Ключевые слова: гармония, социальное проектирование, архитектурное проектирование, самореализация, самоактуалицация.

Современное социальное проектирование связано со многими сферами человеческой жизни. Сейчас, когда мы говорим о социальном проектировании, мы имеем ввиду совершенно новый подход к процессу внедрения социальных инноваций. Глобальные социальные проекты в РФ, реализуемые с 2005 года и называемые Приоритетными Национальными Проектами (ПНП), безусловно направлены на улучшение жизни россиян, на возведение уникальных зданий и сооружений, отвечающих современным социальным запросам.

Профессиональная деятельность архитекторов предполагает проектирование именно таких зданий и сооружений, а также градостроительной среды. При этом одной из главных задач, которая стоит перед архитекторами является гармонизация. Она состоит в приведении в соответствие внешнего вида проектируемого сооружения его функциональному наполнению, окружающей среде и требованиям социального заказа. Для этого профессиональная подготовка архитекторов осуществляется с помощью достаточно большого набора различных учебных дисциплин, которые предусмотрены ФГОС ВПО 2 и 3 поколений. Однако в учебных планах по направлению 521700 «Архитектура» (степень Бакалавр архитектуры) и по направлению 630100 «Архитектура» (квалификация специалиста – Архитектор) нет ни одной дисциплины, в процессе изучения которой будущие архитекторы смогли бы освоить основы социального проектирования и, в конечном итоге, уметь самостоятельно разработать социальный проект, в рамках которого для них появилась бы возможность самореализоваться и самоактуализироваться – создать проект гармонизированного (соответствующего решению социальной задачи) архитектурного объекта. Хотя, на самом деле, в ФГОС ВПО 2 и 3 поколений существуют соответствующие требования, ориентирующие на изучение социального проектирования будущими архитекторами.

Учебное социальное проектирование, изучаемое архитекторами в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, состояло из двух компонентов: собственно социального проектирования и архитектурного проектирования. Архитектурное проектирование в этом случае было представлено клаузурой (идеей-проектом) здания в рамках разрабатываемого социального проекта. А сам учебный социальный проект выполнялся в виде презентации в программах Microsoft PowerPoint или Microsoft Movie Maker. Кроме того, студентами-архитекторами обязательно прописывался текстовый вариант социального проекта. Если говорить о гармонизирующей составляющей социального проектирования, а именно, о его архитектурно-проектной части, то необходимо выделить следующие характерные составляющие:

1. Здание социального назначения должно подчиняться архитектурным канонам.

2. Функциональное наполнение здания социального назначения должно соответствовать форме и наоборот, его форма должна соответствовать функциональному содержанию (наполнению).

3. Здание должно вписываться в окружающую среду, так чтобы своим видом позитивно изменить окружающий ландшафт, дополнить его, эстетически и преобразить с целью создания наиболее комфортной среды для проживания человек.

4. Архитектурный объект проектируемого здания должен соответствовать рассматриваемой социальной проблеме.

5. Социальная архитектура должна быть не только «дешевой», но и удобной. Т.е. необходимо, чтобы было соблюдено оптимальное сочетание «затраченных средств» и «полученных удобств».

Очевидно, что в живой природе основой гармонии служит взаимодействие формы и функции, заложенной в эту форму. В архитектуре полагается искать и находить (во всяком случае стремиться) такую гармоничную форму, которая бы наиболее полно обеспечивала функционирование архитектурного объекта, т.е. удовлетворение определенных социальных потребностей человека [1].

Подчиняясь законам гармонии, архитекторы должны подойти к созданию сооружения, внешний облик которого соответствует функциональному содержанию и отвечает социальным запросам. Примером может служить новый федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве (реализация 2006-2011) – очень оптимистичное здание, ничем не напоминающее угрюмую больничную архитектуру, ведь в нем проходят лечение и реабилитацию уже выздоравливающие дети. Идеей для возведения такого здания стал цветной рисунок больного ребенка, который, к сожалению, не дожил до воплощения своей идеи в жизнь. Архитектурное решение родилось на основе этого детского рисунка из нескольких ярких объемов, словно сложенных из разноцветных кубиков, и цветных вставок на фасадах. Радужное разноцветье фасадов придало детской больнице жизнеутверждающий смысл. Даже башни корпусов названы «Деревом жизни» (Мастерская архитектора Александра Асадова, г. Москва).

Гармонизирующая составляющая в ее высших проявлениях – это создание для человека возможности ощутить в себе причастность к вечности через гармоническое единство с ней. Ощущение гармонизирующей упорядоченности мира несут в себе многие шедевры архитектуры: египетские пирамиды, мавзолей-мечеть Тадж-Махал, церковь Саграда Фамилья А. Гауди, дворец Альгамбры, кафедральный собор в Милане и т.д.

Архитектура – предсознательное средство коммуникации: она создает пространственно заполненную «атмосферу». Эта искусственно созданная «атмосфера» формирует у человека представление о мире, о самом себе и о социуме, она помогает понять человеку общество, в котором он живет, и почувствовать первоочередные задачи, решение которых направлено на гармоничное улучшение жизни. Человек, дистанцировавшийся от архитектуры, может понять ее основополагающую специфику – ее суть в гармоничном отношении конструкций к линиям и формам.Но и это еще не все. Главное, что придуманные архитектором линии и формы должны вызывать у людей определенные (изначально безусловно положительные) эмоции, восприятия, представления. Если мы говорим о гармонии, то не грех сравнить архитектуру с музыкой, поэзией, живописью. Архитектура с точки зрения философской антропологии,- своеобразное и необходимое средство реализации жизни человека, как живого существа, в конкретном времени и пространстве[2].

Учебное архитектурное проектирование в процессе профессиональной подготовки состоит в создании студентами учебных проектов архитектурных и градостроительных объектов различного уровня сложности с учетом их функциональных, конструктив-ных и визуальных характеристик с целью развития нестандартного творческого подхода, позволяющего будущим архитекторам в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной работе реализовать проектные замыслы. Оно направлено на создание принципиально новых, прогрессивных проектных решений, креативных инновационных идей и образов.

Одной из важнейших характеристик архитектурного проектирования является его гармонизирующая направленность. ГАРМОНИЯ, ГАРМОНИЗАЦИЯ (греч. harmonia, «соответствие, согласие, едино- душие, связь, соразмерность»; от harmogo – «прилаживать, сочетать»; harmoge – «соединение, связка, переход»; лат. transitus – сравн. пластика) эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Объект воспринимается человеком как единое целое. Целое всегда состоит из частей, части находятся в определенном отношении друг к другу и к целому и, в свою очередь, гармонизируют его. Многолетний опыт подтверждает, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Исследователи пропорций египетских пирамид утверждают, что зодчие Древнего мира пользовались соотношениями «золотого сечения» при их создании. Некоторые зодчие делали это интуитивно, но большинство использовало «золотое сечение» сознательно.

Например, в фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. Кроме того, гармоничность Парфенона объясняется максимальным приближением архитектуры к идеалу античной статуи, греческой скульптуры эпохи классики. Колонны храма, своей формой подобные скульптурам олимпийских атлетов, создавались на основе золотого сечения.

В эпоху Ренессанса познание мира архитектором шло через рисование и живопись. Эпоха Просвещения подарила миру математику, и архитектор стал представлять мир как систему математических уравнений, в которых отражалось «золотое сечение». В XIX веке господствующей формой познания мира стал историзм, поэтому архитектор увидел мир через призму вещей, животных, растений, социальных отношений и т.п. Красота каждого из них подчинялась принципу золотого сечения [3, 4, 5, 6].

Таким образом, разработка любого архитектурного проекта должна быть ориентирована на создание гармонии, которая наиболее полно представлена в архитектурных канонах.

Архитекторы призваны заниматься гармонизацией человеческого пространства, своей профессией и своим творчеством помогая разрешить противоречия между человеческим разумом и внеразумным миром.

Подготовка нового поколения архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования несомненно должна учитывать главную составляющую их творческой профессии гармонизацию.

Если говорить о гармонизирующей творческой составляющей учебного социального проектирования, а мы говорим о его архитектурно-проектной части, то необходимо выделить следующее:

1. Здание социального назначения должно стремиться к архитектурным канонам.

2. Функциональное наполнение здания социального назначения должно соответствовать форме и наоборот, его форма должна соответствовать функциональному содержанию (наполнению).

3. Здание должно быть так «вписано» в окружающую среду, чтобы своим видом позитивно изменить окружающий ландшафт, гармонично дополнить его и эстетически преобразить с целью создания наиболее комфортной среды для проживания человек.

Гармонизирующая творческая составляющая социального проектирования для архитекторов архитектурная часть социального проекта, которая представлена в виде концепции архитектурного образа здания социального назначения, разработанного рекламного хода, нового дизайнерского решения проблемной социальной ситуации. Она направлена на решение соответствия архитектурного образа проектируемого здания рассматриваемой социальной проблеме.

Список использованных источников

1. Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика [Текст]/ Лебедев Ю.С., Рабинович В.И., Положай Е.Д.// – М.:Стройиздат, 1990. — 269 с.
2. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
3. Шевелев И.Ш. Логика архитектурной гармонии. М.,1973.
4. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П.: Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. – М.:Стройиздат, 2007. — 343 с.
5. Шуази 0. История архитектуры, т.т.1,2, М.,1935.
6. http://www.projectclassica.ru/v_o/24_2008/24_2008_o_01.htm
7. Никонова Е.Р., Индивидуальное социальное проектирование как средство подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации. Вестник Томского государственного педагогического университета. Научный журнал. Выпуск 2(117) 2012. С. 131-135.
8. Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. С.107-113.
9. Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5. С.115-120.