Остаются не решенными вопросы о роли регулирования экономического развития регионов, увеличения или сокращения его масштабов, создания предпосылок, которые позволят достигнуть стимулирования ускоренного роста экономического развития территорий. Какая роль местного самоуправления в регулировании муниципального образования и какое оптимальное разграничение функций государственного регулирования между субъектами управления?

Однако применительно к современным условиям экономики не достаточно исследованы проблемы государственного регулирования экономики как системы в целом, так и отдельных частей, в частности муниципальных образований. Возникает проблема, каким образом через механизм государственного и местного регулирования достигнуть условий экономического роста на территории.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Не достаточно разработаны вопросы оценки эффективности социально-экономического развития муниципальных образований и эффективности регулирования этого развития со стороны государственных и муниципальных органов управления. Не достаточно чётко определены принципы разграничения полномочий при управлении развитием территорий, свойственные современным условиям России.

В процессе реформирования экономических отношений субъектов: государства — муниципальное образование, возникает проблема определения концептуальных подходов к государственному регулированию этих отношений, а также определения понятия муниципального образования в структуре субъектов хозяйствования. Под муниципальным образованием понимается определённая территория, обладающая особыми признаками и осуществляющая в определённых границах присвоение, распоряжение, пользование ограниченными ресурсами территории, с целью удовлетворения потребностей в общественных и коллективных благах по поручению граждан территории, делегировавших властные полномочия.

В экономической науке существуют различные подходы к роли государственного регулирования с разной интенсивностью воздействия на социально-экономические процессы. Например, либеральная модель государства-минимума исходит из того, что рынок является идеальной моноструктурной моделью формирования индивидуального и общественного благосостояния. Роль государства должна ограничиваться экономической политикой невмешательства и созданием рамочных правовых условий для их функционирования.

Представители неоклассической теории благосостояния считают, что осторожно используя кредитно-денежную и налогово-бюджетную политику, государство способно влиять на экономический рост, безработицу и инфляцию.

Символом максимального вмешательства государства в основные рыночные механизмы является неокейнсианская модель «государство благосостояния». Функции государства распространялись до ответственности общества за благосостояние граждан, через предоставление оптимального объема благ, удовлетворяющего потребности основных категорий населения.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В модели социального рыночного хозяйства государство совмещает выполнение функций «ордолиберального государства» по поддержанию конкурентных условий для раскрытия социальных преимуществ рынка с функциями «неоклассического» государства по устранению «провалов рынка» и с активной социальной политикой «неокейнсианского государства благосостояния».

Особенности трансформации, опыт развития российской экономики за последние 10 лет показывают несостоятельность использования какой-то одной из них, будь то неоклассическая теория с ее представлениями о роли государства в регулировании общественного благосостояния или либеральные и неолиберальные модели.

Государственное регулирование экономических процессов трансформации отношений между субъектами на территориях требуют усилия взаимосвязи и взаимодействия с местным самоуправлением и муниципальными институтами.

Под местным самоуправлением понимаем совокупность экономических и институциональных форм, социальных отношений, возникающих между субъектами определенной территории по поводу ведения общего хозяйства по использованию ограниченных ресурсов с учетом экономических интересов субъектов территории и государства, делегировавших определенные властные полномочия по регулированию ресурсов с позиции экономического роста, повышения качества жизни.

Зарождение местного самоуправления как института власти приходится на XIII—XIV вв. и связано с развитием городов и формированием их собственной финансовой базы.

Как понятие местное самоуправление отражает многообразное общественное явление, возникающее в социальной организации под влиянием целого комплекса исторических, географических, политических, экономических, национальных и других особенностей. Сущность местного самоуправления в том, что оно призвано решать проблемы населения, объединенного общими условиями проживания.

Сферой регулирования на местном уровне охватываются отношения по реализации органами местного самоуправления, во-первых, «собственных» полномочий, т. е. тех, которые им необходимы для самостоятельного решения вопросов местной жизни, и, во-вторых, — отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться законом, либо делегированных органами государственной власти.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Саморегуляция выступает в виде совокупности действий, направленных на ее самосохранение и развитие. Чем сложнее и динамичнее процессы, тем большей степенью свободы она должна обладать для своевременного реагирования и адаптации к происходящим изменениям, сохранения устойчивости. Самое эффективное решение этой проблемы — расширение самостоятельности. Для социальных подсистем это означает ослабление диктата «сверху», развитие местного самоуправления, при одновременной демократизации государственного управления.

Местное самоуправление определяется российским законодательством как процесс и как результат реализации конституционного права жителей населенных пунктов избирать местные органы власти для решения законодательно установленных «вопросов местного значения» и непосредственно принимать участие в их решении.

Все, связанное с местным самоуправлением или местной властью, не встроено в систему государственного управления; местная и государственная власти в пределах «вопросов местного значения» независимы друг от друга.

Государственное регулирование социально-экономического развития означает целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы для обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы.

В зависимости от функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления государственного управления социально-экономическим развитием. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или проведением экономических реформ и их социальными последствиями. В этом направлении государство воздействует посредством осуществления мер антикризисного регулирования — предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся. Второе направление — государственное управление общеэкономическими процессами, обусловленными необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестиции в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. В третьем направлении государственное управление охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Функции государственного управления экономическими и социальными процессами определяются исходя из того что, отражая динамику состояния экономики, они вместе с тем выполняют роль не только объектов управленческих воздействий, но и средств их осуществления.

Конечная цель социально-экономического регулирования на местном уровне — улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Структурирование компонентов регулирования в области социальной политики позволяет выделить следующие элементы: улучшение качества жизни (уровень, продолжительность, образование), управление социальным развитием, регулирование процессов социальной дифференциации.

На местном уровне важно в максимальной степени конкретизировать методы, способы, механизмы достижения параметров, заложенных в федеральной и региональной политике, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических и ресурсных характеристик.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Эффективность регулирования должна быть определена вкладом федеральных и местных органов власти в изменение социально-экономических параметров.

При осуществлении регулирования требуется соблюдение следующих принципов, реализация которых является одним из критериев оценки эффективности: целенаправленность, то есть, достижение государственных минимальных стандартов; комплексность, приоритетные направления рассматриваются в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов его развития; системность, то есть, определение перспективных функций муниципального образования должно осуществляться с учетом взаимосвязей его развития с субъектом РФ, на территории которого оно достигается, с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом; адаптивность, которая предполагает, что выбор должен осуществляться с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обуславливать корректировку выбора; последняя должна осуществляться с минимальными экономическими и социальными издержками; принцип экономической эффективности (цель достигается с минимальными издержками); соблюдение баланса интересов; легитимность.