Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Положительный психологический климат в коллективе школы как залог успешной социализации детей с ОВЗ»

Актуальность настоящего вопроса определяется условиями модернизации системы образования. Среди институтов социализации, обусловливающих детьми и подростками социального опыта, особое место занимают школы, прямое назначение которых – обучать детей, давать им знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности и разносторонней социальной активности.

Написание доклада за 4 часа

Если урок и внеурочный воспитательный процесс являются целенаправленными педагогическими воздействиями, то психологический климат педагогического коллектива  выступает стихийным механизмом социализации учащегося. Задача современной школы  – мотивировать педагогов  на выполнение стоящих перед учреждением задач по воспитанию и обучению подрастающего поколения. А это зависит от сплоченности, творческого подхода работающих  педагогов.

В нынешней ситуации особенно остро встает вопрос о психологическом климате, как об одном из важнейших показателей стабильности и сплоченности коллектива. В школе, а особенно в коррекционной,  от педагога  требуется такт, терпимость во взаимоотношениях с учащимися, умение прогнозировать развитие ситуации в классном  коллективе и коллективе сотрудников, гасить и предупреждать  внутришкольные  конфликты.

Психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива организации. В психологии часто употребляются схожие категории: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологическая атмосфера коллектива».

Социально-психологический климат должен  строиться на принципах сотрудничества, доброжелательности, уважения к человеку. Необходимо уделять больше внимания индивидуальному подходу к каждому педагогу, решению проблем социальной сферы, опираясь на традиции, положительный опыт, устои данного педагогического учреждения.

Итак, положительный психологический климат является фактором, формирующим эмоциональное благополучие учителя: удовлетворенность педагога своей деятельностью; удовлетворенность взаимоотношений с руководством школы; защищенность его личности в данном коллективе; внутренним спокойствием педагога, удовлетворенность оценки его личности и деятельности со стороны окружающих. Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд.

Таким образом, для повышения производительности труда и для развития творческой инициативы  коллектива важен  положительный психологический климат. И  только тогда коллектив становится могучим средством формирования личности учащегося, его успешной адаптации  в социуме.

Целью воспитания является гармоническое развитие личности, которое во многом определяется тем, в какие коллективы и как включается личность учащегося  в процессе своего развития. Актуализируется вопрос о создании в коллективе  такого настроения, чтобы учебно – воспитательный процесс был эффективным.

Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и, как было показано выше, определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие,  формируют эмоциональный настрой и работоспособность учеников. Следствием нормативного рабочего самочувствия на уроке является чувство единства с теми, кому даёшь урок.

К числу условий, зависящих от самого учителя, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой.

Психологическая установка создаётся тем, что учитель мысленно представляет себе класс и объект работы.

Эмоциональный настрой – это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного материала данного урока. Эмоциональный настрой нужен всем учителям: и математику, и  филологу,  и историку. Для эмоционального настроя необходимо «окунуться» в материал урока, войти в мир тех научных категорий или художественных образов, с которыми предстоит работать на уроке, представить их в сознании как бы наглядно. Если учитель не успеет перед уроком вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят учащихся, не вызовут ответных чувств, урок станет формальной передачей информации.

Однако на создание рабочего самочувствия  влияют и условия, не зависящие от учителя. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актёра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот  момент, когда актёр «священнодействует» с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, «вход постороннему за кулисы запрещён». К педагогу же перед уроком, может обратиться кто угодно и с каким угодно поручением, вопросом, распоряжением, хотя через минуту учителю надо входить в класс.

Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог — и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своего урока. Бывают такие сложные уроки и такие индивидуальные особенности педагога, когда перед уроком требуется не мнимая, а настоящая изоляция.

Психологический дискомфорт педагогического коллектива приводит к речевой  агрессии учителя, проявляющейся в эмоциональных срывах  на учениках, словесных оскорблениях и негативных замечаниях.  Многие учителя используют скрытые угрозы, как залог выполнения учениками того или иного задания, оперируя такими фразами как: «если не закончите упражнение к концу урока, то поставлю двойку». К сожалению, нередки случаи жестокого обращения преподавателя с учениками, когда учитель позволяет себе рукоприкладство и издевательства по отношению к детям.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В свою очередь, давление со стороны учителя, заключающееся в необоснованной критике, угрозах, унижении достоинства и негативном отношении к ученику на протяжении долгого периода времени может негативно отразиться на личности учащегося. Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на внутреннее состояние ученика, на уровень его самооценки, степень уверенности в себе и в своих способностях. Более того, это приводит  к серьезным психологическим расстройствам на фоне уже имеющегося психического диагноза ребенка с одной стороны, и к разрушению еще несформировавшейся личности, с другой.

Как следствие напряженных отношений между учителем и учениками, у детей развивается школьная тревожность. Этот феномен рассматривается как необоснованное волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, а именно: в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно испытывает чувство собственной неполноценности, он не уверен в правильности своего поведения и своих решений.

Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что соблюдение психологической безопасности на уроке является приоритетным фактором в деятельности учителя. К задачам педагога относятся не только передача знаний, умений и навыков, но и предоставление помощи, основанной на сотрудничестве и поддержке, в процессе формирования полноценной и уверенной в себе личности ученика. Выполнение этих задач возможно только при учете тонких особенностей детской психики и принятии возлагаемой ответственности.

Во-первых, у учащихся хорошо развита способность к улавливанию эмоционального настроя учителя, поэтому преподавателю с самого начала занятия следует создать доброжелательную обстановку. Для этого ему необходимо определить и правильно интерпретировать психическое состояние класса, а также индивидуальное состояние каждого ученика. Общее впечатление учитель может получить, применяя разнообразные педагогические приемы и техники, направленные на выявление настроя учеников. Но что касаемо индивидуального подхода, здесь необходимо наличие у педагога способности к эмоциональной сопричастности, другими словами к отображению внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, мыслей. Необходимо уметь понимать ученика с его точки зрения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, анализировать, каким образом он воспринимает ту или иную ситуацию, и впоследствии разработать индивидуальный подход к каждому конкретному ученику, создавая условия для самоутверждения, учитывая сильные стороны его личности.

Во-вторых, для достижения психологического комфорта на уроке учителю необходимо принимать во внимание даже, казалось бы, второстепенные мелочи, такие как поза, мимика и жесты, так как невербальный язык передает большое количество информации, которую воспринимают и понимают все, независимо от возраста. Это же касается и речи учителя, а именно: скорости, интонации и тембра его голоса. Следовательно, учителю следует работать над собой и прикладывать усилия для облегчения процесса принятия преподносимой информации учениками и обеспечения комфортной среды на уроке.

В-третьих, в классе необходимо создать такой климат, при котором все учащиеся будут способны показать себя с лучшей стороны и раскрыть потенциальные возможности. Это осуществимо исключительно на базе доверительных межличностных отношений между учителем и учеником. Как правило, такие отношения являются результатом избранной учителем тактики общения с ребятами. В её основе лежит взаимная передача нейтральной информации, принимающей вид личного разговора, то есть, учащиеся делятся с учителем событиями из жизни, семьи, школы, рассказывают о своих успехах и неудачах. Такое общение помогает наладить контакт с учеником, узнать его с другой стороны, а также дает понять, что ученик свободен в самовыражении и не будет осужден за высказывание своего мнения. К тому же, сотрудничая с учениками и привлекая их активной защите собственной позиции, возникает благоприятная почва для открытого и свободного обсуждения возникающих проблем, когда учащиеся совместно с педагогом приходят решению поставленных задач. Также немаловажным считается обеспечение ученикам ситуации успеха, когда они прикладывают усилия для движения вперед, и постоянно ощущают эмоциональную поддержку, веру в их силы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе образовательного процесса ученик сможет освоить академические знания и сформироваться как адаптированная  личность только в безопасной психологической среде. Задача обеспечения психологического комфорта в условиях школы возлагается на учителя. В свою очередь, атмосфера   благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе раскрывает способность педагога к организации условий, при которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1129

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке