пониманию путешествия, конструктивным элементом которого является ритуал перехода.

В.Н. Топоров пишет о том, что путешествие придает времени пространственное измерение [Топоров 1983]. Путешествия, таким образом, темпорализуют пространство. Если прежде европейские тексты были направлены в культурное прошлое, то российские писатели и журналисты, как и советские, смотрели в будущее. Правда, нужно оговориться, что различие состояло в том, что российские путешественники проводили корреляции европейской культуры с русской, ожидая от России европеизации. В советский период авторы могли писать исключительно о будущем России, не находя с Западом никаких положительных корреляций, обесценивая «чужое» и лишая его функции как инструмента культурной саморефлексии. Союз был против конструирования геокультурного пространства, приходя к дегеографизации пространства.

Полярными текстами стали в русской литературе и журналистике тексты о России и ее богатой географии и этнографии. Большинству мест путешественники давали глобальное значение, что выражает имперские мотивы Советского Союза. Например, с мифопоэтической и космологической точек зрения Северный полюс воспринимается как «символическая вершина мира», а с исторической — реализация советского мирового господства. Исследователи замечают, что тексты ранних советских путешественников о востоке страны и об Арктике проводят ту же идеологическую политику, что английские и французские травелоги, посвященные колонизации Африки и Азии.

В это время исключения составляют, по мнению А.М. Эткинда, такие внеидеологические тексты, как «Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова. «Но в России к этому времени «жить стало лучше, жить стало веселее», и соответственно переменилась интонация травелога». [Эткинд 2001: 165].

Итак, путевые очерки в советский период выполняли идеологическую, культурологическую и эстетическую функции.

Говоря о сущности и состоянии современных травелогов, необходимо воспользоваться терминологическом аппаратом, данным Т.Ю. Редькиной. Она предлагает называть тексты о путешествиях, которые прежде были просто путевыми очерками и заметками, трэвел-медиатекстом (ТМТ). Данный текст — это полидискурсное образование, поскольку лежит на пересечении разных типов дискурса: научного, политического, бытового, рекламного и др. [Редькина 2013].

Определив типы трэвел медиатекстов, можно называть их целевое и функциональное назначение. Так, Т.Ю. Редькина выделяет информационно, познавательный, информационно-популяризирующий и информационно-рекламный типы. Кроме того, Т.Ю. Редькина выделяет типовые сценарии путешествия, то есть характерные признаки, определяемые целью и социальным статусом путешественника. По цели: научное, журналистское (создание медиапродукта), для релаксации, для приобретения опыта инкультурации, с целью продолжительного проживания и, наконец, с целью удовлетворения духовных потребностей. Данные классификации дают нам право говорить о целом наборе функций: информационная, культурно-просветительская, образовательная (или познавательная), эстетическая и рекреативная. За рамками остались такие функции, как дидактическая и идеологическая, которые в меньшей степени присущи современному травелогу [Редькина 2013: 8-10].

На протяжении всего времени существования путешествий, записи о которых сохранились в текстах, ключевой целью было изменение самого себя через столкновение с другим миром. Сейчас на смену путешествиям пришел туризм, считает Б.В. Марков, который создает иллюзию настоящей поездки [Марков 1997]. Дихотомия феномена туризма, по мнению исследователей, заключается в том, что, с одной стороны, современный туризм предполагает свободу передвижения, а с другой, — формирует особую среду — туристское пространство, атрибутом которого является стереотипизация его элементов. Той же трактовке феномена туризм придерживается Н.В. Черепанова: «Туризм изначально «созд

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

855

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке