Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Разработка электронных образовательных ресурсов и методика их применения на примере темы «Аппаратное обеспечение компьютера» в 7–9 классах»

Актуальность данной работы заключается в необходимости и целесообразности использования в учебном процессе средней школы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и учебно-методических комплексов (УМК), в роли которых может выступать информационная система (ИС) учебного назначения.

Написание диплома за 10 дней

Введение

Актуальность данной работы заключается в необходимости и целесообразности использования в учебном процессе средней школы электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и учебно-методических комплексов (УМК), в роли которых может выступать информационная система (ИС) учебного назначения.

Создание УМК, как подвида ЭОР, в электронном виде, остается чрезвычайно актуальной задачей.

Это учебные материалы в новой форме, объединяющие достоинства традиционных учебников и возможности современных компьютерных технологий.

Электронные учебно-методические материалы позволяют осуществлять:

1.  Автоматизацию и интенсификацию педагогического труда.

2.  Простоту хранения больших информационных массивов.

3.     Использование гипертекстового и мультимедийного представления информации.

4.     Учет индивидуальных способностей обучающегося (индивидуальная учебная траектория).

5.  Комфортность в работе за счет создания дружественного интерфейса. Исходя из вышеперечисленного, повышается актуальность создания, внедрения и использования электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) как для учащихся, так и для преподавателя.

Мы все сейчас живем в мире, где чрезвычайно важно умение мыслить, прогнозировать и принимать решения, создавать, искать и воплощать новое, осваивать и использовать сложные технические устройства, «видеть» то, чего еще никто не видел, говорить с тысячами людей. Перечисленные умения невозможно приобрести и развить без фундаментальных знаний в области информатики, широкого кругозора, понимания ключевых подходов и технологий работы с информацией. Подобные умения — одни из главных средств адаптации личности в мире, движущемся по пути к глобальному информационному обществу. Поэтому стандартные методы обучения не могут в достаточной степени обеспечить развитие необходимых навыков самостоятельной работы, творческих навыков у детей, которые необходимы им для дальнейшего развития [9].

Задачей учителя на уроках информатики является формирование компетенций, знаний, формирование умений и навыков с использованием различных методов обучения, в том числе и с использованием ЭОР, ЭУМК, ИС учебного назначения и их выбор очень важен. В нынешней среде обучения особое внимание стоит уделить обучению с использованием электронных образовательных ресурсов.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), «ЭОР (электронные образовательные ресурсы) — это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Иногда ЭОР называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи / воспроизведения. Однако аудио / видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ.

Таким образом, тема данной исследовательской работы является актуальной и очевидно, что разработка и внедрение ЭОР в учебный процесс средней школы по информатике необходимы и целесообразны.

Анализируя научно-методическую литературу несложно выявить некоторое противоречие, заключающееся в том, что при достаточно большом многообразии ЭОР по школьному курсу информатики довольно непросто найти и выделить наиболее эффективные при обучении в средней школе.

Отсюда, проблема исследования заключается в необходимости структуризации учебно-методических материалов ЭОР с одной стороны и недостаточной проработанности данного вопроса — с другой.

Для полного усвоения материала ученикам необходимы материалы, объединенные в одну систему. При этом одна из задач учителя — совмещать на своих уроках как традиционные средства обучения, так и обучение с использованием ЭОР.

Цель исследования

Отобрать содержание, разработать структуру и реализовать ИС учебного назначения как подвида ЭОР и ЭУМК, а также описать методику ее применения на уроках информатики в 7-9 классах на примере темы «Аппаратное обеспечение компьютера».

Объект исследования

Процесс обучения информатике в 7-9 классах основной школы. Предмет исследования

Структура и содержание ИС учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» как подвида ЭОР, ЭУМК и методические рекомендации по ее использованию в 7-9 классах основной школы.

Гипотеза исследования состоит в том, что разработанная ИС учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» как подвид электронного учебно-методического комплекса при использовании в учебном процессе основной школы будет способствовать:

1)    более эффективному усвоению учебного материала по теме «Аппаратное обеспечение компьютера» как на уроках информатики, так и при самостоятельной работе учащихся 7-9 классов;

2)     повышению уровня мотивации по теме «Аппаратное обеспечение компьютера» у учащихся 7-9 классов.

Для достижения поставленной цели и на основании выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

1.  Изучить и проанализировать научную, методическую и техническую литературу по теме исследования.

2.       Отобрать содержание, построить структуру и реализовать ИС учебного назначение «Аппаратное обеспечение компьютера» как подвид ЭУМК.

.         Выбрать и обосновать использование программных средств на этапах проектирования и разработки ИС учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера».

4.   Разработать методические рекомендации по теме «Аппаратное обеспечение компьютера» с использованием разработанной ИС учебного назначения.

5.    Апробировать разработанную ИС учебного назначения и методические рекомендации по теме «Аппаратное обеспечение компьютера» в 7-9 классах основной школы.

Методы исследования

Теоретические — изучение и анализ научно-педагогической, технической литературы по проблеме исследования; обзор нормативных документов (ФГОС ООО, ФГОС СОО, учебников по информатике для основной школы, учебников по информатике для старшей школы, примерного учебного плана, авторских программ дисциплины).

Эмпирические — беседа, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент; статистические методы обработки результатов исследования.

Практическая значимость

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная ИС учебного назначения будет универсальна для обучения в 7-9 классах по теме «Аппаратное обеспечение компьютера», а учебно-методические материалы будут являться основой для разработки ИС учебного назначения по другим темам дисциплины «Информатика и ИКТ» и будут предоставлять возможность самостоятельной работы учащихся.

На защиту выносятся:

1.   Структура и содержание ИС учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера».

2.      Методические рекомендации по применению ИС учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» в 7-9 классах основной школы.

Структура работы состоит из двух глав, первая глава содержит три параграфа, вторая глава три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Первая глава посвящена научно-теоретическим основам электронного учебно-методического комплекса. В данной главе описывается проектирования структура и этапы разработки УМК как подвида ЭОР, а также ЭУМК как информационная система учебного назначения.

Во второй главе представлен практический материал по разработке ИС учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» как подвида ЭУМК.

1. Научно-теоретические основы разработки электронных образовательных ресурсов

1.1 Учебно-методический комплекс как электронный образовательный ресурс

Учебно-методический комплекс — это система нормативной и учебно — методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.

По определению ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г., информатизация представляет собой «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». Следовательно, информатизация общества связана с расширением сферы применения информационных и коммуникационных технологий. Исходя из этого, вопрос применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования на всех его уровнях является актуальным на данный момент.

Очевидно, что грамотное применение современных средств информационных и коммуникационных технологий позволяет не только существенно повысить качество обучения даже в условиях снижения объемов отпущенного на преподавание информатики учебного времени, но и облегчить работу самого учителя [17].

На сегодняшний день работы в области качества образования развиваются в двух основных направлениях:

—    процессный (технологический) подход, сосредотачивающий внимание на качественных характеристиках образовательных процессов;

—     компетентностный подход, расставляющий акценты на качественных характеристиках субъектов образовательной деятельности.

В образовательной системе эти два подхода взаимосвязаны и развиваются параллельно друг другу. Интегрирующим элементом может стать электронный учебно-методический комплекс [1].

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) — программный мультимедиа продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний [4].

ЭУМК, прежде всего как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам:

–    научность: достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

–   доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

–  наглядность: учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей;

–   сознательность: обеспечение средствами ЭУМК самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

–     систематичность и последовательность: последовательность усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области.

Как разновидность программного средства ЭУМК должен соответствовать эргономическим и технико-технологическим требованиям:

–  гармоничная цветовая гамма и композиция элементов обучения;

–    «дружественный» интерфейс для обучающегося при взаимодействии с компьютерной средой обучения ЭУМК;

–  удобства установки / запуска;

–     многоплатформенности (возможности настройки работы ЭУМК под аппаратно-программную среду персонального компьютера учащегося) и др.

В то же время ЭУМК является разновидностью программного средства учебного назначения — программного средства, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. В связи с этим выделим специальные дидактические требования, которым должен отвечать ЭУМК:

–    активность учащегося: ЭУМК должен активизировать познавательную деятельность учащихся на основе использования активных методов обучения;

–  профессиональная направленность: ЭУМК должен ориентировать учащегося на будущую профессиональную деятельность, на овладение профессиональными компетенциями за счет использования индивидуальных творческих профессионально-ориентированных заданий;

–   актуальность и полнота информации: электронный способ хранения данных позволяет постоянно обновлять информацию в ЭУМК, т.е. делать данные актуальными, материалы ЭУМК должны отвечать запросам учащихся и постоянно дополняться;

–    оптимизация учебного процесса: ЭУМК должен быть ориентирован на оптимальное достижение учебных целей, преподаватель должен четко определить учебные цели и в соответствии с ними оптимальные средства достижения: учебно — методическое обеспечение, использование новой технологической основы взамен традиционных средств обучения;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

–    индивидуализация обучения: ЭУМК должен предоставлять возможность выбора учащимися собственной траектории, темпа обучения, корректировки процесса обучения по результатам промежуточного контроля;

–  комплексный характер: ЭУМК дисциплины должен содержать методическое обеспечение ко всем видам и формам учебной деятельности учащегося;

–     единство требований к структуре и оформлению: наличие единых требований к оформлению материалов ЭУМК, учитывая совместимость современного программного обеспечения, позволит организовать междисциплинарные и межпредметные связи с ЭУМК по другим дисциплинам;

–   свободный доступ к материалам комплекса: на наш взгляд, такой точкой свободного доступа к материалам ЭУМК может стать кафедральный или факультетский сайт, либо компьютерные классы образовательного учреждения [21]. Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации учащимся по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы. Предоставление материала в презентационной форме даст возможность стимулировать предметно-образную память у школьников, познавательную и творческую их активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес обучаемых к преподаваемому предмету. Преподавателю предоставляется возможность быстрого и объективного анализа знаний учащихся, при оценке которых полностью исключается его субъективное отношение к учащемуся.

Электронное учебное издание представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы). При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность. Электронное учебное издание полностью или частично заменяет или дополняет основной учебник В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине (ЭУМКД) и электронные учебно-методические комплексы по специальности (направлению) (ЭУМКС). Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине. Электронный учебно-методический комплекс — электронная версия учебно-методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические комплексы по итоговой государственной аттестации выпускников.

Достоинства ЭУМК:

1.   Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио-, видео-, графической информации, схем, чертежей и т.п.

2.    Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого

3.  Интенсификация самостоятельной работы учащихся, которая заключается в усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.

4.    Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации

5.  Своевременная и объективная оценка результатов деятельности учеников Несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют проблемы, которые возникают как при подготовке к урокам с их применением, так и во время их проведения:

.    Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей.

2.       Сложности в интеграции ИКТ в поурочную структуру занятий.

.         Отсутствие доступа к кабинету информатики.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

4.   Недостаточная мотивация к работе у учащихся и, как следствие, частое их отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

5.   Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе.

Основной проблемой создания ЭУМК является огромный объем работы, связанный с разработкой подобного обучающего ресурса; поэтому при его проектировании и разработке должны быть учтены фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методики, психологии, эргономики, информатики и других наук. В данной работе рассматриваются возможности применения основных дидактических принципов обучения при разработке ЭУМК [4].

Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может быть разнообразным, это определяется возможностями и задачами, реализуемыми преподавателем в содержательной части ЭУМК. Наиболее распространенные в силу простоты это Microsoft Power Point, а так же программы с основами языка разметки гипертекста (HTML — Hyper Text Markup Language), применяемые по поиску, приему и передаче необходимой информации в международной сети Internet. Соответствующий комплект компакт-дисков можно будет использовать как преподавателями, так и учащимся во время самостоятельной подготовки к занятиям. Включение в материал ЭУМК предварительно подготовленных видеороликов наглядно воспроизводящих реальный эксперимент, позволяет не в ущерб наглядности сэкономить соответствующие реактивы — немаловажный фактор в условиях проблем с финансированием, а так же не требует создание специальных лабораторных условий. Тесты, включаемые в ЭУМК, предполагающие выбор правильного или неправильного ответа из нескольких представленных могут быть полезными для определения исходного уровня знаний и заключительных тестов после изучения отдельных тем. Электронный учебно — методический комплекс должен предоставляться учащимся на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно обновлять и пополнять. Электронные учебники могут быть использованы как при проведении аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы учащихся[16].

За последние годы существенно изменилась технологическая основа ЭУМК. На смену комплексам, содержащим текстографическую информацию, приходят мультимедийные и интерактивные комплексы, содержащие звук, анимацию, видео, виртуальные лабораторные практикумы, модули поисковых и экспертных систем и реализующие через внутренние программно-дидактические алгоритмы, нелинейное взаимодействие учащийся — педагог — учебный материал [3].

Принципиальные отличия ЭУМК от традиционных УМК:

—    интерактивность: способность УМК реагировать на запросы учащихся, создавая возможность диалога с обучающей системой;

—    интеграция: возможность включения в состав ЭУМК ссылок на другие электронные источники информации;

—       актуализация: возможность своевременного обновления учебно — методического материала;

—    адаптация: возможность ЭУМК «подстраиваться» под индивидуальные возможности и потребности учащегося, за счет предоставления различных траекторий изучения предметного материала, различных уровней сложности контролирующих заданий;

—   визуализация: возможность использования цветового оформления материала, включения в ЭУМК анимации, видео и других фрагментов [21].

Вывод: Использование ЭУМК в процессе обучения в последние годы растет. Это связано с развитием информационных технологий и информатизацией общества в целом. ЭУМК принципиально отличаются от традиционных УМК, имеют как достоинства, так и недостатки.

1.2 Структура электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК)

Структура — взаимное расположение частей, составляющих одно целое [18].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине.

Исходя из сущности ЭУМК как учебного средства, обеспечивающего полный дидактический цикл обучения в рамках конкретной дисциплины, можно выделить следующую структуру ЭУМК (Рис. 1.):

Рис. 1. Структурное представление ЭУМК

Опираясь на приведенную выше схему [22], ЭУМК может включать в себя следующие блоки, каждый из которых выполняет определенные задачи:

—   входной блок: подготовка учащегося к изучению дисциплины;

—         обучающий блок: обеспечение условий для изучения дисциплины;

—    блок самоконтроля: развитие самостоятельности учащегося на основе средств самоконтроля и самокорректировки;

—     исследовательский блок: развитие научно-исследовательских умений учащегося;

—   итоговый блок: оценка результатов обучения [21].

ЭУМК строится по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов или файлов, образующих логико-иерархическую структуру, что способствует упрощению изучения и поиска информации в разделах и теме учебно — методического пособия.

Так, основные этапы разработки ЭУМК включают в себя:

6.  Целевой компонент;

7.       Психологическое обоснование разработки;

8.       Основное содержание материала по теме;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.         Средства итогового контроля знаний и оценки результатов изучения курса;

10.     Создание электронной оболочки УМК.

После создания учебно-методический комплекс проверяется в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля учащихся, вносятся коррективы. После проверки учебно-методический комплекс при необходимости редактируется, дополняется и окончательно утверждается, таким образом, он постоянно совершенствуется и дополняется [15].

Таблица 1

 

Средства создания ЭУМК можно разделить на группы, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как:

·       назначение и выполняемые функции;

·        требования к техническому обеспечению;

·        особенности применения.

В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

−  традиционные алгоритмические языки;

−        инструментальные средства общего назначения;

−        средства мультимедиа;

−        гипертекстовые и гипермедиа средства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Критериями выбора инструментальных программных средств и технологий создания ЭУМК могут выступать:

–  многоплатформенность: возможность использования ЭУМК на компьютерах с различными аппаратными конфигурациями, системным программным обеспечением;

–    простота установки / использования ЭУМК: ЭУМК не должен создавать неудобств пользователю при его использовании;

–   невысокая ресурсоемкость: ЭУМК не должен быть требователен к ресурсам компьютера, если в этом нет крайней необходимости, выбранные инструментальные программные средства должны оптимальным образом выполнять возложенные функции;

–    стоимость: широкий спектр современных языков программирования и авторских средств разработки, предназначенных именно для создания ЭУМК, имеет самый разнообразный ценовой диапазон. Среди инструментальных программных средств имеются и бесплатные [22].

Вывод: ЭУМК имеет сложную структуру, состоящую из блоков, каждый из которых выполняет определенные задачи. Разработка ЭУМК состоит из пяти этапов, после чего производится апробация. При создании ЭУМК следует опираться на комплексный критерий.

1.3 Информационная система учебного назначения как ЭУМК

Информационная система (ИС) — «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» [14].

В аспекте разработки нового поколения педагогической продукции, представленной в электронном виде, остановимся на описании различных уровней реализации ИС образовательного назначения [14].

ЭУМК, как и любой объект, который вводится в оборот, проходит ряд этапов или жизненных стадий. Последовательность таких стадий можно назвать жизненным циклом (ЖЦ). ЭУМК имеет общие черты с ИС. Разработка ИС включает в себя все работы по созданию информационного и программного обеспечения в соответствии с заданными требованиями.

ИС делятся на две наиболее распространенные модели жизненного цикла — поэтапную и спиральную. Остановимся подробнее на поэтапной модели ЖЦ. Поэтапная модель состоит из следующих этапов:

11.  отбор требований к информационной системе;

12.     проектирование;

13.     реализация в виде программной оболочки;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

14.     тестирование;

.         эксплуатация;

.         вывод из эксплуатации.

Данную модель используют для небольших ИС специального назначения. В качестве примера подобных систем можно привести реализацию ЭУМК.

Для ИС специального назначения в процессе разработки следует поставить четкие цели их функционирования, которые не будут изменяться в процессе всего периода эксплуатации системы. Тем же самым образом мы ставим цели при разработке ЭУМК.

Так как жизненные циклы ИС и ЭУМК схожи в общих чертах, мы можем реализовать разработанный ЭУМК как информационную систему учебного назначения. Более подробно данный тезис будет рассмотрен в параграфе 2.2 «Разработка информационной системы учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» как ЭУМК».

Вывод: Внедрение ЭУМК может быть реализовано посредством создания ИС, так как ИС имеет сходные цели и структуру с ЭУМК на этапах построения, а также может включать в себя необходимые компоненты для обучения.

Растущая тенденция использования ЭУМК в процессе обучения связана с развитием информационных технологий и информатизацией общества в целом. ЭУМК принципиально отличаются от традиционных УМК, наряду с достоинствами имеют некоторые недостатки. ЭУМК имеет сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных блоков, выполняющих определенные задачи.

Разработка ЭУМК состоит из пяти этапов, после чего производится апробация. При создании ЭУМК следует опираться на комплексный критерий. Существуют также различные критерии выбора инструментальных программных средств и технологий создания ЭУМК.

Оболочкой для ЭУМК может служить ИС.

2. Проектирование и разработка ЭУМК и методика его применения в учебном процессе 7-9 классах на примере темы «Аппаратное обеспечение компьютера»

2.1 Цель, задачи, структура и содержание ЭУМК по теме «Аппаратное обеспечение компьютера»

Электронный учебно-методический комплекс разработан для преподавания темы «Аппаратное обеспечение компьютера» для учащихся 7-9 классов.

Цель создания данного ЭУМК — разработка ресурса, на базе которого преподаватель сможет обучать учащихся 7-9 классов теме «Аппаратное обеспечение компьютера».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Задачи:

1.  Формирование у учащихся понятийного аппарата

2.    Формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации

2.   Формирование представления об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий

3.  Проверка полученных знаний [20]. После изучения курса учащийся будет: знать:

—       конфигурацию ПК; понятия классификаций различных устройств ПК;

—      такие понятия, как хранение данных и память;

—      требования техники безопасности и факторы возможного вредного влияния компьютера на состояние здоровья.

уметь:

—       различать достоинства и недостатки тех или иных устройств;

—      четко формулировать функциональное назначение каждого устройства;

—      уметь сравнить основные параметры типов устройств хранения данных — дискета, zip-диск, кассета стримера, СD-ROM, внутренний и внешний жесткий диск.

иметь представление:

—       об основных понятиях информационных технологий;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

—      об аппаратном обеспечении компьютера;

—       быть в состоянии привести примеры применения компьютеров в повседневной жизни;

—       об устройствах, являющихся одновременно устройствами ввода и вывода — сенсорный экран.

ЭУМК по теме «Аппаратное обеспечение компьютера» будет состоять из:

1.  Теоретической части, куда будут входить конспекты уроков и презентации

2.    Практической части, которая будет содержать расчетные задачи и практические работы

3.  Контролирующей части, состоящей из тестов и контрольной работы Теоретическая часть включает в себя изучение элементов, входящих в данную тему, на практических занятиях знание базовых положений углубляется и закрепляется на конкретных заданиях, практических работах, тестах, различных форм промежуточного контроля.

Технология отбора содержания и разработки ЭОР, используемых в образовательном процессе, опирается на условное разделение совокупности формируемых компетенций на две части.

Первая часть может быть представлена в виде информации и передана обучающимся с помощью электронных средств обучения декларативного типа (тексты, ссылки на сайты, информационные источники и др.).

Вторая часть представляет собой различные формы личностного опыта (умения, способности, навыки), которые могут быть сформированы у обучающихся в ходе их самостоятельной деятельности по решению учебных задач при поддержке электронных средств обучения процедурного типа. Проблемы разработки и использования электронных средств обучения остаются актуальными на протяжении всего периода внедрения информационных технологий в образовательный процесс. В настоящее время появилось много электронных обучающих ресурсов самого разного назначения и уровня, вследствие чего у преподавателей возникает возможность выбора готовых программных средств с целью повышения качества образовательного процесса [10].

Исходя из принципа системности, целесообразно рассмотреть раскрытие темы «Аппаратное обеспечение компьютера» в учебниках по информатике для основной школы (7-9 классов), т.е. рассмотрим, как различные авторы существующих на сегодняшний день учебников рассматривают тему «Аппаратное обеспечение компьютера», когда изучается данная тема, сколько часов отводится на ее изучение (Таблица 2).

Таблица 2

Проанализировав учебники основной школы, был сделан вывод, что тема «Аппаратное обеспечение компьютера» рассматривается, частично, в 5 классе (для формирования общего представления), более углубленно она изучается в 7 классе (Л.Л. Босова, Н.Д. Угринович, И.Г. Семакин), а также в 8-9 классах (Н.В. Макарова).

Рассмотрим раскрытие темы «Аппаратное обеспечение компьютера» в различных учебниках по информатике для старшей школы (10-11 классов).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Для этого проанализируем учебники для старшей школы нескольких авторов, а именно:

1.   К.Ю. Поляков (10 класс, углубленный уровень, 2015) тема «Аппаратное обеспечение компьютера» представлена в конце учебника в главе 5 «Как устроен компьютер» и включает в себя 7 параграфов.

Программа рассчитана на 136 часов (по 4 часа в неделю).

Из рабочей программы можно заметить, что на всю тему отведено 9 часов, а на каждый параграф отводится один урок.

2.  И.Г. Семакин Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2 ч., (Ч. 2) тема представлена параграфом 2.5. «Персональный компьютер и его устройство» в Главе 2 «Компьютер»;

3.   И.Г. Семакин Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса тема представлена двумя параграфами: «Персональный компьютер и его устройство», «Логические основы компьютера») в Главе 2 «Компьютер»;

4.   Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса тема представлена тремя параграфами: «Магистрально-модульный принцип построения компьютера», «Процессор и оперативная память», «Внешняя (долговременная память)» в Главе 1;

5.     И. Калинин, Н.Н. Самылкина Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса тема представлена четырьмя параграфами: «Логические элементы и схемы. Типовые логические устройства компьютера», «Типовые логические устройства компьютера: триггер, регистры, дешифраторы», «Технология производства микросхем», «Архитектура компьютеров» в Главе 2 «Компьютер как устройство обработки информации».

Рассмотрев учебники для старшей школы можно увидеть, что данная линия рассматривается в учебниках 10 класса. В учебнике Н.Д. Угриновича Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса тема раскрыта на повторение, после нее сразу же идет практическая работа «Сведения об архитектуре компьютера».

В учебниках для 10 класса, рекомендованных и допущенных Минобрнауки, на рассмотрение данной темы авторы выделяют от 3 до 6 часов на углубленном уровне и 4 часа на базовом уровне.

Заканчивая основную школу, учащиеся имеют общие знания по данной теме, в старшей школе вводятся более сложные понятия и эта тема изучается более углубленно в зависимости от уровня (базового, профильного, углубленного).

При обучении учащихся теме «Аппаратное обеспечение компьютера» учитель использует все возможные методы, формы и средства обучения на уроке, но также желательно активно использовать наглядный материал, в данном случае, презентации и различные ЭОР из Единой коллекции Цифровых Образовательных ресурсов для лучшего усвоения знаний учащимися.

Содержание ЭУМК.

Теоретическая часть состоит из уроков, ориентированных на обучение по базовому уровню. Конспекты уроков составлены по следующим разделам:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Конспект урока по теме «История развития вычислительной техники»

Цель урока: познакомить учащихся представление о том, какие этапы развития прошла вычислительная техника дать классификацию ЭВМ по элементной базе.

Компьютерная программа: Microsoft Access, Microsoft Office PowerPoint (для презентации)

Цели (ФГОС):

·       Личностные

1)  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

2)   готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

3)    навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;

4)   осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

·       Предметные

1)  сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

2)    владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

3)       сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

4)   сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

5)   сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования;

Оборудование: ПК, проектор, презентация

Тип урока: лекция

Основные понятия: ЭВМ, компьютер, архитектура.

План урока

1.      Организационный момент (1 мин)

2.       Постановка проблемы (2 мин)

.         Изучение нового материала (25 мин)

.         Домашнее задание (2 мин)

5.       Тест (15 мин)

 

Конспект урока по теме «Принципы устройства компьютеров»

Цель урока: знакомство с фундаментальными принципами устройства компьютера, Компьютерная программа: Microsoft Office PowerPoint (для презентации)

Цели (ФГОС):

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

·        Личностные

1)       формирование интереса к теме урока;

2)       развитие самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности;

)         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        Метапредметные

1)       овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)       формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3)       умение работать в СУБД MS Access в соответствии с содержанием темы урока.

·        Предметные

1)       умение различать поколения ЭВМ, знать отличительные черты, знать ученых, положивших начало развитию ЭВМ.

Оборудование: ПК, проектор, презентация

Тип урока: лекция

Основные понятия: принципы устройства компьютера,

План урока:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

1.       Организационный момент(1 мин)

2.       Постановка проблемы (2 мин)

.         Изучение нового материала (27 мин)

.         Тест (15 мин)

 

Конспект урока по теме «Внутренние устройства компьютера»

Цель урока: изучение внутренних устройств компьютера, их характеристик и назначения. Компьютерная программа: MS Access, Microsoft Office PowerPoint (для презентации)

Цели (ФГОС):

·        Личностные

1)       формирование интереса к данной теме;

2)       развитие самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности;

3)       развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        Метапредметные

1)       освоение способов решения проблем творческого характера посредством использования информационной системы;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

2)       формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3)       активное использование речевых средств и средств ИКТ;

4)       овладение базовыми понятиями — тактовая частота, системная плата, центральный процессор, память, видеокарта, жесткий диск, оптический привод, блок питания.

·        Предметные

1)       использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2)       овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3)       знание внутренних устройств компьютера, знание их характеристик и назначения.

Оборудование: ПК, проектор, презентация

Тип урока: обучающий

Основные понятия: системная плата, центральный процессор, оперативная память, видеокарта, жесткий диск, оптический привод, блок питания

План урока

1.       Организационный момент (2 мин)

2.       Постановка проблемы (5 мин)

.         Изучение нового материала (23 мин)

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.         Тест (15 мин)

 

Конспект урока по теме «Внешние устройства компьютера»

Цель урока: изучить разновидности внешних устройств компьютера и их назначение. Компьютерная программа: MS Access, Microsoft Office PowerPoint (для презентации) Цели (ФГОС):

·        Личностные

1)       формирование интереса к данной теме;

2)       развитие самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности;

3)       развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        Метапредметные

1)       освоение способов решения проблем творческого характера посредством использования информационной системы;

2)       формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3)       активное использование речевых средств и средств ИКТ;

4)       овладение базовыми понятиями — устройства ввода-вывода, диалоговые средства пользователя, средства связи и телекоммуникации, средства мультимедиа.

·        Предметные

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

1)       использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2)       овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3)       знание внешних устройств компьютера, знание их характеристик и назначения.

Оборудование: ПК, проектор, презентация

Тип урока: обучающий урок

Основные понятия: устройства ввода-вывода, диалоговые средства пользователя, средства связи и телекоммуникации, средства мультимедиа

План урока

1.       Организационный момент (1 мин)

2.       Постановка проблемы (2 мин)

.         Изучение нового материала (20 мин)

.         Тест (22 мин)

 

В опору конспектам уроков включено визуальное сопровождение, а именно презентации (Приложение 1).

Практическая часть состоит из заданий и практических работ для закрепления рассмотренной темы (Приложение 2).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Контролирующая часть в виде тестов к урокам и итоговому контрольному тесту по всей теме (Приложение 3).

В аспекте разработки нового поколения педагогической продукции, представленной в электронном виде, целесообразно остановиться на описании различных уровней реализации Информационной системы учебного назначения, о которой пойдет речь в параграфе 2.2.

Вывод: создание ЭУМК проходит через следующие этапы:

1.  Изучение существующей литературы и отбор информации

2.       Оформление отобранной информации в уроки

.         Проведение (реализация) уроков.

Этапы создания ЭУМК схожи с этапами создания информационной системы, создание и реализацию которые будут рассмотрены позже. Мы предполагаем, что информационная система учебного назначения может выступать в качестве ЭУМК.

2.2 Разработка информационной системы учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» как ЭУМК

Проектирование информационной системы учебного назначения было начато с рассмотрения жизненного цикла информационной системы.

Жизненный цикл любой информационной системы, в частности, информационной системы учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» состоит из семи этапов:

3.      Отбор требований к будущей системе (предпроектное исследование предметной области).

4.       Этап проектирования.

.         Этап реализации.

.         Этап тестирования.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.         Этап ввод в эксплуатацию.

.         Этап опытной эксплуатации.

9.       Этап снятия с эксплуатации. Рассмотрим подробнее три первых этапа.

1.            Отбор требований к будущей системе.

На данном этапе была построена модель SADT, основанная на методологии IDEF0, которая дает полное и точное описание системы, имеющее конкретное учебное назначение (Рис. 2.).

Были сформулированы следующие требования к системе:

1)      удобство хранения учебной информации с точки зрения пользователя (учителя, ученика);

2)       удобство использования в качестве автоматизированного рабочего места учителя (АРМ), и в качестве источника учебной информации для учащихся;

)         простота и дружественность интерфейса системы.

Рис. 2. Фрагмент модели SADT

2.            Этап проектирования.

На этом этапе была разработана концептуальная модель (ERD-модель) информационной системы, основанная на методологии IDEF1X и отражающая структуру создаваемой системы. IDEF1X является методом для разработки реляционных баз данных и использует условный синтаксис, специально разработанный для удобного построения концептуальной схемы. Концептуальная модель состоит из пяти сущностей взаимосвязанных друг с другом по ключевым атрибутам «№урока» (рис. 3). Независимая сущность называется «Конспекты», все остальные сущности являются зависимыми от сущности «Конспекты». В зависимых сущностях «№урока» является внешним ключом (Foreign Key).

Модели SADT и ERD были построены в среде Microsoft Visio.

Рис. 3. ERD-модель

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

После отбора требований и построения необходимых моделей был осуществлен переход к этапу реализации информационной системы.

3.            Этап реализации.

На данный момент в подавляющем количестве образовательных учреждений, в частности, школ, на компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение — об этом можно говорить в рамках проекта Стандартного базового пакета программного обеспечения «Первая помощь 1.0» для школ, куда входит 56 компонентов лицензионного программного обеспечения, в том числе и пакет Microsoft Office. Поэтому в качестве среды для реализации базы данных разрабатываемой информационной системы учебного назначения была выбрана система управления базами данных (СУБД) Microsoft Access. Данная среда наиболее распространенная и привычная для работы.

В начале этапа реализации были созданы пять таблиц, между которыми были установлены связи типа один ко многим (Рис. 4).

Рис. 4. Визуальное представление Схемы данных в СУБД MS Access

После составления таблиц и установления необходимых связей, следующим шагом было создание форм.

Как видно из Схемы данных (Рис. 4), существует четыре подчиненных таблицы и одна главная — им соответствуют создаваемые формы.

Первая форма предполагается, как «Рабочий стол учителя», соответственно, она включила в себя Конспекты, Тесты_учителю, Презентации, Практические работы. Благодаря соответствующим кнопкам на форме учитель имеет возможность найти необходимую запись в системе, а также добавить и удалить запись и вернуться на главную кнопочную форму.

Другая форма предназначается для учащихся, иначе говоря, «Рабочий стол ученика». Данная форма содержит Тесты, Презентации, Практические работы. В возможности ученика входит переключение между записями на форме, а также нахождение нужной записи и возврат на главную кнопочную форму.

Чтобы ИС учебного назначения отвечала требованиям простого и дружественного интерфейса, была использована Главная кнопочная форма, на которую поместили разделы для учителя, для учащегося и выход из приложения.

Таким образом, интерфейсная часть информационной системы состоит из Главной кнопочной формы, формы «Рабочий стол Преподавателя», формы «Рабочий стол Ученика» (Рис. 5).

Рис. 5. Интерфейсная часть информационной системы учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера»

Наполнение информационной системы было осуществлено следующим образом: «Рабочий стол учителя» содержит информацию, которая разделена по урокам: в наполнение 5 конспектов уроков по теме содержательной линии «Аппаратное обеспечение компьютера» представлены презентации, тесты с ответами и практические работы для проведения практических и контрольных занятий в основной и средней школах.

Это означает, что для того, чтобы учителю подготовиться к уроку, ему достаточно зайти в раздел этого урока, в котором есть все необходимые материалы к нему (Рис. 6).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Рис. 6. Визуализация «Рабочего стола учителя»

Содержание учебного материала по теме «Аппаратное обеспечение компьютера» было отобрано в соответствии с ФГОС общего образования и на основании рабочих программ по информатике для 7-9 классов различных авторов, таких, как Н.Д. Угринович, И.Г. Семакин, а также учебников К.Ю. Полякова, Н.Н. Самылкиной.

.3 Апробация и результаты исследования

Отчет о практической проверке информационной системы учебного назначение «Аппаратное обеспечение компьютера».

В период с марта по апрель 2016 года была проведена частичная практическая проверка методики использования ИС учебного назначения на примере темы «Аппаратное обеспечение компьютера» на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Гимназия №1358».

Целью проводимой проверки являлась оценка эффективности методики использования информационной системы учебного назначения при изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера» предмета «Информатика и ИКТ» (для 7-9 классов средней школы).

Цель определяет следующие задачи:

·                              экспериментально проверить эффективность методики использования информационной системы учебного назначения при изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера» предмета «Информатика и ИКТ» (для 7-9 классов средней школы) посредством проведения контрольных мероприятий;

·        проанализировать полученные данные.

Апробация информационной системы учебного назначения проходила в процессе экспериментального исследования. Эксперимент проводился в 9 классе, в одной группе обучение проводилось с использованием ИС учебного назначения, в другой группе обучение шло без использования ИС. Каждая группа состояла из 12 человек.

Темы и формы проведенных занятий:

1. Урок 1. Тема: «История развития вычислительной техники». Форма занятия

–        комбинированный урок.

2. Урок 2. Тема: «Принципы устройства компьютера». Форма занятий — комбинированный урок.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3.       Урок 3. Тема: «Типовые логические устройства компьютеров: триггеры, регистры, дешифраторы». Форма занятия — комбинированный урок.

4.       Урок 4. Тема: «Внутренние устройства компьютеров». Форма занятия — комбинированный урок.

5.       Урок 5. Тема: «Внешние устройства компьютеров». Форма занятия — комбинированный урок.

Содержание занятий:

1.  История развития вычислительной техники.

Теоретическая часть:

·       Основные этапы и их временные рамки.

·        Особенности возможностей компьютеров на разных этапах.

·        Отличия в строении компьютеров на разных этапах

Практическая часть:

Тест по рассмотренным на уроке вопросам.

2.  Принципы устройства компьютера.

Теоретическая часть:

·       Основные принципы устройства компьютера

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

·        В чем заключается каждый принцип

·        Алгоритм работы процессора

·        Принципы архитектуры

Практическая часть:

Тест по рассмотренным на уроке вопросам.

3.  Типовые логические устройства компьютеров: триггеры, регистры, дешифраторы

Теоретическая часть:

·    Что такое регистр, триггер, дешифратор

·    Их виды и принципы работы

Практическая часть:

На этом занятии учащиеся познакомились с типовыми логическими устройствами, а именно: с триггерами, с регистрами и их разновидностями, а также с дешифраторами. В конце урока учащиеся выполнили практическую работу по данной теме, в которой нужно было объяснить функционирование различных триггеров, охарактеризовать типы регистров, описать назначение и работу дешифратора а также построить их схемы.

4. Внутренние устройства компьютера

Теоретическая часть:

·    Изучение внутренних устройств компьютера

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

·        Характеристики внутренних устройств

·        Назначение каждого устройства

Практическая часть:

В течение урока учащиеся выполнили небольшую практическую работу, в которой надо было ознакомиться со свойствами компьютера и заполнить таблицу, определив тип процессора, определить характеристики процессора и оперативной памяти, тип используемой операционной системы, а также заполнить таблицу данными о жестком диске.

В конце урока учащиеся написали тест по рассмотренной теме.

5. Внешние устройства компьютера

Теоретическая часть:

·       Повторение основных внешних устройств компьютера, их назначение

·        Виды принтеров (матричные, струйные, лазерные)

·        Диалоговые средства

·        Средства связи и телекоммуникации

Практическая часть:

В качестве практической части учащиеся выполняли контрольный тест по всем изученным вопросам темы «Аппаратное обеспечение компьютера».

Результат проведения частичной проверки показал, что использование информационной системы «Аппаратное обеспечение компьютера», а так же визуальное сопровождение позволили наилучшим образом сформировать усвоение знаний по изученным вопросам

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Результаты эксперимента показали, что в группе, где занятия проводились с использованием информационной системы учебного назначения результаты итогового тестирования выше, чем в группе, где информационная система учебного назначения не использовалась.

Таблица 3

 

Рис. 7. Графическое отображение результатов тестирований (с использованием ИС — слева, без использования ИС — справа)

Вывод: Из полученных данных в Таблице 3 и диаграмм на Рисунке 7 видно, что использование ИС эффективно.

Этапы создания ЭУМК схожи с этапами создания информационной системы. Отсюда, информационная система учебного назначения может выступать в качестве реализации ЭУМК.

Структура информационной системы учебного назначение подразделяется на следующие составляющие: теоретические материалы (конспекты уроков, презентации), практические задания, контрольные тесты.

Интерфейсная часть информационной системы учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» содержит «Рабочий стол учителя» и «Рабочий стол ученика», которые имеют некоторые различия в контролирующей части (у учителя тесты с ответами, у учеников — без ответов).

Заключение

На сегодняшний день создание учебно-методических комплексов для использования в электронном виде является довольно актуальной проблемой, потому как созданные таким образом учебные материалы объединяют достоинства традиционных учебников и возможности современных развивающихся компьютерных технологий.

Электронные учебно-методические материалы позволяют осуществлять:

1.  Автоматизацию и интенсификацию педагогического труда.

2.       Простоту хранения больших информационных массивов.

.         Представление информации в различных формах.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

4.  Комфортность в работе за счет создания дружественного интерфейса. Исходя из вышеперечисленного, повышается актуальность создания, внедрения и использования ИС учебного назначения как подвида ЭУМК как для учащихся, так и для преподавателя.

Наполнение полученной в результате выпускного квалификационного исследования ИС учебного назначения как подвида ЭУМК базируется на основе учебников, допущенных и рекомендованных Минобрнауки.

ИС учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» универсальна в использовании, так как может использоваться как на уроках информатики в 7-9 классах учителем, так и при самостоятельной работе учащихся.

В ходе работы, в соответствии с ФГОС полного общего образования, было отобрано содержание обучения по теме «Аппаратное обеспечение компьютера» для наполнения информационной системы учебного назначения. Содержание информационной системы представляет собой опорные конспекты уроков, презентации к каждому уроку, практические работы и тесты в качестве контрольных мероприятий. Также была разработана ее структура.

На этапе проектирования информационной системы для наиболее четкой картины были построены модели SADT и ERD в среде Microsoft Visio. После отбора содержания для наполнения информационной системы и проведения всех необходимых построений ИС учебного назначения была успешно реализована в СУБД Microsoft Access.

Созданная информационная система учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» была апробирована в ходе педагогического эксперимента в учебном процессе средней школы.

На основании проделанного исследования, можно сделать следующие выводы:

1.      Созданная информационная система учебного назначения «Аппаратное обеспечение компьютера» способствует наилучшему усвоению материала учащимися, что подтвердилось в результате апробации.

2.   Информационную систему учебного назначение «Аппаратное обеспечение компьютера» целесообразно и необходимо использовать в учебном процессе на уроках информатики и при самостоятельной работе учащихся;

3.        Систему можно расширить по наполнению другими содержательными темами курса информатики средней школы.

В заключении отметим, что разработанная система позволит повысить качество обучения на уроках информатики и при самостоятельной работе учащихся, а также мотивацию обучения по теме «Аппаратное обеспечение компьютера».

Список литературы

1.   Балакирева Э.В. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов / Э.В., Балакирева, Е.З. Власова // Человек и образование. — 2012. №4.

2.       Жданов С.А. Информационные системы: учебник для студ. учреждений высш. образования. / С.А. Жданов, М.Л. Соболева, А.С. Алфимова, — М.: OOO «Прометей», 2015. -302 с.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.         Жукова Е.Л. Электронный учебно-методический комплекс как основной электронный образовательный ресурс / Е.Л. Жукова // Информационные технологии в образовании — 2010.

.         Журнал: экономика, статистика и информатика. Вестник УМО — М., 2007. — №4. — С. 12-15. Издательство: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

.         Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Профильный уровень. Учебник. В 2 частях. Часть 1 / Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. — М.: Дрофа, 2013. — 256 с.

.         Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / Семакин И.Г., Хеннер Е.К. — 5-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 246 с.

7.       Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса / Калинин И.А., Самылкина Н.Н., — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 -256 с.

8.       Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч., Ч. 1 / Поляков К.Ю., Еремин Е.А., — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 -344 с.

9.       Информатика. Углублённый уровень: учебник для 11 класса / Калинин И.А., Самылкина Н.Н., — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 -212 с.

10.     Использование прикладных программных средств для разработки структуры и содержания материалов ЭУМК /Мамаева Н.А., Усольцева Л.А., Тривер Т.А., Черникова Н.А., Мамаев О.А., Яценко О.В. и др. — О., 2004. — стр. 69 — 79.

.         Марка Д.А. Методология структурного анализа и проектирования. / Д.А. Марка, К. МакГоуэн — М., МетаТехнология, 1993.

.         Роберт И.В. От электронного учебника до информационной системы образовательного назначения с элементами искусственного интеллекта / И.В. Роберт // Ученые записки ИИО РАО. — 2014. — №53.

.         Романова М.В. Разработка электронных образовательных ресурсов / М.В. Романова, К.Н. Савельев МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, тип: статья в сборнике трудов конференции — 2015.

.         Татаринцев А.И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза / А.И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 367-370.

15.     Усенков Д.Ю. Преподавание содержательной линии «Аппаратное обеспечение компьютера» с использованием средств ИКТ / Д.Ю. Усенков // Мир 3D/3D WORLD, Москва

.         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). — URL: http://xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/documents/938.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.         Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 классы)

.         Шихмагомедова С.М., Разработка автоматизированного учебно — методического комплекса по дисциплине «Программирование в Интернет», с/ С.М. Шихмагомедова, Ш.М. Магомедгаджиев // Роль информационных технологий в экономике и образовании/ Дагестанский государственный университет, Махачкала. — 2015. — 8 стр.

Приложение

Практическая работа «Типовые логические устройства компьютера»

1.       Объясните функционирование различных триггеров.

3.       Охарактеризуйте три типа регистров.

4.       Опишите назначение и работу дешифратора, используя его схему и таблицу состояний.

Практическая работа «Внутренние устройства компьютера»

Задание 1. Ознакомиться со свойствами компьютера

ü   Вызвать меню объекта Мой компьютер;

ü   Выбрать раздел Свойства;

ü   На вкладке Общие найти тип процессора, определить характеристики процессора и оперативной памяти, тип используемой операционной системы

ü   Закрыть окно

ü   Результаты записать в таблицу:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

 

Задание 2. Определить размер жесткого диска, объем занятой и свободной дисковой памяти

ü   Открыть объект Мой компьютер

ü   Открыть меню диска С;

ü   Выбрать раздел Свойства;

ü   Изучить информацию в открывшемся окне;

ü   Закрыть окно Свойства (С) и Мой компьютер;

ü   Результаты практической работы записать в таблицу

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3337

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке