Если урок и внеурочный воспитательный процесс являются целенаправленными педагогическими воздействиями, то психологический климат педагогического коллектива выступает стихийным механизмом социализации учащегося. Задача современной школы – мотивировать педагогов на выполнение стоящих перед учреждением задач по воспитанию и обучению подрастающего поколения. А это зависит от сплоченности, творческого подхода работающих педагогов.
В нынешней ситуации особенно остро встает вопрос о психологическом климате, как об одном из важнейших показателей стабильности и сплоченности коллектива. В школе, а особенно в коррекционной, от педагога требуется такт, терпимость во взаимоотношениях с учащимися, умение прогнозировать развитие ситуации в классном коллективе и коллективе сотрудников, гасить и предупреждать внутришкольные конфликты.
Психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива организации. В психологии часто употребляются схожие категории: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологическая атмосфера коллектива».
Социально-психологический климат должен строиться на принципах сотрудничества, доброжелательности, уважения к человеку. Необходимо уделять больше внимания индивидуальному подходу к каждому педагогу, решению проблем социальной сферы, опираясь на традиции, положительный опыт, устои данного педагогического учреждения.
Итак, положительный психологический климат является фактором, формирующим эмоциональное благополучие учителя: удовлетворенность педагога своей деятельностью; удовлетворенность взаимоотношений с руководством школы; защищенность его личности в данном коллективе; внутренним спокойствием педагога, удовлетворенность оценки его личности и деятельности со стороны окружающих. Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд.
Таким образом, для повышения производительности труда и для развития творческой инициативы коллектива важен положительный психологический климат. И только тогда коллектив становится могучим средством формирования личности учащегося, его успешной адаптации в социуме.
Целью воспитания является гармоническое развитие личности, которое во многом определяется тем, в какие коллективы и как включается личность учащегося в процессе своего развития. Актуализируется вопрос о создании в коллективе такого настроения, чтобы учебно – воспитательный процесс был эффективным.
Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и, как было показано выше, определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие, формируют эмоциональный настрой и работоспособность учеников. Следствием нормативного рабочего самочувствия на уроке является чувство единства с теми, кому даёшь урок.
К числу условий, зависящих от самого учителя, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой.
Психологическая установка создаётся тем, что учитель мысленно представляет себе класс и объект работы.
Эмоциональный настрой – это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного материала данного урока. Эмоциональный настрой нужен всем учителям: и математику, и филологу, и историку. Для эмоционального настроя необходимо «окунуться» в материал урока, войти в мир тех научных категорий или художественных образов, с которыми предстоит работать на уроке, представить их в сознании как бы наглядно. Если учитель не успеет перед уроком вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят учащихся, не вызовут ответных чувств, урок станет формальной передачей информации.
Однако на создание рабочего самочувствия влияют и условия, не зависящие от учителя. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актёра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот момент, когда актёр «священнодействует» с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, «вход постороннему за кулисы запрещён». К педагогу же перед уроком, может обратиться кто угодно и с каким угодно поручением, вопросом, распоряжением, хотя через минуту учителю надо входить в класс.
Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог — и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своего урока. Бывают такие сложные уроки и такие индивидуальные особенности педагога, когда перед уроком требуется не мнимая, а настоящая изоляция.
Психологический дискомфорт педагогического коллектива приводит к речевой агрессии учителя, проявляющейся в эмоциональных срывах на учениках, словесных оскорблениях и негативных замечаниях. Многие учителя используют скрытые угрозы, как залог выполнения учениками того или иного задания, оперируя такими фразами как: «если не закончите упражнение к концу урока, то поставлю двойку». К сожалению, нередки случаи жестокого обращения преподавателя с учениками, когда учитель позволяет себе рукоприкладство и издевательства по отношению к детям.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В свою очередь, давление со стороны учителя, заключающееся в необоснованной критике, угрозах, унижении достоинства и негативном отношении к ученику на протяжении долгого периода времени может негативно отразиться на личности учащегося. Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на внутреннее состояние ученика, на уровень его самооценки, степень уверенности в себе и в своих способностях. Более того, это приводит к серьезным психологическим расстройствам на фоне уже имеющегося психического диагноза ребенка с одной стороны, и к разрушению еще несформировавшейся личности, с другой.
Как следствие напряженных отношений между учителем и учениками, у детей развивается школьная тревожность. Этот феномен рассматривается как необоснованное волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, а именно: в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно испытывает чувство собственной неполноценности, он не уверен в правильности своего поведения и своих решений.
Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что соблюдение психологической безопасности на уроке является приоритетным фактором в деятельности учителя. К задачам педагога относятся не только передача знаний, умений и навыков, но и предоставление помощи, основанной на сотрудничестве и поддержке, в процессе формирования полноценной и уверенной в себе личности ученика. Выполнение этих задач возможно только при учете тонких особенностей детской психики и принятии возлагаемой ответственности.
Во-первых, у учащихся хорошо развита способность к улавливанию эмоционального настроя учителя, поэтому преподавателю с самого начала занятия следует создать доброжелательную обстановку. Для этого ему необходимо определить и правильно интерпретировать психическое состояние класса, а также индивидуальное состояние каждого ученика. Общее впечатление учитель может получить, применяя разнообразные педагогические приемы и техники, направленные на выявление настроя учеников. Но что касаемо индивидуального подхода, здесь необходимо наличие у педагога способности к эмоциональной сопричастности, другими словами к отображению внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, мыслей. Необходимо уметь понимать ученика с его точки зрения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, анализировать, каким образом он воспринимает ту или иную ситуацию, и впоследствии разработать индивидуальный подход к каждому конкретному ученику, создавая условия для самоутверждения, учитывая сильные стороны его личности.
Во-вторых, для достижения психологического комфорта на уроке учителю необходимо принимать во внимание даже, казалось бы, второстепенные мелочи, такие как поза, мимика и жесты, так как невербальный язык передает большое количество информации, которую воспринимают и понимают все, независимо от возраста. Это же касается и речи учителя, а именно: скорости, интонации и тембра его голоса. Следовательно, учителю следует работать над собой и прикладывать усилия для облегчения процесса принятия преподносимой информации учениками и обеспечения комфортной среды на уроке.
В-третьих, в классе необходимо создать такой климат, при котором все учащиеся будут способны показать себя с лучшей стороны и раскрыть потенциальные возможности. Это осуществимо исключительно на базе доверительных межличностных отношений между учителем и учеником. Как правило, такие отношения являются результатом избранной учителем тактики общения с ребятами. В её основе лежит взаимная передача нейтральной информации, принимающей вид личного разговора, то есть, учащиеся делятся с учителем событиями из жизни, семьи, школы, рассказывают о своих успехах и неудачах. Такое общение помогает наладить контакт с учеником, узнать его с другой стороны, а также дает понять, что ученик свободен в самовыражении и не будет осужден за высказывание своего мнения. К тому же, сотрудничая с учениками и привлекая их активной защите собственной позиции, возникает благоприятная почва для открытого и свободного обсуждения возникающих проблем, когда учащиеся совместно с педагогом приходят решению поставленных задач. Также немаловажным считается обеспечение ученикам ситуации успеха, когда они прикладывают усилия для движения вперед, и постоянно ощущают эмоциональную поддержку, веру в их силы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе образовательного процесса ученик сможет освоить академические знания и сформироваться как адаптированная личность только в безопасной психологической среде. Задача обеспечения психологического комфорта в условиях школы возлагается на учителя. В свою очередь, атмосфера благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе раскрывает способность педагога к организации условий, при которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития.