Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Особенности благотворительной деятельности императрицы Марии Федоровны (1796-1828 гг.)»

Благотворительность — одно из наиболее значимых на сегодняшний день социальных явлений. В настоящий момент безвозмездное или льготное оказание помощи нуждающимся и благотворительность, спустя десятилетия забвения, вновь постепенно занимают свое место в ряду важнейших функций нашего общества.

Написание диплома за 10 дней

Содержание

Введение

. История развития благотворительности в России в XI-XIX вв.

1.1 Княжеские и церковные благотворительные уставы Древней и Средневековой Руси

1.2 Развитие системы государственного призрения в XVIII в.

2. Жизнь и деятельность императрицы Марии Федоровны (1759- 1828 гг.)

2.1 Детские годы Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, будущей императрицы Марии Федоровны

2.2 Взгляды на семью и принципы воспитания «Матери народа» Марии Федоровны

3. Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны

3.1 Социальная благотворительная помощь Воспитательным домам, создание и развитие системы работы с людьми с ограниченными возможностями

3.2 Мариинский институт Благородных девиц и Училище Святой Екатерины: история становления и развития

3.3 Работа Мариинской больницы для бедных и развитие повивального искусства в стране

Заключение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Библиография

Источники

Литература

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Благотворительность — одно из наиболее значимых на сегодняшний день социальных явлений. В настоящий момент безвозмездное или льготное оказание помощи нуждающимся и благотворительность, спустя десятилетия забвения, вновь постепенно занимают свое место в ряду важнейших функций нашего общества.

Тема проведенного квалификационного исследования связана с благотворительностью не случайно: 2006 г., по указу Президента РФ был объявлен «годом благотворительности», способствующей гуманизации государственной и частной деятельности. В условиях наметившихся тенденций гуманизации и стремления к возрождению общечеловеческих ценностей мы, тем не менее, часто сталкиваемся с проблемами, связанными с обеспечением социально уязвимых слоев населения, остро нуждающихся в поддержке по целому ряду направлений. Эти направления включают в себя медицинское обслуживание, создание и выплата социальных дотаций населению, и реформы в сфере образования для достижения его доступности. Принятию этого решения способствовала безработица, которая активно переживает свой рост.

Государственная линия финансовой помощи таким категориям существовала на протяжении всей российской истории и Руси в частности. Но само благотворительное дело нельзя относить к чисто материальным началам, скорее оно будет находиться вблизи духовных ценностей человеческого общества.

Само понятие «милосердие» в разные исторические эпохи содержало в себе фактически одинаковое смысловое значение, в то время как понятие «благотворительность» ушло просто на задворки массового самосознания. Так словарь В.И. Даля доносит нам о том, что «милосердие» — это всего на всего мягкосердность, готовность делать добро всякому1. В то время, спустя 90 лет С.И. Ожегов отмечает, что «милосердие — готовность помочь кому- нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Период мировых войн, катастроф показал, что необходимо развить и поставить на повестку дня «достоинство человека»3, в том контексте, что именно человеческие качества имеют права на существование и именно они способствуют развитию человеколюбия и развитию гуманистических взглядов на мир.

К концу 80-х г. XX в. вырос интерес к истории филантропии. Он был вызван следующим рядом причин: это острая нехватка государственного финансирования для решения задач социального обеспечения здравоохранения, науки, культуры и образования. Государственная политика была в основном сориентирована на решение экономических проблем, то есть на развитие производства, и не учитывала того, какие социальные последствия вызовет перевод хозяйственного механизма всей страны на новые экономические рельсы.

Поэтому необходимо учитывать, что благотворительное начало в рамках не только современности, но и из опыта прошлого, но и будущего, должно содержать в себе следующие черты и принципы: это наличие общественной пользы, как необходимого рычага действия, наличие добровольного характера и бескорыстие5, независимость, нейтральность в отношении населения, демократичность, открытая структура и открытые цели и результаты.

В Российской истории наблюдается несколько этапов развития филантропической деятельности: основной этап, который положил началу развития филантропических взглядов на мир и самого человека приходился на период Древней Руси. Именно здесь начинают появляться истоки человеколюбия. Так при Владимире Святом законодательно утверждается церковное покровительство над нищелюбием: об этом говорит указ 996 г., закрепляющий наделение «десятины» на обеспечение больниц, богаделен и других учреждений для «нищенствующих». Дальнейшая политика князей подразумевала активную поддержку незащищенных слоев населения, как гарант духовности и богобоязненности. Эта черта менталитета сыграет огромную роль в дальнейшей политике Руси: вплоть до XVII в. наблюдается активный рост церковно-приходского нищелюбия с элементами участия царской семьи и частных лиц. В ходе истории наблюдается активная церковная поддержка нищенствующих и юродивых: на средства крупных монастырей строятся приходы, школы, где обучали и обеспечивали всем необходимым нуждающихся, так как активная помощь таким людям приравнивалось к стремлению к духовности.

Следующий этап — начало XVII в. дало активные подвижки в развитии благотворительности: церковь начинает отходить на второй план, а вперед выходит государство. Так история отмечает, активное участие Царей со своими семьями в поддержке нищенствующих, но как таковой системности на тот момент в филантропии не существовало из-за нестабильности политического статуса страны и его экономических ресурсов. Государственное призрение, как последний завершающий этап, и как системное явление произошло только в годы правления Петра I, но система призрения XVIII в. поначалу носило закрытый характер: правительство стремилось разделить «нищенствующих» на группы: те, кто действительно нуждаются в поддержке государства, те, кто годен к трудовой деятельности, а кто профессиональный нищенствующий. Дабы избежать увеличения лженищенствующих, государство составило систему наказаний для эффективной работы системы призрения. В дальнейшем наблюдается эволюция раскрытия системы призрения, которая в некоторых областях начала открываться еще при Петре I — такие институты, как госпитали для незаконнорожденных, дома для престарелых, увечных и т.д. Окончательное появление открытой для других системы призрения формируется уже при Екатерине II, которая стала основателем яркой «эпохи благотворительности» с ее попытками реформировать существующую систему. В годы ее правления создаются учреждения в сфере образования и воспитания, а так же появляется новые элементы, которые в дальнейшем проявят себя как довольно самодостаточные социальные институты помощи людям — это учреждения в сфере здравоохранения, которые дадут основу для развития дальнейших течений.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Хронологические рамки работы. Проведенная квалификационная работа охватывает период царского правления императора Павла I, но изучение благотворительности будет направлено на его жену — императрицу Марию Федоровну. Хронологический период охватывает время с 1796 по 1828 гг. Данные хронологические рамки выбраны не случайно — это не только годы в качестве императрицы при муже императоре, но и вдовствующей императрицы при сыне монархе. Нижней границей хронологии был выбран именно 1796 г. Это связано с тем, что в этот период на престол встает Павел I — законный супруг Марии Федоровны, которая тоже становится императрицей. В этом же году Мария Федоровна получает в свои руки первое свое благотворительное заведение — Смольный институт, что и послужило началом ее благотворительной деятельности в течение всей ее жизни. Выбор верхней границы был остановлен на 1828 г., так как является концом начального этапа реформирования благотворительности: эта «эпоха благотворительных реформ» завершилась со смертью самой императрицы Марии Федоровны и устоялась в качестве государственного органа при Николае I — Ведомство Учреждений императрицы Марии6 (IV отделение Его Императорского Величества).

Историография исследования представлена довольно обширным кругом литературы, основная масса которых была написана и опубликована непосредственно до начала XX в. Данный блок исследований стоит на позитивной позиции без какого-либо анализа плюсов и минусов благотворительной политики по отношению к обозначенной проблематике. Это связано с развитием цензуры во всех сферах, особенно в литературе, так как основная часть литературы была выпущена в годы правления Николая I. В качестве основных, из имеющихся работ следует отметить категории, которые тоже следует поделить по ряду направлений: в сфере женского образования выделяется работа историка педагогики и педагога Л.Н. Модзалевского под названием «Императрица Мария Федоровна и ее первый женский институт»7. В своем исследовании автор раскрывает всю структуру и условия работы аналога Смольного института Благородных девиц по проекту И.И. Бецкого — Мариинского института, основанного Марией Федоровной. Автор освещает специфику обучения воспитанниц, особенности этого образования и определяет ряд отличий от Смольного института. Здесь же необходимо отметить и работу социолога и русского публициста Н. Данилевского — «Описание добродетельной жизни и кончины государыни императрицы Марии Федоровны в Бозе почившей», которую тоже можно отнести к категории общих работ, изучающих благотворительную деятельность императрицы в общем контексте с неотъемлемым изучением деталей.

Общие работы по благотворительной деятельности императрицы Марии Федоровны были написаны многими авторами второй половины XIX в. Один из них — И. Куприянов. В своем труде «Краткий очерк жизни Ея Императорского Величества блаженной памяти Государыни Императрицы Марии Федоровны»9 полностью раскрывает всю специфику работы Марии Федоровны, как в Воспитательных домах, медицинских учреждениях, так и в сфере образования, особо уделяя внимание финансированию этих учреждений. К этой же категории относится книга «Императрица Мария Федоровна в богоугодных ее заведениях», которую с немецкого языка была переведена русской писательницей XIX в. Е. Ганн. Так же необходимо отметить работы Н.К. Шильдера, Н. Яблокова, Е.С. Шумигорского, С.П. Шевырева.

Современные работы, в которых не только освещается деятельность Марии Федоровны, но делается акцент на характеристике личности императрицы, как на основу для взглядов в сфере благотворительности и общественного призрения очень ярко раскрываются в работе И. Чижовой14

«Императрица Мария Федоровна». Исследование наиболее полно раскрывает личность Марии Федоровны и дает основные черты ее воспитания, которые она передала не только в свою семью, но и взяла в своей благотворительной системе за основу, на которой необходимо работать.

Обобщающие современные работы представлены рядом статей, диссертаций и научных работ только на рубеже XX-XXI вв., так как в прошлом веке не считалось нужным и необходимом освещать темы, связанные с Российской империей и политической траекторией царей, особенно если на лидирующие позиции выходит женщина-монарх. Есть ряд работ, которые необходимо отметить особо. Исследованием процесса благотворительности активно занимался историк Л.В. Бадя15, создав труд «Благотворительность и меценатство в России», и В. Сущенко, представив на суд читателей «Историю российского предпринимательства».

В начале XXI в. возрастает активность исследований, связанных с историей и состоянием благотворительности. Необходимо отметить статью доктора медицинских наук, проф. Г.Л. Микиртичан «Вклад императрицы Марии Федоровны в организацию помощи детям», в которой рассматривается деятельность императрицы с позиции работы с детьми в разных направлениях: в медицине, в образовании и в социальном обеспечении. Автор оценивает методы решения младенческой смертности, раскрывает систему патронажа в системе учреждений. Отдельно формируется и обсуждается вопрос эволюции благотворительной деятельности. Эта тема довольно — таки широко рассмотрена в научно- популярной и публицистической литературе. Одной из таких работ является статья Е.А. Вороновой «Благотворительность в социальной политике России», в которой автор не только раскрывает основные аспекты проблемы, но так же и проводит параллель между социальными и политическими процессами в рамках филантропии.

Проблематика «общественного призрения» активно занимались следующие ученые: В. Межов, А. Роговцева. Эти исследования продолжили активно разрабатывать уже Н. Лучинский и А. Селиванов.

Источниковая база. Проблемы «общественного призрения и ее истории» находятся в центре внимания в работах современных авторов, таких как: В. Степанов, использующего серьезную источниковую базу. В его исследовании были использованы частная переписка императрицы Марии Федоровны со своими старшими сыновьями — Александром и Николаем.

«Письма императрицы Марии Федоровны к императору Александру I» были использованы в качестве пособия для изучения взаимоотношений в Императорской семье и политических взглядов самой императрицы в параграфе 2.2. Согласно письмам можно утверждать, что Мария Федоровна частично имела влияние на своих сыновей, но в рамках своего предназначения. В этих письмах Мария Федоровна предстает перед нами как женщина, конечно, после своей свекрови — Екатерины II, активно интересующаяся делами государства и опекающая не только свою семью, но и всех вокруг, в том числе и своих подопечных.

«Письма Государыни Императрицы Марии Федоровны к А.И. Муханову»18, опубликованные в Москве в 1886 г., показывают активную вовлеченность императрицы не только в благотворительные дела, но и дела, связанные с санитарно-гигиеническими нормами, которые так или иначе тоже связаны с ее деятельностью.

Как основной источник был взят «Устав Вилламова», законодательно утвержденный в 1811 г. Этот устав является основой всей благотворительной деятельности императрицы Марии Федоровны, особенно это касается Воспитательных домов и частично Мариинских институтов в разных городах России. Г.И. Вилламов стоял во главе «исправления дел» при Марии Федоровне и лично контролировал все условия для необходимой жизни подопечных императрицы.

Из дополнительных источников, чтобы проследить систему эволюции нищелюбия, призрения, филантропии и благотворительности с самого начала развития Древнерусского государства были привлечены следующий ряд, который помог более полноценно раскрыть картину Российской благотворительности: был использован Указ Владимира I от 996 г., содержащий в себе указ доверить нищелюбие церквям. Этот указ дал начало системе указов последующих князей Древней Руси, так же была использована Повесть временных лет и «Слово о законе и благодати».

Следующим крупным источником было использовано решение Стоглавого собора, как официального государственно закрепленного источника и более бытового, нежели «Стоглав», «Домостроя».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Чтобы рассмотреть и проанализировать начало эпохи Государственного призрения как источник был использован «Духовный регламент» Петра I от 1721 г. В нем освещаются основные направления государственной политики в отношении нищенствующих и меры работы с такими категориями.

Объектом данного исследования являются духовные основы благотворительной деятельности Марии Федоровны.

Предметом данного исследования являются особенности и социальная направленность благотворительности императрицы Марии.

Цель квалификационного исследования — проанализировать благотворительную деятельность Марии Федоровны и выявить особенностей духовные взгляды самой императрицы.

Достижению поставленной цели в рамках исследования, был поставлен следующий перечень задач:

—        определить сущность понятия «благотворительность» и выявить ее особенности;

—        проследить эволюцию развития филантропической деятельности государства на протяжении всей русской истории и обозначить основные виды и формы благотворительности,

—        выявить духовные основы благотворительности на рубеже XVII-XVIII вв. через воспитание Марии Федоровны и атмосферы в ее семье,

—        обозначить основные направления благотворительности императрицы Марии Федоровны и раскрыть их основные особенности и специфику работы.

использованы общенаучные методы, из которых были использованы анализ и синтез, логический, статистический и классификационный методы. Из дополнительных методов были использованы сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы.

Все выше сказанное определило содержание квалификационного исследования и его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложения.

1. История развития благотворительности в России в XI-XIX вв.

Развитие Российского государства, которое вот уже на протяжении десяти столетий, а может быть даже и более десяти, ведет свою историю и неразрывно связано с таким социальным понятием и явлением как «благотворительность».

В узком понимании процесс благотворительности подразумевается — как помощь обществу в решении серьезных проблем, связанных с социальной сферой общественной жизни населения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Понятие «благотворительность» — (от «благо» — добро, польза — которое несет в себе славянское происхождение; «творить» — создавать, созидать, производить) уже становится нам известным с XI в. в рамках древнерусского языка. Но с ходом истории претерпевает изменения и само значение «благотворительности», как процесса. Уже в XIX в. благотворительность представляется собой как отличительная особенность Российской, а в нашем случае еще и Русской государственности, в которой существует именно тесная связь с Православием, так как Русская православная церковь в рамках Христианской религии, формировала развитие России. В этом случае благотворительная деятельность являлась путем к нахождению благоверной жизни и святости.

Так как церковь имела большие привилегии, нежели государство, и имела возможность или даже право вовлекаться в общественные процессы, то именно эти основы произвели яркие черты русского человека: такие как патриотичность, богобоязненность, духовность и др. Именно национальные качества тесно переплетаются с духовными, что и является основой Русской благотворительности, на протяжении всей многовековой истории.

Уже с XI в. можно проследить историю развития благотворительности: это милостыня и нищелюбие20 по отношению к бедным людям, Указы и Уставы Царей, Братчины и многое другое.

Всему этому была заложена основа в 988 г., в котором Древняя Русь принимает христианство (православие) князем Владимиром21. Именно в этот время новая принятая народом религия обращает внимание на «малых сих», то есть на людей, которые, так или иначе, нуждаются в поддержке и помощи. Обращение на «малых сих» положило начало специальным мерам и отношению к данным социальным слоям и группам.

Зарождение этих идей наблюдается еще с появления письменности и проникновения в Древнюю Русь христианской литературы, которая стояла на основах Милостыни и нищелюбия, как стимула к праведной жизни. И в дальнейшем «жизнь во Христе», которое является особенностью жизни России, но и отражается в благотворительных делах в течении хода Русской истории.

Нищелюбие — добродетель, которая заключает в себе оказание материальной поддержки нищим. Понятие «нищелюбие» характерно для более раннего периода Русской истории, по мнению историков Ключевского, Соловьева и т.д. В более позднем варианте «нищелюбие» преображается в «благотворительность», которое начинает свое влияние уже в XVI-XVII вв.

Владимир I «Святой» (? — 1015 гг.) — князь новгородский (970-988 гг.) князь киевский (978-1015 гг.). В церковном упоминании Владимир носит прозвище «Креститель». при котором происходило Крещение Руси, в качестве главной религии князь выбрал христианство (православие), которое Владимир отметил в Константинополе. При крещении получил имя Василий (Владимир долго отказывался креститься, так как был ярым язычником — это подтверждает и ПВЛ: у Владимира до крещения было много жен и наложниц «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». При Владимире начинает зарождаться нищелюбие (примерно сразу после 988 г.): с ним связывают строительство первых больниц, школ и перевод с книг с греческого языка. Умер 15 июля 1015 г. в резиденции Берестове и был похоронен вместе с женой Анной в Десятинной церкви в Киеве.

1.1 Княжеские и церковные благотворительные уставы в Древней и Средневековой Руси

После того, как Русь перешагнула через очередной этап — свое Крещение в 988 г., которое как раз и дало толчок новому этапу развития благотворительной деятельности. Содержит в своей основе письменность и христианские книги, которые доносят как раз суть идеала добра и благочестивой жизни через призму любви к ближнему. Именно это и является особенностью Русской благотворительности, которая и основывается на «жизни во Христе».

Вплоть до XIV-XVII вв. парадигма помощи и поддержки имеет стойко религиозный характер, так как нищелюбие, социальная поддержка на тот момент являлась прерогативой церковной власти, которая установилась и окончательно закрепилась государством в Уставе Владимира Святого, который увидел свет в 996 г.

Указ закреплял в обязанностях церкви право на владение социальным презрением22 и определена десятина на монастырское содержание, а так же богаделен и «странных неимущих».

«Имать митрополиту десятину дани, и от виры, и от продаж, и от лова княжа,- что уходит во двор княж, от всего».

В.О. Ключевский в своем труде «Добрые люди в Древней Руси» очень ярко показывает какой характер носило презрение вплоть до XV в.: «Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель. «В рай входят святой милостыней, — говорили в старину, — нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться. Древнерусские цари, накануне больших праздников, рано по утрам, делали тайные выходы в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым, также посещали и отдельно живших убогих людей».

Вплоть до XV в. государство и церковь руководствовалось только частным презрением, то есть « из рук в руки», которое никак не было связано с политикой правящей верхушки и церковных иерархов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В дальнейшем церковь будет расти по своему положению, так как известен тот факт, что в период ордынского нашествия ханы Золотой орды не облагали данью и поборами русское духовенство и относились к нему с уважением, давая при этом ярлыки. Именно поэтому церкви и монастыри, которых стало намного больше, чем было изначально, взяли почти целиком функции благотворения. Но начинают наблюдаться проблески предупредительной благотворительности.

После Владимирской эпохи начинает складываться система братчин, которые являлись неприкосновенными от государственных чиновников по приказу государства. Они представляли собой в некотором роде «вольные союзы прихожан, которые заботились о церковных нуждах и оказывали попечение больным, бедным, дряхлым, увечным…».

Братчины, как вполне самостоятельные союзы, выделяли денежные сборы и продовольствие нищим, обеспечивая наряду и льготным образованием. Личная заинтересованность властей сохраняется и даже растет, не смотря на различные ситуативные установки, которые предлагала действительность. Личный пример начинает играть все более и более яркую роль в благотворительной практике: князья, их жены, показывали личный пример такого нищелюбия. Такое явление объяснялось тем, что власть как таковая не осознавалась самими правителями и их семьями, как инструмент для достижения своих целей, а скорее как духовное служение всем тем заповедям справедливости и добра, как «Божие тягло».

Так при Владимире Крестителе было назначено, что бы все нищие и убогие могли приходить на великокняжеский двор, что бы получить свою материальную поддержку. Те, кто не мог прийти по причине болезни, организовывались княжеские повозки со всякой необходимой снедью: будь то провизия или денежные выплаты, правда, в ограниченном количестве, так как было слабое денежное обращение. Такое княжеское решение мы можем увидеть в летописи, в которой говорится, что «Всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу — питье и яденье и от скотьниц кунами… Устрои же и се рек: «яко немощнии и больнии не могуть долести двора моего» — повеле пристроити кола и вскладаще хлебы, мяса, рыбы, овощь различный, мед в бчелках, а в других квас, возити по городу, вопрошающим, где больний и нищь не могы ходити? Тем раздаваху на потребу».

Летопись так же отмечает, что такие филантропические меры были проведены князем, не только в самом Киеве, но и во многих других регионах страны, вплоть до мелких деревень, в которых тоже соблюдалась эта традиция: «Боле всего бяше милостыню творя князь Володимер: иже немощнии и стареи не можаху дойти княжа двора и потреб взяти, то и в двор им посылаше: немощным и старым всяку потребу блаженный князь Володимер даяще. И не могу сказати многия его милостыня; не токмо в дому своему милостыню творяще, но и по всему граду, не в Киеве едином, но и по всей земле русской, и в градех и в селех, везде милостыню творяще, нагия одевая, алчныя кормя и жадныя напаяя, странныя покоя милостию; нищая и сироты и вдовицы и слепыя и хромыя и трудоватыя вся милуя и одевая и накормя и напаяя».

Говорит о Владимире и Митрополит Иларион «Твоя бо щедроты и милостыня и ныне в человецех поминаеми суть…Часто собираясь с новыми отцами, нашими епископами с великим смирением советовался с ними, как установить закон сей среди людей, недавно познавших Господа».

Именно при Владимире началась активная разработка системы обеспечения нищенствующих «Продайте имения ваши и дадите нищим… Дай нищему, а Бог даст тебе»33. С ним связано начало такого направления, как медицина. При князе стали появляться первые в своем роде Больницы, которые обеспечивали медицинскую помощь всем, в не зависимости от наличия материальных средств.

После смерти Владимира филантропической направленности стал придерживаться и его сын Ярослав: при нем было создано первое училище на 300 человек, началось обучение взрослых людей, готовящихся на должность священников. Книги по-прежнему переписывались с греческих оригиналов на русский язык. Благодаря такому увеличению «книжников» по наставлению Ярослава была создана средневековая академия. Одним из ярких примеров, с которым Ярослав так или иначе связан, благотворительная деятельность времен Ярослава отражает в себе законодательный нормативный документ — «Русская правда». «Русская правда» стала своеобразным прототипом современных нормативных документов, которые отражают все направления жизни общества.

В дальнейшем эту деятельность стали продолжать многие князья: Андрей Боголюбский так же разъезжал по своему княжеству и раздавал еду и денежные средства нуждающимся, Дмитрий Донской лично кормил всех нуждающихся, а Роман Мстиславович и вовсе умер в нищете, раздав все на нужды бедных.

Следующий этап связан с периодом княжения Владимира Мономаха, при котором филантропические цели ставятся уже на уровне наставления своим детям. Основным документом, который отражает эти наставления — это «Завещание к сыновьям», которое было создано в 1117 г.

При Владимире Мономахе нищелюбие выходит на первый план и становится задачей номер один, хотя до этого тоже находилось на лидирующих позициях. Владимир Мономах утверждает, что, самое главное это не только не забывать про существование убогих, но и постоянное их жизнеобеспечение по возможности: «Самое главное — не забывайте убогих и сколько можете их кормите».

Кроме государства так же активно стала работать и церковь, которая так же занималась работой с нуждающимися слоями населения, основанное на получение правительственной десятины. В монастырях существовало обучение бедных сирот, шефство надо больными в богадельнях и больницах. Как один из примеров, можно выделить иноков Киево-Печерского монастыря: по желанию Феодосия Печерского (см.:Приложение № 3) была построена богадельня Святого первомученника Стефана36, которая оказывала приют и различного рода помощь нищим и прокаженным. Все эти процессы, имеющие вековую основу, проявили и свои минусы, которые стали проявляться все чаще и чаще: стало активно развиваться тунеядство, которое превращалось в нищенский промысел, то есть население жило за счет тех средств, которые получало от государства.

С XVI в. ситуация начинает резко меняться: складывается ситуация бесконтрольного расходования государственного бюджета и появляется необходимость в решении этих проблем. В 1551 г. царем Иваном Грозным было проведено ряд политических мер, которые бы стабилизировали ситуацию с благотворительностью и закрепили окончательно: продолжение идей строительства больниц и богаделен, созыв Стоглавого собора37, который должен был решить ряд серьезных проблем, выдвинутых на повестку дня. О решении проблемы нищенствующих говорит глава 5 «О тридесяти седми царских вопросех и о церковном строении». В вопросе 12 Стоглавного собора утверждается следующее, что происходит несанкционированное использование бюджетных средств и мирских пожертвований, которые были направлены на благотворительность.

Так же выделяется еще одна проблема — проблема попрошайничества со сторонних духовных лиц, которая упоминается в вопросе 13. Решение этих проблем были отражены в ряде статей Стоглавного собора: 7039, 7140,7441,одна из которых стала своего рода православным кодексом и была принята за основу в старообрядческих скитах.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Главным решением Стоглава является дифференциорванное распределение работы с нищенствующими: то есть проведение переписей, монастырское распределение и другая социальная работа «да в коем ждо граде устроить богадельни и мужские и женские».

После смерти Ивана Грозного, поставленные им задачи по работе с нищенствующими не были реализованы, так как в этом сыграл свою роль династический кризис, который случился на рубеже XVI-XVII вв.

Отсутствие наследника, внешняя угроза государству положило началу регресса социальной работы с населением. На фоне разыгравшегося трехлетнего голода, которому стали причиной разгул иностранцев по стране, приглашенных Борисом Годуновым, и законодательный указ о закрепощении крестьян, большая часть населения была просто превращена в тот самый слой нищих, о котором должно заботиться государство.

Массовая продажа имущества давала возможность на заработанные средства приобрести хлеб, которого было очень мало, но тут встает перед государством новая проблема — денежная инфляция и гигантский скачок в росте цен на хлеб. Но ряд мероприятий реабилитировало Бориса: запрет на монополизацию хлеба у крупных его владельцев, прикрепление нищенствующих к земле, дабы уменьшить миграционные процессы, но это все равно являлось недостаточным.

«Недостаточность государственного присутствия в регулировании социально-экономической деятельности, отсутствие жестко выстроенной государственной системы социальной помощи и взаимовыручки, отсутствие мобилизационного механизма ограничения доступа иноземцев в сферы жизнеобеспечения и, главное, утрата руководством страны православного нравственного критерия привели страну к социально-экономической и политической катастрофе. Началось смутное время, повлекшее утрату русских территорий, экономический упадок, сокращение населения. Это было время и духовного разложения общества. Пошатнувшиеся религиозные опоры обрушили систему нравственности. Моральная деградация стала первопричиной многих бед».

Но рассматривая все же частное нищелюбие, которое еще продолжало существовать вплоть до Петровской эпохи, стоит отметить, что не смотря на предполагаемые методы борьбы с ней, нищелюбие только увеличивалось.

Последняя четверть XVI в. прошла под идеями «энциклопедии повседневной жизни» — Домостроя. Домострой является наиболее ярким источником XVI в., который наиболее полно раскрывает бытовую сторону жизни и в особенности, филантропическую сторону.

Благотворительным делам посвящено сравнительно немного глав в документе, но в отличие от Стоглава, который был учрежден несколькими десятилетиями назад, Домострой дает некую инструкцию о том, как правильно совершать дела, связанные с благотвори

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

609

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке