Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Судебная защита прав потребителей»

Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых российских законов. Важность закона не вызывает сомнения, его невозможно недооценить. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.

Написание диплома за 10 дней

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Понятие и развитие законодательства о Защите прав потребителей

.1 Понятие защиты прав потребителей

.2 Становление законодательства о защите прав потребителей в зарубежных странах

.3 Развитие законодательства о защите прав потребителей в России

. Практика и проблемные аспекты осуществления судебными органами защиты прав потребителей

.1 Рассмотрение судами гражданских дел о защите прав потребителей

.2 Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей

.3 Практика реализации судами обращения с иском о защите прав потребителя (на примере Республики Башкортостан)

. Проблемы реализации защиты прав потребителей и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых российских законов. Важность закона не вызывает сомнения, его невозможно недооценить. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.

Проблемы в области защиты прав потребителей представляют очень большой интерес, так как они требуют серьезной теоретической базы, и при этом исключается возможность вспомнить «хорошо забытое старое», как, например, в ситуации с ценными бумагами, акционерными обществами, либо прибегнуть к опыту других стран, так как и для мировой правовой теории защита прав потребителей — явление новое. Учитывая это, передовая юридическая мысль должна приложить усилия для теоретического обоснования защиты прав потребителей и помочь этим законодателю и правоприменительным органам. Цель работы — изучить понятие и рассмотреть становление законодательства защиты прав потребителей Поставленная цель достигается решением следующих задач: .        Исследовать понятие защиты прав потребителей. .        Провести анализ законодательства о защите прав потребителей зарубежных стран. .        Рассмотреть развитие законодательства защиты прав потребителей в России.

Нормативной основой работы явилось использование Конституции РФ от 12.12.93 г., Закона РФ о Защите прав потребителей от 07.02.92 г. и других нормативных правовых актов.

В качестве теоретической основы были использованы труды таких учёных и специалистов в сфере права, как: В.Н. Аргунов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, О.С. Иоффе, Я.Е. Парций, Б.И. Пугинский, А.Е. Шерстобитов и других. Работа состоит из введения, главы, поделенной на три параграфа, заключения, списка источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1 Понятие защиты прав потребителей

Толковый словарь русского языка толкует слово «защитить» как «охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности».

Однако в юридической литературе ученые проводят различие между понятиями «охрана» и «защита». Так, Б.Н. Мезрин полагает, что под охраной в праве должно пониматься регулирование прав вообще с включением сюда и защиты прав.

В.А. Ойгензихт также проводил различие между понятиями «охрана» и «защита». По его мнению, слово «охранять» следует толковать как «оберегать», «стеречь», а «защищать» как «оградить», «обезопасить» охраной.

О.С. Иоффе отмечал, что охрана осуществляется в той или иной мере всеми отраслями права. Если же речь вести об отраслевой охране, то можно выделить охрану в широком и узком смысле. В широком смысле гражданско-правовая охрана осуществляется при помощи всех норм гражданского права, применение которых обеспечивает нормальное и беспрепятственное развитие регулируемых общественных отношений, а в узком смысле под охраной понимается совокупность только тех способов и средств, которые применяются в связи с совершениями против этих отношений правонарушениями. В целом А.С. Шерстобитов соглашается с таким подходом к определению категории «охрана», однако считает, что охрана в узком смысле есть ничто иное, как защита отношений в случае их нарушения.

В связи с этим, он предлагает использовать термин «защита».

Что касается охраны прав потребителей, то А.С. Шерстобитов определяет её как целенаправленную систему гражданско-правовых мер (средств), обеспечивающих приоритет потребителей в их взаимоотношениях с производителями товаров и услуг, а также продавцами на потребительском рынке. Под защитой прав потребителей он понимает систему мер (средств), направленных на применение к правонарушителю принуждения.

Действительно, если речь вести о защите прав потребителей, то предполагается, что имеет место нарушение их прав и для того, чтобы их защитить, к правонарушителю необходимо применить меры (средства), направленные на восстановление нарушенных прав (причем, к этим средствам относятся не только гражданско-правовые, но и иные средства, поскольку законодательство о защите прав потребителей представлено нормами различных отраслей права). Например, в случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель может восстановить свое право, потребовав безвозмездного устранения недостатков товара. Однако не всегда возможно восстановить нарушенные права потребителей. Так, при грубом обращении продавца с потребителем, в результате которого ему причинены нравственные страдания, речь может идти лишь об их компенсации в судебном порядке. При нарушении прав потребителей законодательством предусматриваются не только средства, направленные на восстановление нарушенных прав, а также средства на их компенсацию. Например, когда потребителю не была предоставлена полная информации о товаре при заключении договора, он вправе в разумный срок расторгнуть договор, потребовать возврата уплаченной за товар суммы, возмещения иных убытков, а также компенсации морального вреда.

Таким образом, под защитой прав потребителей предлагается понимать совокупность правовых средств, направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В юридической литературе имеются высказывания, что представляют собой правовые средства. Так, Р.О. Халфина понимает под ними особые юридические инструменты, призванные обеспечивать решение определенных социально-экономических задач.

И.В. Федоров относит к правовым средствам нормы права, административно-правовые акты, договоры, правоотношения, санкции, меры поощрения и другие объекты.

Исходя из приведенных определений, следует, что в юридической литературе отсутствует единство трактовки рассматриваемого определения.

Наиболее полно исследовал категорию «правовые средства» Б.И. Пугинский. Он считает, что правовые средства, хотя и используются в непосредственной связи с нормами права, но не охватываются ими и не сводятся к ним. Также он полагает, что неприемлемо применять термин «правовые средства» и для обозначения нормативных актов, правоотношений и иных объектов, которые традиционно изучаются юридической наукой и обозначаются устоявшимися понятиями. В рассматриваемом случае он применяет используемый философами методологический принцип, называемый «бритвой Оккама», который сводится к недопущению множения понятий, запрету введения в научный оборот новых терминов для обозначения объектов, уже поименованных достаточно строго сформулированными понятиями. Поэтому, делает вывод Б.И. Пугинский, нецелесообразно употребление термина «правовые средства» по отношению к юридическим реалиям, имеющим собственные научно определенные понятия.

В своих рассуждениях Б.И. Пугинский обращает внимание и на другое обстоятельство. С точки зрения функциональной роли, нормы права служат специфическими инструментами выражения, фиксирования государственных установлений и в таком контексте могут пониматься как правовые средства. Само право также представляет собой средство государственного регулирования дел общества, выражения и реализации интересов общества в целом или отдельных его слоев. Что касается законодательства, отмечает указанный автор, то оно регламентирует заключение и исполнение договоров, применение ответственности, осуществление иных актов. При реализации соответствующих норм исполнители действуют не ради осуществления своих интересов, а ради удовлетворения интересов других лиц. Вместе с тем, в деятельности по заключению и исполнению договоров, применению мер ответственности и т.д., наряду с нормативно определяемыми действиями, существенное место занимают такие, которые создаются усмотрением сторон. При выработке и осуществлении подобных действий граждане и организации руководствуются собственными интересами (целями). Вследствие этого договор, меры ответственности и некоторые другие правовые рычаги, взятые в практике их применения, относятся к другому операциональному уровню, нежели издание норм права.

Таким образом, делает вывод Б.И. Пугинский, если правовые нормы используются в качестве средства законодателем, то договор, меры ответственности и т.п. выполняют роль средств для граждан и организаций, достигающих при их посредстве соответствующих результатов. Принципиальное различие указанных уровней правовой деятельности делает несовместимым рассмотрение норм и институтов права как однопорядковых явлений с названными образованиями, не позволяет объединять их общим термином «правовые средства». Введение понятия «правовые средства» имеет смысл именно в целях отчленения, отграничения правовых норм, институтов, правоотношений от таких реалий, которые не укладываются в содержание традиционных терминов.

Затем Б.И. Пугинский, на основании анализа практической деятельности по применению правовых средств, называет их основные признаки:

) правовые средства представляют собой сочетания (комбинации) выполняемых субъектами действий юридического характера;

2) правовые средства предусматриваются законодательством и, следовательно, имеют правовую природу;

3) использование правовых средств рассчитано на инициативу и известную свободу усмотрения субъектов в выборе средства, определении его содержания и порядка работы с ним;

) правовые средства являются целостными образованиями (их характеризует внутренняя взаимосвязь, структурное единство);

) правовые средства имеют относительно универсальный характер, предназначаются для решения разнообразных задач.

Исходя из перечисленных признаков, Б.И. Пугинский под правовыми средствами предлагает понимать сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества. В более узком значении он рассматривает правовые средства как юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов).

Поддерживаем определение правовых средств, предложенное Б.И. Пугинским, поскольку каждое такое средство образует некоторый комплекс (совокупность) действий юридического характера, предусмотренных законодательством, который направлен на достижение субъектами определенных целей.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В связи с изложенным, под гражданско-правовыми средствами предлагаем понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных гражданским законодательством и направленных на достижение субъектами определенных целей. К таким средствам можно отнести договор, меры гражданско-правовой ответственности, оперативного воздействия и другие.

Исходя из анализа гражданского законодательства, следует согласиться с мнением В.В. Витрянского, что гражданско-правовые средства, при помощи которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права, именуются способами защиты гражданских прав. Перечень этих способов предусмотрен в ст.12 ГК РФ, однако он не является исчерпывающим.

Поскольку в настоящей работе речь идет о правах потребителей и их защите, то необходимо выделить и в последующем рассмотреть те гражданско-правовые средства или способы защиты гражданских прав, которые используются при защите прав потребителей. Применительно к рассматриваемой сфере предлагаем именовать их гражданско-правовыми средствами защиты прав потребителей, под которыми следует понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей и направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

На основании анализа законодательства о защите прав потребителей, к таким средствам относятся: присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, взыскание штрафа, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения.

Можно назвать следующие особенности, присущие гражданско-правовым средствам защиты прав потребителей:

. Указанные средства предусмотрены законодательством о защите прав потребителей.

. Они применяются, когда контрагент потребителя нарушил те или иные права потребителя.

3. Эти средства представляют собой комплекс действий юридического характера, которые влекут соответствующее изменение прав и обязанностей и прежде всего для нарушителя. Кроме того, они направлены на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

4. Выбор конкретного средства принадлежит потребителю. При этом он не связан какими-либо ограничениями, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве. Так, потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги), если в установленный договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем, либо потребителем обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

5. При нарушении прав потребителей может применяться одно средство защиты или несколько одновременно. Например, при расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества в судебном порядке потребитель может потребовать: расторгнуть указанный договор, взыскать убытки, неустойку и компенсировать моральный вред.

. Указанные средства, как правило, одновременно являются правами потребителей.

1.2 Становление законодательства о защите прав потребителей в зарубежных странах

Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития, особенно в западных странах. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешнего общества потребителей), основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.

Независимая лига потребителей, которая была создана в 1891 г. в Нью-Йорке (США), стала прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В свою очередь, первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г.

Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей получили широкое распространение практически во всех странах Европы, к примеру Национальный совет потребителей Великобритании (1975 г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978 г.).

В 1960 г. была создана Международная организация потребительских союзов, которая осуществляет защиту прав потребителей на международном уровне. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. На сегодняшний день Россия тоже является членом данной Международной организации.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей. К ним можно отнести права:

) на безопасность;

) на информацию;

) быть услышанным;

) на здоровую окружающую среду.

С этого времени во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, Закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», Закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»).

В 1970-е гг. в США, СССР, западноевропейских странах принимаются законодательные акты, устанавливающие стандарты безопасности товаров, ограничивающие недобросовестную конкуренцию. С конца 1970-х гг. развивается новое направление защиты прав потребителей: обеспечение права на информацию, защита от навязывания незаказанных товаров и услуг. К концу 1980-х гг. во многих странах принимаются специальные нормы о защите прав потребителей, которые предусматривают комплекс информационных и имущественных прав и привилегий. В законах закрепляется право потребителей расторгнуть договор купли-продажи в случае обнаружения несоответствия товара обычно предъявляемым требованиям, провести экспертизу качества и транспортировку товара за счет продавца (изготовителя). Наконец, законодатели признают особый статус потребительских обществ и право потребителя вернуть товар надлежащего качества, не подошедший по размеру, фасону, цвету и т.п.

В конце 1980-х гг. в законодательстве большинства развитых стран практически полностью сформировались и закрепились права потребителей. В основном они основывались на международно-правовом документе, который был подготовлен Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) и назывался «Руководящие принципы <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164892DFA103C5C8B8D8143402EDf474I> для защиты интересов потребителей». Они были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в качестве Резолюции от 09.04.1985.

Поскольку Российская Федерация активно принимает участие в международных отношениях, то, как следствие, отмечается расширение отношений с участием иностранных организаций и предпринимателей. Проблема защиты прав потребителей приобрела международное значение еще в апреле 1985 г., когда Генеральная Ассамблея ООН с учетом законодательства Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей приняла Руководящие принципы <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164892DFA103C5C8B8D8143402EDf474I> для защиты интересов потребителей в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Согласно п. 4 ст. 15 <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB2DF74617164891D1A60ECC95B2D04D3800EA4BB9402A695A78B36AE6f478I> Конституции РФ и п. 1 ст. 7 <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB2DF74617164892DBA308CEC6E5D21C6D0EEF43E9083A271F75B26AE1488Bf672I> ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Другими словами, они применяются при регулировании общественных отношений, входящих в предмет различных отраслей права, в том числе отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Согласно Федеральному закону <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB2DF74617164894DAA303C4C8B8D8143402ED44E6572D205679B36AE148f878I> от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений и содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, а также развитию международного сотрудничества.

В последнее время роль международного права для российской правовой системы значительно возросла. Его нормы содержатся в Уставе <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB33F94217164892DBA00BCFC4E5D21C6D0EEF43fE79I> ООН, многосторонних договорах (конвенциях) (например, в Конвенции <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB33F94217164891DFA503CC95B2D04D3800fE7AI> ООН о договорах международной купли-продажи товаров; Вена, 11.04.1980), декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в решениях Международного суда и в других документах международных организаций.

С одной стороны, это объясняется тем, что Россия не является членом Евросоюза (ЕС) и не связана обязательствами перед Европарламентом по имплементации его актов в национальное законодательство, с другой — тем, что развитие рыночной экономики и усложнение отношений с участием потребителей (в сферах потребительского кредитования, долевого строительства жилья) — процесс непрерывный и потому сопровождается постоянным внесением соответствующих поправок и дополнений в действующее законодательство о защите прав потребителей. Так, в октябре 2007 г. ГК <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB2DF74617164892DBA308CEC6E5D21C6D0EEF43fE79I> РФ был дополнен положениями об особенностях дистанционной продажи товаров потребителям. Одновременно Правительством РФ были утверждены Правила <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB2DF74617164894D8A50ACFC8B8D8143402ED44E6572D205679B36AE148f877I> продажи товаров дистанционным способом. В указанных Правилах в значительной мере были воспроизведены положения Европейской конвенции от 27.03.2002 «О международной почтовой и дистанционной торговле» (Париж) и Директивы от 20.05.1997 «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии» (Брюссель).

Следует отметить, что в рамках ЕС приняты и другие директивы, направленные на унификацию законодательства стран — участниц Евросоюза в области защиты прав потребителей:

Директива от 25.07.1985 «О сближении законодательства, регламентов и административных положений государств — членов ЕС в отношении ответственности за продукцию, имеющую дефекты»;

Директива от 20.12.1985 «О защите потребителя в отношении контрактов, заключаемых вне деловых помещений предприятий»;

Директива от 13.06.1990 «О комплексных турах, путешествиях и организованном отдыхе»;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Директива от 05.12.1993 «О несправедливых условиях в потребительских договорах»;

Директива <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164890D0A30CC4C8B8D8143402EDf474I> от 20.05.1997 «О защите потребителя при заключении договоров на расстоянии (дистанционным способом)»;

Директива <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164897DFA80DC7C8B8D8143402EDf474I> от 23.04.2008 «О договорах потребительского кредитования» и пр.

Среди перечисленных актов особого внимания заслуживает последняя Директива <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164897DFA80DC7C8B8D8143402EDf474I>, посвященная отдельным аспектам потребительского кредитования. Проведенный Европейской комиссией анализ показал, что внутреннее законодательство государств — членов ЕС имеет существенные различия по вопросам потребительского кредитования, что несовместимо с принципами единого экономического пространства и равной защиты прав всех потребителей независимо от их гражданства и места постоянного проживания. В неравных условиях находятся и кредитные учреждения различных государств, вынужденные обеспечивать разный объем гарантий для своих клиентов (граждан-заемщиков).

Среди международных договоров в области защиты прав потребителей следует назвать следующие: Соглашение <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164891D8A400919FBA89413Af077I> между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Бишкеке 08.07.1993; Соглашение <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164892D1A00ECC95B2D04D3800fE7AI> между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Киеве 23.05.1994; Соглашение <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164892D0A00AC0C8B8D8143402EDf474I> между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области антимонопольной политики, заключенное в г. Москве 15.03.1994; Соглашение <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164894DCA50FCC95B2D04D3800fE7AI> об основных направлениях сотрудничества государств — участников СНГ в области защиты прав потребителей, заключенное в г. Москве 25.01.2000; Соглашение <consultantplus://offline/ref=081C238F0E71DB6FA3DB36F64117164891DFA40AC2C8B8D8143402EDf474I> о сотрудничестве государств — участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности, заключенное в г. Москве 19.12.2003.

1.3 Развитие законодательства о защите прав потребителей в России

Как самостоятельная отрасль законодательства защита прав потребителей возникла в России сравнительно недавно — в начале 90-х годов. До этого законодательство не выделяло потребителя как самостоятельную категорию рыночных отношений, и регулирование отношений с их участием осуществлялось общими нормами гражданского и иных отраслей законодательства.

Необходимость принятия в нашем государстве специального закона, направленного на защиту интересов всего населения, была вызвана тем, что действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, продавца (исполнителя), являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны прав и интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и просто ставили потребителя в фактическую зависимость от воли продавца (исполнителя, изготовителя), о равноправии сторон приходилось говорить только формально.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 года Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия специальных норм законодательства, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей»; в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу. Этот акт содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизмы реализации всех его норм, что было его важным достоинством.»

Закон «О защите прав потребителей» впервые в России был принят 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 7 апреля того же года. В отличии от большинства законодательных актов того периода, он не только устанавливал основные права потребителей, но закрепил механизм их реализации. Именно это принесло Закону заслуженную популярность и быстро сделало его одним из самых применяемых российских законов. О популярности Закона свидетельствует обширная судебная практика его применения, которая пять раз в течение десяти лет действия Закона была предметом обсуждения высшего судебного органа.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, возмездным выполнением работ и оказании услуг, т.е. по поводу удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Несмотря на видимое отличие отношений по купле-продаже от отношений по поводу оказания разнообразных услуг, работ, они имеют определенные общие черты, что и дает возможность регулировать их в едином законе.

Вместе с тем купля-продажа и оказание услуг имеют некоторые существенные различия и специфические черты, которые не позволяют регулировать их в единых нормах. Исходя из этого и построена структура Закона, который разделен на четыре главы (ранее — разделы).

Глава I «Общие положения» включает статьи, носящие общий характер, т.е. устанавливающие единое регулирование отношений, вытекающих из договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям (ст. 1 — 17).

Глава II «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям», как видно из ее названия регулирует лишь специфические вопросы, относящиеся к этим отношениям и не рассмотренные в главе I (ст. 18 — 26). В данной главе говорится о последствиях продажи товаров ненадлежащего качества, о сроках удовлетворения отдельных требований потребителя, о расторжении договора купли-продажи и о др.

Глава III «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг» посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. 27 — 39).

Глава IV «Государственная и общественная защита прав потребителей» является, как и глава I, общей, распространяется на отношения, вытекающие из купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. 40 — 46). В данной главе говорится о полномочиях в сфере защиты прав потребителей федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Потребительское законодательство не исчерпывается только одним Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов и постановлений.

Там где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. В связи с принятием II части ГК РФ возникла коллизия между отдельными нормами Закона и Кодекса. ГК РФ имеет приоритет в регулировании гражданско-правовых отношений, в том числе отношений с участием граждан-потребителей. Это осложнило применение законодательства о защите прав потребителей и обусловило необходимость устранения некоторых противоречий.

С принятием четырех редакций в Закон «О защите прав потребителей» некоторые противоречия устранены. Были унифицированы отдельные понятия и определения в соответствии с нормами ГК РФ. «В случае принятия новых законодательных актов соотношение между ними должно определяться с учетом общих принципов теории: более поздний закон отменяет предыдущий, а специальных закон имеет преимущество перед общим. Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, состоит в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону «О защите прав потребителей» и снижающих гарантий прав потребителей, предусмотренных действующим законодательством».

Применение законодательства о защите прав потребителей показало его действенность, которое во многом основано на международных принципах защиты прав потребителей, устанавливает те же права потребителей, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Такое регулирование позволило в сложных экономических условиях Российской Федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей.

. ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

2.1 Рассмотрение судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей

Защита прав потребителей может осуществляться в различных формах: взыскание убытков, взыскание неустоек и иных штрафных санкций, принуждение к исполнению обязательств в натуре, привлечение к административной ответственности.

Рассмотрев положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г., где закреплено право на судебную защиту потребителя при нарушении его прав продавцом, изготовителем, исполнителем.

В соответствии со ст. 17 <consultantplus://offline/ref=9B9170613FD22014C5A4F78E6AF8780DBC92CEC4F2C4590A7910B064241C15F99F3514B3A97D48E9ZBPFK> Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», защита прав потре

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1303

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке