Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Изучение фразеологизмов на межпредметной основе с целью повышения интереса школьников к урокам русского языка»

Фразеология любого языка — часть культуры народа. Сокровищница фразеологизмов русского языка регулярно пополняется вместе с развитием языка. Наше исследование на тему «Изучение фразеологизмов на межпредметной основе с целью повышения интереса школьников к урокам русского языка» направлено на рассмотрение путей обучения современных школьников фразеологизмам.

Написание диплома за 10 дней

Содержание

Введение

Глава 1. Межпредметность как одно из условий повышения интереса школьников к урокам русского языка

.1 Межпредметные связи в обучении: из истории вопроса

.2 Межпредметные связи и их функции в обучении школьников

.3 Повышение интереса школьников к урокам русского языка на основе межпредметных связей

Выводы по главе 1

Глава 2. Исследование реализации межпредметных связей в изучении фразеологизмов в школе

.1 Сопоставительный анализ учебников по русскому языку для шестиклассников (тема «Фразеологизмы»)

.2 Подготовка к проведению экспериментального обучения школьников с использованием межпредметных связей

.3 Организация и проведение обучения по экспериментальной методике с применением межпредметных связей с целью повышения интереса школьников к изучению фразеологии

Выводы по главе 2

Заключение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Список литературы

Введение

Фразеология любого языка — часть культуры народа. Сокровищница фразеологизмов русского языка регулярно пополняется вместе с развитием языка. Наше исследование на тему «Изучение фразеологизмов на межпредметной основе с целью повышения интереса школьников к урокам русского языка» направлено на рассмотрение путей обучения современных школьников фразеологизмам.

Важное место фразеологии в системе русского языка и её роль в повышении речевой культуры определяют важность усвоения фразеологии на уроках русского языка в школе, поскольку обогащение словарного запаса учащихся происходит именно на уроках лексики и фразеологии.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что,

¾во-первых, учащиеся мало употребляют в своей речи фразеологизмы;

¾во-вторых, школьники плохо понимают и оценивают смысл фразеологических выражений, не умеют находить их в тексте и уместно использовать в речи;

¾в-третьих, в школьном курсе литературы дети знакомятся с фразеологизмами, но для многих учащихся эти выражения совершенно непонятны и требуют специальной работы;

¾в-четвёртых, с фразеологизмами школьники сталкиваются не только на уроках русского языка, однако учителя-предметники не уделяют должного внимания работе с устойчивыми сочетаниями слов.

Цель дипломной работы мы видим в том, чтобы научить детей замечать в разных в стилевом отношении текстах фразеологизмы, верно истолковывать их и самостоятельно употреблять в речи.

В значительной мере этому будет способствовать усвоение устойчивых словосочетаний на уроках русского языка на примере сопоставления фразеологизмов разных народов, с помощью текстов небольшого объёма и их фрагментов как из произведений художественной литературы, так и устного народного творчества, а также на основе межпредметных связей.

Основные задачи исследования заключаются в том, чтобы:

проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования для определения теоретических основ обучения школьников фразеологизмам;

¾проанализировать школьные учебники русского языка по разделу

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

«Фразеология», выявить наличие или отсутствие заданий с применением межпредметных связей;

¾исследовать уровень знаний и умений учащихся в связи с изучаемым материалом;

¾разработать методику обучения фразеологизмам с целью расширения словарного запаса, совершенствования умения правильно употреблять фразеологизмы в речи и повышения интереса школьников к урокам русского языка учащихся среднего звена;

¾проверить эффективность данной методики на практике в школе.

Объект исследования — процесс обучения школьников фразеологизмам.

Предметом исследования является использование межпредметных связей в обучении фразеологизмам в школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

¾теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

¾наблюдение за процессом обучения (накопление и анализ данных, изучение результатов деятельности учащихся с помощью анкетирования, тестирования, устного опроса);

¾констатирующий срез;

¾обучающий эксперимент;

¾контрольный эксперимент.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом:

¾если изучать фразеологию на основе межпредметных связей, это будет способствовать закреплению знаний по фразеологии; выработке умения употреблять их в речи; повысит познавательный интерес к изучению русского языка; сформирует более целостное понятие о мире и жизни других народов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Новизна исследования заключается в экспериментальной проверке предложенной нами методики в школе.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения на практике в школе методики, приведённой в настоящем исследовании.

Структура и содержание работы

Работа состоит из введения, 2-х глав с выводами по каждой главе, заключения.

Во введении дается обоснование актуальности темы, излагается цель и проблема, определяется объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, приводятся задачи исследования, а также формулируется научная новизна и практическая значимость дипломной работы.

В Главе 1 «Межпредметность как одно из условий повышения интереса школьников к урокам русского языка», состоящей из 3-х параграфов, мы рассматриваем теоретические основы, касающиеся повышения интереса и активизации познавательной деятельности учеников путём реализации межпредметных связей. Исследуются следующие вопросы: история изучения проблемы межпредметных связей с точки зрения педагогики и психологии; функции межпредметных связей в обучении школьников, процесс повышения интереса школьников к урокам русского языка на основе межпредметных связей. Сделаны выводы по главе.

Глава 2 «Исследование реализации межпредметных связей в изучении фразеологизмов в школе», состоящей из 3-х параграфов, представлен анализ современных школьных программ, учебников и методических пособий по русскому языку; рассмотрены особенности изучения фразеологии на основе внутри- и межпредметных связей (лингвометодический аспект). Также представлено описание организации экспериментальной работы, обучающий эксперимент и анализ полученных в ходе эксперимента данных:

¾исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся (раздел

«Фразеология»);

¾проведение обучающего эксперимента;

¾итоговый уровень знаний, умений и навыков учащихся;

¾выводы по главе.

В заключении дипломной работы дается оценка полученных данных в связи с выдвинутой гипотезой исследования и определяется перспектива проведения дальнейших научных исследований по проблеме на основе результатов исследования.

Глава 1. Межпредметность как одно из условий повышения интереса школьников к урокам русского языка

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

1.1 Межпредметные связи в обучении: из истории вопроса

Межпредметные связи в обучении (МПС), отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.

С тех времён, как предметы в школе стали преподаваться раздельно, начали появляться суждения о межпредметных связях в образовании.

Проблемы межпредметных связей широко освещались в классической педагогике в работах Я. А. Коменского, Д.Локка, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Межпредметные связи объявлялись необходимыми для отражения мирового единства в учебном материале, создания единой системы понятий.

Ян Амос Коменский утверждал, что систематизирование знаний учеников невозможно без установления связей между дисциплинами, считая, что всё взаимосвязанное в природе должно изучаться в такой же связи.

Один из крупнейших педагогов-гуманистов И.Г. Песталоцци считал необходимым понимать неразрывную связь школьных дисциплин и отмечал опасность их отрыва друг от друга.

И.Ф. Гербарт разработал идею воспитывающего обучения, чьей главной целью являлось в развитие разностороннего интереса. Немецкий философ и педагог предпринимал первые попытки обосновать межпредметных связей с психологической стороны, заостряя внимание на необходимости умения не только воспроизводить полученную информацию, но и находить общее и различное с той информацией, что усваивается в реальное время.

Развивая идеи И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский поднимал тему важности систематизирования знаний по мере их поступления и накопления, сравнивая голову, наполненную беспорядочными обрывками информации, с кладовой, где даже её хозяин не сможет ничего найти. Отечественный педагог настаивал, что только согласованная работа преподавателей и забота о развитии детского мышления, а не только лишь о собственной дисциплине, может избавить ученика от беспорядка в мыслях. Также, К.Д. Ушинский предупреждал об опасности разделения знаний, считая, что это приводит к отмиранию идей и понятий.

В XX в. исследования проблем межпредметных связей были продолжены такими отечественными педагогами, как В. Н. Федорова6, Д. М. Кирюшин, В. Н. Максимова7. В их исследованиях отразилось влияние метапредметных связей на формирование мотивов обучения и познавательной активности, их значение в формировании взгляда на окружающий мир. Межпредметные связи воспринимались педагогами как педагогическое средство комплексного подхода к обучающему и воспитательному процессу.

Разумеется, ни одна наука не может развиться, будучи изолированной от остальных. У нескольких наук может быть один и тот же предмет изучения, следовательно, они взаимосвязаны. Порой отделить одну науку от другой весьма затруднительно по причине совпадения предмета изучения. Учебные предметы полагаются на принципы тех или иных наук, следовательно, тоже не могут не пересекаться. Из этого следует, что реализация межпредметных связей необходима для успешного обучения и развития школьников.

Итак, история педагогики располагает внушительным наследием по теории и практике межпредметных связей, а именно:

обоснование необходимости передачи реальных взаимосвязей мира в процессе образования;

выделение мировоззренческой функции межпредметных связей, их роль в развитии школьников;

раскрытие их положительного действия на систематизирование знаний;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

разработка методик взаимосвязанного преподавания разных предметов;

формирование умений применять метапредметные связи у преподавателя

Рассмотрение проблем метапредметных связей с различных сторон играет очень важную роль для развития теории педагогики и работы учителей. Межпредметные связи поддерживают общую методологическую основу, помогают связывать и упорядочивать образование по разным дисциплинам.

1.2 Межпредметные связи и их функции в обучении школьников

Сейчас в научно-педагогической литературе можно найти десятки определений межпредметных связей, что часто приводит к различиям в представлениях об их видах, типах и функциях.

Первое официальное разъяснение термина появилось в 1961 г. в педагогическом словаре. Межпредметными связями называлась «взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями».

Процесс обучения имеет неразрывную связь с категорией межпредметных связей. Проявления метапредметных связей в образовании весьма многогранны, что приводит к разнообразным разъяснениям их педагогических функций. Кроме того, имеет место неполный учет взаимодействия педагогики с прочими науками.

Например, множество авторов считают межпредметные связи дидактическим условием обучения. Само же условие определяется по- разному. Так А.В. Усова описывает межпредметные связи как дидактическое условие повышения научно-теоретического уровня обучения, раскрытия творческого потенциала школьников, оптимизации усвоения информации.

Межпредметные связи определяются как условие совершенствования всего процесса образования. Ф.П. Соколова называет межпредметными связями дидактическое условие для повышения эффективности учебного процесса. Далее Н. М. Бурцева полагает, что данное дидактическое условие помогает отражать в процессе обучения все интеграции научных знаний, а также систематизировать их, оптимизировать образовательный процесс. Реализация межпредметных связей помогает ученикам в раскрытии и реализации потенциала, с опорой на личные системы ценностей.

В.Н. Фёдорова и Д.М. Кирюшин считают межпредметные связи дидактическим условием, делающим возможным последовательное отражение объективных природных взаимосвязей в школьных дисциплинах.

Некоторые учёные подчёркивают в метапредметных связях именно самостоятельный дидактический принцип. Узкометодическое понимание межпредметных связей как средства взаимной согласованности различных программ и предметов разделяют И. Д. Зверев и В. Н. Максимова.

Такие учёные, как П.Г. Кулагин, Г.Ф. Федорец, В.Н. Максимова, И.Д. Зверев, И.М. Василькова считают межпредметные связи педагогической категорией14. Так, В.Н. Максимова определяет метапредметные связи как педагогическую категорию, отражающую взаимосвязь основных элементов целостной системы знаний о природе, обществе и человеке. Г.Ф.Федорец называет межпредметные связи педагогической категорией «для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве».

Функции метапредметных связей в образовательном процессе разнообразны.

По мнению В.Н. Максимовой, методологическая функция выражена в обнаружении сходных и различных черт в различных процессах и явлениях, изучаемых различными науками:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

1.Связи между предметами, выражающие диалектический метод познания, повышают научный и теоретический уровень обучения, выявляют общее и единичное в объектах.

2.Межпредметные связи включают методологический аппарат современной науки в образовательный процесс. При применении межпредметных связей в обучении учитель помогает учащимся сформировать способность мыслить системным методом. Межпредметные связи становятся методом деятельности ученика, формирующим способность к дедукции и индукции, синтезу знаний из разных предметов, способность к анализу, обобщению и конкретизации.

3.Межпредметные связи помогают в построении объёмного взгляда на действительность, оценивании явлений. Формируется понятие о взаимодействии наук, месте тех или иных дисциплин в системе знаний.

4.Межпредметные связи, являясь регулятивной нормой практики, помогают коллективу преподавателей взаимодействовать, подталкивают учителей к самообразованию, творчеству, тем самым способствуя открытости разума, повышению преподавательского умения, укреплению коллектива.

Методологическая функция реализуется, когда они являются методом усвоения информации в системе и методом развития и организации процесса предметного обучения.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что благодаря им, учитель помогает формированию системности, глубины и гибкости знаний учеников

Развивающая функция метапредметных связей выражается в формировании умения систематизировать, мыслить творчески, поддержке заинтересованности к познанию. Школьники расширяют свой кругозор, межпредметные связи помогают побороть предметную инертность мышления.

Воспитывающая функция метапредметных связей реализуется через комплексное воспитание, опирающееся на метапредметные связи.

Конструктивная функция выражается во время усовершенствования методов упорядочения образования, учебного материала, преподаватели взаимодействуют друг с другом во время формирования комплекса обучения и работы вне класса.

Педагоги отмечают, что межпредметные связи помогают сформировать глубокие и прочные знания, понятия об их применении, питать познавательный интерес учеников. Тем не менее, для некоторых предметов межпредметные связи реализуются без учёта их особенностей и структуры, а в некоторых до сих пор остаются не выявленными.

1.3 Повышение интереса школьников к урокам русского языка на основе межпредметных связей

К.Д. Ушинский считал, что вынужденное обучение без интереса убивает тягу к знаниям. Проблема интереса относится к числу важнейших проблем педагогики. Именно от интереса зависит, будут ли применяться полученные навыки в будущем или станут балластом. Интерес является движущей силой интеллекта и важным условием развития полноценной личности.

К условиям, способствующим повышению образовательного интереса относятся:

самостоятельный поиск информации учениками, выявление и решение проблем;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

разнообразная учебная деятельность;

понимание важности предмета;

связь нового материала с уже изученным;

высокий, но посильный уровень сложности темы;

регулярная проверка и оценивание;

яркая подача материала, заинтересованность преподавателя в предмете.

В современной системе образования стоит проблема обеспечения качественного обучения для каждого ученика, а также его дальнейшего развития как личности. Нормативным правовым документом, устанавливающим требования к результатам процесса образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Целью образования является достижение не только предметных, но и определённых метапредметных результатов. Известно, что основной задачей традиционной школы было наполнение головы ученика прочными знаниями, но в настоящее время задача школы изменилась: теперь на первое место выдвинулось развитие личности школьника, освоение им основ различной деятельности.

Таким образом, мы приходим к необходимости изменения основных методов преподавания. Преподаватели отходят от объяснительно- иллюстративного метода ведения уроков, при котором они объясняют тему занятия, а затем проводят опрос выборочно. В настоящее время учителя всё чаще делают акцент на взаимодействие учителя с классом и взаимодействие между самими школьниками, позволяя ученикам чувствовать себя живыми и активными участниками процесса обучения. Главной задачей учителя становится формирование у школьников навыка поиска и обработки информации, самостоятельного образования. Знания получаются и применяются в процессе какой-либо деятельности. Поэтому такой подход называют проблемно-деятельностным.

Преподаватель должен уметь укреплять и развивать познавательный интерес школьников, делать свой предмет привлекательным, внося разнообразие в комплекс используемых видов деятельности на уроках. Целенаправленная работа по совершенствованию познавательного процесса поможет укрепить и повысить тягу школьников к познанию.

Виды стимулирования познавательного интереса:

а) стимулирование с помощью дидактических игр; б) стимулирование на основе групповой работы;

в) стимулирование с применением средств аудиовизуальной трансляции учебного материала;

г) использование мультимедийных технологий; д) психологически комфортный климат.

Повышение познавательного интереса — постоянный процесс, поэтому важно использовать каждую возможность, чтобы оживить занятия. Для этой цели можно проводить уроки с заменой, на которых ученик ведёт часть урока вместо преподавателя; опросы, при которых ученики по очереди задают друг другу вопросы; конкурсы на лучший конспект; практиковать специальную рассадку учеников, а также проводить интегрированные уроки.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Среди многих идей для развития процесса обучения важную роль играет применение МПС. Использование знаний из других дисциплин помогает эффективному усвоению предметного материала, побуждает к дополнительному изучению, формирует системное восприятие получаемой информации. В процессе реализации МПС преподаватель, сотрудничая с другими преподавателями, решает систему учебных и воспитательных задач. Применение МПС стимулирует познавательную деятельность учеников, активизирует мыслительную активность, учит обобщению, сопоставлению и анализу фактов из разных предметов. Использование знаний их других предметов повышает доступность усвоения связей между дисциплинами, формирует целостный взгляд на мир.

В процессе реализации МПС преподаватель даёт ученикам информацию, показывает возможности применения полученных навыков для поиска новых знаний, а учащийся осваивает новые знания, получает новый индивидуальный познавательный опыт и навык поиска и самостоятельного применения знаний.

Применение МПС формирует у школьников потребность в свободе мышления вне предметных границ при объяснении каких-либо явлений. Школьники учатся при изучении тем одного предмета обращаться к знаниям из других дисциплин, а затем начинают самостоятельно привлекать усвоенные на других уроках знания для решения поставленных задач. Для достижений высоких результатов, процесс реализации МПС должен полностью осознаваться и постоянно анализироваться учителем.

Исследования, основывающиеся на анализе методических пособий и учительской практики, показывают определённые трудности, встречающиеся учителям при реализации МПС:

а) общие понятия трактуются по-разному, встречаются различия в системе терминов;

б) сложно верно оценить место изучаемого предмета в процессе усвоения знаний, нужных для смежных дисциплин;

в) на уроках по одному предмету очень редко можно услышать понятия из других областей науки.

Разумеется, для осознанного и плодотворного применения МПС учитель должен иметь:

¾знание основ осуществления учебно-методической деятельности по применению МПС в обучении;

¾понятие о роли МПС в системе современного образования;

¾представление о строении и принципах реализации МПС в обучении;

¾понятие о проблемах применения МПС в системе современного образования

¾знания о психолого-педагогических нюансах реализации МПС в обучении школьников;

¾понятие принципов устройства и функционирования системы МПС;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

¾знание классов, методов и принципов реализации МПС в процессе образования.

Учитель должен:

¾знать помогающие при реализации МПС методы, средства и приёмы;

¾обладать соответствующей технологией обучения;

¾иметь навыки осуществления педагогического исследования.

Условно представим трёхступенчатую методику обучения плодотворной реализации МПС в обучении.

I.Первую ступень назовём воспроизводящей. Главная цель учителя — привить ученикам навык самостоятельного использования информации и навыков, полученных на других уроках. Первая ступень используется при работе с учениками младших классов. Однако, на этой ступени возможно решение двух основных задач применения МПС (изучение информации собственного предмета и обучение схожим для различных наук понятиям), то при сочетании со следующими ступенями возможно использование первой ступени и при работе со старшими школьниками.

II.На второй ступени формируются навыки переноса знаний между предметами. На первом этапе школьники только воспроизводили знания из смежного предмета, использованного для объяснения материала, а на второй ступени делается упор на самостоятельное использование учениками материала из смежных наук. Школьники формируют навыки применения знаний в различных ситуациях..Третью ступень условно назовём обобщающей. На этой ступени ученики учатся применять полученные навыки, оперировать информацией, применять общие модели для объяснения изучаемого по разным предметам.

Такое условное представление реализации МПС помогает упорядочению деятельности преподавателя и оцениванию навыка школьников применять полученные знания по различным предметам.

В данный момент наше общество нуждается в новом взгляде на окружающий мир, где человек является органической и важной частью единой Вселенной, чьи части взаимосвязаны. Показать ребёнку системность знаний о мире становится важной целью обучения. Для детей основным средством познания мира остаётся образование, следовательно, оно должно обеспечивать изучение дисциплин в комплексе, демонстрируя их связи в реальном мире, помогая детям избежать обрывочных и хаотичных знаний, выявить и реализовать их творческий потенциал.

С точки зрения психологии, механизмы познавательной деятельности учащихся при осуществлении межпредметных связей заключаются в интеграции информации. В процессе переноса знаний при решении межпредметных задач происходит актуализация опорных знаний из различных предметов (интеграция, синтез, обобщение), что способствует выработке наиболее целесообразных в данных условиях действий.

Психологи, исследующие влияние межпредметных связей на образовательный процесс, отмечают их побуждающую роль: активность школьника направляется на поиски ранее неизвестных связей или на формирование новых отношений по образцу уже известных.

Интеграции предметов направлены на формирование эмоциональной полноценности, помогая детям в полной мере осознать системность окружающего мира, так как обособленность предметных программ приводит к обрывочности и разрозненности знаний учеников. Приобретённые навыки ассоциируются с определённым предметом и не имеют шансов быть применёнными вне дисциплины.

Для решения этой проблемы ведутся разработки уроков, на которых реализуются МПС. Интегрированные уроки учат школьников смотреть на проблему с разных позиций, использовать освоенные навыки в нестандартных ситуациях, находить и раскрывать в себе интеллектуальные и творческие способности. Школьники учатся поиску и систематизированию информации, у них формируется целостное мировоззрение, расширяется кругозор.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Можно сказать, что на данный момент в некоторых дисциплинах проблема МПС проработана недостаточно глубоко. В их число входит и русский язык. Часто встречается сопоставление русского языка с отечественной литературой, куда реже — с прочими предметами. Обычно авторы учебников считают, что взаимодействие русского языка с остальными предметами проявляется только в организации грамотного письма в различных сферах жизни и расширении словарного запаса, благодаря предметным терминам. Безусловно, данные связи очень важны, но стоит расширить подход и рассматривать данную проблему с различных ракурсов.

В большинстве случаев русский язык считается взаимодействующим с остальными предметами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам» (Ш. И. Ганелин).18 Однако, если учесть, что именно язык является главным фактором усвоения информации, то такая связь актуальна более для остальных дисциплин. Гораздо сложнее обнаружить такие связи, которые тянутся к русскому языку от других дисциплин и помогают его освоить. При выявлении потенциала источников связей русского языка, необходимо особо отмечать дисциплины, позволяющие объяснять происхождение различных реалий русского языка, раскрывая их особенные черты. Подобные связи могут называться сопоставительными.

Реализация МПС в образовательном процессе повышает уровень владения русским языком, помогает ученикам владеть материалом. Так как на уроках русского языка изучается именно литературный русский язык, то одной из самых очевидных связей является связь русского языка и отечественной литературы. Произведения классиков используются для иллюстрирования различных языковых ситуаций. В процессе обучения русскому языку и литературы достигается общая цель: развитие речи школьника, также используются общие понятия и общие типы некоторых работ, например, сочинение.

Стоит отметить связь русского языка с иностранными языками, выражающуюся в общности терминологии и понятийной базы (гласные, глухие, предложение, подлежащее, сказуемое, член предложения). Сопоставление с иностранными языками помогает ученикам узнавать культурные особенности народов, расширять кругозор, учиться выявлять сходное и самобытное в языках.

На уроках истории школьники расширяют свой словарный запас за счёт историзмов, архаизмов, заимствований. Уроки географии знакомят с языковыми общностями и топонимами, занятия по музыке — со звуками, интонацией, а уроки информатики расширяют словарный запас, учат правильно искать и преподносить информацию.

Таким образом, можем составить схему специфичных связей русского языка

¾с иностранными языками (сопоставление, выявляющее особенности языков);

¾с литературой (язык является главным фактором познания, общие цели);

¾с математикой, естественными науками (выявление разницы между живой и научной речью, предметные знания используются для расширения словарного запаса);

¾с музыкой (общие музыкальные и словесные образы);

¾с ИЗО и МХК (формируются понятия об общих словесных и художественных образах);

¾с информатикой (пополнение словарного запаса, обучение поиску и подаче информации)

Очевидно, русский язык имеет связи с множеством дисциплин. Задачей учителя является развивать у школьников потребность использования знаний из других предметов на уроках русского языка.

При анализе проблем реализации МПС необходимо сознавать общность цели дисциплин, а именно, развития интеллектуальных и творческих способностей школьников и уделять особенное внимание общим методам и приёмам передачи информации и формирования навыков.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Выводы по главе 1

1.Итак, выступая средством объединения процессов обучения и воспитания, межпредметные связи являются необходимым условием организации современного процесса образования.

2.Применение МПС выступает в роли дидактического условия активизации познавательного интереса школьников, формирования у них целостной картины мира и способностей к обобщению, сопоставлению и анализу.

Глава 2. Исследование реализации межпредметных связей в изучении фразеологизмов в школе

2.1 Сопоставительный анализ учебников по русскому языку для шестиклассников (тема «Фразеологизмы»)

Долгое время в языкознании фразеология рассматривалась как часть лексики. Приводя высказывание Б. А. Ларина о состоянии науки о фразеологии, А.И.Фёдоров в своей книге «Развитие русской фразеологии в конце XVIII — начале XIX века» пишет, что фразеология интересует многих, ею экспериментируют все — от мала до велика, однако, несмотря на наличие уже сформировавшихся характерных черт и традиций, окончательно она ещё не сложилась»19.

К изучению некоторых вопросов фразеологии в своё время обращались, например, Ф.И. Буслаев в своём труде «Историческая грамматика русского языка», в 1894 году А. А. Потебня («Из лекции по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка»), в 1899 году — И.И. Срезневский («Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте»), позднее — М.М. Покровский в книге «Избранные работы по языкознанию» (1959) и многие другие известные учёные.

Большой вклад в изучение фразеологии внесли труды В.Н. Телия «Что такое фразеология?» (1966), «Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты» (1966) и др.

Современные учёные продолжают изучать этот интереснейший пласт русского языка, о чём свидетельствуют написанные в последнее время книги «Современная фразеология: тенденции и инновации» (Н.Ф. Алефиренко, В.И. Зимин, А.П. Василенко, Т.Н. Федуленкова, Д.О. Добровольский, А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко; 2016); «Фразеология: языковой и культурный инструментарий народа» (Василенко А.П., Кожадей Е.В. и др., 2017) и др.

По определению М.Т.Баранова, фразеологизмы (от греч. frasis — «выражение» и logos — «учение; учение о выражениях») представляют собой языковые единицы (устойчивые словосочетания или предложения), объединённые смысловым и структурным единством и воспроизводимые в потоке речи.

Фразеология как часть школьного курса русского языка являет собой неисчерпаемый воспитывающий и развивающий потенциал. Во фразеологизмах очень ярко отражается культура и самобытность народов, поскольку в устойчивых сочетаниях часто описывались реалии определенного периода, исторические события, особенности быта, традиции и обычаи людей. Устойчивые сочетания при своей ярко выраженной образности отличаются целостностью значения и занимают важное место в речи человека, придают ей меткость и выразительность. Кроме того, устойчивые сочетания облегчают конструирование речи, поскольку иногда ситуацию можно охарактеризовать одним метким фразеологизмом, не тратя время на составление нескольких предложений для её описания. Так как изучение фразеологии тесно связано с вопросами культуры речи и культуры народов, то её изучение в школьном курсе является одним из средств повышения культурного уровня учеников.

В школьном курсе языка раздел «Лексика» также появился относительно недавно. Методисты и преподаватели не считали его изучение необходимым для формирования речевой и орфографической грамотности, делая упор на изучение грамматики. В 60-70-е годы XX в. такие исследователи как М.Т.Баранов, В.В. Виноградов21, А.И. Молотков22 проводили исследования по поиску роли лексики в формировании грамотности школьников. В ходе ис

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1640

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке